Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.
Задачи:
- сформировать у обучающихся первоначальное понятие о семейном бюджете, закрепить понятия «бюджет», «доходы» и «расходы»;
- выявить основные источники формирования семейного бюджета, овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;
- воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;
- развивать познавательный интерес детей, умение работать в группах и в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_3_b_kl.docx | 200.48 КБ |
sem_byudzhet_3_kl.pptx | 102.66 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспектива», окружающий мир, 3 кл.
Тип урока ОНЗ (открытие новых знаний)
Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.
Задачи:
- сформировать у обучающихся первоначальное понятие о семейном бюджете, закрепить понятия «бюджет», «доходы» и «расходы»;
- выявить основные источники формирования семейного бюджета, овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;
- воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;
- развивать познавательный интерес детей, умение работать в группах и в коллективе.
Планируемые результаты: обучающиеся узнают из каких частей состоит семейный доход, куда расходуются деньги и как можно их сэкономить.
Метапредметные результаты
- Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать цель урока.
- Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу.
- Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение.
- Личностные УУД: умение проводить самооценку, проявление интереса и активности в выборе решения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники, тетради по окружающему миру, конверты с заданием, таблички с фамилиями, таблички-схемы.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация.
У: Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости – учителя. Поприветствуйте их.
У: Начинайте день с улыбки
С добрым сердцем и тогда,
Будет радость и удача
Вам сопутствовать всегда!
Я желаю вам, ребята, хорошего настроения и удачи на уроке.
- Актуализация знаний.
Наш урок я начну со слов русской пословицы « Деньги не щепки, счетом крепки» (слайд 1)
Постарайтесь объяснить смысл этих слов (Не следует разбрасываться деньгами, они достаются с трудом. И только при счете могут разумно использоваться).
Для чего нужны деньги? (ответы детей)
Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.
Ни один человек, ни одна семья не может существовать без денег. О чем будем говорить на сегодняшнем уроке? (о деньгах)
III. Выявление места и причины затруднений, постановка цели и задач урока и построение проекта выхода из затруднения.
У: Я предлагаю внимательно посмотреть фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино» и ответить на вопрос: «Почему Матроскин поссорился с Шариком?» (видеофрагмент)
Д: Шарик израсходовал деньги на кеды, а зимой в кедах холодно. Нужно было купить валенки.
- А вы как думаете, почему он это сделал? Разве он не понимал, что зимой холодно ходить в кедах? (ответы детей)
У: требовалось купить обувь по сезону, а он захотел купить кеды, у него возникло такое желание. Матроскин не мог отличить потребность от желания. У нас с вами есть потребность в чем – то и мы всегда чего-то желаем. Потребность – это то, что необходимо сейчас, в первую очередь, а желания можно исполнять, когда удовлетворишь свои или своих близких людей потребности. Например, продукты питания и поездка в океанариум, обучение и путешествие.
У: Матроскин и Шарик поссорились, а в семье все должны жить в мире и согласии. Семья должна быть счастливой. Для счастливой семейной жизни помимо всего прочего необходимо еще и финансовое благополучие. (материальный достаток, благосостояние)
-Каждая семья должна быть достаточно обеспечена финансами – деньгами. И чтобы этих денег хватало на нужды: приобретение каких-либо вещей, развитие, учебу, медицинское обслуживание и т.п.
-Как вы считаете, что нужно для того, чтобы вашей семье хватало денег на все? (ответы детей)
-Нужно умело распоряжаться теми средствами, которыми семья располагает в данный момент. Для этого необходимо составить план доходов и расходов семьи на месяц.
-Сформулируйте тему урока ( Деньги в семье. Семейные деньги. )
-Предположите, чем будем заниматься? (узнаем, откуда в семье берутся деньги, как правильно их потратить, чтобы семья не осталась без нужного, необходимого). Откройте стр. 76 в учебнике и прочитайте тему урока (Семейный бюджет), на доске тему урока на карточке вывесить.
-Для того чтобы разобраться в новой теме, нам нужен план.
Вывешивается на доску план
1.Узнаем, что такое … (бюджет)
2. Познакомимся с … (составными частями бюджета: доходы, расходы)
3.Научимся … (составлять семейный бюджет)
IV. Реализация построенного проекта.
На экран выводится слайд 2 (кошелек с деньгами)
-Посмотрите, перед вами кошелек, в который складывают деньги, а потом берут, чтобы потратить на те или иные нужды. Семейный бюджет можно сравнить с таким кошельком.
Работа по учебнику
У вас открыты учебники на 76 странице. Я предлагаю прочитать 1 абзац и ответить: что такое семейный бюджет? (семейный бюджет- соотношение доходов и расходов). Семейный бюджет можно сравнить с таким кошельком. Деньги, которые в него кладут – это доходы, которые тратят – расходы.
Планирование доходов и расходов семьи называется…семейным бюджетом.
На доске схема
Семейный бюджет
РАБОТА В ПАРАХ
Задание
-У вас на столах лежат листочки, на них написан состав ваших семей и конверты с разными видами доходов. От этого будет зависеть ваш доход.
Ваша задача - выбрать нужные доходы всех членов вашей семьи, а все остальное положить обратно в конверт.
Состав 1 семьи | Состав 2 семьи | Состав 3 семьи | Состав 4 семьи |
Папа | Папа (в отпуске) | Папа | Папа |
Мама | Мама | Мама | Мама (безработная) |
Бабушка | Бабушка | Сын (студент) | Бабушка (работает) |
Дедушка | Дедушка (работает) | Сын (работает) | |
Сын (школьник) | Дочь (1 год) | ||
Конверт «Доходы» с карточками внутри – 4 комплекта
Доходы: зарплата мамы, зарплата папы, зарплата дедушки, зарплата сына, зарплата дочери, пенсия дедушки, пенсия бабушки, стипендия сына, пособие по уходу за ребенком, пособие по безработице, отпускные (слайд 3: «Виды доходов»).
У: мы сейчас узнали, какие бывают доходы в семье, разобрались с первой составляющей семейного бюджета.
Работа по учебнику, с.76-77.
-Рассмотрите рисунки. Расскажите с их помощью о расходах семьи.
Слайд 4. «Расходы семьи» (коммунальные услуги – плата за квартиру, свет, воду, отопление, газ; продукты питания; одежда, обувь; лекарства; бытовая химия; обучение; медицина; развлечения; интернет, сотовая связь, телевидение; кредит; путешествие, отдых и т.д.)
-Расходов огромное множество, но что мы должны обязательно понимать? (что важно и необходимо для семьи в первую очередь)
У: мы узнали, какие бывают расходы в семье, разобрались со второй составляющей семейного бюджета.
Работа в группах.
Вы работали парами и сами определяли, какие доходы могут быть в семье. Вместе мы узнали, какие бывают расходы. У каждой семьи свой доход. У каждой семьи и расходы будут разные. Не забывайте о том, что в начале урока мы обсуждали, что такое потребность и желание. Чтобы не получилось как у героя мультфильма - Матроскина. Помните: при составлении бюджета нужно учитывать потребности всех членов семьи.
У: Я предлагаю поработать в группах, но не совсем обычно. Каждая группа – это семья.
-У любой семьи есть фамилия. Чтобы определиться с фамилией для каждой семьи – группы, командиры подойдут к моему столу и возьмут по одному листочку с пословицами. Необходимо объяснить смысл пословицы и получить табличку с фамилией.
Пословицы
- За свой грош везде хорош (людей с деньгами везде встречают приветливо, семья Грошевых).
- Копейка к копейке, проживет и семейка (в семье все складывают вместе заработанное, даже если каждый немного получает, все равно целой семье хватит, семья Копейкиных).
- Был бы ум, будет и рубль (умный человек найдет себе работу, заработает рубли – деньги, семья Рублевых).
- Деньги любят счет (деньги нужно расходовать разумно, семья Денежкиных). Просмотр фрагмента видеоурока (время – 2:09 – 4:11) из истории денег, современные деньги по ссылке: http://youtube.com/watch?v=qxZ0mKM1_60
Сейчас глава каждой семьи получит определенное количество игровых денег: 1000 рублей, 2000 рублей, 1500 рублей в коробочке первая, вторая, третья семьи соответственно (коробочки - воображаемый кошелек). Четвертая семья будет выполнять другую работу. Они выступят в роли экспертов – проверяющих, высококвалифицированных специалистов, которые дадут свою оценку, свое заключение. Будут проверять, и оценивать уже составленный бюджет семьи Незнайкиных.
-У вас на листах - список расходов, где указана сумма, т. е стоимость услуг и товаров. А у одной из семей уже, как вы видите, составлен бюджет семьи Незнайкиных. Среди нас, конечно же, нет таких. Мы умелые и сообразительные ребята.
Задание для 1 семьи
Выберите то, что необходимо для вашей семьи на месяц, ненужное вычеркните. Условие: ваши доходы = расходам.
Задание для 2 семьи
Выберите то, что необходимо для вашей семьи на месяц, ненужное вычеркните. Условие: ваши доходы >расходов.
Задание для 3 семьи
Выберите то, что необходимо для вашей семьи на месяц, ненужное вычеркните. Условие: ваши доходы < расходов
Задание для 4 семьи
Вы должны проверить и оценить, уже составленный бюджет семьи Незнайкиных. Выступите в роли экспертов – проверяющих, высококвалифицированных специалистов и дайте свою оценку, свое заключение.
Рассчитывайте ваш бюджет, исходя из доходов семьи. Обратите внимание, без чего можно обойтись. Все ненужное зачеркните фломастером. Необходимое оставьте. На листах внизу есть карман-это воображаемая касса. В неё вы будете класть игровые деньги за приобретение услуг и товаров. Подсчитайте свои затраты и сумму напишите внизу таблицы. Не забывайте: при планировании бюджета семьи должны участвовать все ее члены.
Защита своих проектов. Анализ работ: доходы = расходам (сбалансированный бюджет). Было… денег, взяли все самое необходимое, то, без чего семья не может обойтись. Наших доходов хватило.
Доход > расхода (сбережения). У нас при составлении бюджета хватило денег на все необходимое и даже еще осталось. Конечно же, были желания приобрести…, отправиться в путешествие и т. д. Мы подумали и решили сэкономить деньги. Летом наша семья поедет отдыхать на море.
У: молодцы, ребята, экономные.
Расход >дохода (нехватка доходов, дефицитный бюджет).
Прикрепить на доску карточки (доходы = расходам, доходы < расходов , доходы >расходов или расходы < доходов). Выберите ту формулу, которая будет наилучшей для вашей семьи (доходы >расходов или расходы < доходов), обе верные.
Что можете сказать про бюджет семьи, в котором расходы больше, чем доходы? Такая семья живет в недостатке. От чего недостаток? (не умеют отличать необходимые потребности от желаний, не учитывают это при составлении семейного бюджета)
-Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? У нас семья … провела экспертизу бюджета семьи Незнайкиных и сейчас нам огласит свое заключение
План ответа (раздать, если возникнут затруднения конверт-подсказку)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджет семьи Незнайкиных = … руб.
Доходы = … руб.
Расходы = … руб.
В результате получили доходы = расходам
Мы исключили из расходов ………………………………………………….
Мы считаем, что в этом месяце нужно приобрести ……………………………………………………………………………………….
Вывод: Чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
Что можно сократить? Где можно сэкономить? (квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком)
Вывод: чтобы не было дефицита (объяснить лексическое значение слова) бюджета, и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить и разумно тратить деньги.
-У нас сегодня уже появился небольшой опыт составления бюджета. А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие? (выигрыш в лотерее, премия на работе, подарок на день рождения и т. д.)
У: а непредвиденные расходы? (да - это поломка бытовой техники, машины, тяжелая болезнь и т. д.)
Могут полученные на уроке знания пригодиться в жизни? (ответы детей)
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Итак, вернемся к нашей схеме (еще раз повторить составляющие семейного бюджета.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная работа
Тест «Из чего складывается семейный бюджет?»
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
а) расходы;
б) проценты;
в) доходы
3. Что из перечисленного относится к незапланированным доходам?
а) зарплата;
б) пенсия;
в) премия
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
а) доходы;
б) расходы;
в) прибыль
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
а) больше расходов;
б) равны расходам;
в) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
а) доходов;
б) расходов;
в) премии
Учащиеся сверяют с эталоном (слайд 5)
VII. Включение в систему знаний.
Работа в печатных тетрадях-с. 53
2. На что ты охотнее потратишь деньги? Пронумеруй расходы в порядке их уменьшения значимости для тебя.
1 Книга
2 Подарки родным, друзьям
3 Билет в музей
4 Билет в кино
5 Музыкальный диск
6 Мобильный телефон
7 Мороженое
8 Компьютерная игра
9 Чипсы
10 Конфеты
VIII. Д/з: уч. с. 76-79, ответить на вопросы; 1) составить бюджет семьи , 2) составить советы по экономии семейного бюджета (1 и 2 по выбору учащегося)
IX. Рефлексия.
У обучающихся смайлы красного (первая ступенька), желтого (вторая) и зеленого цвета (третья ступенька).
У: оцените свою деятельность на «Лестнице знаний»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-зарплата -пенсия -стипендия -пособие по уходу за ребенком -пособие по безработице -отпускные Виды доходов
квартплата продукты питания одежда обувь лекарства бытовая химия обучение медицина развлечения интернет сотовая связь телевидение кредит путешествие отдых Расходы семьи
1. Из чего складывается семейный бюджет? из доходов и расходов 2 . Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это… доходы 3 . Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это… расходы 4 . Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы… больше расходов 5 . Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды… д оходов 6. Квартплата , развлечения, продукты питания , обучение, покупка велосипеда - из перечисленных доходов подчеркни те, которые являются обязательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация открытого урока по русскому языку. 3 класс
Правописание слов с двумя корнями....
Мастер-класс: конспект и самоанализ открытого урока по теме «Школа мяча» 4 класс
План-конспект и самоанализ урока по физической культуре из раздела подвижные игры по теме "Школа мяча" в 4 классе....
конспект и презентация открытого урока литературного чтения по рассказу К. Драгунской "Крайний случай"
конспект и презентация открытого урока литературного чтения по рассказу Ксении Драгунской "Крайний случай", 4 класс...
Технологическая карта и презентация открытого урока на тему "Время. Московское время."
Тема урокаМосковское времяТип урока Урок открытия нового знанияЦель освоения учебного содержанияСоздать условия для ознакомления учащихся с часовыми поясами России, историей часов на протяжении ж...
Конспект и презентация бинарного урока по теме "Семейный бюджет. Проверка деления"
Бинарный урок по окружающему миру и математике...
Конспект и презентация открытого урока по русскому языку - Склонение имён существительных - 4 класс!
Программа "Школа России"...
Конспект и презентация открытого урока английского языка по теме "Домашние обязанности".
Урок разработан для учащихся 4 класса. УМК Starlight / Звёздный английский (Баранова К.М., Дули Д.). Тема урока: Домашние обязанности (Household chores). Тип: урок усвоения новых знаний....