Программа по краеведению " Наш край"
рабочая программа на тему

        В современной системе образования в последнее время возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной деятельности. Положительная тенденция такого роста связана с введением, в соответствии с законом РФ «Об образовании» национально-регионального компонента школьного образования. В учебные предметы, входящими  в учебный план начальной школы,  ознакомление с краеведением вводится фрагментарно. Учащиеся получают знания о родном крае со слов учителя, учебников, средств массовой информации. Данная программа учит детей самостоятельно приобретать знания из научной литературы, Интернета, общения с людьми; изучать свой край путём частично - исследовательского поиска. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, отметил: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kraevedeniyu_gbou_sosh_pos._priboy.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

                     

       

                             

                       

Программа по краеведению

«Наш край»

(модифицированная)

                                             

                                                    Автор:  Жучкина Светлана Михайловна,  

                                        учитель начальных классов ГБОУ  СОШ  пос. Прибой  

                                        Безенчукского района  Самарской области

   

           

                                                 пос. Прибой

                                                    2014 г

Пояснительная записка

        В современной системе образования в последнее время возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной деятельности. Положительная тенденция такого роста связана с введением, в соответствии с законом РФ «Об образовании» национально-регионального компонента школьного образования. В учебные предметы, входящими  в учебный план начальной школы,  ознакомление с краеведением вводится фрагментарно. Учащиеся получают знания о родном крае со слов учителя, учебников, средств массовой информации. Данная программа учит детей самостоятельно приобретать знания из научной литературы, Интернета, общения с людьми; изучать свой край путём частично - исследовательского поиска. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, отметил: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

         В большой стране у каждого человека есть любимый маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких родных уголков и состоит наша большая Родина. Будущее маленькой и большой Родины за новыми поколениями. Дети в младшем школьном возрасте открыты как книга. Очень   важно написать эту книгу чисто, красиво, правильно. Надо научить детей любить своих близких, свои родные места, учить бережному отношению ко всему, что окружает их и гордиться своим городом, людьми, живущими рядом с ними. «В основу школьного краеведения заложена та мысль, что своё, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое…» - пояснил Н.Н. Баранский. Ученый, историк, академик РАО С.О. Шмидт отмечает: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».

         Программа разработана в целях воспитания патриотизма, любви и уважении к родному краю, желанию изучать историю его жизни, активно участвовать в решении проблем и вопросов своего города. Формировать у детей систему знаний по краеведению, начиная с самых основ. Воспитывать гордость за свой край, уважительное отношение к историческим, археологическим памятникам пос. Прибой, Безенчукского района, Самарской области.

Глоссарий:

Краеведение – комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

Школьное краеведение – изучение края учащимися под руководством учителя на уроках и во внеурочное время.

Учебное краеведение – краеведение, задачи и содержание которого определяются учебной программой.

Внеклассное краеведение – краеведение, задачи и содержание которого определяются воспитательным планом школы.

Внеурочное краеведение – всестороннее изучение местности и накопление краеведческого материала в ходе экскурсий, наблюдений.

Урочное краеведение – использование изученного материала во время экскурсий, наблюдений на уроках окружающего мира, литературного чтения и других.

Объект изучения: пос. Прибой (социальная, духовно-культурная жизнь, природная среда).

Цели программы:

  1. Формировать у детей представлений о своей малой Родине.
  2. Изучать историю рождения посёлка. Учить бережному отношению к историческому наследию и духовно-культурным традициям посёлка.
  3. Воспитывать чувство патриотизма в юном гражданине.

Задачи:

  • Формирование интереса к изучению истории возникновения посёлка, к его нынешней жизни.
  • Раскрытие понятия о значимости посёлка, его экономическом и политическом статусе.
  • Ознакомление с достопримечательностями посёлка, его жизненно-важными объектами.
  • Познакомить с уважаемыми, интересными людьми, с их достижениями.
  • Воспитывать гражданственность, патриотизм.
  • Укрепление семейных родственных связей между членами семьи разных поколений.
  • Формирование эстетически-нравственных ценностей.
  • Воспитание бережного отношения к окружающей среде; рациональному использованию местных природных ресурсов.
  •  Учить дружить, строить доверительные отношения в большой многонациональной «семье» граждан посёлка.

Пути достижения целей и задач:

  • Внедрение в учебный процесс фрагментов изучения краеведения.
  • Ведение школьного факультатива в начальной школе « Наш край ».

Методическое обеспечение программы

Занятия строятся путём создания проблемных ситуаций. Приоритетными методами организации  деятельности служат практические, поисково-творческие работы. Способами работы являются индивидуальные и групповые виды деятельности.

Использование форм и методов в работе:

  • экскурсии
  • беседы, диспуты, дискуссии
  • конкурсы рисунков
  • конкурсы сочинений
  • концертные программы (конкурсы чтецов, певцов)
  • КВН, викторины
  • встречи с интересными людьми
  • встречи с людьми,  участниками военных действий
  • благотворительные акции
  • просмотры диафильмов
  • создание презентаций
  • социологическая работа (интервьюирование, анкетирование)
  • фотовыставки
  • совместные классные родительские встречи с участием детей
  • создание своей классной газеты «Юный Прибоец»

Организация учебно-воспитательного процесса

Набор детей свободный (по желанию) на начало учебного года. Состав группы непостоянный,  количество участников неограниченно.

Участники программы: 

учитель, дети, родители, другие взрослые, имеющие непосредственное отношение к посёлку.

Сотрудничество с организациями посёлка, районного центра  в краеведческом направлении:

  • администрацией посёлка
  • районным архивом
  • управлением образования
  • Комитетом  по охране окружающей среды
  • сельским Домом культуры
  • управлением социальной службы
  • редакцией городской газеты « Сельский труженик»
  • районным музеем
  • сельской и районной библиотекой

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 18 занятий по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в две недели.

Этапы реализации программы:

 1 класс «Прибой – моя Родина»

 2 класс «Странички жизни посёлка»

 3 класс «Достопримечательности  посёлка»

 4 класс « « Прибой – частичка России»

Программное содержание этапов:

1 класс «Прибой – моя Родина»

  • Создание рукописной книги (оформление)
  • Экскурсия «По улицам нашего посёлка Прибой»
  • Внеклассное мероприятие «Что мы знаем о своём посёлке Прибой?»
  • «Путешествие в уголки природы» (экскурсия в парк, на реку, к роднику, в поле,…)

№ п/п

                          Тематика занятия

         Количество часов

Теоретические

Практические

1.

Что такое краеведение?

Знакомство с правилами работы на занятиях.

1

2.

Создание «Рукописной книги». Оформление (формат, дизайн).

1

3.

Создание уголка в классе по краеведению

1

4.

Моя школа. История её рождения

1

5.

Школьный музей.

1

6.

Моя школа. Фото. Буклет.

1

7.

Фотовыставка « Будни и праздники в школе»

1

8.

Наша дружная семья. Рассказы о семье.

1

9.

«Моя семья». Конкурс рисунков.

1

10.

«По улицам нашего посёлка». Экскурсия

1

11.

Конкурс сочинений в картинках по итогам экскурсии «По улицам нашего посёлка Прибой»

1

12.

«Что мы знаем о своём  посёлке Прибой?». Классный час (родители, дети)

1

13.

« Уголки природы». Экскурсия  в  парк,  на реку, к роднику, в поле…)

1

14.

«Детские площадки отдыха и развлечений». Экскурсия на детские площадки  Прибоя

1

15.

Конкурс стихов о родном крае

1

16.

Встреча с участниками военных действий

1

17.

«Как  Прибой встречает весну». Социологический опрос. Фотосъёмки

1

18.

«Я и мой любимый посёлок»».  Итоговое праздничное занятие

1

2 класс «Странички жизни  посёлка»

  • Углубление знаний об истории посёлка, района (посещение  районного музея)
  • Экскурсии по памятным местам посёлка
  • Знакомство с людьми, стоявшими у истоков основания  посёлка Прибой ( встреча с уважаемыми людьми)
  • Экскурсия в краеведческий музей «Природа нашего края»

№ п/п

                          Тематика занятия

         Количество часов

Теоретические

Практические

1.

Организационное занятие. Создание газеты в группе «Юный  Прибоец»

1

2.

«К истокам рождения  посёлка». Посещение районного  музея

1

3.

Периодическая печать  нашего района:                          « Сельский труженик».

1

4.

«Дворик». Создание макета

1

5.

Экскурсия к памятнику в сельском парке Победы

1

6.

«Посёлок,  в котором я живу». Конкурс рисунков

1

7.

«Прибойские  новости». Час интересных сообщений

1

8.

Интервьюирование школьников «Почему у посёлка такое название?»

1

9.

«Что мне в имени моём…». Создание творческих работ: альбомов, презентаций

1

10.

«Тайны нашего  района  и посёлка в книгах». Экскурсия в школьную библиотеку – мини лекторий.

1

11.

«Природа нашего края». Экскурсия в краеведческий музей

1

12.

«Помогите выжить!» Путешествие по страницам Красной книги. Создание презентации

1

13.

«Семейные традиции». Встреча в кругу семьи

1

14.

«Отгадай-ка!». Интеллектуальная игра

1

15.

Акция  «Подарки для музея!» Сбор информации, интересных находок

1

16.

«Гордимся вашим подвигом!» Встреча с ветеранами войны

1

17.

«Жизнь в посёлке Прибой продолжается». Фотовыставка

1

18.

Праздничное занятие – отчёт.

3 класс «Особенности посёлка Прибой»

  • Просмотр документальной хроники о посёлке Прибой
  • Знакомство с достопримечательностями района, посёлка
  • Встреча с тружениками  посёлка разных профессий
  • Знакомство с культурной и духовной средой посёлка, района, области (посещение музеев, выставок, концертов)

№ п/п

                          Тематика занятия

         Количество часов

Теоретические

Практические

1.

Организационное занятие. Распределение чётких обязанностей в группе по интересам: художники-оформители, корреспонденты-фотографы, сценаристы-писатели, организаторы-затейники.

1

2.

Просмотр документальной хроники о посёлке

1

3.

Прибой на карте области

1

4.

«История создания моей семьи». Семейный архив. Презентация

1

5.

Создание календаря знаменательных дат

1

6.

Экскурсия по школьным музеям Безенчукского района. Расширение кругозора

1

7.

Работа в Интернете. Публикация материала по краеведению «Это интересно!» на сайте  ГБОУ СОШ пос. Прибой

1

8.

«Улицы Прибоя». Работа с картой посёлка

1

9.

Экскурсия в поселковую библиотеку «Учимся работать с источниками»

1

10.

Растительность нашего района, посёлка. Мини-лекторий

1

11.

Животный мир нашего района, посёлка. Мини-лекторий

1

12.

Полезные ископаемые нашего района, посёлка. Мини-лекторий

1

13.

Вечер литературной поэзии и собственного авторства. Чтение произведений о Прибое, о Безенчукском районе местных поэтов и произведений собственного сочинения.

1

14.

Водоёмы. Экскурсия

1

15.

Анкетирование жителей  посёлка Прибой «Каким вы видите наш посёлок в будущем?»

1

16.

Конкурс сочинений «Процветай наш край!»

1

17.

Турпоход «По окраинам  посёлка»

1

18.

Итоговое занятие – отчёт.

1

 4 класс « «Прибой – частичка России»

  • Экскурсии по жизненно-важным объектам (предприятиям , учреждениям)
  • Участие в школьных, районных, областных мероприятиях краеведческого  и экологического направления.
  • Изучение культурных национальных ценностей народов, населяющих посёлок
  • Проведение праздничной конференции-отчёта о проделанной работе (приглашаются уважаемые гости, принимавшие активное участие в поставленной работе на протяжении четырёх лет;  демонстрируются диафильмы, презентации, рукописная книга, созданные в творческом процессе  руками детей и взрослых).

№ п/п

                          Тематика занятия

         Количество часов

Теоретические

Практические

1.

Организационное занятие

2.

Политическая жизнь посёлка. Экономические ресурсы. Встреча с администрацией пос. Прибой.

1

3.

Погода и климат. Экология посёлка, района. Встреча с экологами.

1

4.

Природное наследие. Геологические памятники. Встреча с учителями  географии, биологии ГБОУ СОШ пос. Прибой.

1

5.

Строительство и архитектура. Памятники истории культуры. Встреча со  строителями района, посёлка.

1

6.

Промышленность. Экскурсия в карьер ( пос. Троицкий),  в фермерское хозяйство Б.С.Седова. Встреча с интересными людьми.

1

7.

Экскурсия в сельский Дом культуры «Быт и культура. Традиции»

1

8.

Интеллектуальная игра «Отгадай-ка!». Проверка краеведческих знаний по разделам: «Образование», «Медицина».

1

9.

«Многонациональная семья  посёлка Прибой». Традиции. Обычаи. Празднично-концертная  программа.

1

10.

Духовная жизнь. Экскурсия в храмы района.

1

11.

Экскурсия в спортивные клубы. Встреча с известными спортсменами района, посёлка.

1

12.

Книжная выставка «Великие люди о великом  посёлке и районе!»

1

13.

Экскурсия на территорию воинской части г.Чапаевска (Военный городок) «Выставка военной техники»

1

14.

Социальное наследие - поддержка населения. Экскурсия в центр социальной службы.

1

15.

Фотовыставка «Дорогами наших исследований»

1

16.

Создание видеофильма по исследовательским материалам, собранным группой юных краеведов.

1

17.

Публикация статьи по краеведению в местные печатные издания.

1

18.

Конференция-отчёт о проделанной работе за 4 года.

1

           Ведётся рукописная книга «Летописи посёлка Прибой»  все 4 года обучения в начальной школе, куда ежегодно постоянно дополняются новые сведения о посёлке: фотографии, рисунки, сочинения, мини-доклады, вырезки из газет, журналов.

          Материал по краеведению содержит в себе ценностную информацию для детей и взрослых,  научен и доступен.

К концу  обучения учащиеся

должны знать:

  • историю родного края;
  • о  народах, заселявших родной край;
  • историю основания  посёлка Прибой  и первых её жителях;
  • краткую историю близлежащих деревень;
  • о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;
  • о семейных традициях, о своей родословной;
  • историю создания и развития школы;
  • о развитии сельского хозяйства в районе;
  • о растительном и животном мире степей;
  • о земляках, участниках и тружениках тыла  Великой Отечественной войны.

Должны уметь и овладеть:

  • основами исследовательской работы;
  • навыками работы на персональном компьютере;
  • бережно обращаться с музейными экспонатами;
  • навыками интервьюирования.

Средства, необходимые для реализации Программы:

  • Канцелярские принадлежности;
  • Фотоаппарат;
  • Видеокамера;
  • Магнитофон;
  • Компьютер;
  • Ксерокс.

                                                            Литература

1. http://bestschule.ucoz.ru/load/0-0-0-37-20      Авторская программа по краеведению

2. Введение в Самарское краеведение. Л.В.Храмков, Самара, 2007.

3.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.

4. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан,  И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.

5. Валкин М.Х. Историческое краеведение  2001 г. Ульяновск.

6. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.

7. Самарская область/сост. Э.Я. Дмитриева, П.С.Кабытов. Самара: «СамВен», 1996.- 670 с.

8.Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. – 317 с.

9.  Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.- 371 с.

10. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.

11. Географический атлас Самарской области, 1999

12. Архивные материалы администрации Безенчукского  района, краеведческого музея Безенчукского района

13. Авторская рабочая программа по краеведению «Край родной». Автор  Жаксиликова Наталья Николаевна, учитель истории (Самарская обл, Алексеевский р-он., п. Ильичевский, ГБОУ ООШ пос. Ильичевский, ул. Молодежная, д.17А

Интернет – ресурсы

- http://samaraschools.ru/ - Самарский школьный портал

- Сайт «Самарский краевед».  Научно-популярный сайт об истории Самарского края.

- http://www.alabin.ru/alabina          Официальный сайт Музея имени Алабина – одного из крупнейших музеев Поволжья.

- http://oldsamara.samgtu.ru/   Старая Самара в открытках и фотографиях. Проект Г.В. Бичурова. Содержит огромное количество фотографий Самары XIX-XX века.

- http://www.samara-history.ru/  «Самарская область. Забытые истории». Проект Юрия Мамаева, посвященный истории Самарского края в XX веке

- http://www.rgantd-samara.ru/activity/projects/160years/    Моя малая Родина  Инициативный проект по краеведению. Сайт  филиала Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (филиал РГАНТД)

- http://www.memo.ru/memory/samara/index.htm МЕМОРИАЛ: списки репрессированных Самарской области

  1. http://samara-kraeved.ru/
  2. http://www.alabin.ru/alabina
  3. http://www.samara-history.ru/
  4. http://oldsamara.samgtu.ru/
  5. http://hist.samsu.ru/istnauka/kraeved


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Край, в котором я живу"

Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....

Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"

Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности....

Программа кружка краеведения «Мой край - Югра»

Программа  кружка краеведения «Мой край - Югра», младших классов  представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения....

Образовательная программа по краеведению «Мой край родной»

Комплекснаяинтегрированная программа  «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и  переселенцев  из У...

Образовательная программа по краеведению «Мой край»

        Цель:Овладение учеником  элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к свое...

Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия"

Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия"  (1 - 4 кл.)...