Тема: «Бюджет семьи», урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
- Аннотация:
Тип урока: урок-практическое занятие, изучение новой темы. В данной теме раскрывается необходимость правильного распределения денежных средств, имеющихся в распоряжении членов семьи. Цель урока направлена на осознание детьми правильного распределения доходов и расходов, овладение практическими навыками распределения семейного бюджета, умение экономно тратить деньги, ценить труд своих родителей. На уроке имеется межпредметная связь ( с математикой ), практико-ориентированное обучение, использование ИКТ. Сценарий урока соответствует концепциям стандартов нового поколения. Разнообразие форм при организации учебной деятельности учащихся: разгадывание кроссворда идёт как повторение, новая тема непринуждённо в форме игры объясняется на примере семьи Ивановых, закрепление – это групповая практическая работа, в которой дети распределяют работу, договариваются и получают общий результат. На этом уроке много рассуждений со стороны учащихся, выявления умений выслушивать мнения товарищей, но при этом ставить свою точку зрения. Применялись такие методы, как игровой, практический, исследовательско-поисковый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
- МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №1»
- Ф.И.О. Борисова Надежда Григорьевна
- Педагогический стаж: 30 лет
- Класс: второй
- Тема: «Бюджет семьи», урок окружающего мира
- Тип урока: урок-практическое занятие
- Оборудования: учебники, рабочие тетради, слайды, тест, кроссворд, карточки с заданиями
Тема: «Бюджет семьи »
Цель: Образовательная: - познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «стипендия», «пособие», «пенсия», «коммунальные услуги»; - овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет; Развивающая: - развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление, общий кругозор; - рассказывать, как распоряжались деньгами сказочные герои, анализировать их поступки, рассуждать, высказывать своё мнение Воспитательная: - воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе; – уважать труд старших.
Ход урока
1. Организационный момент. 2. Повторение изученного материала - Наш урок мы начнем с повторения пройденного материала. Разгадаем кроссворд:
б | а | н | к | н | о | т | а |
ю | а | н | ь | ||||
д | о | л | л | а | р | ||
ж | е | т | о | н | |||
д | е | н | ь | г | и | ||
м | о | н | е | т | а |
- Как называются бумажные деньги?
- Денежная единица в Китае?
- Денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах?
- Металлический кружок, значок, выдаваемый в память о каком-нибудь событии, служащий условным ( иногда платёжным) знаком, призом.
- Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.
- Металлический денежный знак.
Прочитайте выделенное слово по вертикали. Значит, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( О бюджете ) 3. Новая тема. -Кто знает, что означает слово «бюджет»? (Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок). - А что такое доход? - А что такое расход? - А что такое стипендия? ( рассуждения учащихся ) 4. Работа с учебником. Чтение учащимися статьи «Что такое бюджет». 5. Словарная работа по справочнику. 6. Обсуждение по тексту. Тест. 1. Из чего складывается бюджет? А) из денег; Б) из зарплаты и стипендии; В) из доходов и расходов.
2. Лучшим считается бюджет, в котором А) доходы больше расходов; Б) доходы равны расходам; В) доходы меньше расходов.
-Как вы понимаете «Живут доходом, а проживают расходом»? -В чем измеряется доход и расход семьи?
-Сейчас мы приглашаем семью Ивановых и рассмотрим их семейный бюджет.
(Инсценировка).
Вечером собралась вся семья. Сын - первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, пришли бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.
- А у моего друга Саши новый велосипед. Я тоже хочу,- сообщил сын. - Так, сейчас разберемся, - сказал отец. Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, - обратился папа к старшему сыну – студенту. – Будешь считать наш семейный доход. - Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, т. е. моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 15 тысяч рублей. (Отдает деньги). Учитель. - Это деньги не настоящие, но каждый из вас должен знать, что подделка денежных единиц наказывается по закону. Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне. -Мы тоже получаем денежки, по 8 тысяч рублей. Раз нас двое, то это сколько? (дети умножают) – 16 тысяч рублей. Учитель. – Как вы думаете, какие деньги могли получить бабушка с дедушкой? ( пенсии ) -А я тоже приношу деньги в доход семьи, - заявил сын – студент. Учитель. - О каких деньгах говорит студент? (О стипендиях). -Наша малышка тоже получает денежки, и они называются пособие на ребенка, -добавила мама. -А теперь подсчитаем доход нашей семьи, - сказал папа. -Ура! Целых 33 тысяч 500 рублей. Можно купить несколько велосипедов, - воскликнул сын – школьник. Учитель. – Как вы думаете, так ли это? -Как вы думаете, на что мама потратит эти деньги? (Питание, образование). -Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания? -В среднем на 1 человека в месяц на питание тратится 4 тысячи рублей. Если в нашей семье 6 человек, значит, сколько денег мы потратим в месяц на питание? -А куда еще тратятся деньги из семейного бюджета? -Каким образом родители тратят деньги на образование? (Канцтовары, портфель, форма). -А куда еще тратятся деньги в семье? -На какие мероприятия тратятся деньги с целью повышения культурного уровня? ( Посещение театров, музеев…) -А если вы заболели, то куда тратятся деньги? -А за что еще родители платят деньги каждый месяц? (Коммунальные услуги). -Знаете ли вы, какова плата за коммунальные услуги?
-Итак, давайте подведем баланс, подсчитаем доходы и расходы нашей семьи Ивановых. -На что больше всего тратятся деньги в семье? -Какую часть занимают траты на питание в семье Ивановых? (ответы детей) -Ура! Осталось еще 9 тысяч 500 рублей! Этого хватит на велосипед! – закричал мальчишка. -Это не совсем велосипедные денежки! Это наши накопления, - заявил отец. – Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем деньги на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает за это дополнительные деньги (банковский процент). -Я хочу посоветовать,- сказала бабушка, - где взять лишние деньги. -Где?- дружно спросили все. - Вот сзади вас кран, а из крана вода течет, а вон в коридоре лампочка горит, а на улице уже светло. Но ведь мы платим деньги за свет и за воду. За все приходится платить. (Что имела ввиду бабушка?) -Вот это деловой разговор. Это экономия. -Подберите синоним к слову «экономия». (Бережливость). --Объясните смысл пословиц «Бережливость дороже богатства», «Копейка рубль бережет». -А на чем еще можно сэкономить в семье? (рассуждения детей)
7. Физкультминутка «Доходы и расходы»
(Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками).
8. Закрепление пройденного материала.
Групповая работа – составить бюджет семьи. ( по карточкам )
1 группа.
Отец + мать + ребенок – дошкольник. Зарплата отца – 15 тысяч рублей. Зарплата матери - 10 тысяч рублей. Пособие на ребенка -500 рублей.
2 группа.
Бабушка +дедушка. Пенсия бабушки -7 тысяч рублей. Пенсия дедушки – 8 тысяч рублей.
3 группа.
Отец + мать + сын – студент (учится платно). Зарплата отца -16 тысяч рублей. Зарплата матери –1 4 тысяч рублей.
4 группа.
Отец + мать + бабушка +дочь – ученица. Зарплата отца – 16 тысяч рублей. Зарплата матери – 14 тысяч рублей. Пенсия бабушки –9 тысяч рублей.
5 группа.
Отец + мать+2 детей. Зарплата отца – 16 тысяч рублей. Зарплата матери –1 4 тысячи рублей. Пособие на детей -500+500 рублей.
-Что же мы сейчас с вами делали?
-Важно ли уметь планировать семейный бюджет? -Конечно, очень важно! Ведь можно зарабатывать много денег и не уметь их правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы с вами и вернулись к тому, с чего начинали наш урок, к «Семейному бюджету».
-Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? (Премия, лотерея). - Решите задачу: «Дима и Петя решили заработать. Они купили сто газет по 20 рублей за каждую и стали продавать их на автомобильных стоянках по 30 рублей. Когда все газеты будут проданы, то какой доход, получат мальчики?»
-О каких видах дохода здесь говорится? (прибыль) -Что такое «гонорар»? -Что такое процент с продаж?
9. Итог урока.
-Что такое «семейный бюджет»? -Назовите доходы семейного бюджета. -Назовите расходы семейного бюджета? -Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
10. Д/з : Составить семейный бюджет своей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира на тему :"Как живет семья". Проект "Моя семья"
Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга...
что такое семья урок окружающего мира во 2 классе
Окружающий мир(2 класс)Тема урока : Что такое семья?Программа «Школа 21 век»Тип урока урок усвоения новых знаний.Цель урока образовательная: расширить представление учащихся о семье, раскрыть зн...
Урок окружающего мира 1 класс Тема: Как живёт семья. Проект «Моя семья»
Урок окружающего мира по теме "Как живёт семья. Проект "Моя семья" проведён был в 1 классе. Проведению...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».
Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....
«Мы в семье» урок окружающего мира в 1 классе УМК "Перспектива"
laquo;Мы в семье» урок окружающего мира в 1 классе УМК "Перспектива"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»
Конспект урока по окружающему миру УМК «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...
Урок окружающего мира в 1 классе. Раздел «Как, откуда и куда?» Тема урока: Как живет семья? Проект «Моя семья».
На уроке дети учатся рассказывать о своей семье, интересных фактах, событиях, традициях. Называют по именам (отчеству, фамилии) своих близких. Подготовить ребят к презентации на тему "Моя семья&q...