Работа с мягкой игрушкой в начальных классах
рабочая программа (3 класс) на тему
Игрушка – один из самых древних видов декоративно прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушки всегда сопутствовали человеку. Различного вида игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. Первые народные кустари – игрушечники передавали своё умение из поколения в поколение. Так традиции народного творчества живут в прикладном искусстве до наших дней.
В настоящее время работа с детьми над мягкой игрушкой – самоделкой является не только формой эстетического и трудового воспитания, это одна из форм развития образного, логического мышления, это связующее звено
между всеми предметами, изучаемыми в начальной школе. Например, можно устроить выставку игрушек, используя материалы литературных произведений известных ребятам. Во время экскурсий в природу следует обращать внимание детей на форму предметов, цвет, различные сочетания цветов, игру теней и света.
Любая народная игрушка – русская, украинская. грузинская, польская, итальянская и т. д. – доносит до нас приметы, дух и поэзию тех мест, где она родилась. Учит уважать её народ, историю и культуру этого народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_myagkoy_igrushkoy_v_nachalnyh_klassah.docx | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с мягкой игрушкой в начальных классах
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно,обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Игрушка – один из самых древних видов декоративно прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушки всегда сопутствовали человеку. Различного вида игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. Первые народные кустари – игрушечники передавали своё умение из поколения в поколение. Так традиции народного творчества живут в прикладном искусстве до наших дней.
В настоящее время работа с детьми над мягкой игрушкой – самоделкой является не только формой эстетического и трудового воспитания, это одна из форм развития образного, логического мышления, это связующее звено
между всеми предметами, изучаемыми в начальной школе. Например, можно устроить выставку игрушек, используя материалы литературных произведений известных ребятам. Во время экскурсий в природу следует обращать внимание детей на форму предметов, цвет, различные сочетания цветов, игру теней и света.
Любая народная игрушка – русская, украинская. грузинская, польская, итальянская и т. д. – доносит до нас приметы, дух и поэзию тех мест, где она родилась. Учит уважать её народ, историю и культуру этого народа.
Через игрушки можно изучать и животный мир. Например, при изготовлении игрушек – животных мы пользуемся знаниями их особенностей, характерных черт, полученных при изучении природных зон или при посещении зоологического музея. И наоборот, занятия в кружке помогают расширить знания, получаемые на уроках. Например можно изготовить уголок Крайнего Севера.
Развитие наблюдательности у детей способствует их умению наблюдать и критически оценивать окружающую жизнь, видеть и понимать красивое в природе, в искусстве, как её отражении и переносить это в своё творчество. Первое эстетическое впечатление дети получают именно из окружающей среды. интерес к красоте возникает с первых лет жизни детей, когда они видят красивый коврик над своей кроваткой, цветы в расписной керамической вазе, одежду, игрушки, другие вещи, украшающие наш быт – не как у всех, а сделанную руками мамы и других близких людей.
Игрушка, прошедшая через руки ребёнка как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он сам трудился, вкладывая в неё свой труд, выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему .Каждый из нас, оглядываясь в пору своего детства, вспоминает радость созидания именно от таких «необязательных» поделок – поделок для души.
Так народное декоративное искусство воспитывает и развивает вкус с малых лет. Они уже не смогут жить иначе – значит, мы воспитываем и культуру быта, уважение к своему труду и труду других людей, и отношение человека к жизни вообще.
Кроме того, заимствуя декоративность, общность формы, условность образа
ребёнок развивает наглядно – образное, логическое, критическое мышление. Рукотворное искусство способствует эстетическому развитию младших школьников, воспитывает в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов искусства.
Игрушка вносит в нашу жизнь сказку. Создавая художественный образ реалистически декоративной игрушки, ни в коем случае ни натуральный, мы развиваем фантазию, художественный вкус, любовь к прекрасному во всех её проявлениях.
Интересна работа по созданию персонажей для кукольного театра. Создавая
творческие работы, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально, мы учим их проектной деятельности, работе в творческой группе.
Игрушку любят все: и дети, и взрослые. Для детей она забава, игра, взрослые же с удовольствием смотрят на красивые, забавные игрушки, приносящие им не только истинную радость, но и гордость за своих детей, изготовивших их. Поэтому полезно делать выставки, привлекая в качестве жюри не только самих детей. но и их родителей. Это выравнивает и самооценку детей, и оценку родителями труда своего собственного ребёнка.
Кроме того, сближает детей и родителей, привлекает родителей к совместной деятельности. Родители могут оказать помощь в организации выставок, экскурсий, встреч с интересными людьми, бесед. приобретении материалов и инструментов. Они живут интересами своего ребёнка, проникают в его внутренний мир, разделяют с ним чувства, переживания. Благодаря такой духовной близости они могут воздействовать на своего ребёнка, опираясь на его интересы.
Планируемые результаты освоения курса
Таким образом, всё выше сказанное говорит о том, что при работе над мягкой игрушкой мы формируем все УУД.
Личностными результатами курса «Работа с мягкой игрушкой»
является умение оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки, работы) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Т.е. умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам, творчеству людей.
Метапредметными результатами курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цель работы после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью руководителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с руководителем выявлять и формулировать проблему, возникшую при работе над изделеем;
- под контролем руководителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
- выполнять задание по составленному под контролем руководителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
В диалоге с руководителем ребёнок учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- искать и отбирать необходимые для решения задачи источники информации в тексте, иллюстрации, схеме, чертёже, инструкционной карте, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, в беседах с народными мастерами, в материалах экскурсий, документальных и научно - популярных фильмах, рассуждений и обсуждений полученных материалов, выполнения пробных поисковых действий;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать; определять причинно-следственные связи, делать выводы на основе обобщения полученных материалов;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служит 1 линия развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами курса является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, гармония и дисгармония.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
знать холодные и тёплые цвета;
уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
По трудовой(технико-технологической) деятельности:
знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения необходимых форм;
уметь самостоятельно выполнять разметку по шаблону, выкройке, с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем руководителя проводить анализ образца, планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Предметными результатами курса является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;
уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
уметь под контролем руководителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.
Уметь под контролем руководителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Содержание курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения.
Бережное отношение к природе – источник сырьевых ресурсов – природные материалы.
Самообслуживание − порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией − рисунки, схемы, выкройки, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), природные материалы. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам − декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей «на глаз», по шаблону, по выкройке. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, художественной строчкой.
Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий.
3. Конструирование.
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов. Конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Художественно-творческая деятельность
Эстетические понятия.
I. Эстетическое в жизни и в искусстве. (Эстетическое как категория. Эстетический идеал. Эстетический вкус: критерии - мера, гармония, тождество, соотношение.)
II. Основы композиции. (Мера – соотношение части и целого. Тождество − абсолютное равенство. Зеркальность изображения. Гармония в жизни и искусстве. Соотношение частей.)
III.. Связь утилитарного и эстетического.
Эстетический контекст.
Эстетическое в действительности и в искусстве.
Эстетический идеал в искусстве разных народов.
Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведении искусства.
Деталь как часть изделия, произведения искусства.
Симметрия в изделии. Понятие орнамента (геометрического и растительного). Повторение и инверсия.
Соотношение плоского и объёмного.
Понятие сюжета. Чередование частей в изо, театре.
Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.
5. Использование информационных технологий.
Демонстрация руководителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Тематическое планирование
Курс рассчитан на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 3 и 4 кл.
№ | ТЕМА | к- во часов |
1 | Введение. Материалы и инструменты, необходимые для работы | 1 |
2 | Знакомство с технологическими процессами, проектированием, конструированием, виды соединения деталей и сборки изделий | 1 |
3 | Виды швов, варианты отделки изделий | 2 |
4 | Мячик | 1 |
5 | Котёнок | 6 |
6 | Петушок-грелка для заварочного чайника | 5 |
7 | Слоник - копилка | 6 |
8 | Мишка | 4 |
9 | Птенчик | 4 |
10 | Львёнок | 6 |
11 | Чебурашка | 6 |
12 | Заинька | 8 |
13 | Клоун (коллективная работа) | 6 |
14 | Лягушонок | 8 |
Всего | 64 |
Список литературы
1.А.В.Ефимова «Работа с мягкой игрушкой в начальной школе»
Москва «Просвещение» 1978г.
2.С.В. Кочетова «Забавная игрушка», «Лениздат» 1988г.
3.Т.Ефремова,Л.Лебедева «Стежок за стежком» , «Малыш» 1990г.
4.Е.В.Авдеева «Художественная гладь», Ташкент. Главная редакция издательско-полиграфического концерна «Шарк» 1993г.
5.Т.А.Терешкович «Рукодельница», Минск, «Полымя» 1996г.
6.»Полная энциклопедия женских рукоделий» перевод с французского
ИБ 015,Комерческое книжно – журнальное издательство «Правда Востока» 1999г.
7. Добрицкая Е.А. 1000 советов. «Рукоделие для девочек.» – М.: ИНФРА-М, 2004.
8.Смирнова «Игрушка своими руками» Из-во «Питер»,2012г.
9.А.Чернова «Мишка Тедди и его компания» Из-во «Питер»,2013г.
10. www.o-detstue.ru / мастер-класс «Мягкая игрушка»
11.shkolazhizni.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...
План работы кружка "Мягкая игрушка"
Образовательная программа кружка "Мягкая игрушка"...
Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка" для 4 класса.
Программа кружка " разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мягкая игрушка» 3-4 классы
Программа,направленная на формирование художественного вкуса, творческих способностей и фантазии учащихся, на овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей....
Конспект урока по технологии Тема: Океанариум. Изделие: мягкая игрушка «осьминог». 3 класс.
Конспект урока по технологии Тема: Океанариум.Изделие: мягкая игрушка «осьминог».Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о понятии «океанариум», ус...
Конспект урока технологии "Игрушка из перчатки. Океанариум "Изделие: мягкая игрушка «осьминог» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о понятии «океанариум», устройстве океанариума, его обитателях, профессии ихтиолога; знакомство с технологией создания мягкой игру...
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...