Программа по краеведению "Край, в котором я живу"
материал (3 класс) по теме
Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu_salahutdinova_z.t..docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа по краеведению
«Край, в котором я живу»
Возраст обучающихся: 9-10 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Педагог: Салахутдинова З.Т.
п.г.т. Актюбинский
2011
Пояснительная записка
Актуальность.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Милый сердцу край, родной посёлок, его жители, природа, пройдя через сознание, становятся неотъемлемой частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё и свой, дорогой сердцу уголок земли, где он сделал первые шаги, нашёл первых друзей, получил путёвку в жизнь. Это наша Малая Родина, это наша Республика Татарстан, наш Азнакаевский район, наш родной посёлок – Актюбинский..
Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Содержание программы «Край, в котором я живу» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.
Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.
Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.
Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
Цель программы:
Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:
образовательные:
- ознакомить детей с историей и современной жизнью посёлка Актюбинский;
- дать школьникам основные знания об истории Азнакаевского района, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Татарстан,
- познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
- овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;
воспитательные:
- формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность;
- формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Формы и методы обучения
Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей 9 – 10 лет. В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, оценок, чувств, переживаний, развития творческих способностей и интересов.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Время, отведенное на обучение, составляет 144 часа в год (4часа в неделю).
В процессе изучения курса краеведения с учащимися будут проводиться беседы, встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по посёлку, району, республике, в музеи, походы. Учащиеся подготовят сообщения, доклады, презентации, альбомы, используя в работе краеведческий материал.
Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, деловых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.
Предполагаемые результаты обучения
Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях Азнакаевского района РТ. Познакомятся с богатой историей местности, культурой и традициями жителей нашего края, получат навыки толерантного поведения в многонациональной республике. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность, узнают способы образования топонимов. Выходы на природу дадут детям элементарные туристские навыки.
Обучение по данной программе позволит детям привить такое качество, как любовь к Родине через любовь к своему посёлку и уважение к его жителям.
Учебно- тематический план
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | «Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях | 1 | 1 | 2 |
2 | Моя малая родина | 6 | 11 | 17 |
3 | Мой район | 33 | 35 | 68 |
4 | О предках татар | 7 | - | 7 |
5 | Традиционное хозяйство и культура татар | 16 | 4 | 20 |
6 | Татарстан - мой край родной | 17 | - | 17 |
7 | Наши символы | 3 | - | 3 |
8 | Татарстан - многонациональная республика | 1 | 4 | 5 |
9 | Татарское народное декоративно-прикладное искусство | 4 | - | 4 |
10 | Занятие-диспут “Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации” | 1 | 1 | |
Итого | 88 | 56 | 144 |
Содержание программы
№ | Разделы и темы их содержание | Кол час | Методы и формы организации Цели и задачи Используемая литература | Теория | Практика |
1. 1.1 | «Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по охране труда Правила поведения на занятиях, правила пользования материалами и инструментами | 2 | Устное изложение. Формирование внутренней культуры учащегося. | 1 | 1 |
2 | Моя малая родина | 17 | 6 | 11 | |
2.1
| Моя семья Творческое задание: написать сочинение «Один день нашей семьи» |
2 | Совершенствовать и конкретизировать представления детей о своей малой родине, стимулировать познавательный интерес у учащихся, воспитывать бережное отношение к своему родному краю. Частично-поисковый, словесный , исследовательский, объяснительно- иллюстративный методы, | 1 | 1 |
2.2 | Дом, в котором я живу Творческое задание: коллаж «Наш дом» | 3 | 1 | 2 | |
2.3 | Мой родной посёлок -Актюбинский. | 1 | 1 | - | |
2.4 | Улицы моего посёлка Проектная работа «Улицы моего посёлка» | 4 | 1 | 3 | |
2.5 | Экскурсия «Достопримечательности посёлка» Экскурсия в школьный музей | 2 | - | 2 | |
2.6 | Викторина «Мой посёлок» | 1 | 1 | - | |
2.7 | Знакомство с природой и ландшафтом поселка Встреча с лесничим | 4 | пешеходные экскурсии,беседа | 1 | 3 |
3 | Мой район | 68 | Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, добываемых в районе. | 33 | 35 |
3.1 | Что таят недра Азнакаевского района | 2 | 2 | - | |
3.2 | Погода и климат Времена года Как образуется град? Почему бывает роса? Как возникают туманы? | 5 | Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы. Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе Азнакаевского района. Создать у учащихся представление о флоре и фауне района. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира. Формировать представления об особенностях природных комплексов района: степь, лесостепь. Познакомить с ролью заповедных территорий А.В.Миронов «Природа и экологияРеспублики Татарстан» Выполнение творческих коллективных работ | 5 2 1 2 1 | - |
3.3 | Богатство лесов Мир растений Хвойные и лиственные деревья Кустарники Лесное разнотравье Лекарственные растения Ядовитые растения Растения, нуждающиеся в охране Викторина «Что в лесу растёт?» Экскурсия в лесничество Посадка саженцев берёзы Выращивание сеянцев сибирского кедра Проектная работа «Растения нашего края» | 26 | 12 2 2 2 2 2 1 1 | 14 1 1 2 2 4 4 | |
3.4 | Животный мир Обитатели лесов Обитатели водоёмов, болот Животные степных участков Животные - спутники человека Птицы наших лесов Муравейники-лечебницы для птиц Экскурсия в лес Творческое задание: составить альбом «Обитатели лесов и водоёмов Азнакаевского района РТ» | 21 | 8 2 2 1 1 1 1 | 13 1 1 1 4 2 4 | |
3.5 | Красная книга Азнакаевского района РТ Проектная работа «Птицы, занесённые в Красную книгу Азнакаевского района РТ» | 5 | Выполнение творческих коллективных работ | 1 | 4 |
3.6 | Грибы Викторина «Знаете ли вы грибы?» Творческое задание: составить альбом «Царство грибов» | 4 | объяснительно-иллюстративный | 1 1 | 2 |
3.7 | Поездка на «Владимировский спуск» Встреча с экологами | 3 | Словесный метод. Встреча с экологами, охотником. | 1 | 2 |
3.8 | Промышленность и сельское хозяйство Азнакаевского района | 2 | Вклад района в хозяйство республики. Нефтегазодобывающая промышленность, с/х. Влияние предприятий на окружающую среду. | 2 | - |
4 | О предках татар | 7 | 7 | - | |
4.1 4.2 4.3 4.4 | По следам булгарских предков Казанское Ханство Золотая орда Откуда взялось название «татары» | Углубить знания учащихся об истории своего края. Дать представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар . Объяснительно – иллюстративный. Д.И.Латышина «По берегам Идели. Татарский народ» | 2 2 2 1 | ||
5 | Традиционное хозяйство и культура татар | 20 | 16 | 4 | |
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 | Семейный быт. Детские игры и развлечения. Одежда, национальный костюм Пища и домашняя утварь Татарский фольклор Старинные татарские обычаи Татарские сказки Байрам – народные праздники Экскурсия в школьный музей Творческое задание :нарисовать национальный татарский костюм | Объяснительно-иллюстративный. Расширять круг представлений о традиционной культуре и о народных играх. «Этнография татарского народа» Д.М.Исхаков | 1 1 2 2 2 2 3 3 | 1 1 2 | |
6 | Татарстан - мой край родной | 17 | 17 | - | |
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.12 6.13 6.14 6.15 6.16 | Легенды о Казани Казань – столица Татарстана Достопримечательности Казани Музеи Казани Казань готовится к Универсиаде Татарстан- страна «Чёрного золота» Природные богатства РТ Экономика РТ Экология РТ Города Татарстана Альметьевск-нефтяная столица РТ Нижнекамск-город нефтехимиков Набережные Челны –город автостроителей Бугульма Елабуга | Углубить знания учащихся об истории своего края. Сформировать представление о территории республики, её хозяйстве. Аминов А.М. «История татарского народа и Татарстана», В.И.Пискарева «Хрестоматия по истории Татарстана» , А.В.Миронов «Природа и экология» | 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
7 | Наши символы | 3 | 3 | - | |
7.1 7.2 7.3 | Государственная символика РТ Государственная символика РФ Герб и флаг Азнакаевског трайона | Воспитание уважения к истории, культуре, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны | 1 1 1 | ||
8 | Татарстан - многонациональная республика | 5 | 1 | 4 | |
8.1 8.2 8.3 | Многонациональный состав республики Экскурсия в храм Экскурсия в мечеть | Словесный метод. Познакомить с представителями различных религиозных конфессий .Подвести детей к выводу о необходимости добрососедства в нашем регионе | 1 | 2 2 | |
9
| Татарское народное декоративно-прикладное искусство | 4 | 4 | ||
9.1 9.2 9.3 9.4 | Разновидности декоративно-прикладного искусства Художественная обработка кожи Резьба и роспись по дереву Татарская вышивка | Словесно-наглядный, Создавать условия для ценностного самоопределения и саморазвития личности, развивать гибкость мышления. «Декоративное искусство Татарстана» Г.Ф. Валеева-Сулейманова | 1 1 1 1 | ||
10 | Занятие-диспут “Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации” | 1 | 1 | - | |
Итого | 144 | 67 | 77 |
Литература
1. «Все о Татарстане» (экономико-географический справочник) Авторы: М.Р. Мустафин, Р.Г. Хузеев. Казань Татарское книжное издательство, 1992
2. Декоративное Искусство Татарстана .Г.Ф. Валеева - Сулейманова , Монография, Издательство «Фэн», Казань, 1995
3. Иллюстрированный общественно-политический, историко-публицистический и литературно-художественный журнал «Казань», Типография ГУП ПИК «Идел-Пресс», 2004
4. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков. Г.С. Сабирзянов Под редакцией заслуженного деятеля науки РТ Ш.Ф. Мухамедьярова, Казань Издательство «Магариф», 1995
5. Республика Татарстан: новейшая история. События. Комментарии. Оценки. (Авторы сотавители Ф.Х . Мухаметшин и Л.В. Агеева.- Казань: НПО «Медикосервис», 2000
6. «Резьба по дереву» А.В.Березнев , Минск, «Парадокс» , 2000
7. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века: Исторические зарисовки –Казань: Татар.кн.изд-во, 2005
8. Татарские интеллектуалы. Исторические портреты. Составители Р.М. Мухаметшин, М.И. Ахметзянов, Издательство «Магариф»,2005
9. Этнография татарского народа. Д.М. Исхаков, Казань,Магариф, 2004
10. По берегам Идели. Татарский народ. Д.И.Латышина, Москва, Центр гуманитарного образования, 1995
11. Природа и экология Республики Татарстан. А.В. Миронов, Набережные Челны, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»
Продолжительность программы : 4 года. Возраст обучающихся : 7 -11 лет. Основные направления работы:1. «Я...
Программа внеурочной деятельности по теме "Дом, в котором я живу" 1 класс.
Программа по краеведению для 1 класса...
Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"
Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...
Программа по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу!»
Программа "Дом, в котором я живу!" разработана для учащихся 1-2 классов. программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам: 1 блок "Моя семья", 2 блок "Родной...
Программа факультатива "Край, в котором я живу"
Основная цель программы:обогащение знаний детей о родном крае.Предполагаемые результаты реализации программы:- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;- соверш...
программа кружка "Мир, в котором я живу"
Экологический кружок для учащихся 2 классов...
Внеклассная работа по теме: "Дом, в котором я живу…" (кружок "Живая этика") Хилоу Аида Нурмухамедовна,
Цель: воспитание чувства гражданственности.Задачи:Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому.Дать понятие слову Родина.Пробудить интерес к жизни класса, лицея, города.Справ...