Бюджет семьи
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
На уроке формируются понятия о бюджете семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_3klasse_fgos.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Аудитория: 3 класс
Тема: « Семейный бюджет».
Личностные УУД.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Познавательные УУД
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы урок начать готовы!
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- На прошлом уроке мы много говорили о государственном бюджете. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы усвоили эту тему, правильно ли вы поняли, из чего состоит бюджет государства.
2. Работа в парах ( проверка домашнего задания)
- У вас на столах лежат карточки. Поиграем в игру « Учитель – ученик». Выберите, кто из вас будет сначала учителем, а кто учеником. Потом обменяетесь карточками. Итак, учитель берёт карточку № 1, на которой написаны вопросы, которые он должен задать ученику и даны ответы. На карточке № 2 дана инструкция по оцениванию ученика. За каждый правильный ответ – 1 балл. Теперь поменяйтесь ролями.
Карточка № 1.
1. Что такое государственный бюджет?
( План доходов и расходов)
2. Что означает выражение «денежная сумка»?
( Бюджет)
3. Как называются деньги, которые в неё кладут?
( Доходы)
4. Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета?
(Расходы)
5. Что составляет доходы государства?
( Налоги граждан и организаций).
- Составим схему государственного бюджета. ( На доске из карточек составляется схема государственного бюджета).
Государственный бюджет
Доходы Расходы
Здравоохранение
Налоги граждан Образование
Налоги организаций Армия
Милиция
Наука
Культура
Охрана природы
Пенсии
Стипендии
Пособия на детей
- Молодцы! А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?
- Да.
- Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? ( Семья)
- Может ли у семьи быть свой бюджет? ( Да)
- Вы уже знаете из чего складывается государственный бюджет. А как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? ( Из доходов и расходов)
- Скажите, какая же будет тема нашего урока? ( Семейный бюджет)
- Составим план нашего урока:
1. Из чего состоит семейный бюджет?
2. Доходы семьи.
3. Расходы семьи.
- Что мы сейчас делали? ( Планировали свою деятельность)
- Итак, тема нашего урока « Семейный бюджет» ( Слайд № 1)
3. Работа по теме. Ролевая игра « Источники доходов» На доске карточки прикреплены магнитами. Учитель распределяет роли и раздаёт реквизит.
Бабушке – платок, папе – галстук, маме – фартук, дочке – куклу, сыну – студенческий билет.
Задание: каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).
Задание классу: вы должны проверить правильность выбора.
- Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны правильно.
Проверка.
Бабушка – пенсия
Папа – зарплата
Мама – зарплата
Дочка – пособие
Старший сын – стипендия
- Только ли из доходов состоит семейный бюджет?
- На что семья может тратить деньги?
4.Работа с учебником. С 77 – 79.
Работа в группах. Каждой группе даётся задание в конверте. Идёт обсуждение. Дети чертят кластеры, затем представляют свои работы.
1 группа
А) Что такое бюджет семьи?
Бюджет
Доходы Расходы
2 группа
Б) Из чего складываются доходы семьи?
Бюджет
Заработная плата Заработная плата Пенсии бабушки и
мамы папы дедушки
Детские пособия Гонорар Стипендия
3 группа
В) На что семьи тратят деньги?
Расходы
Коммунальные платежи Продукты Образование детей
Оплата за детский сад Разное
5. Физминутка
6. Индивидуальная работа.
- А теперь выполним более сложную работу. Откройте рабочие тетради на с. 41 № 231. Выполните самостоятельно.
Проверка. – Обменяйтесь тетрадями .
- Возьмите карточку № 2. Там даны правильные ответы. Проверьте.
- Поднимите руки, кто справился с этим заданием.
- Подумайте и ответьте на вопрос: Как могут распределяться доходы и расходы в семье? ( Доходы могут быть равны доходам, превышать расходы, быть меньше расходов) ( Слайд № 3)
- Начертите схему распределения доходов по отношению к расходам.
Доходы = Расходам
Доходы< Расходы
Доходы> Расходы
-Чего нельзя допускать в семейном бюджете? ( Чтобы расходы превышали доходы)
- Правильно, тогда образуется дефицит бюджета.
7. Работа в группах.
- На уроке у нас сегодня 3 группы – 3 семьи. Выберите фамилию своей семье.
- Давайте повторим правила работы в группах:
а) Говорим вежливо, называя собеседника по имени;
б) Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
в) Внимательно слушаем;
г) Чётко высказываем своё мнение;
д) Уважаем мнение собеседника.
- Дайте советы по экономии семейного бюджета. В случае затруднения вы можете воспользоваться готовым списком и выбрать верные утверждения из предложенных. Карточка №3
Совет | Ваш выбор |
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов | |
Уходя из дома, выключайте свет | |
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику | |
Бережно относитесь к своим вещам | |
Чаще разговаривайте с друзьями по телефону | |
Пользуйтесь услугами горячей пиццы | |
Чаще пользуйтесь услугами такси |
- Ваши советы замечательны.
- Решите пожалуйста задачу. Послушайте.
8. Индивидуальная работа. Тест.
Сейчас вам предстоит работать в группах. Возьмите карточку №4
Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.
Вопрос | Вариант ответа |
1. Из чего складывается семейный бюджет? | а) из заработной платы, пенсии, стипендии б) из доходов и расходов в) из денег |
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи – это… | а) расходы б) проценты в) доходы |
3. Авторское вознаграждение – это… | а) зарплата б) налог в) гонорар |
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи – это… | а) доходы б) расходы в) прибыль |
5. Правильным считается ведение бюджета то, при котором доходы… | а) больше расходов б) равны расходам в) меньше расходов |
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды … | а) доходов б) расходов в) гонорара |
- Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово получилось? ( Бюджет)
10. Рефлексия.
Молодцы! Ну а теперь оцените свою деятельность на уроке. Поднимите карточки с изображениями человечка.
- Что у вас получалось лучше всего?
- В чём испытывали затруднения?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?
- Понравилась ли вам работа на уроке?
- Возьмите карточку № 5. Оцените свою работу.
1. На уроке я работал | Активно – пассивно |
2. Своей работой на уроке я | Доволен – не доволен |
3. Урок для меня показался | Коротким - длинным |
4. За урок я | Не устал - устал |
5. Моё настроение | Стало лучше – стало хуже |
6. Материал урока | Понятен – не понятен |
*. Домашнее задание.
1 вариант - Представьте, что на день рождение вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов на 1 месяц.
2 вариант – Составьте список расходов своей семьи за 1 день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект црока по СБО на тему "Бюджет семьи"
Это конспект урока по СБО для старших классов специальной (коррекционной) школы. Он так же может быть использован на уроках в начальной школе....
Бинарный урок для 3 класса информатика +экономика "Бюджет семьи"
Знакомство с понятием семейный бюджет....
Тема: «Бюджет семьи», урок окружающего мира
Аннотация: ...
Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»
Научить детей следующим понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...
Конспект урока по окружающему миру Тема: "Бюджет семьи"
Тема "Бюджет семьи"...
Бюджет семьи
В наше время стремительно растет потребление. Научить ребят разумным тратам и расходу денежных средств поможет материал занятия....
Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...