Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс | 364.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано Методический совет Протокол | Утверждаю Директор школы |
Рабочая программа
Введение в изучение родного края
2-4 класс
(102 часа)
Составители:
учителя начальных классов
г. Тихвин
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Введение в изучение родного края» для 2-4 классов разработана на основе:
- Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);
- Концепция модернизации Российского образования;
- Концепция содержания непрерывного образования;
- Программные материалы регионального компонента начальной школы (ЛОИРО, 2006г.);
- Положение о рабочей программе;
- Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данный вариант рабочей программы разработан для курса «Введение в изучение родного края» во 2 – 4 классах по традиционной образовательной системе.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского. Педагог считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Учащиеся осознанно должен принять традиции, ценности, формы, культурно-исторической, социальной и духовной жизни не только Тихвинского края, но и в целом Ленинградской области.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
Председатель Союза краеведов России С. О. Шмидт, утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего — основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого «остального», к развитию общих представлений о мире и обществе».
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Программа по курсу «Введение в изучение родного края» призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города и области, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости тихвинцев и жителей Ленинградской области, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Основная цель программы – формирование у младших школьников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина на основе изучения истории и культуры родного края.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
- изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, области, своего народа;
- формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
- воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;
- развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);
- формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;
- обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- освоение историко – обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);
- умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);
- развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;
- воспитание эстетических чувств в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Тихвина и Ленинградской области;
- выявление степени достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
- формирование культуры общения и поведения в социуме;
- воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
- воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания младшего школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота.
Логика изложения и содержание примерной программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу в содержательной части из примерной программы изменений не внесено.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение предмета «Введение в изучение родного края» во 2 – 4 классах выделяется 102 часа, по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Распределение учебного времени прохождения программного материала по предмету «Введение в изучение родного края».
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов (уроков) | |||
2 класс | 3 класс | 4 класс | 1-4 классы | ||
Введение в изучение родного края | 1 | - | - | 1 | |
Родной край – частица родины | 1 | - | - | 1 | |
1) Экскурсия. Улицы родного города. 2) Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город?» | 2 | - | - | 2 | |
«У природы нет плохой погоды» Осенние изменения в природе. | 1 | - | - | 1 | |
«Заглянем в кладовые Земли». | 1 | - | - | 1 | |
Как люди используют богатства земных кладовых | 2 | - | - | 2 | |
Основные водоёмы нашей местности. | 2 | - | - | 2 | |
Экскурсия к водоёму | 1 | - | - | 1 | |
Растения нашего края. | 2 | - | - | 2 | |
«У природы нет плохой погоды». Зимние изменения в природе. | 1 | - | - | 1 | |
Раннецветущие растения Ленинградской области. Красная книга РФ. | 2 | - | - | 2 | |
Животные своей местности. | 2 | - | - | 2 | |
Народные промыслы нашей местности | 4 | - | - | 4 | |
«У природы нет плохой погоды» Весенние изменения в природе. | 1 | - | - | 1 | |
Устное народное творчество | 4 | - | - | 4 | |
Основные предприятия нашего города (села) | 2 | - | - | 2 | |
Профессии наших родителей. | 2 | - | - | 2 | |
Ими гордится наш район. | 1 | - | - | 1 | |
«У природы нет плохой погоды» Летние изменения в природе. | 1 | - | - | 1 | |
Игра по станциям «Путешествие по родному краю». | 1 | - | - | 1 | |
Путешествие в прошлое Ленинградской области | - | 1 | - | 1 | |
В мире прекрасного. | - | 2 | - | 2 | |
Исторические и памятные места земли Ленинградской. | - | 1 | - | 1 | |
Народные промыслы Ленинградской области. | - | 3 | - | 3 | |
Устное народное творчество. | - | 3 | - | 3 | |
Ленинградская область сегодня. | - | 1 | - | 1 | |
Наш район на карте Ленинградской области. | - | 1 | - | 1 | |
Города Ленинградской области. | - | 2 | - | 2 | |
Путешествие вглубь Земли. | - | 2 | - | 2 | |
Богатства подземных кладовых. | - | 2 | - | 2 | |
« Голубое богатство» Ленинградской области. | - | 2 | - | 2 | |
Охраняемые природные территории Ленинградской области | - | 3 | - | 3 | |
Красная книга природы Ленинградской области. | - | 2 | - | 2 | |
Труд красит Землю. | - | 4 | - | 4 | |
Люди земли Ленинградской. | - | 2 | - | 2 | |
Экологическая тропа. | - | 1 | - | 1 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | - | 1 | ||
Игра – путешествие по земле Ленинградской. | - | 1 | - | 1 | |
Ленинградская область на карте России | - | - | 1 | 1 | |
Страницы истории земли Ленинградской | - | - | 10 | 10 | |
Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны | - | - | 8 | 8 | |
Что даёт наш край стране. | - | - | 5 | 5 | |
Сохраним для потомков | - | - | 8 | 8 | |
Защита проекта «Будущее нашего края» | - | - | 2 | 2 | |
Итого: | 34 | 34 | 34 | 102 |
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные уроки, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
- наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
- научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, площадей, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
- интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
- краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.
- фольклористика: курс краеведения включает в себя различные направления народного творчества. Самобытность, мудрость тихвинцев сохраняется и передается потомкам в многообразии малых жанров устного народного творчества – пословицах, поговорках, колыбельных песнях, пестушках – приговорах, считалках, загадках. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края в прошлом веке и декоративно – прикладным искусством современности.
- уникальность: наш край по – своему уникален – историческая планировка города, застройка, сетка улиц, ансамблей, природный ландшафт и памятные исторические места.
- экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:
- тематические праздники, КТД;
- художественное творчество учащихся;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- походы;
- участие в районных, областных, российских, международных конкурсах по краеведению;
- встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;
- музейные уроки.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Оценивание различных видов деятельности учащихся: устные ответы, письменные самостоятельные и контрольные работы, выставление поурочных оценок (текущая и тематическая аттестация), триместровых (промежуточная аттестация) и годовых (итоговая аттестация), проводится согласно Положения о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание курса, II класс (34 ч.)
Введение в изучение родного края (1ч.). Знакомство с предметом «Введение в изучение родного края»: понятие «краеведение», его цели и задачи, связь с другими науками. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Родной край – частица родины (1ч.). Обзорная экскурсия по городу, знакомство с достопримечательностями города.
Улицы родного города (2ч.). Экскурсия по городу, знакомство с названиями улиц, чьё имя носят улицы, почему их так назвали. Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город?»
«У природы нет плохой погоды» (4ч.). Сезонные экскурсии в парк. Осенние, зимние, весенние и летние изменения в природе. Отличительные признаки.
«Заглянем в кладовые Земли» (1ч.). Знакомство с полезными ископаемыми Тихвинского района: торф, глина, песок. Практическая работа.
Как люди используют богатства земных кладовых (2ч). Экскурсия. Использование торфа, песка и глины в народном хозяйстве.
Основные водоёмы нашей местности (2ч.). Знакомство с происхождением названий водоёмов Тихвинского района и их значением в жизни человека.
Экскурсия к водоёму (1ч.). Знакомство с растительным и животным миром водоёмов Тихвина.
Растения нашего края (2ч.). Знакомство с растительным миром Тихвина и Тихвинского района.
Раннецветущие растения Ленинградской области. Красная книга РФ (2ч.). Знакомство с раннецветущими растениями Ленинградской области: какие растения обитают в районе, как сохранить численность растений, где растут. (экскурсия). Бережное отношение ко всему живому. Практическая работа по составлению Красной книги Тихвинского района.
Животные своей местности (2ч.). Знакомство с животным миром Тихвинского района: какие животные обитают в районе, чем питаются, охрана.
Народные промыслы нашей местности (4ч.). Знакомство с народными промыслами Тихвина и Тихвинского района, народными умельцами. Практическая работа: изготовление поделки.
Устное народное творчество (4ч.). Знакомство с устным народным творчеством: фольклором. Фольклор включает в себя пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания, колыбельные песни, пестушки – приговорки, считалки). Выполнение практической работы творческого характера: составление сказок, частушек, запись песен своих бабушек.
Основные предприятия нашего города (2ч.). Знакомство с предприятиями города: молокозавод, хлебокомбинат. Экскурсия.
Профессии наших родителей (2ч.). Знакомство с профессиями родителей, бабушек и дедушек, приглашение их в школу.
Ими гордится наш район (1ч.). Знакомство с интересными и знаменитыми людьми нашего города: Н.А. Римский - Корсаков, выдающийся русский композитор, педагог, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель.
Игра по станциям «Путешествие по родному краю». (1ч.). Урок обобщения по материалу, изученному в 2 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
Должны знать:
- наиболее выдающиеся достопримечательности города Тихвина;
- названия наиболее известных площадей и улиц;
- названия рек Тихвинского района;
- животный и растительный мир Ленинградской области;
- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
- некоторых выдающихся людей – уроженцев города;
- историко-культурные достопримечательности;
- об истории и традициях родной школы;
- малые жанры устного народного творчества тихвинцев (загадки, колыбельные песни, пестушки – приговорки, считалки);
- некоторые виды народных промыслов в Тихвине и Тихвинском районе;
- краеведческий музей города Тихвина;
Должны уметь:
- находить свой город на карте области;
- объяснять причины образования города;
- объяснять изображение на гербе города;
- ориентироваться в городе;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий;
- во время досуга и в праздники играть в народные игры и водить хороводы.
Содержание курса, III класс (34 ч)
Путешествие в прошлое Ленинградской области (1ч.). Экскурсия в краеведческий музей.
В мире прекрасного (2ч.). Санкт-Петербургская губерния глазами художников, писателей, музыкантов. Памятники архитектуры Ленинградской области.
Исторические и памятные места земли Ленинградской (1ч.). Знакомство с памятными местами Ленинградской области. Обзорная экскурсия по Ленинградской области.
Народные промыслы Ленинградской области (3ч.). Знакомство с промыслами и умельцами Ленинградской области. Проведение практической работы.
Устное народное творчество (3ч.). Знакомство с устным народным творчеством Ленинградской области. Сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Обрядовый фольклор. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Выполнение практической работы творческого характера: составление сказок, частушек, запись песен своих бабушек.
Ленинградская область сегодня (1ч.). Достижения Ленинградской области в области образования, экономики, туризма.
Наш район на карте Ленинградской области (1ч.). Чтение карты Ленинградской области, умение находить на карте Тихвинский район.
Города Ленинградской области (2ч.). Заочное путешествие по городам Ленинградской области.
Путешествие вглубь Земли (2ч.). Почвы Ленинградской области, рассматривание типов почв (практическая работа). Экскурсия.
Богатства подземных кладовых (2ч.). Полезные ископаемые области: бокситы, глина, фосфориты, сланцы, гранит, известняк, кирпичной и огнеупорной глины, строительного и формировочного песка и других строительных материалов, минеральных красок, торфа, марганца .
«Голубое богатство» Ленинградской области (2ч.). Вода, охрана воды от загрязнений, экономия воды в быту. Экологический десант к местному водоему, уборка водоемов от мусора.
Охраняемые природные территории Ленинградской области (3ч.). В списке особо охраняемых природных территорий Ленинградской области приведены все 40 комплексов. Из них 1 объект является заповедником, 1 — природным парком (включающим 7 резерватов), 24 — заказниками и 14 — памятниками природы. Два объекта — Нижне - Свирский заповедник и заказник Мшинское болото — имеют статус федерального значения, ещё 5 природных территорий — статус водно-болотных угодий международного значения.
Красная книга природы Ленинградской области (2ч.). Красная книга состоит из трёх томов — «Особо охраняемые природные территории», «Растения и грибы», «Животные». Первый том содержит описания участков местности, сохранивших естественные природные комплексы, а также указания на нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы охраны данных территорий. В него включены 56 существующих, 22 проектируемых и 35 предлагаемых к организации ООПТ. Второй том посвящён описанию охраняемых видов растений и грибов, в их числе 201 вид сосудистых растений, 56 видов мохообразных, 71 вид водорослей, 49 видов лишайников и 151 вид грибов. Третий том включает в себя описания видов животных, подлежащих охране на территории региона. Всего в красную книгу входят 16 видов кольчатых червей, 25 видов моллюсков, 421 вид членистоногих, 13 видов рыб, 6 видов земноводных и пресмыкающихся, 85 видов птиц и 18 видов млекопитающих.
Труд красит Землю (4ч.). Основные отрасли промышленности Ленинградской области: металлургия, легкая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Мир профессий.
Люди земли Ленинградской (2ч.). Чкалов Валерий Павлович, Вашуков Михаил Юрьевич (1958) - артист, куплетист, юморист, Васильев Федор Александрович (1850—1873) - художник, Кержаков Александр Анатольевич (1982) - футболист, Кипренский Орест Адамович (1782—1836) - художник, (1909—1988) - актриса театра, народная артистка СССР (1959),
Экологическая тропа (2ч.). Практическая работа: посадка деревьев, кустарников, изготовление кормушек для птиц.
Игра – путешествие по земле Ленинградской (1ч.). Урок обобщения по материалу, изученному в 3 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Должны знать:
- города Ленинградской области;
- некоторые виды народных промыслов в Ленинградской области;
- полезные ископаемые области;
- самые крупные предприятия Ленинградской области;
- историко-культурные достопримечательности Ленинградской области: заповедники, заказники, памятники природы;
- биографию знаменитых людей, которые родились или жили в Ленинградской области.
Должны уметь:
- рассказывать в непосредственной обстановке (в семье, в общении со сверстниками) историю возникновения некоторых городов Ленинградской области;
- ориентироваться в городе;
- читать карту Ленинградской области, уметь на карте находить города области;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- составлять Красную книгу природа Ленинградской области;
Содержание курса, IV класс (34 ч)
Ленинградская область на карте России (1ч.)
Страницы истории земли Ленинградской (10ч.). Историческая карта, «лента времени», всемирное наследие, Санкт-Петербург – исторический центр нашей страны. Творческие мастерские деятелей литературы, музыки, живописи, научные открытия и изобретения. Народные промыслы Ленинградской области: Волховская роспись, Киришские кружева, Оятская игрушка (Лодейное Поле). Изготовление игрушек своими руками.
Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны (8ч.). Летопись военного времени, «Дорога жизни», экскурсии по памятным местам Ленинградской области и Санкт – Петербурга, встречи с ветеранами войны.
Что даёт наш край стране (5ч.). Символика Ленинградской области, Полезные ископаемые, сельское хозяйство, промышленность. Профессии людей. Встречи с людьми разных профессий.
Сохраним для потомков (8ч.). Заповедные места Ленинградской области, Нижнесвирский заповедник, заказники (Мшинское долото, Выборский заказник). Памятники природы: озеро Красное, Бабинское болото с прилегающими суходолами на болотном массиве «Соколий мох», Болотный массив «Гладкий мох» и долина реки Шарья, Гонтовое болото, Истоки реки Оредеж в урочище «Донцо», Каньон реки Лава, Кокоревский, Лазаревское болото, Низинное болото к западу от деревни Березняк, Озеро Казьян, Озеро Ястребиное, Пожупинское озеро с прилегающими суходолами, Река Рагуша, Саблинский, Сосновые леса на камах в окрестностях посёлка Будогощь, Староладожский, Суходольные острова на болотном массиве «Лисий мох».
Защита проекта «Будущее нашего края» (2ч.). Урок – защита проектов: сохраним и защитим природу Ленинградской области.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Должны знать:
- выдающихся людей области;
- наиболее важные исторические места области;
- достопримечательности области;
- имена поэтов, писателей, художников Ленинградской области;
- виды декоративно – прикладного искусства (лозоплетение, резьба по дереву, вышивка, вязание половиков и др.);
- роль области в жизни страны;
- правила учебного сотрудничества;
Должны уметь:
- читать карту области: показывать на карте и называть города области, находить свой город;
- объяснить историю и название городов;
- определять последовательность исторических событий (в пределах XX века);
- выражать свое отношение к родному краю, его ценностям в различных формах словотворчества;
- выполнять исследовательские задания учебных проектов;
- соблюдать правила поведения в музеях и театрах;
- оказывать реальную помощь городу в решении его проблем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
В ходе занятий учащиеся выполняют разнообразные практические задания:
- подготовка и проведение народных праздников;
- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;
- формулирование вопросов на экскурсии, обращаясь к человеку любого возраста;
- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;
- разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно полезные проекты;
- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях;
- ориентироваться в городе;
- читать карту города;
- находить необходимую информацию в различных источниках.
Перечень контрольных мероприятий
Предметы | Классы | 1-4 класс | |||||||||||
2 класс | 3 класс | 4 класс | Пров. | Коннтр. | Практическ | Экскурс. | |||||||
Триместры | I | II | III | I | II | III | I | II | III | ||||
Проверочные | 3 | 4 | 5 | 12 | - | ||||||||
Итоговые к/работы |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 8 | ||
Экскурсии | 1 | 1 | 3 | - | - | 1 | - | 3 | - | - | 9 | ||
Кол-во провер./контрол. | 3/3 | 4/3 | 5/3 | 12 | 9 |
Перечень контрольных мероприятий соответствует Положению о нормах текущего и итогового контроля.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Должны знать:
- понятие "краеведение";
- особенности географического положения города, района, области;
- животный и растительный мир Ленинградской области и места их обитания;
- экологические проблемы города, района и области;
- историко-культурные достопримечательности города и района, области;
- объекты образования, медицины, культуры, досуга и спорта;
- ведущие отрасли хозяйства, их центры и предприятия;
- основные транспортные магистрали;
- названия улиц, памятных мест, рек, озер;
- наиболее важные исторические события и факты о городах Ленинградской области;
- достопримечательности своего района и области;
- имена поэтов, писателей, художников Ленинградской области;
- виды декоративно–прикладного искусства Ленинградской области (лозоплетение, резьба по дереву, вышивка, вязание половиков и др.);
- роль области в жизни страны;
- правила учебного сотрудничества;
- литературу о родном крае;
- правила поведения в природе;
Должны уметь:
- находить местоположение своего района, города на карте области, России;
- вести наблюдения за явлениями в природе, поиск, сбор и описание объектов своей
местности;
- определять географическое положение района, города, своего населенного пункта,
его влияние на особенности развития территории;
- описывать функции города, быт, традиции, культуру;
- составлять родословную семьи;
- использовать элементы исследовательской работы при изучении родного края;
- выполнять правила природоохранного поведения;
- применять полученные знания на практике;
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
- формировать собственную позицию;
- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник, учебное пособие | |
Дополнительная литература для учителя и учащихся. |
|
Наглядный материал | карта Ленинградской области; карта Тихвинского района; карта – схема Тихвина. |
Оборудование, приборы |
|
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников | Интернет ресурсы:
|
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 20______- 20_______ УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. учителя:_________________
Класс: 2
Предмет: введение в изучение родного края
Программа: рабочая программа по предмету «Введение в изучение родного края» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34часа (1 час в неделю)
№п/п | Название темы | количество часов | контрольные работы | экскурсии | сопутствующее повторение | сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Введение в изучение родного края (знакомство с предметом). | 1 | ||||||||
2 | Родной край – частица родины (обзорная экскурсия). | 1 | экс-1 | История Тихвина | ||||||
3-4 | Улицы родного города. 1) Экскурсия 2) Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город?» | 2 | Путешествие в прошлое | |||||||
5 | «У природы нет плохой погоды» (сезонные экскурсии). Осенние изменения в природе. | 1 | Осенние изменения в природе | |||||||
6 | «Заглянем в кладовые Земли». Практическая работа (полезные ископаемые своего района). | 1 | В мире прекрасного | |||||||
7-8 | Как люди используют богатства земных кладовых (экскурсия). | 2 | п/р-1 | Полезные ископаемые | ||||||
9-10 | Основные водоёмы нашей местности. (Знакомство с происхождением некоторых названий водоёмов местности; значение водоёмов в жизни человека.) | 2 | Исторические места города Тихвина | |||||||
11 | Экскурсия к водоёму (растения и животный мир водоёмов). | 1 | экс-1 | Вода и ее свойства | ||||||
12-13 | Растения нашего края. | 2 | Растения Тихвинского района | |||||||
14 | «У природы нет плохой погоды» (сезонные экскурсии). Зимние изменения в природе. | 1 | экс-1 | Зимние изменения в природе | ||||||
15-16 | Раннецветущие растения Ленинградской области. Красная книга РФ. 1) Экскурсия. 2) Практическая работа (составление Красной книги своей местности). | 2 | К/р (1пол)-1 | Растения Тихвинского района | ||||||
17-18 | Животные своей местности. | 2 | Растения Тихвинского района | |||||||
19-22 | Народные промыслы нашей местности (с проведением практической работы). | 4 | п/р-1 | Животные Тихвинского района | ||||||
23 | «У природы нет плохой погоды» (сезонные экскурсии). Весенние изменения в природе. | 1 | экс-1 | Весенние изменения в природе | ||||||
24-27 | Устное народное творчество (с выполнением творческого задания). | 4 | Народные промыслы | |||||||
28-29 | Основные предприятия нашего города (села) (экскурсия). | 2 | п/р-1 | |||||||
30-31 | Профессии наших родителей. | 2 | Профессии родителей | |||||||
32 | Ими гордится наш район. | 1 | Известные люди Ленинградской области | |||||||
33 | «У природы нет плохой погоды» (сезонные экскурсии). Летние изменения в природе. | 1 | экс-1 | Летние изменения в природе | ||||||
34 | Игра по станциям «Путешествие по родному краю». | 1 | к/р-1 | История Тихвинского района | ||||||
итого: | 34 | п/р-3 к/р-2 | экс-5 |
Административный контроль | дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 20______- 20_______ УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. учителя:_________________
Класс: 3
Предмет: введение в изучение родного края
Программа: рабочая программа по предмету «Введение в изучение родного края» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34 (1 час в неделю )
№п/п | Название темы | количество часов | контрольные работы | экскурсии | сопутствующее повторение | сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Путешествие в прошлое Ленинградской области (экскурсия в краеведческий музей ). | 1 | К/р (исх.)1 | История Ленинградской области | ||||||
2-3 | В мире прекрасного. (Санкт-Петербургская губерния глазами художников, писателей, музыкантов. Памятники архитектуры Ленинградской области.) | 2 | ||||||||
4 | Исторические и памятные места земли Ленинградской. | 1 | Путешествие в прошлое | |||||||
5-7 | Народные промыслы Ленинградской области.( с проведением практических работ) | 3 | В мире прекрасного | |||||||
8-10 | Устное народное творчество. (с выполнением творческих заданий) | 3 | п/р-1 | Народные промыслы | ||||||
11 | Ленинградская область сегодня. | 1 | Исторические места Ленинградской области | |||||||
12 | Наш район на карте Ленинградской области. | 1 | Ленинградская область сегодня | |||||||
13-14 | Города Ленинградской области. | 2 | ||||||||
15-16 | Путешествие в глубь Земли.(Экскурсия. Почвы Ленинградской области. Практическая работа: Рассматривание типов почвы.) | 2 | К/р (1пол)-1 | Почвы | ||||||
17-18 | Богатства подземных кладовых. (Предметный урок. Полезные ископаемые области. Охрана подземных богатств. Практическая работа по описанию гранита, песка, глины и др. ) | 2 | Полезные ископаемые | |||||||
15-16 | « Голубое богатство» Ленинградской области. (Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Экологический десант к местному водоему, уборка берегов водоема от мусора.) | 2 | п/р-1 | Вода и ее свойства | ||||||
17-19 | Охраняемые природные территории Ленинградской области (заповедники; заказники; памятники природы и др. ) | 3 | Понятия: заповедник, заказник, памятник природы. | |||||||
20-21 | Красная книга природы Ленинградской области.(Практическая работа. Продолжить работу по составлению Красной книги своего края.) | 2 | Охраняемые природные территории | |||||||
22-25 | Труд красит Землю. ( Основные отрасли промышленности Ленинградской области: металлургия, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Сельское хозяйство. Мир профессий.) | 4 | п/р-1 | Профессии родителей | ||||||
26-27 | Люди земли Ленинградской. | 2 | Известные люди Ленинградской области | |||||||
28-29 | Экологическая тропа.( Практическая работа: посадка деревьев, кустарников; изготовление кормушек для птиц и т.д. ) | 2 | ||||||||
30 | Игра – путешествие по земле Ленинградской. | 1 | п/р-1 | Правила посадки деревьев | ||||||
31 | Путешествие в прошлое Ленинградской области (экскурсия в краеведческий музей ). | 1 | экс.-1 | Изученный материал в 3 классе | ||||||
32-33 | В мире прекрасного.(Санкт-Петербургская губерния глазами художников, писателей, музыкантов. Памятники архитектуры Ленинградской области.) | 2 | История Ленинградской области | |||||||
34 | Исторические и памятные места земли Ленинградской. | 1 | к/р(итог)-1 | |||||||
итого: | 34 | к/р-3/ п/р -4 | экс.-1 |
Административный контроль | дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 20______- 20_______ УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. учителя:_________________
Класс: 4
Предмет: введение в изучение родного края
Программа: рабочая программа по предмету «Введение в изучение родного края» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34ч. (1 час в неделю)
№п/п | Название темы | количество часов | контрольные работы | экскурсии | сопутствующее повторение | сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
Ленинградская область на карте России. | 1 | К/р (исх.)-1 | Работа с картой. | |||||||
Страницы истории земли Ленинградской. | 10 | п/р-2 | Экскурсия в Старую Новую Ладогу. | |||||||
Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945гг.) | 8 | К/р (пол)-1 | экс.-3 | Экскурсия «По местам боевой славы » | ||||||
Что дает наш край стране. | 5 | п/р-1 | Встречи с ветеранами труда | |||||||
Сохраним для потомков… | 8 | п/р-2 | Поход к реке | |||||||
Защита проекта «Будущее нашего края» | 2 | к/р-1 | Работа с картой. | |||||||
итого: | 34 | к/р-3 п/р -5 | экс.-3 |
Административный контроль | дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в изучение родного края (2 класс)
Примерное тематическое планирование по курсу "Введение в изучение родного края" во 2 классе....
организация деятельности учащихся по изучению родного края
даны рекомендации по организации деятельности учащихся младших классов по изучению родного края, приведена программа для 1-4 классов по изучению краеведческого материала...
Изучение родного края. Мой любимый город Каменск-Шахтинский.
Участие в конкурсах,олимпиадах....
Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными. Изучение родного края.
Открытый урок окружного тура ...
Рабочая программа кружка "Изучение природы родного края" для 2 класса. ПНШ.
Рабочая программа и КТП кружка "Изучение природы родного края" для 2 класса с УУД. ПНШ....
Календарно-тематическое планирование "Введение в изучение родного края", "Школа России", 3 класс
Контрольно-тематическое планирование курса "Введение в изучение родного края". ОС "Школа России". 3 класс...
Важность изучения родного края в ходе НОУ в начальных классах
Исследования родного края – это возможность приобщить учащихся начальных классов к истории, развить в них патриотические чувства, сформировать навыки обработки и восприятия информации. К сожален...