Образовательная программа по краеведению «Мой край родной»
методическая разработка на тему
Комплекснаяинтегрированная программа «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и переселенцев из Украины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_.docx | 45.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кашарская СОШ
Образовательная программа
по краеведению
«Мой край родной»
Возраст детей: 7-11 лет.
Срок реализации: 3 года (2-4 кл.)
Автор программы - Кравцова Ольга Ивановна
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ Кашарской СОШ.
Пояснительная записка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.
Комплексная интегрированная программа «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и переселенцев из Украины.
Модель интегрированной программы «Мой родной край» представлена 4 блоками.
Актуальность программы:
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Основная цель программы: формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Ростовской области, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;
- учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
- совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
- развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
- воспитывать у детей желание к совместной деятельности.
Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов, работающими в Ростовской области на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.
Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 2-4 классов в возрасте 7-11 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.
Педагогические условия реализации программы:
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.
На занятиях рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки, праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Ожидаемые результаты:
- углубление и расширение знаний о родном крае, его особенностях (климат, территория, история);
- повышение интереса к окружающему миру;
- привитие навыков исследовательской работы;
- создание условий для творческого раскрытия личности ребенка;
- воспитание гордости за свою землю и известных, почитаемых в народе, людей;
- воспитание нравственной личности, умеющей творчески использовать полученные знания, способной к открытому восприятию мира.
Оценка результативности:
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
- участие в различных конкурсах;
- проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
- индивидуальные встречи с родителями в течение года;
- посещение родителями различных выставок, мероприятий;
- проведение занятий совместно с родителями.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
2 класс.
№ | Название раздела программы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | История | 4 | 5 | 9 | |
2. | Природа | 4 | 5 | 9 | |
3. | Культура | 2 | 9 | 11 | |
4. | Быт | 2 | 3 | 5 | |
Итого | 12 | 22 | 34 |
Содержание программы 1 года обучения:
Раздел 1: Исторя (9 часов)
Теория: Наше село. Историческое прошлое. Кашрцы – участники Великой Отечественной войны.
Ими гордится наша школа.
Практические работы:
Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённыхслободе Кашары. Оформление выставки.
Экскурсия – наше село.
Выполнение проекта - «Какой я вижу школу будущего».
Раздел 2: Природа(9 часов)
Теория: Наш край родной. Месторасположение на карте. Адрес и район школы. Забота о зелёном друге.Охрана животного мира родного края.
Практические работы:
Выставка рисунков «Любимый уголок». Игра «Заповеди природы».
Раздел 3: Культура (8 часов)
Теория: Русский праздник «Рождественская неделя» с песнями, играми и гаданиями. Мир детства в произведениях донских писателей. Стихи для детей Н.Костырева, К.Жака,
Практические работы:
Выполнение проекта - «Интересное из жизни казаков».
Выполнение проекта- «Хохлы в диком поле.»
Игры в Рождественскую неделю.
Раздел 4 : Быт (5 часов)
Теория: Как жили наши предки
Практика: Конкурс – выставка рисунков «Мой двор».
Исследовательская работа - «Улица, на которой находится наша школа».
Ожидаемые результаты 1-го года обучения -
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о своём городе, районе;
- сведения о своей школе и её героях;
- названия улиц в своём микрорайоне и почему их так назвали;
- что изучает наука экология;
- основные заповеди природы;
- зимние православные праздники.
Учащиеся должны уметь:
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- целенаправленно читать литературу по определённой теме;
- вести себя в общественном месте, в природе.
Учебно-тематический план 3 года обучения.
3 класс.
№ | Название раздела программы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | История | 4 | 5 | 9 | |
2. | Природа | 4 | 5 | 9 | |
3. | Культура | 2 | 9 | 11 | |
4. | Быт | 2 | 3 | 5 | |
Итого | 12 | 22 | 34 |
Содержание программы 4 года обучения:
Раздел1 История (9 часов)
Теория: Символика Ростовской области.
Кашарцы – герои Великой Отечественной войны.
Практические работы:
Подарок своими руками ветеранам ВОВ.
Экскурсия «Краеведческий музей».
Раздел 2: Природа(9 часов)
Теория: Природа нашего края -
в сухих степях и полупустыне;
в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги;
в пустыне.
Практические работы: проект – «Любимый уголок родного края».
Раздел 3: Культура (8 часов)
Теория:
Практические работы:
Казачьи игры, песни, танцы.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения -
Учащиеся должны знать:
- государственную символику Астраханского края;
- военное прошлое родного города;
- основные улицы родного города, историю их названия;
- музеи и театры города;
- особенности природы своего края: водоёмы, растения, животные;
- названия растений, животных, характерных для своей местности;
- отличительные особенности храмов различных конфессий г. Астрахань;
- 3-4 промышленных предприятия Астраханской области;
- стихи и песни о родном крае.
Учащиеся должны уметь:
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- уметь работать над проектом;
- различать историко-архитектурные объекты в городе;
- правильно вести себя в общественном месте,
- различать наиболее распространённые в Астраханском крае виды растений и виды животных;
- охранять растения и животных.
Учебно-тематический план 3 года обучения.
4 класс.
№ | Название раздела программы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | История | ||||
2. | Природа | ||||
3. | Культура | ||||
4. | Быт | ||||
Итого |
Содержание программы 3 года обучения:
Тема 1: Историческое краеведение (5 часов)
Теория: Астраханский округ в годы войны.
Астраханцы - герои Великой Отечественной войны.
История 28 Армии.
Практические работы: Встреча с интересными людьми.
Раздел 2: Природа(9 часов)
Теория: Природа нашего края.
Формы поверхности нашего края.
Водоёмы.
Растительность и животный мир.
Что даёт нам наш край родной.
Практические работы: исследование реки Ольховая. Что даёт нам наш край родной.Решение экологических задач «Помоги Почемучке!» Игра – «Что ты знаешь об экологии». Оформление исследовательских работ - «Животный и растительный мир нашего края».
Раздел 3: Культура (8 часов)
Ожидаемые результаты 3-го года обучения -
Учащиеся должны знать:
- особенности природы своего края (положение на карте), погоды и её изменений по временам года, наиболее распространённые виды почв;
- формы поверхности нашей области;
- важнейшие полезные ископаемые и их использование в народном хозяйстве своего края;
- об Астраханском государственном природном биосферном заповеднике;
- историческое прошлое родного края( история 28 Армии, герои-астраханцы ВОВ);
- историко-архитектурные памятники;
- что даёт нам наш край родной.
Учащиеся должны уметь:
- различать историко-архитектурные объекты в городе;
- правильно вести себя в общественном месте;
- определять изученные свойства полезных ископаемых, воды, местных почв;
- различать наиболее распространённые в Астраханском крае растения и животные;
- охранять растения и животных.
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.
- презентовать свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа во внеурочной деятельности в 1 классе по краеведению "Осетия- мой край родной"
рабочая программа по краеведению "Осетия-мой край родной" 1 кл....
Методическое пособие по краеведению в начальной школе "Петушки- мой край родной"
Настоящее пособие - это проект, выполненный группой учителей начальной школы МБОУ СОШ №2 г.Петушки. актуальность проекта продиктована запросом времени на воспитание юных граждан в духе патриотизма и о...
Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. Начала (конспект)
Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. Подготовлен совместно с учителем начальных классов Ратушной Л. А....
Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. (приложения)
Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. Подготовлен совместно с учителем начальных классов Ратушной Л. А. Интегрированный классный час (краеведение, информатика...
Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. (презентация)
Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. Подготовлен совместно с учителем начальных классов Ратушной Л. А. Интегрированный классный час (краеведение, информатика...
Образовательная программа по краеведению «Мой край»
Цель:Овладение учеником элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к свое...
Занятие по внеурочной деятельности . Краеведение- наука о родном крае. Наш город на карте Оренбуржья. Наши соседи.
Сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны. учить ставить проблему, определять объект исследования....