Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
методическая разработка

Губанова Надежда Петровна

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

              Муниципальное   бюджетное образовательное учреждение  

  Средняя общеобразовательная школа п. Вахрушев имени  И. П. Фархутдинова

                                     

 

                                   Авторская программа

         внеурочной деятельности по духовно - нравственному

                                                 направлению:

                         «Моя малая родина - посёлок Вахрушев»

                                             Срок реализации 1 год.    

                                                 2 класс (8 – 9 лет)

 

Разработана на основе  Примерных программ                                                      1 час в неделю

по внеурочной деятельности  Федерального                                                         34 учебных недели

Государственного Образовательного стандарта                                                    34 урока за год

начального общего образования.                                                                             Составила:                                                                                                                      

                                                                                                                   учитель начальных классов              

                                                                                                                    высшей категории

                                                                                                                   Губанова Надежда Петровна

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                 

                           

   

 

                                                                                              

                                                                 п. Вахрушев

                                                                     2018 год.

                                         

                                       Содержание.    

1. Пояснительная записка……………………………………………..    3 - 6

2. Планируемые результаты…………………………………………..    6 - 7

3. Содержание программы……………………………………………   7 - 8

4.Характеристика результатов формирования  УУД. ……………..    9                                                            

5. Учебно-тематический план………………………………………..    10 - 11

6. Список литературы…………………………………………………   12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа: «Моя Малая родина - посёлок Вахрушев» составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Моя малая родина - посёлок Вахрушев» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учётом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитании. Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа  предполагает формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свою малую родину; воспитание личности гражданина – патриота России. Программа рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, в целях сохранения преемственности  «славных боевых и трудовых традиций»; проводить встречи с интересными людьми, экскурсии в  музеи;  инсценированные представления, викторины; принимать участие в социальных проектах (акция добра и милосердия); собирать материалы для  школьного музея.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к малой родине, Отечеству.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

        

                   Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

   

 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

 

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.   

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные.

   

                                     Планируемые результаты:

  Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

  Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

  Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

  У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

 В результате реализации программы ожидается:

      -  развитие творческих способностей;

-  осознание ответственности за судьбу малой родины, своего Отечества, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-  способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 Организация работы по программе «Моя Малая родина: посёлок Вахрушев» во 2 классе рассчитан на 1 час в неделю.                                                                                                                  

                                        Содержание программы.

2 класс «Моя малая родина – посёлок Вахрушев» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34 часа, из них: теоретических -9 часов, практических -25часов.

Программа «Моя малая родина - посёлок Вахрушев» используется во 2 классе. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- формировать потребность к самообразованию.

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 Диагностика. Сбор игр.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живёт моя семья. Конкурсы рисунков.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их  художественные способности, формировать эстетические вкусы.

Родной край в 20 веке.      

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.  Экскурсии в музей.       

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу; - воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность.                                                                                                                    

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн класса.). По каким правилам мы живём в школе? Десант чистоты и порядка. Трудовой десант

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к  своей малой родине, к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне;

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  

Мой любимый посёлок.      

След Великой Отечественной войны в жизни родного посёлка. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи.  Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего посёлка. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  Вывешивание кормушек.

           

             

         Характеристика результатов формирования     УУД.                                                    

Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

5. Следовать режиму организации   внеучебной деятельности.                                                                                                 6. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя

7. Определять план выполнения заданий   внеурочной деятельности под руководством учителя.

8.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

9. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

10. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные УУД                                                                                                                                                          1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной  речи  с

учётом своих   жизненных речевых ситуаций.

3.Читать художественные  и научно-популярные  книги.

4. Выполнять  различные роли в группе, сотрудничать

 в совместном решении проблемы (задачи).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                       2 класс «Посёлок Вахрушев – моя малая Родина»  - 34ч

                    Тема и номер занятия.

Всего

Теория

Прак-

тика

Дата

1.Урок: «Моё место в обществе»

1

  1

 

2. Беседа: «Мы все такие разные»

1

  1

 

3.  Диспут: «Мой сосед по парте»  

1

  1

 

4. Кругосветка: «Я – ученик»

1

 

  1

5.  Кл. час: «Мир дому моему»

1

  1

 

6.   Встреча: «Наша дружная семь – я»

1

  1

7.  Беседа: « Семейные праздники» ( с играми )  

1

  1

 

8 Конкурс сочинений: « Фото из семейного альбома»

1

  1

9.Поход в гости «Здесь живёт моя семья»

1

  1  

10.  Презентация: « Я мамин помощник»

1

  1

11.  Экскурсия в музей: «История моего посёлка»

1

  1

12.  Встреча: «Художники и мастера нашего посёлка»

1

  1

13.Заочное путешествие: «Вот эта улица, вот этот дом»

1

  1

 

14.Праздник: « Вахрушевские  Надежды»

1

  1

15. Выставка художественного творчества: «Мой школьный дом».

1

 

  1

16. Встреча с выпускниками: «История школы»

1

  1

 

17.Предметный урок: «Я люблю учиться»

1

  1

18.Беседа: «Права и обязанности ученика»

1

 

  1

19. Просмотр с обсуждением видеофильма: «Правила школьной жизни»

1

  1

20. Беседа: «Символы родного посёлка, района, региона»

1

 1

21. Творческое дело: « Открытка ветерану»

1

 1

22.  Конкурс сочинений: « Шахтёры – герои труда»

1

 

 1

23.Поход: «О чём шепчут названия улиц посёлка Вахрушев»

1

 1

24. Литературно – музыкальная композиция: «След Великой Отечественной войны в жизни Вахрушева»

1

 1

25. Интеллектуально – познавательная игра « Наши земляки – освободители Сахалинской земли».  

1

 1

26. Праздник: «Они живут рядом с нами: Воины – афганцы».

1

1

27.Экскурсия в музей: «История посёлка с1945 по 2014 годы».

1

1

28. Путешествие: «Весна, весна на улице». Спортивные соревнования: «Весенний марафон»

1

 1

29. День птиц. Выставка рисунков, поделок.

1

 

 1

30.Трудовой десант: « За чистоту в родном посёлке».

1

 1

31. Акция милосердия для ветеранов: «Добрых дел мастера»

1

 1

32. Викторина: «Знай и люби свой край»

1

    1

33. Защита проектов: «Моя малая родина»

1

   

 1

34. Анкета:  «Как хорош мир, в котором мы живём!»

1

1

Всего:

34 ч.

  9 ч.

 25 ч.

                                                                                                         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе.2004.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности  сост. И.В.Баранова. –  2004.

3. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

4. Внеурочная деятельность в начальной школе. 2004.

5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Вестник образования.  2009. - №17.  

6. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

 М.: Просвещение, 2009.

7.О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Воспитание школьников. 2009. - №8

8. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Моя малая родина"

Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по духовно-нравтсенному направлению "Моя малая родина". 3 класс...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Статья: "Организация деятельности РДШ в МБОУ СОШ пгт Вахрушев".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года:«О создании Общероссийской  общественно государственной  детско – юношеской  организации: &la...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Исследовательская работа: "Патриотическое воспитание обучающихся".

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Поэтому многие общественные и государственные учреждения занимаются вопросами социального воспитания. ...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Научно-методическая разработка:«Интегрированные уроки – один из путей развития познавательного интереса учащихся»

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования  требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приори...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий.

laquo;Продуктивное использование новых образовательных технологий в группе продленного дня. Перечень используемых новых образовательных технологий в образовательном процессе». Методы и формы ор...