Экологический классный час «Сохраним планету Земля»
план-конспект занятия на тему

Бабаева Ирина Юрьевна

Цель: создание условий для формирования экологической культуры.

Задачи:

1. Познакомить детей с наукой экологией.

2.Расширить представление детей об экологических законах.

2. Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы.

3. Пополнить знания детей об окружающем мире.

4. Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekolgicheskiy_klassnyy_chas.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для начальных классов

«Сохраним планету Земля»

Цель: создание условий для формирования экологической культуры.

Задачи:

1. Познакомить детей с наукой экологией.

2.Расширить представление детей об экологических законах.

2. Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы.

3. Пополнить знания детей об окружающем мире.

4. Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.

Ход классного часа.

1. Слайды презентации сопровождаются чтением стихов и музыкой.

1. Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?

2. Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.

3. Кромсаем лёд, меняем рек теченье, 
твердим о том, что дел невпроворот... 
Но мы ещё придём просить прощенья 
у этих рек, барханов и болот, 
у самого гигантского восхода, 
у самого мельчайшего малька... 
Пока об этом думать неохота. 
Сейчас нам не до этого пока. 
4. Аэродромы, пирсы и перроны, 
леса без птиц и земли без воды... 
Всё меньше – окружающей  природы. 
Всё больше – окружающей   среды.

2. - Как вы считаете, какой теме посвящён наш классный час?

Почему именно эта тема так нас тревожит?

- Действительно, наш классный час  посвящен  защите и охране природы.  

- Как вы думаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Они могут многое. Их помощь природе очень разнообразна. (Например: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы.)

3. Есть ли наука, которая отвечает за здоровье нашей планеты?

Какая это наука?

- Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология – наука о доме. Почему мы называем Землю нашим домом?

 Однажды в семье иммигрантов из Российской Империи в 1850 году родился мальчик, Барри. Его семья жила тогда в Америке. Он вырос. Окончил университет штата Колумбия со степенью бакалавра, получил магистерскую степень, потом докторскую. Во время Второй мировой войны служил на флоте в звании лейтенанта. После войны переехал в Сент-Луис, где в течение 34 лет преподавал физиологию растений в университете.

В конце пятидесятых он был яростным противником ядерных испытаний. Он знал, что одна ядерная бомба способна уничтожить жизнь на Земле. Написал несколько книг об опасности подобных испытаний для экосистемы Земли. Очень думающий человек, Барри Коммонер оставил нам в наследство 4 закона экологии:

 1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

4. Беседа  «Нужны ли комары?».

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

- Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.

5. Беседа о  красной книге.

 Есть такая книга, в которой записаны исчезающие виды растений и животных. Их ни в коем случае нельзя уничтожать, иначе хрупкая гармония в мире будет нарушена. Это приведет к нашей гибели.

1 ученик

Красная книга! Почему она Красная?

Красный цвет предупреждает нас – стой!

Остановись! Еще один неосторожный шаг

И может быть поздно.

2 ученик: Охраняются Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

3 ученик:

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Для защиты редких растений и животных люди создают заповедники - специальные места, где животные и растения живут в естественных условиях, но под охраной человека.

А теперь давайте отвлечемся от глобальных, мировых проблем и поговорим о проблемах, которые зависят лично от нас с вами.

6. Игра «Если вдруг…»

Учитель. Я предлагаю   поиграть в игру  «Если вдруг…» .Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало  ситуаций, а вы должны продолжить .

Например: если люди уничтожат все цветы  на Земле ...погибнут многие насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы.

Если вдруг...

1)На городских пляжах перестанут убирать территорию …

2) Люди будут безжалостно срывать красивые растения …

3)Люди перестанут убирать за собой мусор в лесу...

4)Уберут из дворов мусорные  баки…

Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит не зря природа бьет тревогу и, обращаясь к нам просит о разумном с ней обращении..

7. Второй закон Коммонера – все должно куда-то деваться. Посмотрите сценку «На пикнике»

Ведущий. Вот как-то раз в урочный час,

                  В прекрасный солнечный денёк

                  Собрался дружный громкий класс

                  У костерка на огонёк.

                  С собою взяли, кто что мог:

                  Еды, питья, хоть завались.

                  А мне пора, звенит звонок.

                  Себя узнаешь ты, всмотрись.

Пёс. Р-р-р-аф! Р-аф! Я первый, никого.

        Принёс тушёнку я с собой.

        Вот банка, запах ничего.

        Желаешь, поделюсь с тобой.

        Хотя не дам, нас будет много,

        Сейчас сюда придут друзья.

        О! Кажется, ведёт дорога

        Ещё кого-то!.. Эй! Сюда!

Кот. Привет, браток, не опоздал я?

         Где остальные?

Пёс. Щас придут.

        Чего принёс?

Кот. Я? Одеяло, чтоб на земле создать уют.

Пёс. А что поесть?

Кот. Мур, мур, дружочек,

         Пакетик, правда, небольшой,

         Селёдку, хлебушка кусочек,

         Надеюсь, хватит нам с тобой?

Хрюшка. А вот и я, чистюля знатный.

                 В ведре помоев хватит всем!

Пёс. Да, прямо скажем, небогато,

        Ну что, присаживайтесь, сэр!

Барашек. А вот и я, вот пепси, кола.

                Стаканчики с собою есть.

                Я рад вас всех увидеть снова.

                А вы что принесли поесть?

Кот. Кефир и хлеб.

Пёс. А вот - тушёнка.

Хрюшка. А вот помои, хватит всем!

( Разливают пепси, стаканы, бутылки бросают )

Барашек. Пусть поваляется, пустая,

                 Она уж больше не нужна.

                 Стаканы тоже побросаем,

                 Ведь не квартира, а земля.

Кот. Пакет пустой, его- туда же.

        Остатки рыбы пусть гниют.

        Мы никому про то не скажем.

        Не видно нас, не засекут.

Пёс. Консервы съедены, ребята,

        Пустая банка-прочь её,

        Немножко было маловато.

Хрюшка. Питьё закончилось моё.

                  Ведро-пустое, бросим, братцы.

                  Мы сыты и довольны все.

Кот. А не устроить ли нам танцы,

        Соскучился я по попсе!

        ( Музыка, пляска)

        Выходит матушка-Земля. На ней зелёная накидка с мусором:

        пачки сигарет, бутылки, бумажки, стаканчики.  

Пёс. Мадам, Вы кто? Мы Вас не звали!

         Как неопрятны Вы, грязны!

Хрюшка. О, сколько грусти в Вас, печали.

                 И чем же Вы огорчены?

Земля. Узнать меня должно быть трудно,

            Хоть я-родимая Земля.

            Такая-в праздники, такая-вбудни.

            Да, вами я засорена.

            Услышьте вы мою молитву,

             К вам обращаю я её.

             Ещё немного, я погибну,

             Услышьте слово вы моё.

Ведущий. Давайте выйдем все во двор.

                 Очистим мы земной ковёр

                 От мусора, нечистоты,

                 Кругом посадим мы цветы,

                 И станет больше доброты,

                 Надежды, веры, теплоты.

                Любить друг друга нам всегда!

                Мы смоем грязь, уйдёт беда!

           ( С Земли снимают накидку, собирают мусор в мешок,

Земле одевают кокошник из цветов )  

Все. О, боже! Как она чиста!

        Явилась миру красота!    

- Как вели себя зверята? К чему призывает нас матушка Земля? (Беседа).

Вывод: Земля нуждается в нашей помощи.

8. Мало кто из нас хоть раз всерьёз интересовался содержимым мусорного контейнера. А зря! Большую часть выкинутого – если не всё – можно ещё раз пустить в оборот. Если не самостоятельно – то сдать тем, кто это сделает.

Казалось бы – мелочь, а стоит только обратить внимание на количество выкидываемого каждый день, и можно удивиться. Бумага, полиэтилен, стеклянные бутылки – много чего мы выбрасываем, не задумываясь. А вернувшись в производственный цикл, многое из этого сырья поможет сохранить леса и недра планеты. Более того – поможет вам сохранить живые деньги.

Главное – найти перерабатывающие комбинаты для отдельного вида мусора.

В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными!  Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в два раза больше, чем весит, а ещё он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С.  Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

9. - Когда-то в одном дачном поселке  было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Третий закон Коммонера – Природа знает лучше

10. Просмотр Мультфильма

11. Беседа о заповедниках Белгородской области

Бекарюковский бор

Находится вблизи села Мало-Михайловка Шебекинского района. Это наиболее сохранившееся местонахождение меловой сосны в области. Растёт она здесь на меловых склонах на высоте 70-100м над долиной реки Нежеголь, на голом или слегка покрытом травянистой растительностью мелу (площадь 66 га). Общий видовой состав участка насчитывает до 368 видов цветковых растений, в том числе редких: дремлик тёмно-красный, пыльцеголовник красный, ковыли, оносма, василёк русский, сон-трава, лён украинский, горицвет весенний, ломонос цельнолистый и другие.

Лес на Ворскле

Расположенный в юго-западной части Белгородской области, близ районного центра Борисовка, на правом берегу р. Ворсклы – притока Днепра. Площадь его – 1021 га.. Основная территория занята 80-100 летним дубовым лесом. Хорошо сохранившиеся участки 250-300- летней дубравы занимают около 160 га и представляют собой замечательный природный объект заповедника. 200-300 летние дубы достигают 39-35 м в высоту.

На некоторых участках леса хорошо видны барсучьи и лисьи норы, выбросы кротов, многочисленные ходы мышевидных грызунов. На территории заповедника в дубовом лесу встречается около 80 видов цветковых и папоротникообразных, мхов-25 видов, лишайников-21 вид, грибов до 900 видов.

Лысые горы

Заповедный участок организован в 1993г. в Губкинском районе и является составной частью заповедника «Белогорье». Его площадь 170 га. Главная его ценность - фрагменты степей и естественный широколиственный лес. Урочище Лысые горы давно известно в научных кругах как одно из местообитаний редких видов растений Среднерусской возвышенности. Здесь выделено до 12 видов структур почвенного покрова на базе чернозёмов типичных, выщелоченных, карбонатных. На участке отмечено 506 видов цветковых, 1 вид сосны обыкновенной, 2 вида папоротников, 3 вида хвощовых, 37 видов мохообразных, 13 видов макро- и 47 видов мокроцветов. Из редких видов встречаются проломник Козо-Полянского, борец дубравный, астрагал пушистоцветковый, овсец пустынный, касатик боровой, грудница мохнатая, оносма донская.

Острасьевы яры

Новый лесостепной участок заповедника «Белогорье». Эта лесостепная балка занимает около 100 га, в которой сохранился полный комплекс растительных веществ, характерных для балок лесостепной зоны. Он включает в себя байрачные леса, луговые поляны и заросли кустарников в верховьях, луга и степные участки в низовьях, болотные и прибрежно-водные сообщества на днище яра и его устьевой части. Видовой состав растений насчитывает здесь около 400 видов, что составляет почти треть флоры области. Здесь встречаются ковыль-волосатик, овсец опушенный, различные виды австрагалов, кровохлебка лекарственная и другие.

Стенки – Изгорья

В 1997г. урочище присоединено к Центрально- Чернозёмному заповеднику, а теперь - к «Белогорью». Оно известно с момента его открытия проф. Б. М. Козо-Полянским как месторождение реликтовых меловых сосен. Участок расположен на левых крутых берегах р. Оскол, между сёлами Песчанка и Слоновка, в 10 км от г. Новый Оскол. Здесь отмечается до 17 живых деревьев сосны и около 90 экземпляров вегетирующего подроста. Средний возраст взрослых особей составляет около 200 лет. В ландшафтном отношении Стенки-Изгорья- это сочетание нескольких взаимосвязанных урочищ с дубравной, степной, меловой, а по днищам логов- водно-болотной растительностью. Во флоре указанных сообществ произрастают 356 видов только цветковых растений, в том числе некоторые орхидные, ковыли, оносма, относящиеся к редким, краснокнижным растениям.

Ямская степь

Часть государственного биосферного заповедника «Белогорье», занимает площадь 566 га и находится в 8 км от г. Губкина. Ямская степь находится в зоне умеренного увлажнения. Особую ценность заповедника составляют его почвы. По запасам питательных веществ ямские чернозёмы не имеют себе равных в Европе. Основное богатство заповедника - луговые целинные степи, представляющие коренной тип травянистой растительности. Особую ценность представляет растительность своеобразных луговых степей на выходах мела.  Растения этих местообитаний произрастали и во время оледенений и дожили до наших дней как «живые ископаемые» на меловых субстратах.

Давайте теперь представим, что вы оказались среди животных с завязанными глазами. Попробуйте по звуку голоса определить, кому он принадлежит.

12. Четвертый закон Коммонера гласит: Ничто не дается даром.

 Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

- Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего села и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Со свиноводческой фермы сброшены в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям села? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

- Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это жители сжигают листву, чтобы не вывозить её. Чем это грозит нам, и какой экологический закон люди нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва  деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов, фермы. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

13. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

-  Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо учащимся  нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

 14. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

- Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель:

-Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять эти качества своего характера. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

15. Подведение итогов (рефлексия).

- Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

http://www.youtube.com/watch?v=VmbfI5IsWXA

http://www.youtube.com/watch?v=3IBvUafhYqE

http://www.youtube.com/watch?v=oBIEywzvIwI

http://www.youtube.com/watch?v=CqTXeF2YUhA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник "Наш дом - планета Земля" 4 класс

Инсценирование сказки, интеллектуальный конкурс "Эрудит", игры "Аукцион", "Сосчитай-ка", "Хорошо или плохо", стихи, плакат с фигурками животных и птиц, цветов и деревьев, которые дети украшают по ходу...

Классный час на тему: "Сохраним планету Земля. Если не я, то кто же? "

Открытый классный час во 2 классе, в\посвящённый году окружающей среды...

Классный час "Сохраним планету Земля"

Экологические проблемы являются одними из самых важных проблем нашего времени. Что должны сделать люди, чтобы наша планета оставалась цветущей, средой обитания всего живого, в том числе и нас, людей!...

Классный час "Сохраним нашу Землю"

воспитание экологической культуры и экологической грамотности у учащихся через организацию игровой деятельности. ...

классный час "Сохраним планету Земля"

Каждый день наш земной шар становится бед­нее на один вид животных. Каж­дую неделю мы навсегда теряем один вид растений. Сегодня более 1000 видов животных и 25 ООО ви­дов растений на грани исчезнове­н...

Классный час "Сохраним планету Земля"

laquo; Сохраним планету Земля»...

ПРОЕКТ Урок деловая игра. Природоведение - 4 класс Выпуск классной газеты «Сохраним природу Земли вместе»

Тема: Сохраним природу Земли вместе (с.104-105)Цель: обобщить знания учащихся о компонентах природной среды (земля, вода, воздух, почва) подвести детей к понятию необходимости беречь и умножать природ...