Программа развития летнего пришкольного лагеря «ДРУЖБА»
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Программа развития летнего пришкольного лагеря «ДРУЖБА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПРИШКОЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ «ДРУЖБА»
Приобщение детей к культуре своей Родины, осознание растущим человеком своей индивидуальности в условиях детского лагеря происходит прежде всего через общение. Общаясь, человек не только формирует свои ценности, своё «я», но и через отношение к себе других людей осознаёт свою индивидуальность и раскрывает её.
Личностно-ориентированный подход требует как можно большей индивидуализации программы, учёта потребностей каждого участника. Но при этом не стоит забывать о сплочении детей, создании коллектива единомышленников, что влечёт за собой включение в программу тренингов на сплочение.
Личностно-ориентированный подход рассматривался теоретически и осуществляется практически на базе нашей школы.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ:
- актуальность содержания деятельности,
- разработка и апробация различных способов личностного развития школьников, обогащения их опыта в условиях временных детских объединений;
- создание необходимых условий для проявления, реализации и развития самостоятельности;
- информационная и познавательная насыщенность деятельности;
- возможность разносторонней реализации интересов, притязаний, способностей и личного опыта детей;
- учёт материально-технического обеспечения лагеря.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – создание условий для развития у ребёнка ценностных ориентиров, корректировка ценностной сферы ребёнка.
Задачи:
- Выявить и реализовать возможности ребёнка, способствовать осознанию его собственной уникальности.
- Научить ребёнка ставить цели и определять способы их достижения.
- Расширить ценностную сферу ребёнка.
- Развивать способность к познанию, научить пользоваться полученным опытом в различных областях.
- Помочь в овладении способами культурного досуга, освоении социально значимого опыта межличностных отношений.
- Способствовать появлению у ребёнка активной жизненной позиции, осознанию себя творцом собственной жизни.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Общий срок реализации программы с ___________. по ___________
АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ
Программа будет осуществляться на базе ______________________, лето __________г.
Объект программы – учащиеся начальной школы, объединенные в отряды.
Условия участия в программе – в программе могут участвовать все дети, обучающиеся в начальной школе. Программа рассчитана на разновозрастных детей, что помогает организовать отдых всех детей, без ссылок на возрастную группу. Планируется привлечение всех детей, обучающихся в школе, которые не уедут на летний отдых в другую местность.
Для привлечения детей в школьный лагерь будут проведены презентации, включающие в себя как рассказ о смене, так и практический показ некоторых видов деятельности, которые запланированы на смену.
СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ СМЕНОЙ
МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ:
- Эмоциональные:
- ситуация успеха,
- познавательные игры
- Социальные:
- создание ситуации взаимопомощи.
- Познавательные:
- решение проблемных ситуаций.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Организационное обеспечение.
- Моделирование и структурирование деятельности лагеря.
- Наличие программ деятельности, необходимой документации, плана работы на смену.
- Проведение инструктажа, методических планёрок и совещаний до начала и во время смены.
Мотивационное обеспечение.
- Добровольность участия в жизни лагеря.
- Предоставление права выбора деятельности.
- Стимулирование и применение системы поощрений.
Кадровое обеспечение.
- Педагогический отряд формируется из числа педагогов школы.
Педагогическое обеспечение.
- Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы детей.
- Создание условий развития личности детей и их способностей.
- Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛАГЕРЕ
Сменное лидерство
Каждый ребёнок имеет право выбирать и быть избранным лидером недели – командиром.
Условия выбора командира:
- на отрядном огоньке, анализируя прожитую в лагере неделю,
- ребята выбирают голосованием достойного возглавить отряд, приводят аргументы в пользу своего кандидата.
Командир – надёжный помощник воспитателя, вожатого.
В каждом отряде действуют редколлегия, физорги.
СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ
Программа предусматривает материальные и моральные формы поощрения детей.
Моральные формы поощрения:
- грамоты, дипломы;
- благодарственные письма в адрес родителей.
- Каждый член отряда может заработать именные звездочки, которые размещаются на Аллее Звезд.
Материальные поощрения:
По итогам смены самые активные участники жизни лагеря будут отмечены именными грамотами, памятными дипломами и ценными подарками.
СИМВОЛИКА И АТРИБУТИКА
- эмблема смены,
- отрядные символы (уголки),
- флаг смены,
- атрибуты вожатых (желтые галстуки),
- атрибуты командиров (красные галстуки),
- гимн лагеря,
- эмблема жителей лагеря «Дружба»,
- девиз лагеря.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа летнего оздоровительного лагеря направлена на ценностную ориентацию, корректировку ценностной сферы ребёнка.
Из детей формируются отряды. У каждого отряда по одному вожатому и воспитателю.
В этом проекте предусмотрены разнообразные формы работы: практические занятия, экскурсии, культурно-развлекательные мероприятия.
В соответствии с поставленными задачами содержание программы включает несколько направлений деятельности:
- оздоровительная
(рациональный распорядок дня,
пропаганда здорового образа жизни,
проведение спортивных игр и соревнований,
проведение минуток здоровья,
проведение Спартакиады);
- творческое
( приобщение детей к занятиям по различным видам творчества, активное включение участников программы в творческий процесс (создание фото-летописи смены);
- интеллектуальное
(участие в мероприятиях интеллектуальной направленности, в работе пресс-центра);
- досуговое
(проведение праздников, концертов, КТД и т.д.);
- туристическое
(приобщение детей к туристическим навыкам (походы, экскурсии)
В лагере будут работать следующие центры:
- «Радуга» (изо-студия )
- «Оч.умелые ручки» (мягкая игрушка)
- «Домисолька» (хоровая студия)
- Спортивный
- «Клуб друзей»
- «Ритм» (танцевальный кружок)
- Пресс-центр
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Игры: сюжетные, ролевые, деловые, творческие, спортивные, интеллектуальные и т.д.
- Коллективно-творческие дела (КТД).
- Конкурсы.
- Спортивные соревнования.
- Календарно-тематические праздники.
- Воспитательные дела.
- Просмотр спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов.
- Занятия в центрах (кружках).
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПРИШКОШЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ «ДРУЖБА»
№ | Мероприятие | Дата | Время |
Неделя «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО ____!» | |||
Операция «УЮТ» | |||
Отрядный сбор «Будем знакомы!» | |||
Конкурс «Комплиментами мы богаты» | |||
Отрядный сбор (выборы актива, названия отряда, девиза , отрядной песни) | |||
Отрядный сбор «Что такое дружба?» | |||
Торжественное открытие лагерной смены. | |||
Работа кинозала «Волшебный лучик» Художественный фильм «Сказка о царе Салтане» | |||
НЕДЕЛЯ ЗНАТОКОВ РОДНОГО КРАЯ | |||
Поездка в Воронежский краеведческий музей | |||
Отрядное дело (Подготовка к празднику «Россия – Родина моя») | |||
Выставка рисунков «Я люблю тебя, Россия!» | |||
Работа кинозала «Волшебный лучик» Художественный фильм «Огонь, вода и… медные трубы» | |||
Выставка поделок «Русская народная игрушка» | |||
Праздник «Люблю тебя, моя Россия!» | |||
НЕДЕЛЯ СПОРТИВНЫХ РЕКОРДОВ | |||
Экскурсия на Пожарную выставку | |||
Открытие Школьной летней Спартакиады. Игра-путешествие «Веселая карусель» | |||
Первенство лагеря по футболу, пионерболу | |||
Работа кинозала «Волшебный лучик» Мультипликационный фильм «Последний единорог» | |||
Соревнования по легкой атлетике «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Веселые старты» | |||
Торжественное закрытие Школьной Спартакиады.Дискотека. | |||
ДЕНЬ ПАМЯТИ Литературная - музыкальная композиция «Завтра была война…» | |||
Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце…» | |||
НЕДЕЛЯ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ | |||
Игра «В стране Мульти-Пульти» | |||
Работа кинозала «Волшебный лучик» Сборник мультфильмов | |||
Экскурсия в Воронежский зоосад | |||
КВН по сказкам. | |||
Праздник «День Нептуна» | |||
Экскурсия в Дом –музей Дурова | |||
Работа кинозала «Волшебный лучик» Художественный фильм «Сказка о потерянном времени» | |||
Торжественное закрытие лагерной смены | |||
Игра «Что? Где? Когда?» |
Идея смены заключается в создании атмосферы желания «открыть созвездие, носящее имя ребенка» и получить именную грамоту активного участника жизни лагеря.
Каждый из созданных отрядов придумывает своё название; эмблему; девиз, по которому живет всю смену.
Каждая неделя – тематическая. Все дела, проводимые в лагере, направлены на развитие разных сторон личности ребёнка. Активные участники коллективных дел получают «именную звезду». Таких звезд за смену может быть несколько. В конце смены подводятся итоги. Победители получают именные грамоты с фотографиями.
Самоуправление внутри отряда осуществляется командиром, который избирается на одну неделю на отрядном огоньке, где подводятся итоги. У командира есть отличительный признак – красный галстук. В конце смены у каждого отряда выбирается лучший командир и им вручается на память памятный диплом.
В лагере прослеживается отрядный и личностный рост.
Отрядный рост – в отрядном уголке наклеиваются эмблемы, символизирующие участие отряда в КТД и мероприятиях.
Личностный рост – детям даются именные звёздочки.
Также в лагере проводится встречи Клуба друзей. Цель этих встреч – развитие добрых межличностных отношений. Клуб начинает работу в первый день и продолжает до конца смены.
Смена заканчивается концертом, в котором участвуют как взрослые, так и дети. Показываются представления, придуманные детьми за смену. Вручаются памятные подарки.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В программе шесть взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов, которые ниже характеризуются через основные педагогические задачи и приёмы для их разрешения.
Первый шаг - диагностика и реализация способностей детей, помощь им в осознании их уникальности.
Начальная диагностика проводится в течение организационного периода, она связана с планированием отрядной деятельности (дискуссия, помогающая выявить ценностные ориентации детей и их жизненную позицию). Дети заполняют анкеты на цветных ладошках из бумаги. Из этих ладошек составляется один цветок, символизирующий дружбу всех жителей лагеря «Дружба»
Результаты первого шага: получение знаний о направленности способностей, интересов, потребностей, их реализация, приобретение новых ЗУН.
Критерии результативности:
- наличие полной картины об интересах, потребностях детей;
- изменение позиции ребёнка в силу выполнения новых социальных ролей.
Второй шаг - предоставление информационного пространства,
обеспечение добровольного выбора деятельности и самоопределения ребёнка в предложенных видах деятельности.
Презентация программы. Организатор воспитательной работы, воспитатели, руководители кружков рассказывают ребятам о возможностях лагеря, основных событиях предстоящей смены, направлениях обучающей программы (центры).
Формирование детского органа самоуправления.
Создание ситуации самоопределения подростков в выборе роли, позиции в данной смене, в данном коллективе.
Результаты второго шага: овладение умением делать осознанный выбор и действовать в соответствии с ним.
Критерии результативности:
- реальные успехи ребёнка, проявление инициативы, рождение новых идей в выбранном виде деятельности;
- появление уверенности, активность в отстаивании своей точки зрения.
Третий шаг - научить ребёнка ставить цели, определять способы их достижения:
- индивидуальные беседы;
- использование иносказания в виде притч;
- соотнесение своих целей с целями вымышленных героев.
Результаты третьего шага: овладение умением ставить цели и выстраивать алгоритм их достижения; умение соотносить свои цели с целями других людей.
Четвёртый шаг – развивать способность к познанию, пользоваться полученным опытом в различных областях:
- знания, приобретённые на центре, воплощать на практике;
- применение полученных знаний в общении
Критерии результативности:
- результаты исследований;
- проявление инициативы в процессе познания, ведущая роль в делах
Пятый шаг – актуализировать ценность собственного развития, научить строить перспективы собственной жизни:
- дискуссионные формы;
- индивидуальные и групповые беседы, огоньки;
- показы фильмов
Результаты пятого шага:
овладение навыками постановки целей, осознание необходимости развития.
Критерии результативности:
- реальные шаги ребёнка, говорящие о развитии, например, стал выражать свои мысли;
- появление уверенности в себе;
- проявления актёрских способностей детей.
Шестой шаг – способствовать тому, чтобы ребенок осознавал себя творцом:
- еженедельный выбор командира отряда;
- создание фото-летописи жизни лагеря.
Результаты шестого шага: развитие творческого мышления, получение навыков творческой деятельности, выражение своего творческого «Я» посредством разных её видов.
Критерии результативности:
- изменение отношения к жизни;
- выбор активной позиции.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Проведение полноценного досуга детей во время летних каникул.
- Развитие творческих способностей.
- Расширение и корректировка ценностной сферы ребёнка.
- Выявление и реализация индивидуальных возможностей ребёнка.
- Умение ставить цели и достигать их.
- Появление активной жизненной позиции.
- Создание фото-летописи.
- Повышение социального и личностного статуса ребёнка.
- Проявление индивидуальности ребёнка.
ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ПРОЕКТА:
- Количество школьников, принявших активное участие в программе.
- Количество предложений, поступивших от детей по проведению лагеря в следующем году.
- Количество детей, проявивших желание записаться в кружки
- Положительные отзывы участников проекта и их родителей.
- Создание фото-летописи.
- Коллективные творческие дела.
МБОУ СОШ № 92 Репина Е.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего пришкольного лагеря.
Программа летнего пришкольного лагеря "Волшебная планета"...
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"
В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....
Программа работы летнего пришкольного лагеря
Программа работы летнего пришкольного лагеря содержит пояснительную записку, режим дня, Название, девиз, речевку и варианты названия отрядов....
Программа "Фантазия"летнего пришкольного лагеря дневного пребывания
Данная программа стала победителем в конкурсе вариативных программ....
Программа работы летнего пришкольного лагеря "Радуга здоровья на улице Сезам"
Программа « Радуга здоровья на улице Сезам» разработана на 2011 год. Она определяет цели и задачи, основные направления и формы работы МОУ СОШ № 62 в вопросах летнего отдыха, оздоровления,...
Рабочая программа отряда летнего пришкольного лагеря «Волшебная страна – 2014» дневного пребывания детей на базе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» го Отрадный Самарской области
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.1. Название:Летний пришкольный лагерь для детей и подростков «Волшебная страна – 2014».2. Авторы проекта: учителя начальных классов Валл И.В., Сомова Л.Н.3....
Программа оздоровления летнего пришкольного лагеря дневного пребывания
Основная идея программы ЛДП «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общест...