Программа оздоровления летнего пришкольного лагеря дневного пребывания
методическая разработка на тему
Основная идея программы ЛДП «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная программа ЛДП | 259.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куломзинская средняя школа»
Оконешниковского района Омской области
Воспитательная программа
пришкольного оздоровительного лагеря
«Солнышко»
с дневным пребыванием детей
Смена «Город Мастеров»
Автор:
Артемьева Елена Мхайловна,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «Куломзинская СШ»,
Лето-2016
- Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, - было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья и возможность духовного обогащения. Это период свободного общения детей.
Лагерь размещается на базе МБОУ «Куломзинская средняя школа». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы ЛДП «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Цель:
организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период через создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, личностное и творческое развитие.
Задачи:
1. создание условий для активного и здорового отдыха детей;
2. повышение интереса к различным видам деятельности;
3. формирование развития познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка;
4. формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Сроки реализации программы:
июнь 2016 года: лагерная смена, 18 дней
Этапы реализациипрограммы:
1.Подготовительный (апрель-май):
-подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Основной (18 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями, вожатыми.
3. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск фотодневника и фильма о смене.
Виды деятельности
Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей села и города Омска, историей кинематографии, традициями и ремёслами народов, населяющих село Куломзино, историей своего государства, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, организация спортивных мероприятий. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы, изготовление плакатов, театрализованные игровые программы и т. д.). Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям творчеством, физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе как к части окружающего мира.
Педагогическое обеспечение игровой модели:
• Многообразие предлагаемых форм деятельности.
• Возрастной подход в разработке дел, заданий, конкурсов.
• Систематическое информирование о результатах, достижениях.
• Добровольное участие во всех делах.
• Максимальное включение детей в различные формы деятельности.
Концептуальной основой программы является создание воспитательной системы, которая выполняет следующие функции:
• интегрирующая (объединяет в одно целое различные виды деятельности через сюжетно-ролевую игру);
• регулирующая (обеспечивает динамику развития ребёнка);
• компенсирующая (обеспечивает условия общения, которые не дают ему ни семья, ни школа);
• гармонирующая (создаёт единство истины, добра и красоты);
• социальной защиты и ориентации (создаёт условия психологического комфорта.
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, поддержка физического и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность в смене «Город Мастеров» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Качество смены определяется по трем критериям.
1. Самооценка каждого участника смены. Это ответы на вопросы:
• что мне удалось сегодня и почему?
• как можно использовать достигнутое?
• что мне не удалось и почему?
2. Оценка качества смены педагогами
Здесь имеют место следующие диагностические параметры, которые оцениваются каждым взрослым по баллам (предлагается 10 балльная система оценки).
• Уровень организации: насколько четко было организовано проведение смены?
• Содержательная (информационная) насыщенность смены: насколько интересной, насыщенной была смена по содержанию? Формы подачи - соответствуют ли они задачам?
• Эмоциональная составляющая смены: вызвала ли работа педагогического коллектива смены эмоциональный отклик? Захотелось ли сопереживать? Думать? Спорить? Рассуждать? Работать над собой?
• Включенность детей: насколько активно были включены в проведение мероприятий дети: проявили активность сами, или пришлось убеждать?
• Качество работы, профессиональный уровень: какие новые (интересные или забытые) педагогические средства были использованы при проведении мероприятий? Что вы лично взяли для себя на заметку? Кого из коллег вы увидели в новом для вас свете? Какие явные педагогические промахи вы заметили?
• Мой личный вклад, моя помощь: обращалась ли ко мне творческая группа за помощью? Чем я лично помог?
3. Оценка смены детьми. Это могут быть отзывы в альбомах и в стенной печати, в «почте откровения».
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
- Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
- Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Проект общей сметы расходов
Для успешной реализации программы составлена необходимая смета расходов:
Канцелярские принадлежности (тетради, краски, альбомы, кисточки, ватманы, гуашь, карандаши, фломастеры, клей ПВА, пластилин, цветная бумага, ластики, потолочная плитка (для оформления стендов)) – на общую суммы 1000 рублей
Спортивный инвентарь (настольные игры: пазлы, шашки, шахматы, шарики для тенниса(30 шт), мячи малые (10 шт), мяч волейбольный (3 шт), мяч футбольный (2 шт), мяч баскетбольный (2 шт), скакалки (20 шт), дартц, бадминтон) – на общую сумму 3000 рублей
Поощрительные призы и подарки для награждения победителей и участников по окончанию смен. – на общую сумму 1000 рублей
Итого для успешной реализации программы необходимо 5000 рублей
- 1. Тематическое планирование
День | Мероприятия | |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| 1. «100 великих…» просмотр серии из цикла короткометражных документальных фильмов 2. Музыкальная культура народов, населяющих наше поселение. Музыкальные направления авторской музыки. 3. Разучивание отрядной песни. 4. Игра «Угадай мелодию». | |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| 1.«Энциклопедия» просмотр серии из цикла короткометражных документальных фильмов 2.Танцевальные направления. Презентация 3.Разучивание танца 4.Танцевальный батл | |
| 1. «Энциклопедия » просмотр серии из цикла короткометражных документальных фильмов 2.Мастер-классы: - «Часовых дел мастер» : изготовление декоративных настенных часов с кукушкой; - «Народная кукла»: изготовление кукол тряпичных и соломенных. 3. Выставка поделок 4. Народные игры | |
|
2.Из истории кузнечного дела. Презентация. 3.Разучивание русской народной песни «Во кузнице» 4.Изготовление поделки в технике чеканка по фольге. 5.Народные игры | |
|
3.Возложение цветов к стеле. 4.Разучивание песен о Великой Отечественной войне. Концерт «По страницам памяти». 5.Квест «Дорогами войны» | |
| 1. «Энциклопедия» просмотр серии из цикла короткометражных документальных фильмов 2.Из истории кинематографии. Презентация. 3. Профессии в кинематографии. 4. Снимаем фильм о лагере. | |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
2.2. Режим дня
Элементы режима дня | Время проведения |
Сбор детей, зарядка. Всем привет! Пора, пора! Вас приветствуют, друзья! Тут же по порядку Все ребята на зарядку | 8.30 - 9.00 |
Утренняя линейка. Все ребята собрались? На линейку становись! | 9.00 - 9.15 |
Завтрак. Всем за стол! Узнать пора, Чем побалуют повара. | 9.15 - 10.00 |
Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций. -Кто куда…кто в поход, Кто в цветник, на огород Мы же в лес идём все вместе, Ничего нет интересней -Загорай и закаляйся, В быстрой речке искупайся -Раз пришёл весёлый час, То играют все у нас! | 10.00 - 12.00 |
Оздоровительные процедуры | 12.00 - 13.00 |
Свободное время Не грустят в семействе нашем: Мы поём, играем, пляшем Все занятия хороши Всё сумеем сделать мы! | 13.00 - 13.30 |
Обед. За столом серьёзный вид, Приналяжем и покажем, Наш ребячий аппетит | 13.30 - 14.30 |
Уход домой. До свидания! До новых встреч! | 14.30 |
Перечень использованной литературы
1. Афанасьев С. и Коморин С. «Сто отрядных дел» - Кострома, 2002 г. «Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей» - М., «Илекса»,
2. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И.Что делать с детьми в загородном лагере. Учебно-методическое пособие.Кострома:Педагогическое общество России,2001.
3. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. М.:Педагогическое общество России, 2001.4.Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря», 2002 г.
5. Ложникова Н.А. Имитационные педагогические игры: Методические рекомендации. - Омск, 1990.
6. Толченов О.А.Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия.М.:Владос,2001.
7. Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М.: Педагогическое обществоРоссии,2001.
8. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г
9. Санитарно-гигиенические правила и нормы (4.4.969-00), утвержденные Главным санитарным врачом РФ 2.02.2001г.
11. http://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1537
Приложение 1
Куломзино – 120
Куломзино, село (Оконешниковский район, Омская область)/история
Дата и история основания
"Это было недавно, это было давно..."
Некогда нашу деревню основали шестеро пеших переселенцев. Это были уроженцы Черниговской, Полтавской, Харьковской губерний, пожелавших уехать в Сибирь. Голод в России в 1892 году, безземелье и наличие Сибирской железной дороги выдвинули на очередь вопрос о заселении Сибири. Для этого был образован Комитет Сибирской железной дороги. Первое заседание Комитета состоялось 19 февраля1893 года. Наследник престола, председатель Комитета Николай Александрович, открывая заседание и обращаясь к его членам, сказал о «величии предстоящей задачи» и выразил убеждение, что «единодушными усилиями они непременно достигнут цели».
Переселенцы добрались в Сибирь по «чугунке», так тогда назывли железную дорогу. Конечным пунктом выбрали станцию «Калачики», ныне город Калачинск. Приехало 10-12 июня 1896 года около ста человек, это примерно 40 семей. Посоветовавшись, шестеро отправились осматривать окрестные места.
Километрах в восьми от Пресновки землеустроитель Дорофеев остановил переселенцев, вбил посередине поляны кол и произнёс: «Вот здесь и располагайтесь» (фото 1) Место это пришлым не понравилось : поблизости не было на реки, на озера. Тогда ходоки стали просить землеустроителя, чтобы он отвёл другой участок. Долго пришлось просить землеустроителя, пока он согласился и разрешил обосноваться около небольшого озерка на так называемом Дорофеевском участке.
Чтобы успеть до заморозков, прибывшие энергично стали сооружать жилища. У кого были силы, тот рубил себе избу (лиственного леса поблизости было в достатке) (фото 2), а остальные строили землянки.
Переселенцы хотели назвать своё селение «Запорожьем», но власти настояли на названии села Куломзино в честь управляющего Комитетом Сибирской железной дороги Анатолия Николаевича Куломзина(фото 3). Родился Куломзин Анатолий Николаевич 3 января 1838 в родовом имении КорниловоКинешменского уезда Костромской губернии. Когда ему исполнилось восемь лет, он остался на руках матери. В 1854 году поступил в Московский университет на юридический факультет, успешно его закончил, и быстро зашагал по служебной лестнице от Государственной канцелярии до Председателя Государственного Совета - высшей должности в России. Он являлся зятем бывшего министра юстиции Д.Н. Замятнина. С 1861 был мировым посредником в Костромской губ. В 1864 поступил на службу в Государственную канцелярию. С 1868 служил в Канцелярии Комитета министров. В 1880—1883 — товарищ министра государственных имуществ. В 1883—1902 занимал пост управляющего делами Комитета министров; одновременно с 1893 был управляющим делами Комитета Сибирской железной дороги, фактически возглавляя строительство этой крупнейшей в мире железнодорожной магистрали. Действительный тайный советник (1892), статс-секретарь. 23 декабря 1902 назначен членом Государственного совета. С 1914 — председатель Романовского комитета для призрения сирот сельского состояния. С 15 июля 1915 по 1 января 1917 — председатель Государственного совета. В августе 1915 избран председателем Наблюдательной комиссии Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства. Занимался научной деятельностью, автор ряда научных трудов, в том числе по истории финансов в России. Эмигрировал; скончался в Марселе 13 сентября 1823 года.
(На картине И.Е.Репина «Заседание Государственного Совета» можно видеть А. Н. Куломзина)(фото 4); Знал четыре языка. За заслуги перед Отечеством награждён высшим российским знаком отличия - орденом св. Андрея Первозванного, а также орденом св. Александра Невского и бриллиантовым знаком св. Александра Невского , Белого Орла и мн. Др. После революции 1917 года уехал во Францию, в 1923 году умер в Марселе. Внук его и сей час живёт под Парижем.А.Н. Куломзин много сделал для Сибири, знакомясь с обустройством переселенцев. Лично посещал врачебно-продовольственные пункты, сельскохозяйственные склады, был в 135 посёлках сам и в 64 посылал своих чиновников.
Первые жители
Считается, что основателями села Куломзино были Андрей Пантелеевич Регеда, Никон Андреевич Ткаченко, Онуфрий Яковлевич Лобурец, Иван Николаевич Доценко, Иван Кондратьевич Карачинец. Первые примитивные постройки возникли на том месте, где сейчас находится контора ООО «Восточное».
Трудности освоения
Дорофеев остановил переселенцев, вбил посередине поляны кол и произнёс: «Вот здесь и располагайтесь»
Рубленая изба. Избы такого типа со временем покрыли шифером и застеклили стеклом. Она ещё долго служила нашим современникам.
Куломзин Анатолий Николаевич.
Куломзина А.Н. можно видеть на картине И.Репина "Заседание Государственного Совета".он сидит рядом с Императором
Большой помехой в жизни переселенцев являлся недостаток питьевой воды. За счёт казны были вырыты два колодца, одним из которых пользуются сейчас(фото 5-6).
Для обзаведения хозяйством государство выдавало по 120 рублей на семью. (Для сравнения: хорошая лошадь стоила 25 рублей). Предусматривалось наделить по пятнадцать десятин земли на мужскую душу, но местные жители вновь уговорили землемера, и он разрешил брать больше нормы. Переселенцы покупали скот у жителей деревень Лебяжье(Язово), Пресновки, Николаевки. Орудия труда покупали на сельскохозяйственном складе станции Татарка (г. Татарск), а чаще всего изготавливали сами из подручного материала и привёзённого с собой (фото 7-11). Деревня росла быстро. Сюда приезжали новые партии переселенцев, а пятнадцать лет спустя, в Куломзино насчитывалось уже около 300 дворов.
Множество трудностей испытывали переселенцы на новом месте жительства: и начавшаяся в 1904 году русско-японская война, когда на войну ушла большая часть мужского населения, и отзвуки первой революции, и партизанская война против Колчака, и тяжёлое время Великой Отечественной войны. Но все эти трудности люди, которых уже можно назвать «куломзинцы» пережили. Большая часть обосновалась, пустила корни, воспитали в своих детях любовь к Родному краю, чувство патриотизма, уважение к истории своего села. Их потомки бережно хранят, и достойно продолжают историю Куломзино.
Приложение 2
Союзмультфильму – 80
Образованная 10 июня 1936 года киностудия путём объединения мультмастерских «Межрабпромфильма» и «Мосфильма» сначала называлась «Союздетмультфильм», а уже через год - «Союзмультфильм». Старейшая киностудия страны – «Союзмультфильм» готовится к юбилею – 80-летию.
Для организации такого масштаба – детский возраст, так что предприятию ещё мужать и набираться сил. Хотя и за минувшие годы сделано немало. Тем более, что начало было неимоверно трудным.
Первый фильм, произведённый здесь был чёрно-белым, назывался «В Африке жарко», однако, совсем немного и уже через год появились первые цветные мультфильмы. А после войны был выпущен впервые полнометражный рисованный фильм И.Иванова-Вано «Конёк-Горбунок».
Уже в 1953 году при киностудии организовалось Объединение кукольных фильмов, и первой его работой стал фильм Е.Мигунова «Карандаш и Клякса - весёлые охотники». Постепенно производство объемных фильмов развернулось на высоком уровне и первоначально снимаемые кукольные спектакли в конце концов исчезли.
Впоследствии на студии появляются фильмы-сериалы с постоянными персонажами: «Умка», «Ну, погоди», «Маугли», «Бременские музыканты», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена», «Винни Пух» и другие. Но время брало своё и в 1980-х годах съёмка фильмов сократилась, а сама студия множество раз реорганизовывалась пока, наконец, не вернулась в 1999 году к первоначальному статусу - ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм».
Не повезло предприятию и в 2000-е годы, когда киностудия вновь оказалась на грани развала. И лишь теперь подъём начался вновь. Настолько, что специалисты с размахом берутся за новые работы.
Приложение 3
«Омск : 3 века, 2 реки, 1 судьба»
Цель: сформировать представление детей об истории возникновения города Омска.
Задачи:
1. Обогащать и расширять знания детей об истории своего города.
2.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний.
3. Воспитывать любовь и уважение к истории своей малой родины.
Форма занятия: путешествие в прошлое.
Предварительная работа: чтение произведений русских писателей и поэтов о Родине, народе, крае, городе; разучивание стихов о родном городе; рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, карт, открыток, флагов, гербов страны и города; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; организация фотовыставки; виртуальная экскурсия по городу; посещение городских музеев с родителями.
Оборудование: фрагменты карты Омской области, иллюстрации портретов Петра I и И.Д.Бухгольца, кроссворд на мольберте, иллюстрированный макет Омской крепости, модель карты экспедиции, компьютер.
Ход занятия:
- Скажите, как называется город, являющийся центром нашей? (Омск)
- А где он, наш город, находится? (в Сибири, в России)
- А какой он, наш город Омск? Это мы узнаем с помощью игры «Букет красивых слов». У вас в руках по одной веточке, каждый должен назвать слово-определение о нашем городе и поставить веточку в вазу. (Дети называют: современный, город-сад, большой, красивый, зеленый, любимый, солнечный, праздничный, исторический, величавый, нарядный, веселый, разнообразный, просторный, деревянный, кирпичный, многоэтажный). Какой красивый букет слов об Омске мы собрали! Получаем первый фрагмент карты.
- А чем же он красив? Чем он вам нравится? Какие достопримечательности вы знаете? (называют достопримечательности). Молодцы, ребята, вспомнили много достопримечательностей в родном городе. Омску много лет, почти 3 века. А век – это сколько? Правильно, сто лет. Значит, Омску почти 300 лет, но он до сих пор растет, строится и с каждым годом становиться краше.
Ребенок читает стихотворение:
Любимый Омск
Шар земной – как небо синий,
Ленты рек, просторов ширь…
Есть на глобусе Россия,
А в России есть Сибирь.
А в Сибири – славный город,
Омском мы его зовем.
Больше всех он сердцу дорог –
Я живу, родился в нем!
Шелестят листвой березки,
Плещет в Иртыше вода…
Я горжусь любимым Омском,
Я хочу здесь жить всегда!
- Вот и второй заслуженный фрагмент карты.
- А с чего начинался наш город, кто его строил, почему именно на этом месте? Вы это знаете? Я приглашаю вас в путешествие в историю возникновения нашего Омска. Нам необходимо отправиться в то время, когда появился наш город. На каком транспорте мы можем туда попасть? (ответы детей). А давайте используем машину времени?
(имитируется машина времени: дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, звучит космическая музыка).
Воспитатель говорит слова:
Машина времени быстра,
Несет нас в прошлое она.
Куда ж так быстро мы летим,
Откроем глазки, поглядим!
- Ребята, займите свои места. Мы с вамиоказались в том времени, когда люди еще не умели строить самолеты, поезда и автомобили, когда они отправлялись по рекам на поиски новых земель, когда правил на Руси император Петр I (показ портрета). И вот однажды император Руси получил важное служебное сообщение, что в азиатском городе Яркенд имеется очень много песочного золота. Это сообщение заинтересовало царя. Но не одно золото прельщало Петра. Царь горел желанием присоединить к России много земель, проникнуть вглубь Сибири, чтобы еще больше укрепить могущество Российского государства. По приказу царя была снаряжена экспедиция. Что такое экспедиция? (поездка группы лиц, отряда со специальным заданием). Командовать ею было поручено полковнику лейб-гвардии царской армии Преображенского полка Ивану Дмитриевичу Бухгольцу (показ портрета). Бухгольц юношей поступил на военную службу и был хорошо известен Петру. В его отряде было три тысячи человек. Это были солдаты, офицеры, казаки, мастеровые люди (плотники, кузнецы, судостроители, пушкари). Как вы думаете: зачем эти люди понадобились в составе экспедиции? Снаряжение экспедиции велось очень медленно, с большими трудностями. И наконец, участники экспедиции погрузились в 57 деревянных лодок и двинулись из города Тобольска вниз по Иртышу – великой и могучей реке (работа по карте). В городе Тара их поджидали лошади. Люди оседлали коней и тронулись сухим путем вдоль реки, охраняя караван судов с продовольствием, оружием и другими грузами.
- А в это время на сибирской земле жили джунгары – воинственные племена монголов, которые считали эту землю своей и охраняли ее. Они нападали на русские селения и грабили торговые караваны, угоняли скот, забирали пленников. Глубокой осенью, когда отряд Бухгольца уже приближался к Ямышевскому озеру, на реке встал лед. Экспедиция не могла двигаться дальше, но и не было возможности возвратиться назад. Участники похода решили построить оборонительные сооружения и землянки (углубления в земле, вырытые для жилья) на берегу реки, в которых и собирались перезимовать. Но из чего можно было построить эти землянки? Из лодок. Поскольку леса рядом не было, они разобрали часть лодок на доски и построили оборонительные сооружения. Вы внимательно слушали мой рассказ и за это получаете следующий кусочек карты.
Воспитатель читает стихотворение (М.Бородин «На тихом бреге»):
Уже январь. Отряд Бухгольца
В снегу зарылся зимовать.
Дымки землянок вьются в кольца.
Беды никак не миновать.
Бухгольц не спит ночей в тревоге –
Как лагерь лучше остеречь?
Дозоры проверяет строго
И провиант велит стеречь,
Ночь, темень, ветер свищет, стужа.
Луна ныряет промеж туч.
В тулуп, закутавшись потуже,
Дозор следит с высоких круч.
- Но не успели еще достроить свою крепость эти мужественные люди, как джунгары напали на них. И бился Бухгольц со своим отрядом 12 часов, но крепость отстоял. Джунгары осадили ее, и четыре месяца длилась осада. Начался голод, тяжелые болезни. За зиму погибло очень много народа. И как только на Иртыше закончился ледоход, оставшиеся в живых, те немногие участники экспедиции, разрушили крепостные сооружения и стали возвращаться назад. Они знали, что последует наказание царя за то, что они не выполнили приказ и не привезли золото, поэтому они дошли до устья реки Оми и остановились. Это было летом 1716 года. Эти героические люди построили здесь деревянную крепость, на месте которой и вырос наш родной и любимый город. А почему его назвали Омск? (от названия реки Омь). Вот с этой-то крепости и начинается Омск (показ плаката с макетом крепости). Строили новую крепость быстро, и к осени она была готова.
А теперь представьте, что вы строители – те мужественные и героические люди (физминутка).
На высоком берегу (руки в стороны),
Где сливаются две речки (соединить перед грудью),
Мы решили строить крепость (встать, взявшись за руки – воротики),
Чтоб отпор нам дать врагу (боксирование руками).
Лес дремучий мы рубили (упр. «Дровосеки»)
И на доски распилили (поочередное вытягивание рук вперед),
Место расчищали (имитация уборки),
Бревен натаскали (несут в двух руках).
Стены выросли большие (разведение рук в стороны, вверх)
В ширь и высоту.
Вот такую нашу крепость (большой палец вверх)
Видно за версту (руку ко лбу).
- За помощь строителям вам полагается четвертый фрагмент карты.
- Омская крепость с самого начала не удовлетворяла тогдашним военным требования. Она была укреплена простым и небольшим рвом, который стал осыпаться и разрушаться, и поэтому сразу же встал вопрос о строительстве новой крепости. Крепость была перестроена, имела вид неправильного пятиугольника. Ее окружал сухой ров и земляной вал. Крепость была сооружена из березового леса и надежно укреплена пушками. Ядром крепости являлась площадь плац-парадов, вокруг которой строились другие постройки. Главной постройкой площади был высокий белоснежный Воскресенский войсковой собор. Двухцветный храм с арочными окнами венчался куполами. Это первое каменное здание на территории Омской области.
Рядом с собором было возведено двухэтажное здание правления, школы и гауптвахты. На площади была построена деревянная церковь. Церковь была окружена оградой, на углу которой находилась колокольня. Вокруг площади размещались постройки: управительская и омская канцелярия, комендантский дом, офицерские дома. Дальше располагались обывательские дома, казармы, склады, пороховые погреба, провиантские амбары и другие постройки. До наших дней сохранились, потерпев значительные перестройки и реконструкции, здание гауптвахты - самое старое из сохранившихся каменных строений (сейчас областной военный комиссариат, показ старой и современной фотографий), комендантский дом (Литературный музей имени Ф. М. Достоевского), кирха (музей УВД). Всем им присвоен статус «Объект культурного наследия федерального значения», т.е. памятник истории и культуры.
- Крепость имела 4 ворот: Омские — со стороны Омской слободы, Тарские — с северной стороны, Тобольские и Иртышские — со стороны Иртыша. Они не очень отличались друг от друга по архитектуре. Сначала они были деревянные, затем ворота были заменены кирпичными. Их вырабатывали в кирпичных сараях, построенных на левом берегу Иртыша. В настоящее время из 4-х ворот крепости сохранились лишь Тобольские. Недавно заново восстановлены Тарские ворота и в 2010 году началось восстановление Омских и Иртышских ворот. Со временем у стен крепости образовывались поселения. Первое из них располагалось между крепостью и берегом Иртыша и называлось Луговской слободой. Позднее стал заселяться и правый берег Оми. Для сообщения между слободами через берег Оми был возведен наплавной мост. Удивительно, но Омская крепость жила мирной жизнью. Никто ее не осаждал и не пытался взять штурмом. К крепости съезжались люди в поисках лучшей жизни, селились вокруг нее. Большинство населения занималось сельским хозяйством на отводимых вокруг крепости полях. Для его развития раздавались топоры, серпы, косы и другой инвентарь.
- Через несколько лет Омск получил статус военного окружного города. В связи с этим вскоре был создан и утвержден императрицей Екатериной Алексеевной первый герб Омска: щит с серебряным полем, в нижней части которого полоса, изображавшая укрепленную линию, а в верхней – пирамида с воинской арматурой и знаменами. На протяжении своей истории герб Омска три раза менял свой облик. Нынешний герб восстановлен с исторического образца герба (показ всех трех гербов на одном листе). Для того, чтобы получить еще один кусочек карты, необходимо выполнить задание. Надо расшифровать значение каждого символа на гербе Омска. (работа в группах). Молодцы, ребята, еще немного и карта будет восстановлена.
- Не так давно мэром города Омска было принято решение о реконструкции историко-культурного комплекса «Омская крепость». Также было предложено создать на территории крепости городской музей архитектуры и градостроительства. Сейчас Омская крепость принимает посетителей: проводятся экскурсии, в мини-кинозале показывают документальные ленты о городе, проходят различные выставки по истории. На площади установили постоянно действующую сцену, где выступают городские творческие коллективы. Окончательно работы по реконструкции будут завершены к 300-летию Омска к 2016 году.
- Дети, выходите в круг. Поиграем с мячом: тот , кому попал в руки мяч, должен сказать факт, который он запомнил из моего рассказа об Омске.Еще один фрагмент карты вам удалось получить.
- Ребята, посмотрите, нам удалось собрать всю карту! Это карта нашей страны России. А вот и наша Омская область. Каким маленьким выглядит город на карте, словно точка. Для кого – то это просто точка на карте, а для нас – это родина. Что же такое родина? (ответы детей). Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем её красоту. Ну что же, друзья, пора возвращаться в наше время (машина времени).
- О нашем городе ребята выучили стихотворение, давайте послушаем.
Наш родной, любимый город
На слиянии двух рек.
Расположен он в Сибири
И живет не первый век.
Город наш, как сад зеленый,
В нем театры и мосты,
Парки, фабрики, заводы,
А живут в нем омичи.
Всю историю Сибири
В Омске бережно хранят.
Памятники и музеи -
Для таких, как мы, ребят.
Создан добрыми руками,
С неба солнцем освещен,
Золотыми куполами
Весь наш город окружен.
Все мы любим этот город,
Им гордимся, им живем.
Всех вас в гости приглашаем
В наш большой зеленый дом.
- А сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм о нашем родном городе (просмотр видеофильма ).
Приложение 4.
Законы ЛОЛ «Солнышко»
1. Закон территории. Самостоятельно, самовольно покинуть территорию лагеря, отряда - значит вызвать волнение у взрослых, которые несут за тебя ответственность , вероятность попасть в опасную или неприятную ситуацию.
2. Закон точного времени (пунктуальности). Старайся всегда и везде быть во время, без опозданий. Цени свое и чужое время.
3. Закон вежливого поведения Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость.
4. Закон улыбки. Будь доброжелателен ко всем, чаще улыбайся. Хорошее настроение-залог здоровья и успеха.
5. Закон равенства. В лагере все равны и имеют равные права и обязанности. Нет хороших и плохих, добрых и злых людей. Каждый человек имеет свой набор разнообразных индивидуальных качеств личности, он такой, какой есть, и имеет право на уважение также как и ты.
6. Закон вредных привычек. Детство и оздоровление несовместимо с вредными привычками.
7. Закон информации. Вожатый всегда должен быть информирован о месте нахождении и занятиях вверенных ему детей.
8. Закон свободы. Ребенок свободен в лагере принимать активное участие в его деятельности, органах детского самоуправления, выборе занятий, круга общения…во всем что не противоречит Законам и правилам внутреннего распорядка лагеря.
9. Закон взаимности.«Относись к другим так, как ты хотел бы чтобы относились к тебе».
10. Закон сеянья и жатвы. Что «сеет» человек в жизни- то и «жать» будет, только многократно больше.
11. Закон любви и добра. Каждое живое существо, особенно человек, нуждается в любви и хорошем отношении.
12. Закон ответственности. Ты всегда в ответе за свои поступки, поэтому поступай так, чтобы не стыдиться. Помни, что взрослые тоже несут ответственность за твои жизнь, здоровье и поступки.
13. Закон «Город Мастеров». Мы живем среди людей, в сообществе, которое имеет свои правила и законы.
Нарушение этих законов создает проблемы и ведет к конфликтам. Уважай и соблюдай законы своей «Города Мастеров»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА летнего пришкольного лагеря дневного пребывания «Солнышко»
Комплексная краткосрочная образовательно – досуговая программа...
Программа "Фантазия"летнего пришкольного лагеря дневного пребывания
Данная программа стала победителем в конкурсе вариативных программ....
Конспект внеклассного занятия по английскому языку «Поем по-английски» в летнем пришкольном лагере дневного пребывания
laquo;История одной песни» (“My Bonnie Lies Over the Ocean.”)Задачи мероприятия:а) основные (коммуникативные):1) научить умению высказываться на заданную тему на уровне фразы, монол...
Конспект внеклассного занятия по английскому языку Игра «Кем ты хочешь быть?» в летнем пришкольном лагере дневного пребывания
Тема урока: What do you want to be? Кем ты хочешь быть? Цель урока: введение новой и закрепление пройденной лексики по теме «Профессии», актуализация гра...
Конспект внеклассного занятия по английскому языку «Каникулы с английским» в летнем пришкольном лагере дневного пребывания
Цели и задачи:1) создавать положительную мотивацию к изучению английского языка;2) повторить и закрепить изученный материал во время осенних каникул в школьном лагере;3) развивать у учащихся способнос...
Конспект внеклассного занятия по английскому языку Игра «Подвижный английский» в летнем пришкольном лагере дневного пребывания
Что умеют делать артисты. Глаголы движения. Цели урока: ознакомление с модальным глаголом can и его первичное закрепление в речи; введение новой лексики (глаголы движения, местоимения he/she); а...
Презентация программы летнего пришкольного лагеря дневного пребывания "Солнечная страна"
Хотим мы сделать этот мир добрей,Мы команда хороших и активных детейПояснительная запискаЛагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная ...