Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки родного края"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКУ Атагайская СОШ
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Знатоки родного края»
(духовно-нравственное направление)
1 класс.
Составлено:
учитель начальных классов
МКУ Атагайская СОШ
Савостьянова Л.В
Знатоки родного края.
Духовно-нравственное направление.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Знатоки родного края » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы Д.В. Григорьева , П.В. Степанова «Внеурочная познавательная деятельность» (М :Просвещение, 2011)
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории родного края, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
- Цель данного курса – изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, посёлка , культурного наследия , природных особенностей родного края; формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
- реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.
- разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
- способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
- развивать мыслительные процессы;
- развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
- воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в музеи города, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково- исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета в 1 классе выделяется 1 час в неделю, 33 часа в год.
Тематический план.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Наша школа. | 6 |
3 | Наша малая Родина. Поселок Атагай. | 11 |
4 | Наш край. | 14 |
Итого: | 33 |
Содержание тем учебного курса.
Введение .
Введение в предмет
Экскурсия по родному посёлку..
Наша школа.
Наша школа. История школы. В какие игры играют дети нашей школы
Традиции нашей школы. Подготовка и защита проекта «Наша любимая школа»
Наша малая Родина. Посёлок Атагай
Наша малая родина. История возникновения поселка. Название. Улицы нашего поселка.
Достопримечательности нашего посёлка. Сельская библиотека.
Обычаи и традиции посёлка. Почетные жители нашего поселка.
Предприятия нашего поселка.
Родной край.
История родного края. Иркутская область. Природа родного края.
Растительный и животный мир родного края. Исторические места Иркутской области.
Известные люди родного края. Поэты и писатели родного края.
Предприятия родного края. Сельское хозяйство нашего края.
Культура края. Герои Вов ,жившие в моем крае.
Результаты изучения учебного материала.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего поселка, области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные .
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Перечень учебно-методического обеспечения.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Физические карты России, Иркутской области, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты музеев поселка; Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
Список литературы:
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
- Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.: Просвещение, 2010,
- Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11
- Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2011
- Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009.
- Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., Просвещение, 2009.
- Материалы школьной библиотеки; Материалы центральной библиотеки.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
№ п\п | Темы: | Всего часов | Дата |
Введение .2ч | |||
1. | Введение в предмет | 1 | |
2. | Экскурсия по родному посёлку.. | 1 | |
Наша школа.6ч | |||
3. | Наша школа. История. | 1 | |
4. | Экскурсия по школе. | 1 | |
5. | В какие игры играют дети нашей школы | 1 | |
6. | Традиции нашей школы. | 1 | |
7. | Проект «Наша любимая школа». Подготовка. | 1 | |
8. | Проект «Наша любимая школа» Защита. | 1 | |
Наша малая Родина. Посёлок Атагай.11ч | |||
9. | Наша малая родина. История. | 1 | |
10. | Улицы нашего поселка. Экскурсия. | 1 | |
11. | Достопримечательности нашего посёлка. | 1 | |
12. | Экскурсия. Сельская библиотека. | 1 | |
13. | Обычаи и традиции посёлка. | 1 | |
14. | Экскурсия в музей ЦСК | 1 | |
15. | Почетные жители нашего поселка. | 1 | |
16. | Предприятия нашего поселка. | 1 | |
17. | Экскурсия на предприятие. | 1. | |
18. | Проект «Наша малая Родина» Подготовка. | 1 | |
19. | Защита проекта. «Наша малая Родина» | 1 | |
Родной край.14ч | |||
20 | История родного края. Иркутская область. | 1 | |
21 | Природа родного края. | 1 | |
22 | Растительный и животный мир родного края. | 1 | |
23 | Исторические места Иркутской области. | 1 | |
24 | Известные люди родного края. | 1 | |
25 | Поэты и писатели родного края. | 1 | |
26 | Предприятия родного края. | 1 | |
27 | Сельское хозяйство нашего края. | 1 | |
28 | Культура края. | 1 | |
29 | Герои Вов ,жившие в моем крае. | 1 | |
30 | Проект «Родной край» Подготовка. | 1 | |
31 | Защита проекта «Родной край» | 1 | |
32 | Подведение итогов работы за год | 1 | |
33 | Викторина «Знатоки родного края.» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс
Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс введен в часть ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой край родной»
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край" для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....
Программа по внеурочной деятельности «Родной край»
Изучение курса «Родной край» в 1-2 классах направлено на достижение следующих целей: – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...