Рабочая программа воспитателя "Исилькульской адаптивной школы-интернат" для работы с учащимися 3 б класса
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа воспитателя коррекционной школы-интернат 8 вида и аннотация к представленной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zb_kl.2022-23.docx | 31.41 КБ |
anotatsiya_k_rabochey_programme_dlya_3bkl.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Программа определяется содержанием коррекционно-воспитательной работы с детьми в 3 классе с легкой степенью умственной отсталости, направленная на развитие личности обучающегося, воспитанника.
Программа составлена в соответствии следующих документов:
• Федеральный закон от 29.12.12г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская школа-интернат»;
При составлении программы учитывались психофизиологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости.
Актуальность
Дети с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Данная программа составлена с учетом возможностей детей с легкой степенью умственной отсталости, и направлена на полную социализацию умственно отсталых детей в обществе. Формирование у них навыков общения и элементарных навыков культуры поведения. Программа содержит воспитательные мероприятия, на которых дети будут учиться общаться, размышлять над нравственной сутью каждого поступка, ориентироваться в вопросах, связанных с правилами культуры поведения, занятия, развивающие душу ребенка и воспитывающие хорошие манеры. Программа направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся. Развивая навыки общения, прививая культурно-гигиенические навыки и навыки культурного поведения на улице, в транспорте, в помещении, на природе, знакомя с элементарными законами гостеприимства и правилами поведения за столом, можно помочь детям преодолеть многие сложности, успешно адаптироваться в новой обстановке.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.
Место программы воспитательной работы в структуре основной образовательной программы школы
Программа воспитательной работы является частью основной образовательной программы школы-интерната. Работа осуществляется во вторую половину дня, после возвращения детей с уроков, с учетом их индивидуальных возможностей, опорой на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
Цель программы: Всестороннее гармоничное развитие личности, социально-бытовых умений и навыков младших школьников с легкой степенью умственной отсталости через духовное, нравственное, творческое, экологическое и физическое воспитание.
Задачи:
1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
2. Создавать условия для развития творческих способностей детей.
3. Создавать условия для поддержания здоровья воспитанников.
4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений.
5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.
6. Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность.
7. Корригировать двигательную активность и моторику психофизических недостатков через различные виды деятельности.
8. Воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь посредством воспитательных занятий, бесед, праздников, КТД, экскурсий.
9.Воспитывать гражданскую ответственность и уважение к государственной символике, Конституции РФ, законам и нормам общественной жизни.
10. Развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
11. Продолжать развивать социально-бытовые умения и навыки.
12. Формировать чувство бережного отношения к природе.
- Тематический план.
В рабочей программе выделены 5 разделов: экологическое воспитание, социальное развитие, охрана здоровья и жизнеобеспечения, творческое развитие, общешкольные мероприятия, детский час. Программа рассчитана на 1 год обучения 164 ч.
№ | Разделы | Часы |
1. | Экологическое воспитание | 32ч |
2. | Социальное развитие | 32ч. |
3. | Охрана здоровья и жизнеобеспечения | 33ч. |
4. | Творческое развитие | 34ч. |
5. | Профориентация | 33ч. |
Итог. | 164ч. |
- Содержание программы.
1. Экологическое воспитание
Блок «Экологическое воспитание» направлен на формирование у ребенка основ экологической культуры учащихся, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. Воспитание нравственного, осознанного отношения к природе, природным ресурсам. Именно эти факторы подталкивают человека к контролю своих действий, заставляют его соблюдать осторожность, чтобы не допустить непоправимых действий в адрес окружающей среды.
Блок ориентирует воспитателя на последовательное решение основных задач:
-Формировать представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
-Формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
-Формировать способность сочувствовать природе и ее обитателям;
-Формировать осознание значения природы для себя, для общества, для страны;
-Развивать элементарные представления об окружающей среде и ее обитателей;
-Познакомить с правилами сохранения природных богатств, поведения на природе.
- Воспитывать чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;
2. Личностное (социальное) развитие
Социальные (коррекционные) занятия по личностному развитию направлены на подготовку детей к самостоятельности, к труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения данного блока:
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством педагога;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-формировать личностную идентификацию: «Какие мы?»
(Положительные черты характера)
-формировать чувство гордости за свою семью;
-формировать представления и навыки коммуникативного поведения;
-познакомить с трудом окружающих людей: учитель, воспитатель, врач, повар и продавец;
-формировать умения использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб;
-учить вести диалог, беседу;
-продолжать развивать навыки самообслуживания (умеют чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии; владеют навыками уборки группы, спальни);
-воспитывать чувство ответственности за выполнение поручений;
-воспитывать правила поведения на занятиях, общешкольных мероприятиях и других учреждений города;
3. Охрана здоровья и жизнедеятельности.
Блок «Охрана здоровья и жизнедеятельности» составлена на основе знаний о физическом развитии детей, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с общим психическим недоразвитием.
Данный блок предусматривает освоение отдельных технологий, формирование ответственности за свое здоровье, отработку санитарно - гигиенических умений до автоматизма, работу по профилактике вредных привычек, формирование механизма антистрессового поведения.
В блоке рассматриваются вопросы ориентированного поведения в знакомых и незнакомых ситуациях и формирование умения программировать свои действия и поступки с учетом сложившихся обстоятельств. Рассматриваются и разнообразные сюжетные ситуации, которые призваны помочь детям усвоить алгоритм решения житейских проблем.
Блок ориентирует воспитателя на последовательное решение основных задач:
- формировать знания о правилах техники безопасности; (обращение со спичками, действия при пожаре, поведение на улице в различные времена года).
-закреплять умения по соблюдению правил личной гигиены, умением ухода за своим телом;
-формировать знания об адекватном поведении в быту;
- закреплять и применять на практике простые комплексы упражнений для физического развития, правила закаливания;
-закреплять умения применять знания по правилам дорожного движения и личной безопасности;
- формировать отрицательное отношение к вредным привычкам;
4. Творческое развитие
Блок программы воспитательной работы «Творческое развитие» включает развитие основ творческого мышления и воображения на занятиях изобразительной деятельности, аппликации, оригами, лепки, конструирования, работы с природным материалом.
Творческое развитие направлено на воспитание способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в жизни, развитие творческих способностей воспитанников, формирование художественного вкуса, развитие интереса к творчеству, знакомство с основами декоративного творчества.
Занятия направлены на комплексное решение ряда задач:
- развитие у детей аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
- развития умений ориентироваться в задании, планировании работы и последовательности его выполнения по образцу, по инструкции;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющих действий;
- развитие у детей художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в творческой работе;
- учить осуществлять свои трудовые действия самостоятельно;
-закреплять умения и навыки в выполнении изделий из различных материалов ( картон, бумага, пластилин, нитки, природный и бросовый материал);
-закреплять умения организовывать своё рабочее место и содержать его в порядке;
- закреплять умения выполнять простые композиции, подбирать гармоничное сочетание цветов, форм, размеров комплектующих деталей;
-формировать умения анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей;
Для решения этих задач программой предусмотрены различные виды предметно-практической деятельности, использование различных материалов:
- Объемное и плоскостное моделирование, оригами, скручивание и плетение из фольги;
- работа с природным материалом (шишки, засушенные листья, палочки, мох и т.д.);
- работа с бросовым материалом (ватные диски, капсулы от киндера);
- учить выполнять изделия из пластилина различными приемами (пластилинография и т.д.).
5. Профориентация.
Цель профориентации - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности.
-сформировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;
-обучить школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях дома, школы;
- Расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий.
- Предоставление возможности воспитанникам «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;
- Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
- Выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами;
- Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.
IV. Результаты освоения программы
Компетенции, связанные с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира.
-знаком с трудом окружающих людей, учитель, воспитатель, врач, повар и продавец;
-знакомы с различными социальными ролями человека, мама, папа, брат, сестра;
- сформированы представления и навыки коммуникативного поведения;
- умеет использовать жесты, мимику лица для выражения своих желаний, потребностей;
-имеет знания коммуникативного общения, строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, подчиняться установленным правилам культуры общения;
-может оценивать свои поступки и поступки товарищей;
-умеет следовать правилам поведения и нормам этикета в различных ситуациях: в школе, в столовой, на улице, в транспорте, в общественных местах;
- имеет представление взаимосвязи человека и природы, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду;
-сформированы такие качества , как любовь к матери, семейному дому;
-знаком с названием школьного детского объединения, его флагом, символикой.
-понимать и объяснять определения право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.
- имеет представление об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
- развит познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- имеет способность сочувствовать природе и ее обитателям;
- осознает значения природы для себя, для общества, для страны;
- сформированы элементарные представления об окружающей среде и ее обитателях;
-знаком с правилами сохранения природных богатств, поведения на природе.
- проявляет чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;
Компетенции, связанные с физическим развитием и укреплением здоровья.
- владеет знаниями о правилах техники безопасности; (обращение со спичками, действия при пожаре, поведение на улице в различные времена года).
-применяет знания, и умения по соблюдению правил личной гигиены, владеет умением ухода за своим телом;
-владеет знаниями об адекватном поведении в быту;
- сформированы знания по правилам дорожного движения и личной безопасности;
- частично владеет знаниями о вредных привычках и негативных влияний их на детский организм;
-имеет представление о вариантах обращения к людям за помощью.
Компетенции, связанные с трудовой, творческой деятельностью.
-использует полученные трудовые знания, умения- самостоятельно умывается, чистит зубы, одевается;
-владеет первоначальными умениями по изготовлению изделий из различных материалов; (картон, бумага, пластилин, нитки, природный материал )
-организует своё рабочее место, выполняет простые композиции, подбирает гармоничное сочетание цветов, форм, размеров комплектующих деталей;
-умеет придерживаться плана при выполнении работы;
-умеет анализировать свою работу и работу товарищей;
-использует данные ориентиры, опорные точки;
-закрашивает рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисует от руки предметы;
- различает и знает название цветов;
-использует полученные знания, умения в процессе самообслуживания: уход за одеждой, предметами быта, мелкий ремонт одежды, правила уборки помещений;
-знает и применяет на практике правила техники безопасности при работе с бытовыми приборами.
V. Учебно-методическое обеспечение
Научно-методическая литература
- Бгажнокова Программы для 1- 4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида . Авторы: - М.: Просвещение, 2011.
- Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5
- Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1
- Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития [Текст] / Л.Б. Баряева, А. Зарин – СПб. : 2001.
- Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика).- М.; 1999.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.
- Воронкова В.В. Программы для подготовительных, 1- 4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида . Авторы: Гаврилушкина О.В., Соколова Н.Д.- М.: Просвещение, 2011.
- Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский – М. : 2003.
- Дубенюк Н.А. Золотая коллекция для детского досуга. – ООО «Издательство Эскимо», 2007.
- Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М. : 2003.
- Кард В.А., Петров С. Н, Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Валерии СПб», 1997.
- Соболева, А. В. Загадки - смекалки : практ. пособие для логопедов, воспит. и родит. / ; под ред. . - М. : Гном-Пресс,
- Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие /И. В.Цветкова.-М.: Просвещение,2006
- Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника.- М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
- Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.07.07.2013
Литература для учащихся
- Корней Чуковский, Сказки. - Москва «Махаон», 2012
- Агния Барто, Я расту. – Москва ОНИКС, 2011
- Русские народные сказки. Издательство дом «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону, 2012
- Ладушки. Потешки. . Издательство дом «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону, 2011
- Внеклассное чтение 3 класс, Издательство «Самовар». Серия «Школьная библиотека», 2012
- Кузнецова Л.А. Ручной труд: 1- 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- 2-е издание.- М.: Просвещение, 2011.
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе
Название программы | Рабочая программа воспитательной работы по социализации для учащихся 3 «б» класса на 2022 – 2023 учебный год |
Основная цель программы | Цель программы: всестороннее гармоничное развитие личности, социально-бытовых умений и навыков младших школьников с легкой степенью умственной отсталости через духовное, нравственное, творческое, экологическое и физическое воспитание. |
На решение каких проблем направлена программа | Программа предполагает формирование базовых учебных действий обучающихся: 1. Развивать умение общаться и сотрудничать. 2. Создавать условия для развития творческих способностей детей. 3. Создавать условия для поддержания здоровья воспитанников. 4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений. 5. Развивать эмоциональную и волевую сферы. 6. Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность. 7. Корригировать двигательную активность и моторику психофизических недостатков через различные виды деятельности. 8. Воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь посредством воспитательных занятий, бесед, праздников, КТД, экскурсий. 9.Воспитывать гражданскую ответственность и уважение к государственной символике, Конституции РФ, законам и нормам общественной жизни. 10. Развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом. 11. Продолжать развивать социально-бытовые умения и навыки. 12. Формировать чувство бережного отношения к природе. |
На достижение каких результатов направлена программа | В рабочей программе выделены 5 разделов: экологическое воспитание, социальное развитие, охрана здоровья и жизнеобеспечения, творческое развитие, профориентация (общешкольные мероприятия, детский час). |
Место учебного предмета в учебном плане | Программа воспитательной работы является частью основной образовательной программы школы-интерната. Работа осуществляется во вторую половину дня, после возвращения детей с уроков, с учетом их индивидуальных возможностей, опорой на зону ближайшего развития каждого воспитанника. Программа рассчитана на 164 часов в год . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса
Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по курсу « В стране Арифметики» для учащихся 1 класса
Данная рабочая программа по курсу «В стране Арифметики» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (корр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа почемучек" для учащихся 4 класса
Содержание факультативного курса «Школа Почемучек» направлено на воспитание интереса к предметам «Русский язык» и «Математика», развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждат...
Рабочая программа по адаптивной физкультуре VIII 8 вида для 1 класса (3 часа)
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (8 вида) для 1 класса + пояснительная записка...