Программа развития летнего пришкольного лагеря «ДРУЖБА»
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Репина Елена Ильинична

Программа развития летнего пришкольного лагеря «ДРУЖБА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ПРИШКОЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ «ДРУЖБА»

Приобщение детей к культуре своей Родины, осознание растущим человеком своей индивидуальности в условиях детского лагеря происходит прежде всего через общение. Общаясь, человек не только формирует свои ценности, своё «я», но и через отношение к себе других людей осознаёт свою индивидуальность и раскрывает её.  

Личностно-ориентированный подход требует как можно большей индивидуализации программы, учёта потребностей каждого участника. Но при этом не стоит забывать о сплочении детей, создании коллектива единомышленников, что влечёт за собой включение в программу тренингов на сплочение.

Личностно-ориентированный подход рассматривался теоретически и осуществляется практически на базе нашей школы.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ:

  • актуальность содержания деятельности,
  • разработка и апробация различных способов личностного развития школьников, обогащения их опыта в условиях временных детских объединений;
  • создание необходимых условий для проявления, реализации и развития самостоятельности;
  • информационная и познавательная насыщенность деятельности;
  • возможность разносторонней реализации интересов, притязаний, способностей и личного опыта детей;
  • учёт материально-технического обеспечения лагеря.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы – создание условий для развития у ребёнка ценностных ориентиров, корректировка ценностной сферы ребёнка.

Задачи:

  1. Выявить и реализовать возможности ребёнка, способствовать осознанию его собственной уникальности.
  2. Научить ребёнка ставить цели и определять способы их достижения.
  3. Расширить ценностную сферу ребёнка.
  4. Развивать способность к познанию, научить пользоваться полученным опытом в различных областях.
  5. Помочь в овладении способами культурного досуга, освоении социально значимого опыта межличностных отношений.
  6. Способствовать появлению у ребёнка активной жизненной позиции, осознанию себя творцом собственной жизни.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Общий срок реализации программы с ___________. по ___________

АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ

Программа будет осуществляться на базе ______________________, лето __________г.

Объект программы – учащиеся начальной школы, объединенные в отряды.

Условия участия в программе – в программе могут участвовать все дети, обучающиеся в начальной школе. Программа рассчитана на разновозрастных детей, что помогает организовать отдых всех детей, без ссылок на возрастную группу. Планируется привлечение всех детей, обучающихся в школе, которые не уедут на летний отдых в другую местность.

Для привлечения детей в школьный лагерь будут проведены презентации, включающие в себя как рассказ о смене, так и практический показ некоторых видов деятельности, которые запланированы на смену.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ СМЕНОЙ

МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ:

  • Эмоциональные:

- ситуация успеха,

- познавательные игры

  • Социальные:

- создание ситуации взаимопомощи.

  • Познавательные:

- решение проблемных ситуаций.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Организационное обеспечение.

  • Моделирование и структурирование деятельности лагеря.
  • Наличие программ деятельности, необходимой документации, плана работы на смену.
  • Проведение инструктажа, методических планёрок и совещаний до начала и во время смены.

Мотивационное обеспечение.

  • Добровольность участия в жизни лагеря.
  • Предоставление права выбора деятельности.
  • Стимулирование и применение системы поощрений.

Кадровое обеспечение.

  • Педагогический отряд формируется из числа педагогов школы.

Педагогическое обеспечение.

  • Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы детей.
  •  Создание условий развития личности детей и их способностей.
  • Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛАГЕРЕ

Сменное лидерство

Каждый ребёнок имеет право выбирать и быть избранным лидером недели – командиром.

Условия выбора командира:

  • на отрядном огоньке, анализируя прожитую в лагере неделю,
  • ребята выбирают голосованием достойного возглавить отряд, приводят аргументы в пользу своего кандидата.

Командир – надёжный помощник воспитателя, вожатого.

В каждом отряде действуют редколлегия, физорги.

СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ

Программа предусматривает материальные и моральные формы поощрения детей.

Моральные формы поощрения:

  • грамоты, дипломы;
  • благодарственные письма в адрес родителей.
  • Каждый член отряда может заработать именные звездочки, которые размещаются на Аллее Звезд.

Материальные поощрения:

По итогам смены самые активные участники жизни лагеря будут отмечены именными грамотами, памятными дипломами и ценными подарками.

СИМВОЛИКА И АТРИБУТИКА

  • эмблема смены,
  • отрядные символы (уголки),
  • флаг смены,
  • атрибуты вожатых (желтые галстуки),
  • атрибуты командиров (красные галстуки),
  • гимн лагеря,
  • эмблема жителей лагеря «Дружба»,
  • девиз лагеря.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа летнего оздоровительного лагеря направлена на ценностную ориентацию, корректировку ценностной сферы ребёнка.

Из детей формируются отряды. У каждого отряда по одному вожатому и воспитателю.

В этом проекте предусмотрены разнообразные формы работы: практические занятия, экскурсии, культурно-развлекательные мероприятия.

В соответствии с поставленными задачами содержание программы включает несколько направлений деятельности:

  • оздоровительная

(рациональный распорядок дня,

пропаганда здорового образа жизни,

проведение спортивных игр и соревнований,

проведение минуток здоровья,

проведение Спартакиады);

  • творческое 

( приобщение детей к занятиям по различным видам творчества, активное включение участников программы в творческий процесс (создание фото-летописи смены);

  • интеллектуальное

(участие в мероприятиях интеллектуальной направленности, в работе пресс-центра);

  • досуговое 

(проведение праздников, концертов, КТД и т.д.);

  • туристическое 

(приобщение детей к туристическим навыкам (походы, экскурсии)

В лагере будут работать следующие центры:

  • «Радуга» (изо-студия )
  • «Оч.умелые ручки» (мягкая игрушка)
  • «Домисолька» (хоровая студия)
  • Спортивный
  • «Клуб друзей»
  • «Ритм» (танцевальный кружок)
  • Пресс-центр

ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Игры: сюжетные, ролевые, деловые, творческие, спортивные, интеллектуальные и т.д.
  2. Коллективно-творческие дела (КТД).
  3. Конкурсы.
  4. Спортивные соревнования.
  5. Календарно-тематические праздники.
  6. Воспитательные дела.
  7. Просмотр спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов.
  8. Занятия в центрах (кружках).

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПРИШКОШЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ «ДРУЖБА»

Мероприятие

Дата

Время

Неделя «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО ____!»

Операция «УЮТ»

Отрядный сбор «Будем знакомы!»

Конкурс «Комплиментами мы богаты»

Отрядный сбор (выборы актива, названия отряда, девиза , отрядной песни)

Отрядный сбор «Что такое дружба?»

Торжественное открытие лагерной смены.

Работа кинозала «Волшебный лучик»

Художественный фильм «Сказка о царе Салтане»

НЕДЕЛЯ ЗНАТОКОВ РОДНОГО КРАЯ

Поездка в Воронежский краеведческий музей

Отрядное дело (Подготовка к празднику «Россия – Родина моя»)

Выставка рисунков «Я люблю тебя, Россия!»

Работа кинозала «Волшебный лучик»

Художественный фильм «Огонь, вода и… медные трубы»

Выставка поделок «Русская народная игрушка»

Праздник

«Люблю тебя, моя Россия!»

НЕДЕЛЯ СПОРТИВНЫХ РЕКОРДОВ

Экскурсия на Пожарную выставку

Открытие Школьной летней Спартакиады.

Игра-путешествие «Веселая карусель»

Первенство лагеря по футболу, пионерболу

Работа кинозала «Волшебный лучик»

Мультипликационный фильм «Последний единорог»

Соревнования по легкой атлетике «Быстрее! Выше! Сильнее!»

«Веселые старты»

Торжественное закрытие Школьной Спартакиады.Дискотека.

ДЕНЬ ПАМЯТИ

Литературная - музыкальная композиция «Завтра была война…»

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце…»

НЕДЕЛЯ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ

Игра «В стране Мульти-Пульти»

Работа кинозала «Волшебный лучик»

Сборник мультфильмов

Экскурсия в Воронежский зоосад

КВН по сказкам.

Праздник «День Нептуна»

Экскурсия в Дом –музей  Дурова

Работа кинозала «Волшебный лучик»

Художественный фильм «Сказка о потерянном времени»

Торжественное закрытие лагерной смены

Игра «Что? Где? Когда?»

Идея смены заключается в создании атмосферы желания «открыть созвездие, носящее имя ребенка» и получить именную грамоту активного участника жизни лагеря.

Каждый из созданных отрядов придумывает своё название; эмблему; девиз, по которому живет всю смену.

Каждая неделя – тематическая. Все дела, проводимые в лагере, направлены на развитие разных сторон личности ребёнка. Активные участники коллективных дел получают «именную звезду». Таких звезд за смену может быть несколько. В конце смены подводятся итоги. Победители получают именные грамоты с фотографиями.

Самоуправление внутри отряда осуществляется командиром, который избирается на одну неделю на отрядном огоньке, где подводятся итоги. У командира есть отличительный признак – красный галстук. В конце смены у каждого отряда выбирается лучший командир и им вручается на память памятный диплом.

В лагере прослеживается отрядный и личностный рост.

Отрядный рост – в отрядном уголке наклеиваются эмблемы, символизирующие участие отряда в КТД и мероприятиях.

Личностный рост – детям даются именные звёздочки.

Также в лагере проводится встречи Клуба друзей. Цель этих встреч – развитие добрых межличностных отношений. Клуб начинает работу в первый день и продолжает до конца смены.

Смена заканчивается концертом, в котором участвуют как взрослые, так и дети. Показываются представления, придуманные детьми за смену. Вручаются памятные подарки.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В программе шесть взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов, которые ниже характеризуются через основные педагогические задачи и приёмы для их разрешения.

Первый шаг - диагностика и реализация способностей детей, помощь им в осознании их уникальности.

Начальная диагностика проводится в течение организационного периода, она связана с планированием отрядной деятельности (дискуссия, помогающая выявить ценностные ориентации детей и их жизненную позицию). Дети заполняют анкеты на цветных ладошках из бумаги. Из этих ладошек составляется один цветок, символизирующий дружбу всех жителей лагеря «Дружба»

Результаты первого шага: получение знаний о направленности способностей, интересов, потребностей, их реализация, приобретение новых ЗУН.

Критерии результативности:

  • наличие полной картины об интересах, потребностях детей;
  • изменение позиции ребёнка в силу выполнения новых социальных ролей.

Второй шаг - предоставление информационного пространства,

обеспечение добровольного выбора деятельности и самоопределения ребёнка в предложенных видах деятельности.

Презентация программы. Организатор воспитательной работы, воспитатели, руководители кружков рассказывают ребятам о возможностях лагеря, основных событиях предстоящей смены, направлениях обучающей программы (центры).

Формирование детского органа самоуправления.

Создание ситуации самоопределения подростков в выборе роли, позиции в данной смене, в данном коллективе.

Результаты второго шага: овладение умением делать осознанный выбор и действовать в соответствии с ним.

Критерии результативности:

  • реальные успехи ребёнка, проявление инициативы, рождение новых идей в выбранном виде деятельности;
  • появление уверенности, активность в отстаивании своей точки зрения.

Третий шаг - научить ребёнка ставить цели, определять способы их достижения:

  • индивидуальные беседы;
  • использование иносказания в виде притч;
  • соотнесение своих целей с целями вымышленных героев.

Результаты третьего шага: овладение умением ставить цели и выстраивать алгоритм их достижения; умение соотносить свои цели с целями других людей.

Четвёртый шаг – развивать способность к познанию, пользоваться полученным опытом в различных областях:

  • знания, приобретённые на центре, воплощать на практике;
  • применение полученных знаний  в общении

Критерии результативности:

  • результаты исследований;
  • проявление инициативы в процессе познания, ведущая роль в делах

Пятый шаг – актуализировать ценность собственного развития, научить строить перспективы собственной жизни:

  • дискуссионные формы;
  • индивидуальные и групповые беседы, огоньки;
  • показы фильмов

Результаты пятого шага: 

овладение навыками постановки целей, осознание необходимости развития.

Критерии результативности:

  • реальные шаги ребёнка, говорящие о развитии, например, стал выражать свои мысли;
  • появление уверенности в себе;
  • проявления актёрских способностей детей.

Шестой шаг – способствовать тому, чтобы ребенок осознавал себя творцом:

  • еженедельный выбор командира отряда;
  • создание фото-летописи жизни лагеря.

Результаты шестого шага: развитие творческого мышления, получение навыков творческой деятельности, выражение своего творческого «Я» посредством разных её видов.

Критерии результативности:

  • изменение отношения к жизни;
  • выбор активной позиции.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Проведение полноценного досуга детей во время летних каникул.
  • Развитие творческих способностей.
  • Расширение и корректировка ценностной сферы ребёнка.
  • Выявление и реализация индивидуальных возможностей ребёнка.
  • Умение ставить цели и достигать их.
  • Появление активной жизненной позиции.
  • Создание фото-летописи.
  • Повышение социального и личностного статуса ребёнка.
  • Проявление индивидуальности ребёнка.

ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ПРОЕКТА:

  • Количество школьников, принявших активное участие в программе.
  • Количество предложений, поступивших от детей по проведению лагеря в следующем году.
  • Количество детей, проявивших желание записаться в кружки
  • Положительные отзывы участников проекта и их родителей.
  • Создание фото-летописи.
  • Коллективные творческие дела.

МБОУ СОШ № 92                 Репина Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего пришкольного лагеря.

Программа летнего пришкольного лагеря "Волшебная планета"...

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"

В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....

Программа работы летнего пришкольного лагеря

Программа работы летнего пришкольного лагеря содержит пояснительную записку, режим дня, Название, девиз, речевку и варианты названия отрядов....

Программа "Фантазия"летнего пришкольного лагеря дневного пребывания

Данная программа стала победителем в конкурсе вариативных программ....

Программа работы летнего пришкольного лагеря "Радуга здоровья на улице Сезам"

Программа « Радуга здоровья на улице Сезам» разработана на 2011 год. Она  определяет цели и задачи, основные направления и формы работы МОУ СОШ  № 62 в вопросах летнего отдыха, оздоровления,...

Рабочая программа отряда летнего пришкольного лагеря «Волшебная страна – 2014» дневного пребывания детей на базе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» го Отрадный Самарской области

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.1.  Название:Летний пришкольный лагерь для детей и подростков «Волшебная страна – 2014».2.  Авторы проекта: учителя начальных классов Валл И.В., Сомова Л.Н.3....

Программа оздоровления летнего пришкольного лагеря дневного пребывания

Основная идея программы ЛДП «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общест...