Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
методическая разработка
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Вахрушев имени И. П. Фархутдинова
Авторская программа
внеурочной деятельности по духовно - нравственному
направлению:
«Моя малая родина - посёлок Вахрушев»
Срок реализации 1 год.
2 класс (8 – 9 лет)
Разработана на основе Примерных программ 1 час в неделю
по внеурочной деятельности Федерального 34 учебных недели
Государственного Образовательного стандарта 34 урока за год
начального общего образования. Составила:
учитель начальных классов
высшей категории
Губанова Надежда Петровна
п. Вахрушев
2018 год.
Содержание.
1. Пояснительная записка…………………………………………….. 3 - 6
2. Планируемые результаты………………………………………….. 6 - 7
3. Содержание программы…………………………………………… 7 - 8
4.Характеристика результатов формирования УУД. …………….. 9
5. Учебно-тематический план……………………………………….. 10 - 11
6. Список литературы………………………………………………… 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа: «Моя Малая родина - посёлок Вахрушев» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Моя малая родина - посёлок Вахрушев» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитании. Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа предполагает формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свою малую родину; воспитание личности гражданина – патриота России. Программа рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций»; проводить встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи; инсценированные представления, викторины; принимать участие в социальных проектах (акция добра и милосердия); собирать материалы для школьного музея.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к малой родине, Отечеству.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу малой родины, своего Отечества, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Организация работы по программе «Моя Малая родина: посёлок Вахрушев» во 2 классе рассчитан на 1 час в неделю.
Содержание программы.
2 класс «Моя малая родина – посёлок Вахрушев» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34 часа, из них: теоретических -9 часов, практических -25часов.
Программа «Моя малая родина - посёлок Вахрушев» используется во 2 классе. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- формировать потребность к самообразованию.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живёт моя семья. Конкурсы рисунков.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их художественные способности, формировать эстетические вкусы.
Родной край в 20 веке.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица. Экскурсии в музей.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу; - воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн класса.). По каким правилам мы живём в школе? Десант чистоты и порядка. Трудовой десант
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к своей малой родине, к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне;
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый посёлок.
След Великой Отечественной войны в жизни родного посёлка. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего посёлка. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек.
Характеристика результатов формирования УУД.
Личностные УУД | |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 5. Следовать режиму организации внеучебной деятельности. 6. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя 7. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности под руководством учителя. 8. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 9. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 10. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. |
Коммуникативные УУД 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих жизненных речевых ситуаций. 3.Читать художественные и научно-популярные книги. 4. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс «Посёлок Вахрушев – моя малая Родина» - 34ч
Тема и номер занятия. | Всего | Теория | Прак- тика | Дата |
1.Урок: «Моё место в обществе» | 1 | 1 |
| |
2. Беседа: «Мы все такие разные» | 1 | 1 |
| |
3. Диспут: «Мой сосед по парте» | 1 | 1 |
| |
4. Кругосветка: «Я – ученик» | 1 |
| 1 | |
5. Кл. час: «Мир дому моему» | 1 | 1 |
| |
6. Встреча: «Наша дружная семь – я» | 1 | 1 | ||
7. Беседа: « Семейные праздники» ( с играми ) | 1 | 1 |
| |
8 Конкурс сочинений: « Фото из семейного альбома» | 1 | 1 | ||
9.Поход в гости «Здесь живёт моя семья» | 1 | 1 | ||
10. Презентация: « Я мамин помощник» | 1 | 1 | ||
11. Экскурсия в музей: «История моего посёлка» | 1 | 1 | ||
12. Встреча: «Художники и мастера нашего посёлка» | 1 | 1 | ||
13.Заочное путешествие: «Вот эта улица, вот этот дом» | 1 | 1 |
| |
14.Праздник: « Вахрушевские Надежды» | 1 | 1 | ||
15. Выставка художественного творчества: «Мой школьный дом». | 1 |
| 1 | |
16. Встреча с выпускниками: «История школы» | 1 | 1 |
| |
17.Предметный урок: «Я люблю учиться» | 1 | 1 | ||
18.Беседа: «Права и обязанности ученика» | 1 |
| 1 | |
19. Просмотр с обсуждением видеофильма: «Правила школьной жизни» | 1 | 1 | ||
20. Беседа: «Символы родного посёлка, района, региона» | 1 | 1 | ||
21. Творческое дело: « Открытка ветерану» | 1 | 1 | ||
22. Конкурс сочинений: « Шахтёры – герои труда» | 1 |
| 1 | |
23.Поход: «О чём шепчут названия улиц посёлка Вахрушев» | 1 | 1 | ||
24. Литературно – музыкальная композиция: «След Великой Отечественной войны в жизни Вахрушева» | 1 | 1 | ||
25. Интеллектуально – познавательная игра « Наши земляки – освободители Сахалинской земли». | 1 | 1 | ||
26. Праздник: «Они живут рядом с нами: Воины – афганцы». | 1 | 1 | ||
27.Экскурсия в музей: «История посёлка с1945 по 2014 годы». | 1 | 1 | ||
28. Путешествие: «Весна, весна на улице». Спортивные соревнования: «Весенний марафон» | 1 | 1 | ||
29. День птиц. Выставка рисунков, поделок. | 1 |
| 1 | |
30.Трудовой десант: « За чистоту в родном посёлке». | 1 | 1 | ||
31. Акция милосердия для ветеранов: «Добрых дел мастера» | 1 | 1 | ||
32. Викторина: «Знай и люби свой край» | 1 | 1 | ||
33. Защита проектов: «Моя малая родина» | 1 |
| 1 | |
34. Анкета: «Как хорош мир, в котором мы живём!» | 1 | 1 | ||
Всего: | 34 ч. | 9 ч. | 25 ч. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе.2004.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности сост. И.В.Баранова. – 2004.
3. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
4. Внеурочная деятельность в начальной школе. 2004.
5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Вестник образования. 2009. - №17.
6. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
М.: Просвещение, 2009.
7.О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Воспитание школьников. 2009. - №8
8. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Моя малая родина"
Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по духовно-нравтсенному направлению "Моя малая родина". 3 класс...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Статья: "Организация деятельности РДШ в МБОУ СОШ пгт Вахрушев".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года:«О создании Общероссийской общественно государственной детско – юношеской организации: &la...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Исследовательская работа: "Патриотическое воспитание обучающихся".
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Поэтому многие общественные и государственные учреждения занимаются вопросами социального воспитания. ...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Статья: "Как интегрированные уроки влияют на повышение познавательного интереса учащихся".
Как интегрированные уроки влияют на повышение познавательного интереса учащихся...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Научно-методическая разработка:«Интегрированные уроки – один из путей развития познавательного интереса учащихся»
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приори...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Выступление на педсовете: "Домашнее задание в условиях реализации ФГОС"
Выступление на педсовете - Домашнее задание в условиях реализации ФГОС...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий.
laquo;Продуктивное использование новых образовательных технологий в группе продленного дня. Перечень используемых новых образовательных технологий в образовательном процессе». Методы и формы ор...