Рабочая программа воспитателя "Исилькульской адаптивной школы-интернат" для работы с учащимися 3 б класса
рабочая программа (3 класс)

Клочан Елена Дмитриевна

Рабочая программа воспитателя коррекционной школы-интернат 8 вида и аннотация к представленной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zb_kl.2022-23.docx31.41 КБ
Файл anotatsiya_k_rabochey_programme_dlya_3bkl.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

   

Программа определяется содержанием коррекционно-воспитательной  работы с детьми в 3   классе с легкой степенью умственной отсталости, направленная  на развитие личности обучающегося, воспитанника.

      Программа составлена в соответствии следующих документов:

•        Федеральный закон   от  29.12.12г  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);

•        Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

•        Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская  школа-интернат»;

При составлении программы учитывались психофизиологические особенности детей с легкой степенью  умственной отсталости.

Актуальность

Дети с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Данная программа составлена с учетом возможностей детей с легкой степенью умственной отсталости,  и направлена  на полную социализацию умственно отсталых детей в обществе. Формирование у них навыков общения и элементарных навыков культуры поведения. Программа содержит воспитательные мероприятия, на которых дети будут учиться общаться, размышлять над нравственной сутью каждого поступка, ориентироваться в вопросах, связанных с правилами культуры поведения, занятия, развивающие душу ребенка и воспитывающие хорошие манеры. Программа направлена на углубление   и расширение  экологических знаний учащихся. Развивая навыки общения, прививая культурно-гигиенические навыки и навыки культурного поведения на улице, в транспорте, в помещении, на природе, знакомя с элементарными законами гостеприимства и правилами поведения за столом, можно помочь детям преодолеть многие сложности, успешно адаптироваться в новой обстановке.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.

Место программы воспитательной работы в структуре основной образовательной программы школы

         Программа воспитательной работы является частью основной образовательной программы школы-интерната. Работа осуществляется во вторую половину дня, после возвращения детей с уроков, с учетом их индивидуальных возможностей, опорой на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Цель программы:   Всестороннее гармоничное развитие личности, социально-бытовых умений и навыков младших школьников с легкой степенью умственной отсталости через духовное, нравственное, творческое, экологическое  и физическое воспитание.

 Задачи:

1. Развивать умение общаться и сотрудничать.

2. Создавать условия для развития творческих способностей детей.

3. Создавать условия для поддержания здоровья воспитанников.

4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для    развития       трудовых, художественно-эстетических умений.

5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.

6. Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность.

7. Корригировать  двигательную активность и моторику психофизических недостатков через различные виды деятельности.

8. Воспитывать  взаимовыручку и взаимопомощь посредством воспитательных занятий, бесед, праздников, КТД, экскурсий.

9.Воспитывать гражданскую  ответственность и уважение к государственной символике, Конституции РФ, законам и нормам общественной жизни.

10. Развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом.

11. Продолжать развивать социально-бытовые умения и навыки.

12. Формировать чувство бережного отношения к природе.

  1. Тематический план.

В рабочей программе выделены 5 разделов: экологическое воспитание, социальное развитие, охрана здоровья и жизнеобеспечения, творческое развитие, общешкольные мероприятия, детский час. Программа рассчитана  на 1 год обучения  164 ч.

Разделы

Часы

1.

Экологическое воспитание

32ч

2.

Социальное развитие

32ч.

3.

Охрана здоровья и жизнеобеспечения

33ч.

4.

Творческое развитие

34ч.

5.

Профориентация

33ч.

Итог.

164ч.

  1. Содержание программы.

1. Экологическое воспитание

Блок «Экологическое воспитание» направлен на формирование у ребенка основ экологической культуры учащихся, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. Воспитание  нравственного, осознанного отношения к природе, природным ресурсам. Именно эти факторы подталкивают человека к контролю своих действий, заставляют его соблюдать осторожность, чтобы не допустить непоправимых действий в адрес окружающей среды.

Блок ориентирует воспитателя на последовательное решение основных задач:

-Формировать  представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

-Формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

-Формировать способность сочувствовать природе и ее обитателям;

-Формировать осознание значения   природы для себя, для общества, для страны;

-Развивать элементарные представления об окружающей среде и ее обитателей;

-Познакомить с правилами  сохранения природных богатств, поведения на природе.

- Воспитывать чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;

2. Личностное (социальное) развитие

Социальные (коррекционные) занятия по личностному развитию направлены на подготовку детей к самостоятельности, к труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения данного блока:

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством педагога;

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-формировать личностную идентификацию: «Какие мы?»

(Положительные черты характера)

-формировать чувство гордости за свою семью;

-формировать  представления и навыки коммуникативного поведения;

-познакомить   с трудом окружающих людей: учитель, воспитатель, врач, повар и продавец;

-формировать умения  использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб;

-учить вести диалог, беседу;

-продолжать развивать навыки  самообслуживания  (умеют  чистить зубы,   причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии; владеют навыками уборки группы, спальни);

-воспитывать  чувство ответственности за выполнение поручений;

-воспитывать правила поведения на занятиях,  общешкольных мероприятиях и других учреждений города;

3. Охрана здоровья и жизнедеятельности.

Блок  «Охрана здоровья и жизнедеятельности» составлена на основе знаний о физическом развитии детей, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с общим психическим недоразвитием.

Данный блок предусматривает освоение отдельных технологий, формирование ответственности за свое здоровье, отработку санитарно - гигиенических умений  до автоматизма, работу по профилактике вредных привычек, формирование механизма антистрессового поведения.

В блоке рассматриваются вопросы ориентированного поведения в знакомых и незнакомых ситуациях и формирование умения программировать свои действия и поступки с учетом сложившихся обстоятельств. Рассматриваются  и разнообразные сюжетные ситуации, которые призваны помочь детям усвоить алгоритм решения житейских проблем.

Блок ориентирует воспитателя на последовательное решение основных задач:

- формировать знания о правилах техники безопасности; (обращение со спичками, действия при пожаре, поведение на улице в различные времена года).

-закреплять умения по соблюдению правил личной гигиены,  умением  ухода за своим телом;

-формировать  знания  об адекватном поведении в быту;

- закреплять и применять на практике простые комплексы упражнений для физического развития, правила закаливания;

-закреплять умения применять  знания по правилам дорожного движения и личной безопасности;

- формировать отрицательное отношение к вредным привычкам;

4. Творческое развитие

Блок программы воспитательной работы «Творческое развитие» включает развитие основ творческого мышления и воображения на занятиях изобразительной деятельности, аппликации, оригами, лепки, конструирования, работы с природным материалом.

Творческое развитие направлено на воспитание способности  воспринимать, ценить и создавать прекрасное в жизни, развитие творческих способностей воспитанников, формирование художественного вкуса, развитие интереса к творчеству, знакомство с основами декоративного творчества.

Занятия направлены на комплексное решение ряда задач:

- развитие у детей аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;

- развития умений  ориентироваться в задании, планировании работы и последовательности его выполнения по образцу, по инструкции;

- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющих действий;

- развитие у детей художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в творческой работе;

- учить осуществлять свои трудовые действия самостоятельно;

-закреплять умения и навыки в выполнении изделий из различных материалов ( картон, бумага, пластилин, нитки, природный и бросовый материал);

-закреплять умения организовывать  своё рабочее место и содержать его в порядке;

- закреплять умения выполнять простые композиции, подбирать гармоничное сочетание цветов, форм, размеров  комплектующих деталей;

-формировать умения  анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей;

Для решения этих задач программой предусмотрены различные виды предметно-практической деятельности, использование различных материалов:

- Объемное и плоскостное  моделирование, оригами, скручивание и плетение из фольги;

- работа с природным материалом (шишки, засушенные листья, палочки, мох и т.д.);

- работа с бросовым материалом (ватные диски, капсулы от киндера);

- учить выполнять изделия из пластилина различными приемами (пластилинография и т.д.).

5. Профориентация.


         Цель профориентации - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности.

-сформировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;

-обучить школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях дома, школы;

- Расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий.

 - Предоставление возможности воспитанникам «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;

- Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;

- Выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами;

- Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
          Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

                                 IV. Результаты освоения программы

       Компетенции, связанные с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира.

-знаком  с трудом окружающих людей, учитель, воспитатель, врач, повар и продавец;

-знакомы  с различными социальными ролями человека, мама, папа, брат, сестра;

- сформированы  представления и навыки коммуникативного поведения;

 - умеет использовать жесты, мимику лица для выражения своих желаний, потребностей;

-имеет знания  коммуникативного общения, строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, подчиняться установленным правилам культуры общения;

-может оценивать свои поступки и поступки товарищей;

-умеет следовать правилам поведения и нормам этикета в различных ситуациях: в школе, в столовой, на улице, в транспорте, в общественных местах;

- имеет представление  взаимосвязи человека и природы, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду;

-сформированы такие качества , как любовь к матери, семейному дому;

-знаком с названием школьного  детского объединения, его флагом, символикой.

-понимать и объяснять определения право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.

- имеет представление об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

-  развит познавательный интерес и бережное отношение к природе;

- имеет способность сочувствовать природе и ее обитателям;

- осознает значения   природы для себя, для общества, для страны;

- сформированы элементарные представления об окружающей среде и ее обитателях;

-знаком с правилами  сохранения природных богатств, поведения на природе.

- проявляет чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;

         Компетенции, связанные с физическим развитием и укреплением здоровья.

- владеет знаниями о правилах техники безопасности; (обращение со спичками, действия при пожаре, поведение на улице в различные времена года).

-применяет знания, и умения по соблюдению правил личной гигиены, владеет умением  ухода за своим телом;

-владеет знаниями  об адекватном поведении в быту;

- сформированы знания по правилам дорожного движения и личной безопасности;

- частично владеет знаниями о вредных привычках и негативных влияний их на детский организм;

-имеет представление  о вариантах обращения к людям за помощью.

        Компетенции, связанные с трудовой, творческой  деятельностью.

 -использует  полученные трудовые  знания, умения- самостоятельно умывается, чистит зубы, одевается;

-владеет первоначальными  умениями по изготовлению изделий из различных материалов; (картон, бумага, пластилин, нитки, природный материал )

-организует своё рабочее место, выполняет простые композиции, подбирает гармоничное сочетание цветов, форм, размеров  комплектующих деталей;

-умеет придерживаться плана  при выполнении работы;

-умеет  анализировать свою работу и работу товарищей;

-использует  данные ориентиры, опорные точки;

-закрашивает рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

- рисует  от руки предметы;

- различает  и знает  название цветов;

-использует полученные знания, умения в процессе самообслуживания: уход за одеждой, предметами быта, мелкий ремонт одежды, правила уборки помещений;

-знает и применяет на практике правила техники безопасности при работе с бытовыми приборами.

                       

   V. Учебно-методическое обеспечение

                   Научно-методическая литература

  • Бгажнокова   Программы для 1- 4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида .  Авторы: - М.: Просвещение, 2011.
  • Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5
  • Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1
  • Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития [Текст] / Л.Б. Баряева, А. Зарин – СПб. : 2001.
  • Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика).- М.; 1999.
  • Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.
  • Воронкова В.В.  Программы для подготовительных, 1- 4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида .  Авторы:  Гаврилушкина О.В.,  Соколова Н.Д.- М.: Просвещение, 2011.
  • Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский – М. : 2003.
  • Дубенюк Н.А. Золотая коллекция для детского досуга. – ООО «Издательство Эскимо», 2007.
  • Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М. : 2003.
  • Кард В.А., Петров С. Н, Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Валерии СПб», 1997.
  • Соболева, А. В. Загадки - смекалки : практ. пособие для логопедов, воспит. и родит. / ; под ред. . - М. : Гном-Пресс,
  • Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие /И. В.Цветкова.-М.: Просвещение,2006
  • Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника.- М.: Педагогическое общество России, 1998.
  • Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
  • Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.07.07.2013

               

   Литература для учащихся

  • Корней Чуковский, Сказки. - Москва «Махаон», 2012
  • Агния Барто, Я расту. – Москва ОНИКС, 2011
  • Русские народные сказки. Издательство дом «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону, 2012
  • Ладушки. Потешки. . Издательство дом «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону, 2011
  • Внеклассное чтение 3 класс, Издательство «Самовар». Серия «Школьная библиотека», 2012
  • Кузнецова Л.А. Ручной труд: 1- 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- 2-е издание.- М.: Просвещение, 2011.

             



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Рабочая программа воспитательной работы по социализации для учащихся 3 «б» класса на 2022 – 2023 учебный год

Основная цель программы

Цель программы: всестороннее гармоничное развитие личности, социально-бытовых умений и навыков младших школьников с легкой степенью умственной отсталости через духовное, нравственное, творческое, экологическое и физическое воспитание.

На решение каких проблем направлена программа

Программа предполагает формирование базовых учебных действий обучающихся: 1. Развивать умение общаться и сотрудничать.

2. Создавать условия для развития творческих способностей детей.

3. Создавать условия для поддержания здоровья воспитанников.

4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для    развития       трудовых, художественно-эстетических умений.

5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.

6. Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность.

7. Корригировать двигательную активность и моторику психофизических недостатков через различные виды деятельности.

8. Воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь посредством воспитательных занятий, бесед, праздников, КТД, экскурсий.

9.Воспитывать гражданскую ответственность и уважение к государственной символике, Конституции РФ, законам и нормам общественной жизни.

10. Развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом.

11. Продолжать развивать социально-бытовые умения и навыки.

12. Формировать чувство бережного отношения к природе.

На достижение каких результатов направлена программа

В рабочей программе выделены 5 разделов: экологическое воспитание, социальное развитие, охрана здоровья и жизнеобеспечения, творческое развитие, профориентация (общешкольные мероприятия, детский час).

Место учебного предмета в учебном плане

Программа воспитательной работы является частью основной образовательной программы школы-интерната. Работа осуществляется во вторую половину дня, после возвращения детей с уроков, с учетом их индивидуальных возможностей, опорой на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Программа рассчитана на 164 часов в год .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса

Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по курсу « В стране Арифметики» для учащихся 1 класса

Данная рабочая программа по курсу «В стране Арифметики» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (корр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа почемучек" для учащихся 4 класса

Содержание факультативного курса «Школа Почемучек» направлено на воспитание интереса к предметам «Русский язык» и «Математика», развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждат...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре VIII 8 вида для 1 класса (3 часа)

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (8 вида) для 1 класса + пояснительная записка...