Работа с мягкой игрушкой в начальных классах
рабочая программа (3 класс) на тему

Морозова Татьяна Львовна

Игрушка – один из самых древних видов декоративно прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушки всегда сопутствовали человеку. Различного вида игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. Первые народные кустари – игрушечники передавали своё умение из поколения в поколение. Так традиции народного творчества живут в прикладном искусстве до наших дней.

В настоящее время работа с детьми над мягкой игрушкой – самоделкой является не только формой эстетического и трудового воспитания, это одна из форм развития образного, логического мышления, это связующее звено

между всеми предметами, изучаемыми в начальной школе. Например, можно устроить выставку игрушек, используя материалы литературных произведений известных ребятам. Во время экскурсий в природу следует обращать внимание детей на форму предметов, цвет, различные сочетания цветов, игру теней и  света.

Любая народная игрушка – русская, украинская. грузинская, польская, итальянская и т. д.  – доносит до нас приметы, дух и поэзию тех мест, где она родилась. Учит уважать её народ, историю и культуру этого народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_myagkoy_igrushkoy_v_nachalnyh_klassah.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

          Работа с мягкой игрушкой в начальных классах    

                   

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

                                   Пояснительная записка

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно,обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

Игрушка – один из самых древних видов декоративно прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушки всегда сопутствовали человеку. Различного вида игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. Первые народные кустари – игрушечники передавали своё умение из поколения в поколение. Так традиции народного творчества живут в прикладном искусстве до наших дней.

В настоящее время работа с детьми над мягкой игрушкой – самоделкой является не только формой эстетического и трудового воспитания, это одна из форм развития образного, логического мышления, это связующее звено

между всеми предметами, изучаемыми в начальной школе. Например, можно устроить выставку игрушек, используя материалы литературных произведений известных ребятам. Во время экскурсий в природу следует обращать внимание детей на форму предметов, цвет, различные сочетания цветов, игру теней и  света.

Любая народная игрушка – русская, украинская. грузинская, польская, итальянская и т. д.  – доносит до нас приметы, дух и поэзию тех мест, где она родилась. Учит уважать её народ, историю и культуру этого народа.

Через игрушки можно изучать и животный мир. Например, при изготовлении игрушек – животных мы пользуемся знаниями их особенностей, характерных черт, полученных при изучении природных зон или  при посещении зоологического музея. И наоборот, занятия в кружке помогают расширить знания, получаемые на уроках. Например можно изготовить уголок Крайнего Севера.

Развитие наблюдательности у детей способствует их умению наблюдать и критически оценивать окружающую жизнь, видеть и понимать красивое в природе, в искусстве, как её отражении и переносить это в своё творчество. Первое эстетическое впечатление дети получают именно из окружающей среды. интерес к красоте возникает с первых лет жизни детей, когда они видят красивый коврик над своей кроваткой, цветы в расписной керамической вазе, одежду, игрушки, другие вещи, украшающие наш быт – не как у всех, а сделанную руками мамы и других близких людей.

Игрушка, прошедшая через руки ребёнка как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он сам трудился, вкладывая в неё свой труд, выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему .Каждый из нас, оглядываясь в пору своего детства, вспоминает радость созидания именно от таких «необязательных» поделок –  поделок для души.

Так народное декоративное искусство воспитывает и развивает вкус с малых лет. Они уже не смогут жить иначе – значит, мы воспитываем и культуру быта, уважение к своему труду и труду других людей, и отношение человека к жизни вообще.

Кроме того, заимствуя декоративность, общность формы, условность образа

ребёнок развивает наглядно – образное, логическое, критическое  мышление. Рукотворное искусство способствует эстетическому развитию младших школьников, воспитывает в них интерес к искусству, развивают зрительную память,  умение замечать прекрасное в окружающем мире,  совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов искусства.

Игрушка вносит в нашу жизнь сказку. Создавая художественный образ реалистически декоративной игрушки, ни в коем случае ни натуральный, мы развиваем фантазию, художественный вкус, любовь к прекрасному во всех её проявлениях.

Интересна работа по созданию персонажей для кукольного театра. Создавая

творческие работы, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально, мы учим их проектной деятельности, работе в творческой группе.

Игрушку любят все: и дети, и взрослые. Для детей она забава, игра, взрослые же с удовольствием смотрят на красивые, забавные  игрушки, приносящие им не только истинную радость, но и гордость за своих детей, изготовивших их. Поэтому полезно делать выставки, привлекая в качестве жюри не только самих детей. но и их родителей. Это выравнивает и самооценку детей, и оценку родителями труда своего собственного ребёнка.

 Кроме того, сближает детей и родителей, привлекает родителей к совместной деятельности. Родители могут оказать помощь в организации выставок, экскурсий, встреч с интересными людьми, бесед. приобретении материалов и инструментов. Они живут интересами своего ребёнка, проникают в его внутренний мир, разделяют с ним чувства, переживания. Благодаря такой духовной близости они могут воздействовать на своего ребёнка, опираясь на его интересы.

Планируемые результаты освоения курса

Таким образом, всё выше сказанное говорит о том, что при работе над мягкой игрушкой мы формируем все УУД.

Личностными результатами курса «Работа с мягкой игрушкой»

является умение оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки, работы) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Т.е. умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам, творчеству людей.

Метапредметными результатами курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель работы после предварительного обсуждения;
  • уметь с помощью руководителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
  • уметь совместно с руководителем выявлять и формулировать проблему, возникшую при работе над изделеем;
  • под контролем руководителя выполнять пробные поисковые действия  для выявления оптимального решения проблемы;
  • выполнять задание по составленному под контролем руководителя плану, сверять свои действия с ним;
  • осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, вносить необходимые конструктивные доработки;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

В диалоге с руководителем ребёнок учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать необходимые для решения задачи источники информации в тексте, иллюстрации, схеме, чертёже, инструкционной карте, энциклопедиях, справочниках,  Интернете;
  • добывать новые знания в процессе наблюдений, в беседах с народными мастерами, в материалах экскурсий, документальных и научно - популярных фильмах, рассуждений и обсуждений полученных материалов, выполнения пробных поисковых действий;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать; определять причинно-следственные связи, делать выводы на основе обобщения полученных материалов;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служит  1 линия развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами курса является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, гармония и  дисгармония.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;

знать холодные и тёплые цвета;

уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.

По трудовой(технико-технологической) деятельности:

знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения необходимых форм;

уметь самостоятельно выполнять разметку по шаблону, выкройке, с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

под контролем руководителя проводить анализ образца, планировать и контролировать выполняемую практическую работу;

Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Предметными результатами курса является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

уметь под контролем руководителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.

Уметь под контролем руководителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

                                 

                         

                                   Содержание    курса

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).

Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения.

Бережное отношение к природе – источник сырьевых ресурсов – природные материалы.

Самообслуживание  порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.

Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией  рисунки, схемы, выкройки, инструкционные карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.  

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

 Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань),  природные материалы. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам  декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники.

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей «на глаз», по шаблону, по выкройке. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, художественной строчкой.

Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий.

3. Конструирование.

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов. Конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.

4. Художественно-творческая деятельность

Эстетические понятия.

I. Эстетическое в жизни и в искусстве. (Эстетическое как категория. Эстетический идеал. Эстетический вкус: критерии - мера, гармония, тождество, соотношение.)

II. Основы композиции. (Мера – соотношение части и целого. Тождество  абсолютное равенство. Зеркальность изображения. Гармония в жизни и искусстве. Соотношение частей.)

III.. Связь утилитарного и эстетического.

Эстетический контекст.

Эстетическое в действительности и в искусстве.

Эстетический идеал в искусстве разных народов.

Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведении искусства.

Деталь как часть  изделия, произведения искусства.

Симметрия в изделии. Понятие орнамента (геометрического и растительного). Повторение и инверсия.

Соотношение плоского и объёмного.

 Понятие сюжета. Чередование частей в изо, театре.

Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.

5. Использование информационных технологий.

Демонстрация руководителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

                           

                                  Тематическое планирование

 Курс рассчитан на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 3 и 4 кл.

                              ТЕМА

к- во часов

1

Введение. Материалы и инструменты, необходимые для работы

         1

2

Знакомство с технологическими  процессами, проектированием, конструированием, виды соединения деталей  и сборки изделий

         1

3

Виды швов, варианты отделки изделий

         2

4

Мячик

         1

5

Котёнок

         6

6

Петушок-грелка для заварочного чайника

         5  

7

Слоник - копилка

         6

8

Мишка

         4

9

Птенчик

         4

10

Львёнок

         6

11

Чебурашка

         6

12

Заинька

         8

13

Клоун (коллективная работа)

         6

14

Лягушонок

         8

                                                                           Всего

        64

                                     Список литературы

1.А.В.Ефимова «Работа с мягкой игрушкой в начальной школе»

Москва  «Просвещение» 1978г.

2.С.В. Кочетова «Забавная игрушка», «Лениздат» 1988г.

3.Т.Ефремова,Л.Лебедева «Стежок за стежком» , «Малыш» 1990г.

4.Е.В.Авдеева «Художественная гладь», Ташкент. Главная редакция издательско-полиграфического концерна «Шарк» 1993г.

5.Т.А.Терешкович «Рукодельница», Минск, «Полымя» 1996г.

6.»Полная энциклопедия женских рукоделий» перевод с французского

ИБ 015,Комерческое книжно – журнальное издательство «Правда Востока» 1999г.

7.   Добрицкая Е.А. 1000 советов. «Рукоделие  для девочек.» – М.: ИНФРА-М, 2004.

8.Смирнова «Игрушка своими руками» Из-во «Питер»,2012г.

9.А.Чернова «Мишка Тедди и его компания» Из-во «Питер»,2013г.

10. www.o-detstue.ru / мастер-класс «Мягкая игрушка»

11.shkolazhizni.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

План работы кружка "Мягкая игрушка"

Образовательная программа кружка "Мягкая игрушка"...

Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка" для 4 класса.

Программа кружка " разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мягкая игрушка» 3-4 классы

Программа,направленная на формирование художественного вкуса, творческих способностей и фантазии учащихся, на овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей....

Конспект урока по технологии Тема: Океанариум. Изделие: мягкая игрушка «осьминог». 3 класс.

Конспект урока по технологии Тема: Океанариум.Изделие: мягкая игрушка «осьминог».Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о понятии «океанариум»,  ус...

Конспект урока технологии "Игрушка из перчатки. Океанариум "Изделие: мягкая игрушка «осьминог» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о понятии «океанариум», устройстве океанариума, его обитателях, профессии ихтиолога; знакомство с технологией создания мягкой игру...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...