Бюджет семьи
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Колесникова Галина Валерьевна

На уроке формируются понятия о бюджете семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_3klasse_fgos.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Аудитория:  3 класс

Тема: « Семейный бюджет».

Личностные УУД.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные УУД

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  •  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

                                                 Ход урока:

1.  Орг. момент.

            Прозвенел звонок весёлый,

            Мы урок начать готовы!

            Будем думать, рассуждать,

            И друг  другу помогать.

- На прошлом уроке мы много говорили о государственном бюджете. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы усвоили эту тему, правильно ли вы поняли, из чего состоит бюджет государства.

2. Работа в парах ( проверка домашнего задания)

- У вас на столах лежат карточки. Поиграем в игру « Учитель – ученик». Выберите, кто из вас будет сначала учителем, а кто учеником. Потом обменяетесь карточками.   Итак, учитель берёт карточку № 1, на которой написаны вопросы, которые он должен задать ученику и даны ответы. На карточке № 2 дана инструкция по оцениванию ученика. За каждый правильный ответ – 1 балл. Теперь поменяйтесь ролями.

Карточка № 1.

1. Что такое государственный бюджет?

    ( План доходов и расходов)

2. Что означает выражение «денежная сумка»?

    ( Бюджет)

3. Как называются деньги, которые в неё кладут?

    ( Доходы)

4. Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета?

     (Расходы)  

5. Что составляет доходы государства?

     ( Налоги граждан и организаций).

- Составим схему государственного бюджета. ( На доске из карточек составляется схема государственного бюджета).

                                      Государственный бюджет

Доходы                                                          Расходы

                                                                  Здравоохранение

Налоги граждан                                      Образование

Налоги  организаций            Армия

                                                                           Милиция

                                                                           Наука

                                                                            Культура

                                                                            Охрана природы

                                                                            Пенсии

                                                                            Стипендии

                                                                            Пособия на детей

- Молодцы!  А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

- Да.

- Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?   ( Семья)

- Может ли у семьи быть свой бюджет?  ( Да)

- Вы уже знаете из чего складывается государственный бюджет.  А  как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?  ( Из доходов и расходов)

- Скажите, какая же будет  тема нашего урока?  ( Семейный бюджет)  

- Составим план нашего урока:

1. Из чего состоит семейный бюджет?

2.  Доходы семьи.

3. Расходы семьи.

- Что мы сейчас делали?   ( Планировали свою деятельность)

- Итак, тема нашего урока « Семейный бюджет»  ( Слайд № 1)

3. Работа по теме.  Ролевая игра « Источники доходов» На доске карточки прикреплены магнитами. Учитель распределяет роли и раздаёт реквизит.

Бабушке – платок, папе – галстук, маме – фартук, дочке – куклу, сыну – студенческий билет.

Задание:   каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).

Задание классу:  вы должны проверить правильность выбора.

- Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны правильно.

Проверка.

Бабушка – пенсия

Папа – зарплата

Мама – зарплата

Дочка – пособие

Старший сын – стипендия

- Только ли из доходов  состоит семейный бюджет?

- На что семья может тратить деньги?

4.Работа с учебником.  С 77 – 79.

Работа в группах.  Каждой группе даётся задание в конверте. Идёт обсуждение. Дети чертят кластеры, затем представляют свои работы.

1 группа

А)  Что такое бюджет семьи?

                         Бюджет

Доходы                                   Расходы

2 группа

Б)   Из чего складываются доходы семьи?

                        Бюджет

Заработная плата            Заработная плата           Пенсии бабушки и

          мамы                              папы                                          дедушки      

Детские пособия                  Гонорар                                  Стипендия

3 группа

В)  На что семьи  тратят деньги?

              Расходы

Коммунальные платежи                Продукты                 Образование детей

Оплата за детский сад                    Разное

5. Физминутка

6. Индивидуальная работа.

- А теперь выполним более сложную работу.  Откройте рабочие тетради на с. 41 № 231. Выполните самостоятельно.

Проверка.    –    Обменяйтесь тетрадями .

- Возьмите карточку № 2.  Там даны правильные ответы. Проверьте.

- Поднимите руки, кто справился с этим заданием.

- Подумайте и ответьте на вопрос:  Как могут распределяться доходы и расходы в семье?   ( Доходы могут быть равны доходам, превышать расходы, быть меньше расходов)     ( Слайд № 3)

- Начертите схему распределения доходов по отношению к расходам.

Доходы = Расходам

Доходы< Расходы

Доходы> Расходы

-Чего нельзя допускать в семейном бюджете?  ( Чтобы расходы превышали доходы)

- Правильно, тогда образуется дефицит бюджета.

7. Работа в группах.

 - На уроке у нас сегодня 3 группы – 3 семьи. Выберите фамилию своей семье.

- Давайте повторим правила работы в группах:

а) Говорим вежливо, называя собеседника по имени;

б) Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

в) Внимательно слушаем;

г) Чётко высказываем своё мнение;

д)  Уважаем мнение собеседника.

- Дайте советы по экономии семейного бюджета. В случае затруднения вы можете воспользоваться готовым списком и выбрать верные утверждения из предложенных.   Карточка №3

Совет

    Ваш выбор

Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов

Уходя из дома, выключайте свет

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

Бережно относитесь к своим вещам

Чаще разговаривайте с друзьями по телефону

Пользуйтесь услугами горячей пиццы

Чаще пользуйтесь услугами такси

- Ваши советы замечательны.

- Решите пожалуйста задачу. Послушайте.

8. Индивидуальная работа.  Тест.

  Сейчас вам предстоит работать в группах. Возьмите карточку №4

Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.

        Вопрос

        Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии

б) из доходов и расходов

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи – это…

а) расходы

б) проценты

в) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

а) зарплата

б) налог

в) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи – это…

а) доходы

б) расходы

в) прибыль

5. Правильным считается ведение бюджета то, при котором доходы…

а) больше расходов

б) равны расходам

в) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды …

а) доходов

б) расходов

в) гонорара

- Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово получилось? ( Бюджет)

10.    Рефлексия.

Молодцы! Ну а теперь оцените свою деятельность на уроке. Поднимите карточки с изображениями человечка.

- Что у вас получалось лучше всего?

- В чём испытывали затруднения?

- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?

-  Понравилась ли вам работа на уроке?

- Возьмите карточку № 5. Оцените свою работу.

1. На  уроке я работал

Активно –  пассивно

2. Своей работой на уроке я

Доволен – не доволен

3. Урок для меня показался

Коротким - длинным

4. За урок я

Не устал - устал

5. Моё настроение

Стало лучше – стало хуже

6. Материал урока

Понятен – не понятен

*. Домашнее задание.

1 вариант - Представьте, что на день рождение вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов на 1 месяц.

2 вариант – Составьте список расходов своей семьи за 1 день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект црока по СБО на тему "Бюджет семьи"

Это конспект урока по СБО для старших классов специальной (коррекционной) школы. Он так же может быть использован на уроках в начальной школе....

Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»

 Научить  детей  следующим  понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...

Бюджет семьи

В наше время стремительно растет потребление. Научить ребят разумным тратам и расходу денежных средств поможет материал занятия....

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...