Экологический классный час
классный час (2, 3, 4 класс) на тему

Прокофьева Елена Владимировна

Экологический классный час на тему "Я хочу дружить с природой "  для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический час

Тема:  "Я хочу дружить с природой"

( 4 «А» класс, учитель: Прокофьева Е.В.)

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.

Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, фонограммы (по сценарию).

І. (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”, ученик читает стихотворение).

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

(С. Смирнов)

Учитель: - Часто писатели, поэты, художники в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.

- Посмотрите слайды картин художников пейзажистов.

(Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”)

Учитель: - Почему же мы зачастую равнодушно скользим взглядом по пейзажу, изображённому знаменитым художником, стараемся, не читая, перелистать страницы с описанием природы в книге известного писателя, обходим вниманием стихи о природе? А часто ли мы любуемся красивым видом реки, леса, ночного озера, освещённого луной? Обычно нам “некогда”. Часто мы и не знаем, какую радость может принести общение с природой.

Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

(Звучит ритмическая музыка. Выходит группа ребят, ведёт непринуждённый диалог)

  1. Эй, вы там, как живёте?
  2. Хорошо живём.
  3. Школьные проблемы решаете?
  4. Решаем.
  1. А что, много проблем?
  2. Хватает.
  3. Как вам дышится?
  4. Отлично.
  1. Как вам плавается?
  2. Прекрасно.
  3. А как гуляется на природе?
  4. А где природа?

- Вот с такого вопроса мы и решили начать наш разговор о защите окружающей среды.

- Природа безмолвна, но на нашем турнире мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире “Там-там новости”.

( Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора. Фонограмма позывных. )

Мальчик: - Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.

Девочка: - “Покорять природу и не ждать от неё милости”– это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

Мальчик: - Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети ХХІ века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?

Девочка: - Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. При анализе воды некоторых рек  обнаружено наличие ртути.

Мальчик: - А сколько бродячих собак и кошек в нашем городе! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручаем”.

Девочка: - У меня в руках Красная книга. Все знают, что в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Учитель: - Давайте вспомним растения, которые занесены в Красную книгу  (Облепиха, мать-и-мачеха, пижма, бадан.)

(Дети показывают рисунки этих растений.)

Учитель: - Сегодня мы проводим экологический турнир между командами “Родничок” и “Капелька”. Каждой команде досталось вот такое облетевшее “деревце”. За каждый правильный ответ на нём будут “распускаться листочки”.

- Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Предлагаю I тур, который мы посвятим цветам.

I ТУР

Викторина “Ромашка”

- На каждом лепестке чудесного цветка ромашки записано задание.

1. Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик.

- Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”).

2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”.

- Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц”)

3. Продолжите стихотворение:

Колокольчики мои,
Цветики степные!

(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой)

4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена.

- О каком цветке идёт речь? (Одуванчик)

5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей

- О каком цветке идёт речь? (О розе)

6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов)

7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)

8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек)

Задание для гостей:

- Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак)

II ТУР

Учитель: - Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картинки. Сейчас перед вами развернётся выставка работ очень известных художников, а вы должны вспомнить точное название оригинала и имя художника.

(Дети показывают сценки)

III ТУР

Учитель: - Чтобы любить природу, нужно её знать. Проведем конкурс “Знатоки природы”.

Задания для команды “Родничок”:

1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)

2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец)

Задания для команды “Капелька”.

1. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

2. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода)

3. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

IV ТУР

Экологическое буриме

Учитель: - Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы ценить прекрасное в природе, должным образом выражать свои чувства.

Представители от каждой команды прочитают своё стихотворение, которое они сочинили на заданные рифмы.

1 команда

 

    2 команда

листопад-звездопад

    дуб -вокруг

калина-паутина              

пень-день

дубравы-травы

воробей-соловей

василёк-мотылёк

 козы-берёзы

мальчик-одуванчик

  забота-работа

Стихотворения

Отшумел листопад,

В аллее рос прекрасный дуб

Закружился снегопад.

И радовал он всех вокруг.

Не цветёт уж василёк,

Но вот в один осенний день

И не летает мотылёк.

Остался от него лишь пень.

Лишь вдали краснеет калина,

        И загрустили птицы от такой беды,

И слетела с берёз паутина.

Их песен больше не услышишь ты.

Накрыл снег дубравы,

Поля, холмы и травы.

Не ходит теперь в лес мальчик,

Чтоб посмотреть на одуванчик,

 

Потому что до весны

Уснули крепким сном цветы.

Сценка “Два микроба” .

 

Учитель: - Какой же конкурс без призов! Но не беспокойтесь по этому поводу. Мы нашли целый клад. Будут награждены все достойные.

Команде победительнице – “Драконов зуб” (чеснок)

Проигравшим – “Поточим зубки” (морковь).

Учитель: Вот и закончился наш турнир. Не важно, кто победил, главное, чтобы вы поняли, что совершенно необходимо не дать погибнуть тем представителям фауны и флоры, кто ещё жив. Ибо, махнув рукой на одних, мы создаем неизбежную цепь потерь и, в конечном счете, можем оказаться на планете в одиночестве.

Ученик: - Но мы верим – настанет час, когда люди будут гордиться свежими листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Ведь именно это- главное. Тогда человек с полным правом сможет считать себя хозяином на Земле.

(Дети читают стихотворения)

1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь …
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!

2. В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить  …
Природой, называется всё это,
Давайте же с природою дружить!

3.Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым …
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!

4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда …
Природой, называется всё это,
Давайте же её любить всегда!

Учитель: - Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: “ Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Ребята, что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы сердцем”?

(Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту)

- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?

(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)

Учитель: - И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем турнире! Берегите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический классный час "Разноцветная планета"

Классный час «Разноцветная планета»  я провела в форме утренника. Дети готовили песни, учили стихи, разучивали кукольную  сценку. Замысел этого классного часа учить ребят слушать друг друга,...

Экологический классный час «Сохраним планету Земля»

Цель: создание условий для формирования экологической культуры.Задачи:1. Познакомить детей с наукой экологией.2.Расширить представление детей об экологических законах.2. Формировать негативную нравств...

Экологический классный час "Лес - наше богатсто"

Расширить знания учащихся о красоте и о его богатствах. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде....

В защиту природы (экологический классный час)

Мы часто говорим детям, что природу нужно беречь. Но как научить их любить природу, бережно и умело использовать ее богатства, не принося при этом вреда окружающему миру. Данное мероприятие может быть...

Экологический классный час "Земля-наш дом"

Классный час «Земля – наш дом».Класс:3 Классный руководитель: Кутнякова О.А.Каждый руководитель должен знакомить детей с особенностями ухода за окружающим миром, за целой планетой. В рамках класс...

Экологический классный час

путешествие по экологической тропе...