Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Будаева Галина Очировна

Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия"  (1 - 4 кл.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Мой край Бурятия»

Пояснительная Записка

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Программа внеурочной деятельности «Моя Бурятия» необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.

Поэтому предлагается в системе занятий начальной школы ввести ребёнка в мир постоянного народного творчества, материального и духовного. При этом необходимо постоянно подчёркивать его связь с родным языком, как частью культуры, со всем строем жизни прошлых времён и с необходимостью участия в жизни современной.

По мере овладения данной программой проявляется реальная возможность объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях и экскурсиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее.

Данная программа рассчитана на учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) в возрасте от 7 до 10 лет.

Актуальность программы.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Программа внеурочной деятельности «Моя Бурятия» необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.

По мере овладения данной программой проявляется реальная возможность объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях и экскурсиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее. 

Цель программы: приобщить учащихся к материальному и духовному наследию бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи программы:

  • развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
  • развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;
  • изучать историю родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа;
  • формировать гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
  • приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства;
  • способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
  • вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. 

Нормативно-правовая и документальная основа

В условиях реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:  

1.  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28  «Об утверждении СанПин (далее – СП 2.4.3648-20) с 1 января 2021 года». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Специфика, требования и целесообразность направлений внеурочной деятельности:

Под краеведением понимают комплексное изучение определённой территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Практическое применение вышеуказанных дисциплин (и зачастую именно в комплексном виде) требуется, например, от краеведов при изучении и описании значимых исторических некрополей.

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им

Программа внеурочной деятельности позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории
  • Краеведения
  • Изобразительного искусства
  • Трудового обучения

Планируемые результаты освоения учебного предмета

При достижении личностных результатов у школьника сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

  • Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. Курс внеурочной деятельности «Краеведение» рассчитан на 135 часов.

В 1 классе (1 час в неделю, 33 учебные недели).

Во 2 классе 34 часа. (1 час в неделю, 34 учебные недели).

В 3 классе 34 часа. (1 час в неделю, 34 учебные недели).

В 4 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории
  • Краеведения
  • Изобразительного искусства

Тематическое планирование 1 класс

Наименование разделов и тем урока

Всего часов

Дата проведения

по плану

фактически

История Бурятии (7 ч)

1

 История  заселения и освоения края

1

       07.09

2

Образование Республики Бурятия

1

       14.09

3

Улан-Удэ- столица Бурятии.

1

       21.09.

4

История возникновения города Улан – Удэ

1

       28.09.

5-7

Символы Бурятии.

Гимн Бурятии.

Экскурсия в Иволгинский дацан.

3

       05.10., 12.10.,19.10.

Материальная культура бурят

8

Пища как часть культуры народа

1

26.10.

9-10

Составление меню из бурятской кухни

2

09.11.,

16.11.

11

Устное народное творчество

1

23.11.

12

Подобрать сказки и пословицы о доброте.

1

30.11

13-14

Инсценировка бурятской народной сказки

2

07.12.,14.12.

15

Символика орнаментов

1

21.12.

16

Рисунок народного орнамента

1

28.12.

17

Виды орнаментов

1

11.01

18

Рисуем эскиз бурятского народного орнамента

1

18.01

19

Бурятский сундук

1

25.01

20

Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом

1

01.02

21

Головные уборы бурят

1

08.02

22

Мужской дэгэл

1

15.02.

23

Женский дэгэл

1

22.02

24

Бурятские ичиги

1

01.03.

25

Женские ювелирные украшения

1

15.03.

26

Бурятское жилище – юрта

1

22.03.

Духовная культура бурят

27

Лошадь в традиционной культуре бурят

1

05.04

28

Традиционные праздники

1

12.04

29-30

Обычаи и обряды

2

19.04.,26.04.

31-32

Моя семья

2

03.05.,10.05.

33

Народный календарь

1

17.05,24.05.

Тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1

Введение

1

Клуб «Поиск» Что такое проект?

1

2

Определение тем будущих исследований. Исторические загадки.

1

3

Что такое проблема. Пути решения исторических проблем.

1

4

Источники информации

Посещение школьного музея. Посещение музея города.

6

5

Исторические науки: лингвистика, этнография, археология, топонимика.

2

6

Символика г.Улан-Удэ и технология создания герба.

Обзорная экскурсия по городу.

4

7

Гимн РФ и Республики Бурятия

4

8

Символы РФ и Республики Бурятия, в том числе архитектурные и природные

6

9

Почему мы любим, встречать Новый год.

Сагаалган- Белый месяц.

2

10

Традиции, обычаи и игры наших дедушек и бабушек

2

11

Растения и животные моей малой Родины

1

12

Проект «Наш Байкал» (рисунки, легенды, сказания)

1

13

Что мы узнали и чему научились за год.

1

14

Моя лучшая работа.(выставка работ)

1

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

2

Что можно исследовать? (тренировочные занятия, викторина)

2

3

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

4

Этнографический музей г.Улан-Удэ как результат исследований.

Экскурсия в этнографический музей.

5

5

Игра «Историческая головоломка»

1

6

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

Игра «Экскурсия – мой район»

3

7

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

8

Люди, сделавшие историю нашего края . Подготовка проектов.

7

9

Заповедные места и древние люди в нашей Республике. Экскурсия в с.Санный Мыс. (стоянка древнего человека)

9

10

Мы помним ваши имена. Проект «От хуннов к бурятам»

2

11

Представление исторических очерков

«Мои близкие в истории края». Выставка рисунков, фотографий исторических мест.

2

Тематическое планирование 4 класс

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1.

Времена года и народные приметы, скотоводы и землепашцы нашей Республики

2

2

Старообрядцы в истории малой Родины. Экскурсия в с.Десятниково

6

3

Кое-что из истории геологии. Что такое Байкальский разлом. Экскурсия в с.Горячинск

10

4

Горы и равнины Республики.

Экскурсия к горе Спящий Лев, Омулевка

4

5

Селенга- жена Байкала. Предания и легенды.

1

6

Почвы и природные зоны Республики. Заочное путешествие

1

7

Эндемики Байкальского региона. Проекты.

2

8

Животный мир родного края. Выпуск журнала.

2

9

Герои Великой Отечественной войны, их судьбы и награды. Война и моя семья.

5

10

Итоговая краеведческая игра «Знаешь ли ты историю своей Республики?»

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание тем и разделов

1 класс (33 часа)

История Бурятии (7 часов)

Занятие 1.

Тема: Введение.

Знакомство с курсом. Кто мы, откуда мы?  

Занятие 2. 

Тема: Образование Республики Бурятия.  История заселения и освоения края.  

Цель: познакомить с историей края, историей Бурятии.

Понятие о крае, Республике, родине.

Занятие 3.

Тема: Улан-Удэ- столица Бурятии.

Цель: знакомство с городом Улан-Удэ, достопримечательностями столицы.

Понятие о столице, карте города, памятниках и культурных ценностях.

Занятие 4.

Тема: История возникновения города Улан – Удэ

Цель: знакомство с историей города. Приобщение к духовной культуре народа.

Занятие 5.

Тема: Символы Бурятии.

Гимн Бурятии.

Цель: знакомство с символами и гимном Бурятии.

Материальная культура бурят (19 ч)

Юрта. Из чего они построены? Интерьер. Хозяйственные постройки. Магическая охранительная роль украшений интерьера. Символика украшений. Женская и мужская одежда эвенков и бурят. Обувь. Головные уборы. Праздничная одежда. Праздничная одежда. Орнамент на одежде и обуви. Рисуем орнамент.

Духовная культура бурят (8 ч)

Традиции и обычаи бурятского народа. Рождение ребёнка и связанные с этим семейно- бытовые обряды. Выбор имени. Что обозначают имена. Охранительная магия для детей.  Обучаем седлать и объезжать коня. Связанные с ним ритуалы. Бытовые приметы и поверья. Времена года, их значение в жизнедеятельности бурят. Народные приметы о погоде.

Планируемые результаты: первый год обучения

Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с историей родного края, с  окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях, памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

2 класс (34 часа)

Занятие 1.

Тема: Введение.

 Знакомство с основными видами деятельности.

Занятие 2.

Тема: Клуб «Поиск». Что такое проекты.

Цель: создание клуба «Поиск», выбор актива клуба, девиза. Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов и знакомства детей с интересными историческими фактами о Бурятии.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 3.

Тема: Что такое проблема.

Цель: познакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение вырабатывать собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир прошлого».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 4.

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, в том числе с наблюдениями и экспериментами.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт, источник информации, музей, экскурсия, библиотека.

Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, краеведческий музей, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Экскурсии в школьный музей, музей города.

Занятие 5.

Тема: Исторические науки

Цель: знакомство с различными историческими науками

Понятия: лингвистика, этнография, народы, топонимика, археология, находки.

Знакомство с различными исследованиями выше названных исторических дисциплин в Байкальском регионе.

Игра «Что значат наши имена?»

Занятие 6.

Тема: Символы РФ и   Республики Бурятия

Цель: знакомство с понятием герба, флага.

Понятие о символах Республики и страны, геральдика, герб, флаг.

Принципы создания герба и флага. Практическое занятие по моделированию герба школы, семьи. Обзорная экскурсия по городу.

Занятие 7

Тема: Гимн РФ и Республики Бурятия

Цель: Знакомство с гимнами РФ и Республики Бурятия

История создания гимнов, анализ текстов гимнов, правила прослушивание этих текстов, принцип подбора текста и музыки для такого рода произведений. Поиск наиболее удачных произведений для гимна города, школы из произведений наших поэтов.

Понятия: гимн, музыкальное сопровождение

Занятие 8

Тема: Символы РФ и Республики Бурятия

Цель: Знакомство с архитектурно-историческими, словесными, природными и архитектурными символами

Архитектурные памятники РФ и Республики Бурятия. Проблемы, связанные  

с ними, выразить отношение к вандалам, которые разрушают памятники.

Понятия: Символ, архитектура.

Занятие 9

Тема: Почему мы любим встречать новый год. Сагаалган- Белый месяц.

Цель: прививать любовь к традициям русского и бурятского народов, формировать умение работать в группе иоценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки Подарки друзьями и близким. Новый год по Восточному календарю. Традиция дарить белую пищу. Дружба народов в новогодние праздники.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка, национальные традиции

Занятия 10

Тема: «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов, населяющих Республику. Игры прошлого. Встреча со старшими родственниками, мастер-класс.

Понятия: игра, товарищ, друг

Занятие 11

Тема: Растения моей Родины как часть символов.

Цель: обобщение знаний о символах, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса.  Проблемы, связанные с охраной растений. Проект рисунка заповедных территорий. Баргузинский заповедник- история создания. Рисование багульника, как символа Забайкалья.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, эндемики, условия жизни растений, заповедник, национальный парк, заказник.

Занятие 12

Тема: Проект «Наш Байкал»

Цель: познакомить с географическим и геологическим описанием Байкала, уникальностью природного региона.

Понятия: источник питьевой воды, притоки, водораздел, восточная и западная сторона Байкала.

Сказания, легенды о Байкале. Белый старец. Почему нужно беречь Байкал. Выставка рисунков. Любимые места на Байкале, самое запоминающееся путешествие.

Занятие 13

Тема: Что мы узнали и чему научились за год.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Клуб Поиск»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ.

Занятие 14

Тема: Моя лучшая работа.

Цель: подведение итогов года, поощрение лучших исследователей, активных ребят.

Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

3 класс

Занятия 1-3

Тема: Что такое исследование? Кого можно называть исследователями? Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?

Цель: дать общее представление об исследовании и об исследователях Бурятии и Забайкалья. Как добывают знания историки, географы, биологи. Почему важны знания.

Признаки исследования. По основным признакам определять, кто из представленных людей является исследователем, а кто просто сыграл большую роль в жизни региона. Выбор тем «исследования-открытия» родного края.

Понятия: исследование, исследователь, объект исследования, методы исследования.

Занятие 4-6

Тема: Этнографический музей г. Улан-Удэ музей как результат исследования. Экскурсия в этнографический музей. Экскурсия- средство стимуляции юных исследователей.

Цель: познакомить ребят с одним из способов представления своего исследования.

Посещение этнографического музея, знакомство с историей Республики на наглядном материале музея. Активная игра «Экскурсия- мой район». Дети готовят и проводят экскурсию по памятным местам своего района, улицы, школы.

Понятия: музей, экспонат, панорама, выставка.

Занятие 7

Тема: Наблюдение как способ выявления проблем.

Цель: Учить наблюдать и видеть необычное в обычном.

Экскурсия в ближайший парк, лесную зону, где можно проследить изменения в неживой и живой природе по временам года. Наблюдать за поведением птиц и животных. Дома наблюдение продолжить за домашними животными. Дневник наблюдений представить на занятии, выявив проблемы содержания животных.

Занятия 8

Тема: Люди, сделавшие историю нашего края.

Цель: познакомить ребят с наиболее значимыми личностями в истории Бурятии и города г. Улан-Удэ.

Просмотр фильмов по личностям наиболее значимым в истории малой Родины. Организация выставки-галереи портретов знаменитых личностей в Республике и городе по различным направлениям. Составление кроссвордов с изученными именами и их коллективное разгадывание. Посещение библиотеки, знакомство с земляками-писателями.

Занятия 9

Тема: Заповедные места и древние люди на территории Забайкалья.

Цель: познакомить с заповедными местами края и людьми, которые могу называть себя коренными жителями.

Заповедники, национальные парки области. Посещение стоянки древнего человека в с.Санный Мыс, открытой ленинградским профессором А.Я.Окладниковым.. Эпоха палеолита. Знакомство с творчеством древних людей.

Занятия 10

Тема: Мы помним ваши имена. От хуннов к бурятам.

Цель: познакомит учащихся с историей коренных народов Забайкалья. 

Понятие: коренные и пришлые народы. Скотоводство. Завоевания. Родственные народы.

Занятие 11

Тема: Исторические очерки, рисунки и фотографии памятных мест.

Цель: Учить презентовать свои работы.

Рассказы о близких людях, которые сыграли какую-либо роль в истории малой Родины. Издание альманаха клуба «Поиск», брошюрование печатного материала, оформление обложки для совместного сборника. Создание папки электронных материалов.

Понятия: брошюра, переплет, ламинат, гребешок, обложка и титульный лист. Выставка рисунков и фотографий. Определение способов хранения информации для будущих поколений.

Планируемые результаты: второй и третий год обучения.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

4 класс

Занятие 1-2

Тема: Времена года и народные приметы. Скотоводы и землепашцы нашей Родины. Старообрядцы в истории Бурятии.

Цель: Определение основных черт, характерных для разных времен года во время экскурсии на природу.

Систематизация знаний о временах года и поиск информации по народным приметам. Различие календаря скотоводов и землепашцев. Создание брошюры по народным приметам. Экскурсия в старообрядческое село Десятниково.

Занятия 3-4

Тема: Геология родного края

Цель: Познакомить с историей формирования земных недр нашего края и основными закономерностями размещения горных пород на примере Байкальского региона. Собрать образцы, подтверждающие органическое происхождение некоторых полезных ископаемых. Экскурсия на берег Байкала, с Горячинск.Экскурсия на гору: Омулевку или Спящий Лев. Физическая карта Республики. режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.

Занятия 5-8

Тема: Водные ресурсы. Почвы и природные зоны. Растительный и животный мир.

Цель: Дать понятие о водный ресурсах, почвах, природных зонах, способах их образования. Познакомить с понятием эндемик.  Использование их человеком.

Заочное путешествие по районам Республики. Многообразие природных зон. Знакомство с легендами о р.Селенге. Экологическое равновесие. Режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.

Занятие 9

Тема: Герои Великой Отечественной Войны, их судьбы и награды. Война и моя семья.

Цель: Познакомить с понятиями начало войны, повод к войне, причины войн, итоги войны.

Подготовка и презентация проектов. «Герои войны в моей семье», «Их именами названы улицы», «Герой СССР Г.А.Гармаев». 

Занятие 10

Тема: Краеведческая игра – «Знаешь ли ты свой край?»

ЦельПодвести итоги за год

Форма подведения итогов может быть разной. (Краеведческая игра или презентация созданных «брошюр» по природе края)

Планируемые результаты: четвертый год обучения.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: 1. формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

2. формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности.

Учебно-методическое сопровождение:

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006;
  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие. - Улан-Удэ, 2004;
  3. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002;
  4. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
  5. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
  6. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
  7. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
  8. Дугаров Б. и др. “Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
  9. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
  10. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 2001
  11. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
  12. Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
  13. Г.А.Кулагина «100 игр по истории» , М., Просвещение, 2007 г.
  14. Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова « Твоя Россия», Обнинск, Духовное возрождение, 2016;
  15. А.О.Ишимова « История России в рассказах для детей», М, ТКО АСТ, 1996;
  16. Т.П.Карелина «Забайкалье в 19 веке», Чита, 2004 ;
  17. Г.Граубин « На берегах таинственной Силькари», Иркутск, 2008 г.;
  18. Г.Граубин «Наша малая Родина: учебное пособие по краеведению» , Чита, 2004
  19. Народы внутренне Азии. Материалы международной научно-практической конференции «Егуновские чтения», Улан-Удэ, 2006;
  20.  Научный потенциал Байкальского региона глазами молодежи. Материалы научной Конференции, Улан-Удэ, БГУ, 2004;
  21. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук, Улан-Удэ, БГСХА, 2005;
  22.  Стефани Н. «Герои Бурятии», Улан-Удэ, 2015.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575772

Владелец

Загвозкина Людмила Петровна

Действителен

С 18.03.2021 по 18.03.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"

Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности....

Программа по краеведению " Наш край"

В современной системе образования в последнее время возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной деятельности. Положительная тенденция такого роста свя...

Программа кружка краеведения «Мой край - Югра»

Программа  кружка краеведения «Мой край - Югра», младших классов  представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения....

Образовательная программа по краеведению «Мой край родной»

Комплекснаяинтегрированная программа  «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и  переселенцев  из У...

Образовательная программа по краеведению «Мой край»

        Цель:Овладение учеником  элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к свое...