Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Моя малая родина"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по духовно-нравтсенному направлению "Моя малая родина". 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_duhovno-nravstvennomu_napravleniyu._zazdravnyh_i._n.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Заздравных Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска»
Г. Морозовск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА». 3 КЛАСС
ПРОГРАММА
духовно-нравственное направление
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа кружка составлена с учетом государственного заказа (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, материалов ФГОС нового поколения), общественного заказа (опрос детей и родителей). Она ориентирована на учащихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой детей из разных классов и параллелей.
Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа. (3 класс)
Цель: создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре, труду, людям через систему интеграции основного и дополнительного образования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного города (села), школы; любовь к «малой родине» помогает человеку выживать;
- знакомить учащихся с жизнью и деятельностью известных людей своего города (посёлка, села): подвиг во имя Родины может совершить и сегодня каждый человек;
- формировать бережное отношение к истории и природе родного края, воспитывать желание оказывать посильную помощь своему городу; чувство ответственности за свою «малую» Родину.
Ожидаемые результаты
В результате участия в данной программе школьники:
- приобретут знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к представителям других поколений;
- научатся самостоятельно искать, отбирать, использовать информацию в справочной литературе;
- приобретут опыт природо-сберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений; опыт благотворительной деятельности; самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
У учащихся будут формироваться ценностные отношения к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям.
Подходы к реализации программы
Системный подход - интеграция урочной и внеурочной деятельности (при возможности – продолжается и в программе «каникулы»);
- постоянный коллективный анализ результатов деятельности: успехов и неудач, пассивности и активности детей, изменений в отношениях между детьми в классе, между родителями и детьми и т.д.
Деятельностный подход предполагает включение учащихся в разнообразные виды деятельности, использование разнообразных форм воспитательной работы;
- организацию совместной деятельности детей, педагогов, родителей.
Аксиологический подход - задача формирования ценностных отношений к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям рассматривается как одна из важнейших в организации образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
- Документы ФГОС нового поколения.
- Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20011-2015 годы»»
- Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»
Тематическое планирование
п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Моя малая родина | 15 | 3 | 12 | |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Моя «малая» Родина. | 1 | 1 | |
3 | История города. | 4 | 1 | 3 |
4 | Любить свой город – значит быть ему полезным. | 3 | 3 | |
5 | Особенности быта родного края. | 2 | 2 | |
6 | Исторические памятники родного края. | 2 | 2 | |
7 | Подведение итогов | 2 | 2 | |
Природа родного края | 10 | 2 | 8 | |
1 | Природа родного края | 2 | 2 | |
2 | Мой любимый уголок родного края. | 2 | 2 | |
3 | Проблемы моего города | 4 | 1 | 3 |
4 | Подведение итогов | 2 | 2 | |
Ради жизни на Земле | 9 | 1 | 8 | |
1 | Мой город во время Великой Отечественной войны | 2 | 1 | 1 |
2 | След войны в биографии моей семьи | 2 | 2 | |
3 | Изготовление подарков для ветеранов | 2 | 2 | |
4 | Встреча с ветеранами | 1 | 1 | |
5 | Оформление портфолио | 2 | 2 | |
Всего | 34 | 6 | 28 |
Содержание программы
Модуль 1. Моя малая Родина (15 часов: 3часа – теоретические занятия, 12 часов – практические)
Вводное занятие (1 час). Беседа-диалог «Кого можно считать патриотом»: понятие «патриот», «патриотизм».
«Моя малая Родина» (1 час практическое занятие). Игра-путешествие: путешествие по разработанному маршруту по родному городу (поселку).
История моего города (4 часа: 1час–теория, 3 часа – практическое занятие). Сбор материала об истории города и интересных фактов из его жизни. Обработка материала. Оформление стенда.
Любить свой город – значит быть ему полезным (3 часа - практическое занятие). Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны.
Особенности быта родного края (2 часа – практическое занятие). Экскурсия в краеведческий музей по заранее подготовленным вопросам. Экскурсия в школьный музей. Исторические памятники родного края (3 часа – практическое занятие). Экскурсия к историческим памятникам родного края. Обмен впечатлениями.
Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Модуль 2. Природа родного края (10 часов: 2 часа - теория, 8 часов – практическое занятие)
Природа родного края (2 часа - практическое занятие). Акция «Кормушка»: изготовление и развешивание кормушек для птиц.
Мой любимый уголок родного края (2 часа – практическое занятие). Сбор материала для фотовыставки. Оформление фотовыставки.
Проблемы моего города.(4 часа: 1 час – теория, 3 часа – практическое занятие). Разработка социального проекта: выбор проблемы, сбор материала, обработка материала, оформление и защита проекта.
Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Модуль 3. Ради жизни на Земле (9 часов: 1 час – теория, 8 часов – практическое занятие).
Ради жизни на Земле (7 часов). Беседа – знакомство с событиями Великой Отечественной войны, происходящими на территории города. Сочинения на тему: «След войны в биографии моей семьи». Изготовление подарков ветеранам войны. Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Список литературы
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
- Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», 2011 №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Программа ВД "Уроки нравственности" (1-4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Моя малая родина»
Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основными направления...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...