Бюджет семьи
план-конспект на тему

КАВЕРИНА НАТАЛЬЯ ГЕОРГИЕВНА

 В наше время стремительно растет потребление. Научить ребят разумным тратам и расходу денежных средств поможет материал занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Час общения "Семейный бюджет".22.48 КБ

Предварительный просмотр:

                           МКУ «СРЦН «Алиса» г. Прокопьевск   2015г.

                                                                                           Воспитатель: Каверина Н.Г.

Конспект занятия по семейному воспитанию

Тема: "Семейный бюджет".

Форма проведения  - час общения.

 Цель:

Создать условия для формирования у детей элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

– образовательные:

ознакомить ребят с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;

формировать представление о структуре семейного бюджета;

повторить экономические понятия;

– развивающая

 – развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать рациональный выбор;

– воспитательные:

формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе и  традиции;

формировать умение работать в группе;

воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

Оборудование:

карточки-схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит", "экономия", "жадный", "экономный");

раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии);

 тесты, карточки с изображениями хмурого, равнодушного и веселого человечков.

                                               Ход занятия

Организационный момент.

Эмоциональный и организационный настрой  (2 мин)

– Здравствуйте, ребята!

 На предыдущих занятиях мы говорили с вами о взаимоотношениях в семье. Отвечали на вопрос "Когда я испытываю чувство радость?». И  мне было приятно узнать, что многие из вас умеют сочувствовать, сопереживать. Хорошо,  что среди нас есть те, кто испытывает радость от того, что может помочь другому человеку (маме, другу и т.д.), от того, что достигли успехов в учебе, от общения с друзьями, родными.

Сегодня мы  поговорим о жизни в семье, ее финансовой составляющей.

– Определите свое настроение на начало занятия.        

Дети поднимают карточку с изображением смайлика (хмурого, равнодушного или веселого).

              

Постановка проблемы

Вопросы:

Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

Ответ: семья.

Может ли у семьи быть свой бюджет?

Ответ: да.

Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?

Ответ: из доходов и расходов.

Какая же будет сегодня тема занятия?

Ответ: семейный бюджет.        

 Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.

 Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов.

На доске изображена схема:

                              Семейный бюджет

              Доходы                                       Расходы

         

–  У нас сегодня будет работать четыре группы – четыре семьи.

Выберите фамилию своей семье.        

Групповая работа детей.

Вопросы:

  1. Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

Ответ:

заработная плата – родители;

 пенсия – дедушки и бабушки;

стипендия – студенты; пособие на ребенка;

        

  1. Так что такое доход семьи?

Ответ: сумма, заработанная членами семьи за месяц.        

3. Бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. У вас есть список товаров и услуг.

Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.

Список товаров и услуг

Товар или услуга                 Цена, руб.          Ваш выбор

Лекарства        5        

Продукты        50        

Одежда        10        

Обувь        10        

Бытовая химия        4        

Транспорт        10        

Велосипед        15        

Музыкальная (спортивная) школа        10        

Книги        5        

Компьютер        40        

Игрушки        5        

Платежи и налоги        30        

Диски с мультфильмами        6        

Посещение цирка        6        

Посещение боулинга        7        

Туристическая поездка        80        

Поход в кино        4        

Мороженное, конфеты        5        

Фрукты        8        

Групповая работа детей.

– Выслушаем, что у вас получилось. Выступление делегатов

 от каждой группы.

– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

 – Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.        Дети высказывают свои предположения.

– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

– Что получилось? Сумели ли вы уложиться в эту сумму100 рублей?

Физкультурная минутка. Мышечная и эмоциональная релаксация (2 мин)

Первичное закрепление нового материала.

 Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7 мин)

– Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?

Ответ: доходы могут быть равны расходам,  превышать расходы, быть меньше расходов.        

– Правильно. А какая формула будет лучшей?

Ответ: та, в которой доходы больше, чем расходы.        

– Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.

Тексты карточек:

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.        

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

Ответ: если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.

– На чем можно сэкономить?

Варианты ответов:

сладости и излишества в еде;

транспорт (использование проездного билета);

коммунальные услуги (экономия электричества и воды);

одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)        

– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?        

Дети высказывают свои предположения. В случае затруднения обращаются к карточкам-подсказкам

– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства        

Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета.

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета.

Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

Ответ: премия, наследство.

– А непредвиденные расходы?

Ответ: болезнь, несчастье.        

– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?

    Совет и  ваш выбор.  Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения, могут воспользоваться готовым списком, выбрать верные утверждения из предложенных вариантов.

  • Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов        
  • Уходя из дома, выключайте свет        
  • Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику        
  • Бережно относитесь к своим вещам        
  • Чаще пользуйтесь услугами такси        
  • После похода в магазин оставляйте сдачу себе        
  • Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы        
  • Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

         

И так заслушаем представителей рабочих групп: совет и  ваш выбор.  

 – Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?

Ответ: нужно много трудиться.

– Совершенно верно.

Вспомните пословицы о труде.

Варианты ответов:

Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

Кто любит труд, того люди чтут.

Труд человека кормит, а лень портит

        

– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа, на каждый вопрос.        

Тест    

   Вопрос        Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?        

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…        

а) расходы;

б) проценты;

в) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…        

а) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…        

а) доходы;

б) расходы;

 в) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

а) больше расходов;

а) доходы равны расходам;

б) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…        

а) доходов;

б) расходов;

в) гонорара

         

– Теперь обменяйтесь листочками для проверки.

– Ребята, на наш электронный адрес  пришло сообщение "Прошу помочь!". Срочно нужна денежная помощь маленькому ребенку на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. Спортсменам-лыжникам на поездки на соревнования. Обсудите в своей "семье", согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой выбор.

– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами.

 Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.        

Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка: ребята оценивают свою работу, поднимают карточки с изображениями человечка.

 – Благодарю вас за работу на занятии!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект црока по СБО на тему "Бюджет семьи"

Это конспект урока по СБО для старших классов специальной (коррекционной) школы. Он так же может быть использован на уроках в начальной школе....

Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»

 Научить  детей  следующим  понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...

Бюджет семьи

На уроке формируются понятия о бюджете семьи....

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...