Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир «Моя малая родина»
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Котрехова  Ирина Александровна

Проект программы внеурочной деятельности  по предмету  окружающий  мир     разработан для учеников начальной школы. Обучающиеся  должны знать настоящую и прошлую историю своего края, своей семьи, своего имени.  Приходя в школу, дети не знают - в каком районе они живут, чем славится  край?  Я считаю, что каждый ученик нашего района, края должен знать его историю, достижения, иметь чувство гордости за  свой край.  В разработке  проекта раскрываются такие вопросы,  как  история нашего края, жизнь и быт народов севера, промышленности нашего района, округа.   Обучающиеся знакомятся с символикой Октябрьского района, ХМАО. Знакомство с темами проходит через проектирование, проводится исследовательская  работа по нахождению информации.  Я думаю,  что  эта тема актуальна, каждый житель нашего края обязан знать происхождение района, края, а так же современный человек  должен проявлять способность к проектной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир

«Моя малая родина»

Выполнила:

                                                                         Котрехова   Ирина Александровна                                                                         

учитель начальных классов

 

МКОУ «Приобская средняя

 общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

      Проект программы внеурочной деятельности  по предмету  окружающий  мир     разработан для учеников начальной школы. Обучающиеся  должны знать настоящую и прошлую историю своего края, своей семьи, своего имени.  Приходя в школу, дети не знают - в каком районе они живут, чем славится  край?  Я считаю, что каждый ученик нашего района, края должен знать его историю, достижения, иметь чувство гордости за  свой край.  В разработке  проекта раскрываются такие вопросы,  как  история нашего края, жизнь и быт народов севера, промышленности нашего района, округа.   Обучающиеся знакомятся с символикой Октябрьского района, ХМАО. Знакомство с темами проходит через проектирование, проводится исследовательская  работа по нахождению информации.  Я думаю,  что  эта тема актуальна, каждый житель нашего края обязан знать происхождение района, края, а так же современный человек  должен проявлять способность к проектной деятельности.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей   применения ИКТ не только в учебном процессе, но и в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

      Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование к организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В  ФГОС  НОО воспитание рассматривается как  ценностно-ориентированный процесс. В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через  внеурочную деятельность.

      Основной из характеристик  современного человека,  действующего  в пространстве культуры,  является способность к проектной деятельности, которая направлена на выработку: объединений знаний, полученных в ходе учебного процесса; развитие творческих способностей  и логического мышления; самостоятельных исследовательских умений (сбор и обработка информации, постановка проблемного вопроса, проведение экспериментов, анализ результатов), приобщение к конкретным жизненно важным проблемам.

        Цель  курса:  сформировать у обучающихся знания семье,  о родном крае; научить проектированию минимального уровня сложности; подвести их к пониманию своего места в округе и в стране.

Задачи курса:

  1. Ознакомление  обучающихся с компьютером;
  2. Приобретение навыков и умений  в использовании ИКТ;
  3. Обработка информации;
  4. Развитие интереса к использованию современной техники;
  5. Формирование умений учебного проектирования;
  6. Воспитание коммуникативности  инициативности самостоятельности  и предприимчивости;
  7. Развитие опыта неформального  общения взаимодействия;
  8. Расширение рамок общения в соцуме.

     Обучающиеся начальных классов в основном не обладают умением  работать  с учебной техникой,  в связи с этим  практические занятия проводятся с ознакомлением  с учебной аппаратурой  и умение  работать с ней под руководством учителя.

      В результате изучения  курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные:

     позволяют сделать учение осмысленным, учитывая их реальные жизненные цели и ситуации;  устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (а уровне соответствующем возрасте); воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

Регулятивные:

     обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности; адекватно воспринимать оценку учителя, партнера; вносить в свою работу исправления, дополнения; в сотрудничестве с учителем, одноклассниками ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно.

Познавательные:

       включают действия: исследования, поиска, отбора информации, используя справочные материалы, интернет;  моделирования- изучаемого содержания; использования на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); выделения существенной информации из небольших текстов; использования  ИКТ, справочников.

Коммуникативные:

     обеспечивают возможности сотрудничества: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; договариваться и приходить к  общему решению, работая в паре; вступать в диалог  (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Особенность программы:

     Особенностью программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования обучающихся. Реализация курса рассчитана на организацию работы обучающихся во внеурочное время, занимающихся  проектной деятельностью под руководством учителя начальных классов.

    Работа над проектом способствует активному сотрудничеству: с семьей, социальными партнерами (МКОУ ДДТ «Новое поколение», музеями, городской и школьной библиотеками); установлению партнерских отношений с одноклассниками; сплочению классного  коллектива, коллектива обучающихся и родителей. Обучающиеся должны осознавать значимость своей работы, аргументировано излагать свои мысли,  идеи, расширять свой кругозор, отстаивать  свою точку зрения,  анализировать свою деятельность. Развивается интерес к истории своей семьи, края, поселка,  города, семейным традициям, традициям своего края. Во взаимодействии обучающиеся с учителем, родителями работают над проектами, которые публично защищают. Для облегчения процесса исследования, учителю необходимо обеспечить обучающихся дополнительными средствами сбора и обработки информации.

Основные направления содержания деятельности:

     В рамках курса образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на развитие природных задатков обучающихся, реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечить развитие личности ребенка, поэтому целесообразно использовать личностно-ориентированную технологию и проблемные методы обучения.

    Необходимо уделить внимание   особенностям организации учебного процесса как:  комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях; включение в занятия игровых элементов,  стимулирующих инициативу и активность обучающихся; создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности; моральное поощрение инициативы и творчества;  регулирование активности и отдыха.

Формы контроля и оценки  планируемых результатов:

    Текущий контроль (на каждом занятии проводить опрос), промежуточный контроль(в конце четверти –самостоятельные работы, тесты), итоговый контроль(в конце года- защита проектов, тестирование).

    Для оценки достижения планируемых результатов использовать различные методы формы:

  • практические работы;
  • проекты;
  • творческие работы;
  • самоанализ и самооценка;
  • выставки, показ работ.

       Занятия во 2 классе проводятся по 40 минут (1ч в неделю). Курс рассчитан на 34 недели.  Каждое занятие делится на теоретическую (обучающиеся создают материальную базу  данного проекта) и  практическую (переводят собранную информацию в электронный вид).

      На занятиях применяются компьютер, веб-камера, фотоаппарат, видеокамера, по возможности – сканер и принтер. Для работы используются: среда для   программирования Microsoft Power Point, Microsoft Movie Maker, Microsoft Office Word средства интернета.

       Курс тесно связан с предметом «Окружающий мир». Объектами изучения данного курса являются: семья, экологическое и культурное развитие Октябрьского района  ХМАО - Югры. Обучающиеся могут на уроках Окружающего мира демонстрировать свои проекты, использовать свои знания приобретенные во внеурочной деятельности.

Планируемые результаты:

      В педагогических измерениях различают три уровня результатов образования.

      Первый уровень (для 2 класса) – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах: приобретение обучающимися  социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.

     Чтобы достичь уровня результатов, большое значение имеет сотрудничество обучающегося с учителем как значимым для него носителями положительного  социального знания  и повседневного опыта.

      В ходе реализации внеурочной проектной деятельности необходимо достичь следующих результатов:

* формирование умений учебного проектирования;

* приобретение конкретных технических учений в использовании ИКТ;

* приобретение социальных знаний (понимание социальной реальности);

* развитие индивидуальности обучающегося в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

* формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (семья, Отечество, природа, труд, культура);

* формирование гражданской, коммуникативной, социальной, этической компетентности обучающегося;

* воспитание толерантности, навыков здорового образа жизни.

     В результате работы по программе внеурочной деятельности обучающиеся

должны знать:

  1. Структуру проектной и исследовательской деятельности;
  2. Основные отличия цели и задачи проектной исследовательской деятельности;
  3. Способы обработки информации;
  4. Информационные источники поиска  необходимой информации;
  5. Первоначальное представление о компьютере, принтере, сканере, некоторых программ, фотоаппарате;
  6. Историю своей семьи, края.

должны уметь:

  1. Самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка и определение цели);
  2. Проектную и исследовательскую деятельность разделять на этапы;
  3. Планировать совместную деятельность по реализации оценивание своего вклада в решение общих задач группы, учитывая особенности ролевого поведения;
  4. Пользоваться библиотечными справочниками, энциклопедиями, ресурсами интернета для поиска информации.

Форма подведения итогов

     По окончании курса (1 уровень) производится оценивание предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающихся в следующих формах:

  • беседа, тестирование;
  • защита проектов, сообщений, материалов презентаций, исследовательских работ на занятиях, классных часах, школьных, муниципальных и региональных конкурсах, фестивалях.

Содержание курса:

Название темы

Содержание

теория

практика

1

Знакомство с компьютером.

Правила поведения в компьютерном классе. Первоначальное знакомство  с компьютером.  Правила работы с компьютером (включить, выключить). Работа в программе Microsoft Office Word. Оформление надписей имен. Оформление титульного листа. Сохранение страницы.

2

Я и мое имя.

Знакомство с Интернетом (как осуществить поиск информации), с возможностями поиска информации в сети Интернета о своем имени, имени близких. Изображение предмета на слайдах. Оформление страницы в электронном альбоме. Составление и запись имен. Нахождение и запись значения имени.

3

Мой класс.

Знакомство с фотоаппаратом, возможностями цифровых фотоаппаратов. Соблюдение правил пользования им. Проведение фотосессии в классе. Оформление страницы. Вставка фотографий в электронный альбом. Создание надписей, содержащих фамилию и имя одноклассника под фотографией. Как уменьшить, увеличить размер фотографии, рисунка.

4

Моя школа.

Поиск информации об истории школы. Посещение школьного музея.   Запись информации. Фотосессия школьного здания, внутреннего интерьера, класса. Изображение школьного здания с помощью графического редактора. Фотосессия  учеников на различных режимных моментах. Оформление альбома.  Вставка рисунков и фотографий  в электронный альбом. Мини – сочинение о школе.

5

Школьная жизнь.

Беседа с социальным педагогом, завучем по воспитательной работе о школьной жизни, проводимых мероприятий. Изображение правил поведения  в школе с помощью встроенного графического редактора. Выставка и вставка фотографий, создание надписей. Знакомство с принтером. Завершение альбома. Демонстрация своей работы. Запись мини- сочинения о школьной жизни.

6

Моя семья.

Исследовательская работа по нахождению данных о своей семье (беседа с родителями, родственниками). Вставка изображений на страницы альбома. Знакомство со сканером. Правила пользования со сканером. Фотосессия членов семьи.  Сканирование фотографий членов семьи. Вставка фотографий, рисунков, полученных с помощью сканирования, на страницу. Составление древа семьи. Оформление альбома «Моя семья».

7

Здоровье и правильное питание.

Поиск рисунков овощей, фруктов, информации о полезных продуктах. Составление режима дня, меню обеда. Оформление работ в виде презентаций. Создание и оформление слайдов. Вставка заранее подготовленных фотографий, рисунков на слайды. Запись правил правильного  питания. Показ слайд-шоу.

8

Мой край.

Экскурсия в природу. Фотосессия природы. Знакомство с анимацией в презентации. Создание фотографий с помощью Веб-камеры. Вставка фотографий в электронный альбом. Продолжение работы со сканером. Повторение правил. Оформление альбома «Мой край». Вставка изображений. Поиск информации о крае. Мини- сочинение о своем  крае.

9

Экология нашего края.

Поиск информации об экологической среде нашего края. Знакомство с программой Microsoft Movie Maker. Знакомство с видеокамерой. Правила работы с ней. Создание презентаций. Сканирование фотографий.  Составление и вставка рисунков, схем экологии. Запись правил по экологии.

10

Реки и озера нашего края.

Экскурсия на реку. Фотосессияна берегу реки. Поиск информации  о реках, озерах нашего края, экологической проблеме. Создание альбома. Анимации. Поиск информации  и создание  изображения подводных жителей рек, озер.  Правила техники безопасности работы с компьютером.

11

Заповедники  нашего края.

Поиск информации с помощью средств Интернета, справочников об Унторском, Елизаровском, Сорумском заказниках, о заповеднике «Малая Сосьва», парке «Самаровский чугас», Ханты – Мансийские холмы. Запись информации. Работа в таблице. Сканирование фотографий. Создание презентаций. Вставка анимированных картинок на слайды. Показ слайд – шоу.  Защита проектов. Подведение итогов.

Итого

15ч

19ч

Материально- техническое обеспечение:

1. Компьютер (подключенный к локальной сети Интернет) документ – камера,   проектор, экран, интерактивная доска, фотоаппарат, сканер, принтер.

2. Учебные средства (столы, доска, стулья)

3. Информационные материалы (программно- методическое обеспечение).

Учебно-методическая литература:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., Просвещение, 2000.
  2. https://educontest.net/component/content/article/19022
  3. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998.
  4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников \\ Начальная школа, 2005, №9.

   5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников:                    Книга для учителей начальных классов. – М., Вентана – Граф, 20-4.

6. festival.1september.ru/articles/606215/presentation/pril.ppt         

7. Фролов М.И. Учимся на компьютере: самоучитель – М., Бином, 2006.

8. Шесталов Ю. Земля Югория.- М., 1985.

9. Югорские хроники. 1996-2000. «В прошедших днях такая точность»: библиографический указатель. Тюмень, 2001.



Предварительный просмотр:

Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир

«Мой любимый поселок»

Выполнила:

                          Котрехова    Ирина                                            Александровна

                                 

  учитель начальных классов

 

МБОУ «Приобская средняя

 общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

      Проект программы внеурочной деятельности  по предмету  окружающий  мир     разработан для учеников начальной школы. Стремясь к далёким  странам, мы порой забываем, что совсем рядом есть неизвестная нам земля - наша малая Родина. Познакомившись, ребята сделают для себя много открытий. Обучающиеся  должны знать настоящую и прошлую историю своего поселка в Октябрьском районе ХМАО-Югре.  Я считаю, что каждый ученик нашего поселка  должен знать его историю, достижения, иметь чувство гордости за  свой поселок. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. 

    В разработке  проекта раскрываются такие вопросы,  как  история нашего поселка, жизнь и быт жителей.   Обучающиеся знакомятся с символикой поселка, района, округа. Знакомство с темами проходит через проектирование, проводится исследовательская  работа по нахождению информации.  Я думаю,  что  эта тема актуальна, каждый житель нашего поселка Приобье  обязан знать происхождение его.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), с требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы МКОУ «Приобская СОШ»; основными подходами к развитию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса.

 Программа разработана на основе:

  • Федерального закона  N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.

 Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей   применения ИКТ не только в учебном процессе, но и в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

      Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование к организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В  ФГОС  НОО воспитание рассматривается как  ценностно-ориентированный процесс. В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через  внеурочную деятельность.

      Основной из характеристик  современного человека,  действующего  в пространстве культуры,  является способность к проектной деятельности, которая направлена на выработку: объединений знаний, полученных в ходе учебного процесса; развитие творческих способностей  и логического мышления; самостоятельных исследовательских умений ( сбор и обработка информации, постановка проблемного вопроса, проведение экспериментов, анализ результатов); приобщение к конкретным жизненно важным проблемам.

        Цель  курса:  сформировать у обучающихся знания об истории  поселка, в котором они живут; подвести их к пониманию своего места в поселке, районе, округе; научить проектированию минимального уровня сложности.

Задачи курса:

*Выяснение особенностей развития истории родного поселка;

*Изучение  исторических памятников и достопримечательностей своей малой Родины; 

*Выяснение роли поселка в округе;

*Приобретение навыков и умений  в использовании ИКТ;

*Обработка информации;

*Формирование умений учебного проектирования;

*Воспитание коммуникативности  инициативности самостоятельности  и предприимчивости;

*Расширение рамок общения в соцуме;

*Развитие опыта неформального  общения взаимодействия.

     Обучающиеся начальных классов в основном не обладают умением  работать  с учебной техникой,  в связи с этим  практические занятия проводятся с ознакомлением  с учебной аппаратурой  и умение  работать с ней под руководством учителя.

Сроки реализации программы

          Количество часов, на которое рассчитана программа,  составляет 34 занятия  в  год.  Занятия в 3 классе проводятся по 40 минут (1ч в неделю). Каждое занятие делится на теоретическую (обучающиеся создают материальную базу  данного проекта) и  практическую (переводят собранную информацию в электронный вид).

      На занятиях применяются ноутбуки, веб-камера, фотоаппарат, видеокамера, по возможности – сканер и принтер. Для работы используются: среда для   программирования Microsoft Power Point, Microsoft Office Word средства интернета.

       Курс тесно связан с предметом «Окружающий мир». Объектами изучения данного курса являются: семья,  культурное развитие поселка, значимость его в округе. Обучающиеся могут на уроках Окружающего мира демонстрировать свои проекты, использовать свои знания приобретенные во внеурочной деятельности.

      В результате изучения  курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные:

     Позволяют сделать учение - осмысленным, учитывая их реальные жизненные цели и ситуации; - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к малой  Родине, знание истории  , культуры своего поселка,  края; умение  ориентироваться в важнейших для региона событиях прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; научатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

     Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности; адекватно воспринимать оценку учителя, партнера; вносить в свою работу исправления, дополнения; в сотрудничестве с учителем, одноклассниками ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно.

Познавательные:

         Включают  действия  исследования, поиска, отбора информации, используя справочные материалы, интернет, встречу с людьми ;  моделируют   изученное содержание; используют, на доступном уровне, логические приемы  мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); выделяют существенную  информацию из небольших текстов; используют   ИКТ, справочники, дополнительные источники информации;  находят факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;  отличают  реальные  исторические  факты  от вымыслов.

Коммуникативные:

    Обеспечивают возможность сотрудничества:  договариваться и приходить к  общему решению, работая в паре, в группе;  вступать в диалог  ( отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное, отстаивать свое мнение); строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие с одноклассниками и взрослыми; быть терпимым к другому  мнению; учитывать его  в совместной работе; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Особенность программы:

     Особенностью программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования обучающихся. Реализация курса рассчитана на организацию работы обучающихся во внеурочное время, занимающихся  проектной деятельностью под руководством учителя начальных классов.

    Работа по курсу  способствует активному сотрудничеству: с семьей, школой,  школьной библиотекой, социальными партнерами (МКОУ ДДТ «Новое поколение», музеями, МКУ «Приобская библиотека семейного чтения», МБУК «КИЦ» Приобский ДК, МБУСП "РСШОР", МБОДО «Детская школа искусств»); сплочению классного  коллектива обучающихся и родителей; установлению партнерских отношений с одноклассниками. Обучающиеся должны осознавать значимость своей работы, аргументировано излагать свои мысли,  идеи; расширять свой кругозор, отстаивать  свою точку зрения,  анализировать свою деятельность. Развивается интерес к истории своей семьи, поселка, традициям своего поселка. Во взаимодействии обучающиеся с учителем, родителями работают над проектами, которые публично защищают. Для облегчения процесса исследования, учителю необходимо обеспечить обучающихся дополнительными средствами сбора и обработки информации.

Основные направления содержания деятельности:

     В рамках данного курса образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию их интересов и способностей, развитие природных задатков обучающихся. Все занятия  должны обеспечить развитие личности ребенка, поэтому педагогу целесообразно использовать проблемные методы обучения и личностно-ориентированную технологию.

    Необходимо уделить внимание   особенностям организации учебного процесса как: неформальный характер психологической атмосферы на занятиях; включение в занятия игровых элементов,  стимулирующих инициативу и активность обучающихся; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности; моральное поощрение инициативы и творчества;  регулирование активности и отдыха; создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.

Методы работы:

      Словесные методы: беседа, сообщения, рассказ - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

     Наглядные методы: демонстрации, выставки  рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций.

    Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

     Практические методы: практические работы, проекты, изготовление рисунков, плакатов, схем.

     Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, которые способствуют развитию навыков и умение детей.

    Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой любимый поселок» необходимо использовать такие формы проведения занятий, для оценки достижения планируемых результатов, как :  занятия-встречи с информантами, экскурсии,  защита проектов,  практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, выставки работ. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность и гордость  к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия поселка и т. д.). Как можно больше проводить экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, игровые технологии, проектные технологии, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии, краеведо – туристические технологии.

Формы контроля   планируемых результатов:

    Текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль,  разноуровневые задания.

Планируемые результаты:

      В педагогических измерениях различают три уровня результатов образования.

      Первый уровень – планируемый,  который заложен в государственных образовательных стандартах: приобретение обучающимися  первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни, социальных знаний. 

      Второй уровень - получение ценностного отношения к социальной реальности в целом, опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность). 

     Третий уровень - формирование социально приемлемых моделей поведения, получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.

     Чтобы достичь уровня результатов, большое значение имеет сотрудничество обучающегося с учителем как значимым для него носителями положительного  социального знания  и повседневного опыта.

      В ходе реализации внеурочной проектной деятельности необходимо достичь следующих результатов:

* формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (семья, Отечество, природа, труд, культура);

* использовать различные справочные издания;

* повысить знания об истории поселка;

* формирование умений учебного проектирования;

* приобретение конкретных технических учений в использовании ИКТ;

* приобретение социальных знаний (понимание социальной реальности);

* развитие индивидуальности обучающегося в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

* формирование гражданской, коммуникативной, социальной, этической компетентности обучающегося;

* воспитание толерантности.

     В результате работы по программе внеурочной деятельности обучающиеся

должны знать:

* Информационные источники поиска  необходимой информации;

*Способы обработки информации;

* Как представить результат своей работы - Историю своей семьи, поселка.

* Исторические факты поселка; 

* Какую роль поселок играет в регионе;

* Структуру проектной и исследовательской деятельности;

*Основные отличия цели и задачи проектной исследовательской деятельности.

должны уметь:

* Самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка и определение цели);

* Проектную и исследовательскую деятельность разделять на этапы;

* Планировать совместную деятельность по реализации оценивания своего вклада в решение общих задач группы, учитывая особенности ролевого поведения;

* Пользоваться энциклопедиями, ресурсами интернета для поиска информации, библиотечными справочниками;

 *  Выдвигать идеи, формулировать предположения, гипотезы;

 * Находить компромисс, других, выражать себя, слушать и понимать;                                                                                              

*  Строить устный доклад, выбирать форму презентации проекта.

Форма подведения итогов

     По окончании курса  производится оценивание предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающихся в следующих формах:  беседа, тестирование, защита проектов, материалов презентаций, сообщений,  исследовательских работ на занятиях, классных часах, школьных, муниципальных и региональных конкурсах, фестивалях.

Содержание курса:

Название темы

Содержание

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Введение в программу. Знакомство с программой кружка. Показ образцов проектной деятельности. Вводная презентация «Что такое проектная деятельность».

Практическая работа:

 Составление правил работы в группах.

2.

Мой дом - моя крепость.

Мой домашний адрес: улица, дом, квартира. История моей семьи. Древо семьи. Исследовательская работа по нахождению данных о своей семье (беседа с родителями, родственниками) Вставка изображений на страницы альбома. Фотосессия членов семьи. Оформление альбома «Моя семья».

3.

Школьная жизнь.

Беседа с социальным педагогом, завучем по воспитательной работе о школьной жизни, проводимых мероприятий. Изображение правил поведения  в школе в виде рисунков. Выставка фотографий родителей, которые учились в нашей школе. Мини- сочинение о школьной жизни. Экскурсия в школьный музей.

4.

История моего поселка.

Поиск информации как появился и развивался поселок. Символика поселка. Путешествие по истории поселка. Спортивные школы и комплексы поселка. Путешествие по дворцам культуры поселка. Путешествие по библиотекам поселка. Легенды и предания об интересных фактах  поселка. Значимость поселка в округе.

5.

Улицы нашего посёлка.

Экскурсия по посёлку. Знакомство с улицами посёлка. Поиск  информации в честь кого названы улицы, парки.

Практическая работа: сделать снимки главных улиц посёлка, нарисовать план местности.

6.

Достопримечательности поселка.

Экскурсия по поселку. Фотосессия достопримечательностей. Оформление альбома «Достопримечательности поселка». Поиск информации о поселке. Мини- сочинение. Акция «Доброе дело» (чистка снега, листьев у памятников).

7.

Знаменитые люди.

Экскурсия в городскую библиотеку. Встреча со знаменитыми, интересными  людьми поселка. Поиск информации о знаменитых людях, героях  поселка Приобье. Выставка книг, написанные людьми поселка.

8.

Итоговое занятие

Итоговое занятие проходит в виде путешествия по главным темам проекта. Дети вспоминают о том, как они работали, что им помогло выполнять работу качественно и правильно. Награждение дипломами. Показ слайд – шоу.  Защита проектов.

Итого

11ч

23ч

Материально- техническое обеспечение:

1. Компьютер ( подключенный к локальной сети Интернет) документ – камера,   проектор, экран, интерактивная доска, фотоаппарат, сканер, принтер.

2. Учебные средства (столы, доска, стулья)

3. Информационные материалы.

Методическая литература:

  1.  http://priobie.net/ Приобье
  2. МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье.

*Картотеки:  «Семейные реликвии», «Знать, чтобы уберечь!», «Индивидуальной и коллективной информации»,

*Краеведческая картотека «Югра: история и современность».

*Тематические папки «Мы пишем, о нас пишут», «Моя малая Родина «Приобье».

      3. http://priobie.ru/index.php/администрация/правовые-акты/постановления/2012-год/417-2011-10-10-13-10-03

      4.admpriobie@mail.ru

      5. Стихи Ирины Гимпель, Евгения  Ивановича Соломаха, Зинаиды  Ильиничны Пашиной.

   6. Утро на Приобской протоке [текст] Татьяна Абдумаминова // Приобье - точка роста. 50 лет. - Екатеринбург : Солярис, 2014. – с. 32.

   7. Мозаика сказок : сказки / И. В. Гимпель, О. М. Егорова . - Челябинск - Приобье : [б. и.], 2009. - 60, [2] с. : ил. ; 21 см.

     8.О Приобье пишу. Тебе, Приобье. Поселок Приобье стоит величаво. Тебе, район. Моя судьба. Обь. Здравствуй, край Югорский! Земля Югры: стихи / Т. Горбунова // Моя судьба - Югорский край. - Ханты - Мансийск : Печатный мир , [Б. г.]. – с. 97-101

 9. Парк Победы (стихотворения) // «Я славлю Приобье – глубинку России…»: сборник стихов. – Приобье 2009. – С.48 -68.

Календарное – тематическое планирование

Кол

По факту

По плану

Тема занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Вводное занятие.

Мой дом - моя крепость.

Мой домашний адрес.

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

История моей семьи.

Моя семья в истории поселка.

Оформление альбома.

Школьная жизнь.

Экскурсия в школьный музей. Знакомство с админи страцией школы.

admpriobie@mail.ru 

Налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают -установлению доброжелательной атмосферы во время урока

Проект «Правила поведения в школе»

Встреча с родителями, которые учились в школе.

История моего поселка.

Экскурсия в библиотеку. Поиск информации.

bib.priobie@mail.ru

zorkov_86@mail.ru 

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации

учащимся, возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога

Экскурсия по поселку.

День рождения  поселка. История поселка.

Символика поселка.

Привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; групповой работы или работы в парах

Поделись  тем, что узнал. Проекты.

Организации нашего поселка.

Спортивные школы моего поселка.

Мы гордимся спортсменами поселка.

Чем славится наш поселок.

Значимость поселка в округе.

Улицы нашего посёлка.

Экскурсия по улицам поселка.

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий

Улица, по которой я хожу.

Составление маршрута школа-дом.

Составление плана поселка.

Достопримечательности поселка.

23

Памятники архитектуры.

bib.priobie@mail.ru

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя.

24

История появления памятников.

25

Выставка фотографий.

26

Поселок в будущем. Проект.

Знаменитые люди.

27

Экскурсия в библиотеку. Поиск информации.

bib.priobie@mail.ru

zorkov_86@mail.ru

admpriobie@mail.ru

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации

учащимся, возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога

28

Чтение книг наших писателей.

29

Чтение книг наших писателей.

30

Улицы и парки в честь наших людей.

31

Встреча с местным писателем.

32

Наш поселок славен людьми.

33

Знаменитые люди нашего поселка. Проект.

34

Итоговое занятие. Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Моя малая родина"

Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по духовно-нравтсенному направлению "Моя малая родина". 3 класс...

Программа внеурочной деятельности в 1-4 кл. Моя малая родина Республика Марий Эл

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о воспитании настоящего гражданина россиянина. Новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриоти...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Программа внеурочной деятельности по предмету технология, 2- 3 класс.

Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки....

Проект программы внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты"

Проект программы внеурочной деятельности составлен с учетом требований ФГОС, направлен на  формирование универсальных учебных действий,  овладение спосoбами работы c информацией, достижение ...

Конспект внеурочной деятельности "Главные улицы Челябинска" (Курс "Моя малая Родина”) (2 класс)

Личностные: -уметь планировать работу на уроке;-устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов.Предметные: углублять и расширять знания учащихся об улицах Челябинска.Познавательные:Цель: ...