Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия" (1 - 4 кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия" | 63.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Мой край Бурятия»
Пояснительная Записка
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Программа внеурочной деятельности «Моя Бурятия» необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.
Поэтому предлагается в системе занятий начальной школы ввести ребёнка в мир постоянного народного творчества, материального и духовного. При этом необходимо постоянно подчёркивать его связь с родным языком, как частью культуры, со всем строем жизни прошлых времён и с необходимостью участия в жизни современной.
По мере овладения данной программой проявляется реальная возможность объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях и экскурсиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее.
Данная программа рассчитана на учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) в возрасте от 7 до 10 лет.
Актуальность программы.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Программа внеурочной деятельности «Моя Бурятия» необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.
По мере овладения данной программой проявляется реальная возможность объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях и экскурсиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее.
Цель программы: приобщить учащихся к материальному и духовному наследию бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
- развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;
- изучать историю родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа;
- формировать гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
- приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства;
- способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
- вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Нормативно-правовая и документальная основа
В условиях реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин (далее – СП 2.4.3648-20) с 1 января 2021 года». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Специфика, требования и целесообразность направлений внеурочной деятельности:
Под краеведением понимают комплексное изучение определённой территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Практическое применение вышеуказанных дисциплин (и зачастую именно в комплексном виде) требуется, например, от краеведов при изучении и описании значимых исторических некрополей.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им
Программа внеурочной деятельности позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Планируемые результаты освоения учебного предмета
При достижении личностных результатов у школьника сформированы:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
- Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
- Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. Курс внеурочной деятельности «Краеведение» рассчитан на 135 часов.
В 1 классе (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Во 2 классе 34 часа. (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В 3 классе 34 часа. (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В 4 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Изобразительного искусства
Тематическое планирование 1 класс
Наименование разделов и тем урока | Всего часов | Дата проведения | ||
по плану | фактически | |||
История Бурятии (7 ч) | ||||
1 | История заселения и освоения края | 1 | 07.09 | |
2 | Образование Республики Бурятия | 1 | 14.09 | |
3 | Улан-Удэ- столица Бурятии. | 1 | 21.09. | |
4 | История возникновения города Улан – Удэ | 1 | 28.09. | |
5-7 | Символы Бурятии. Гимн Бурятии. Экскурсия в Иволгинский дацан. | 3 | 05.10., 12.10.,19.10. | |
Материальная культура бурят | ||||
8 | Пища как часть культуры народа | 1 | 26.10. | |
9-10 | Составление меню из бурятской кухни | 2 | 09.11., 16.11. | |
11 | Устное народное творчество | 1 | 23.11. | |
12 | Подобрать сказки и пословицы о доброте. | 1 | 30.11 | |
13-14 | Инсценировка бурятской народной сказки | 2 | 07.12.,14.12. | |
15 | Символика орнаментов | 1 | 21.12. | |
16 | Рисунок народного орнамента | 1 | 28.12. | |
17 | Виды орнаментов | 1 | 11.01 | |
18 | Рисуем эскиз бурятского народного орнамента | 1 | 18.01 | |
19 | Бурятский сундук | 1 | 25.01 | |
20 | Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом | 1 | 01.02 | |
21 | Головные уборы бурят | 1 | 08.02 | |
22 | Мужской дэгэл | 1 | 15.02. | |
23 | Женский дэгэл | 1 | 22.02 | |
24 | Бурятские ичиги | 1 | 01.03. | |
25 | Женские ювелирные украшения | 1 | 15.03. | |
26 | Бурятское жилище – юрта | 1 | 22.03. | |
Духовная культура бурят | ||||
27 | Лошадь в традиционной культуре бурят | 1 | 05.04 | |
28 | Традиционные праздники | 1 | 12.04 | |
29-30 | Обычаи и обряды | 2 | 19.04.,26.04. | |
31-32 | Моя семья | 2 | 03.05.,10.05. | |
33 | Народный календарь | 1 | 17.05,24.05. |
Тематическое планирование 2 класс
Тематическое планирование 3 класс
Тематическое планирование 4 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание тем и разделов
1 класс (33 часа)
История Бурятии (7 часов)
Занятие 1.
Тема: Введение.
Знакомство с курсом. Кто мы, откуда мы?
Занятие 2.
Тема: Образование Республики Бурятия. История заселения и освоения края.
Цель: познакомить с историей края, историей Бурятии.
Понятие о крае, Республике, родине.
Занятие 3.
Тема: Улан-Удэ- столица Бурятии.
Цель: знакомство с городом Улан-Удэ, достопримечательностями столицы.
Понятие о столице, карте города, памятниках и культурных ценностях.
Занятие 4.
Тема: История возникновения города Улан – Удэ
Цель: знакомство с историей города. Приобщение к духовной культуре народа.
Занятие 5.
Тема: Символы Бурятии.
Гимн Бурятии.
Цель: знакомство с символами и гимном Бурятии.
Материальная культура бурят (19 ч)
Юрта. Из чего они построены? Интерьер. Хозяйственные постройки. Магическая охранительная роль украшений интерьера. Символика украшений. Женская и мужская одежда эвенков и бурят. Обувь. Головные уборы. Праздничная одежда. Праздничная одежда. Орнамент на одежде и обуви. Рисуем орнамент.
Духовная культура бурят (8 ч)
Традиции и обычаи бурятского народа. Рождение ребёнка и связанные с этим семейно- бытовые обряды. Выбор имени. Что обозначают имена. Охранительная магия для детей. Обучаем седлать и объезжать коня. Связанные с ним ритуалы. Бытовые приметы и поверья. Времена года, их значение в жизнедеятельности бурят. Народные приметы о погоде.
Планируемые результаты: первый год обучения
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с историей родного края, с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях, памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
2 класс (34 часа)
Занятие 1.
Тема: Введение.
Знакомство с основными видами деятельности.
Занятие 2.
Тема: Клуб «Поиск». Что такое проекты.
Цель: создание клуба «Поиск», выбор актива клуба, девиза. Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов и знакомства детей с интересными историческими фактами о Бурятии.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 3.
Тема: Что такое проблема.
Цель: познакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение вырабатывать собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир прошлого».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 4.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, в том числе с наблюдениями и экспериментами.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт, источник информации, музей, экскурсия, библиотека.
Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, краеведческий музей, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Экскурсии в школьный музей, музей города.
Занятие 5.
Тема: Исторические науки
Цель: знакомство с различными историческими науками
Понятия: лингвистика, этнография, народы, топонимика, археология, находки.
Знакомство с различными исследованиями выше названных исторических дисциплин в Байкальском регионе.
Игра «Что значат наши имена?»
Занятие 6.
Тема: Символы РФ и Республики Бурятия
Цель: знакомство с понятием герба, флага.
Понятие о символах Республики и страны, геральдика, герб, флаг.
Принципы создания герба и флага. Практическое занятие по моделированию герба школы, семьи. Обзорная экскурсия по городу.
Занятие 7
Тема: Гимн РФ и Республики Бурятия
Цель: Знакомство с гимнами РФ и Республики Бурятия
История создания гимнов, анализ текстов гимнов, правила прослушивание этих текстов, принцип подбора текста и музыки для такого рода произведений. Поиск наиболее удачных произведений для гимна города, школы из произведений наших поэтов.
Понятия: гимн, музыкальное сопровождение
Занятие 8
Тема: Символы РФ и Республики Бурятия
Цель: Знакомство с архитектурно-историческими, словесными, природными и архитектурными символами
Архитектурные памятники РФ и Республики Бурятия. Проблемы, связанные
с ними, выразить отношение к вандалам, которые разрушают памятники.
Понятия: Символ, архитектура.
Занятие 9
Тема: Почему мы любим встречать новый год. Сагаалган- Белый месяц.
Цель: прививать любовь к традициям русского и бурятского народов, формировать умение работать в группе иоценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки Подарки друзьями и близким. Новый год по Восточному календарю. Традиция дарить белую пищу. Дружба народов в новогодние праздники.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка, национальные традиции
Занятия 10
Тема: «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов, населяющих Республику. Игры прошлого. Встреча со старшими родственниками, мастер-класс.
Понятия: игра, товарищ, друг
Занятие 11
Тема: Растения моей Родины как часть символов.
Цель: обобщение знаний о символах, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Проблемы, связанные с охраной растений. Проект рисунка заповедных территорий. Баргузинский заповедник- история создания. Рисование багульника, как символа Забайкалья.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, эндемики, условия жизни растений, заповедник, национальный парк, заказник.
Занятие 12
Тема: Проект «Наш Байкал»
Цель: познакомить с географическим и геологическим описанием Байкала, уникальностью природного региона.
Понятия: источник питьевой воды, притоки, водораздел, восточная и западная сторона Байкала.
Сказания, легенды о Байкале. Белый старец. Почему нужно беречь Байкал. Выставка рисунков. Любимые места на Байкале, самое запоминающееся путешествие.
Занятие 13
Тема: Что мы узнали и чему научились за год.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Клуб Поиск»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ.
Занятие 14
Тема: Моя лучшая работа.
Цель: подведение итогов года, поощрение лучших исследователей, активных ребят.
Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
3 класс
Занятия 1-3
Тема: Что такое исследование? Кого можно называть исследователями? Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?
Цель: дать общее представление об исследовании и об исследователях Бурятии и Забайкалья. Как добывают знания историки, географы, биологи. Почему важны знания.
Признаки исследования. По основным признакам определять, кто из представленных людей является исследователем, а кто просто сыграл большую роль в жизни региона. Выбор тем «исследования-открытия» родного края.
Понятия: исследование, исследователь, объект исследования, методы исследования.
Занятие 4-6
Тема: Этнографический музей г. Улан-Удэ музей как результат исследования. Экскурсия в этнографический музей. Экскурсия- средство стимуляции юных исследователей.
Цель: познакомить ребят с одним из способов представления своего исследования.
Посещение этнографического музея, знакомство с историей Республики на наглядном материале музея. Активная игра «Экскурсия- мой район». Дети готовят и проводят экскурсию по памятным местам своего района, улицы, школы.
Понятия: музей, экспонат, панорама, выставка.
Занятие 7
Тема: Наблюдение как способ выявления проблем.
Цель: Учить наблюдать и видеть необычное в обычном.
Экскурсия в ближайший парк, лесную зону, где можно проследить изменения в неживой и живой природе по временам года. Наблюдать за поведением птиц и животных. Дома наблюдение продолжить за домашними животными. Дневник наблюдений представить на занятии, выявив проблемы содержания животных.
Занятия 8
Тема: Люди, сделавшие историю нашего края.
Цель: познакомить ребят с наиболее значимыми личностями в истории Бурятии и города г. Улан-Удэ.
Просмотр фильмов по личностям наиболее значимым в истории малой Родины. Организация выставки-галереи портретов знаменитых личностей в Республике и городе по различным направлениям. Составление кроссвордов с изученными именами и их коллективное разгадывание. Посещение библиотеки, знакомство с земляками-писателями.
Занятия 9
Тема: Заповедные места и древние люди на территории Забайкалья.
Цель: познакомить с заповедными местами края и людьми, которые могу называть себя коренными жителями.
Заповедники, национальные парки области. Посещение стоянки древнего человека в с.Санный Мыс, открытой ленинградским профессором А.Я.Окладниковым.. Эпоха палеолита. Знакомство с творчеством древних людей.
Занятия 10
Тема: Мы помним ваши имена. От хуннов к бурятам.
Цель: познакомит учащихся с историей коренных народов Забайкалья.
Понятие: коренные и пришлые народы. Скотоводство. Завоевания. Родственные народы.
Занятие 11
Тема: Исторические очерки, рисунки и фотографии памятных мест.
Цель: Учить презентовать свои работы.
Рассказы о близких людях, которые сыграли какую-либо роль в истории малой Родины. Издание альманаха клуба «Поиск», брошюрование печатного материала, оформление обложки для совместного сборника. Создание папки электронных материалов.
Понятия: брошюра, переплет, ламинат, гребешок, обложка и титульный лист. Выставка рисунков и фотографий. Определение способов хранения информации для будущих поколений.
Планируемые результаты: второй и третий год обучения.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
4 класс
Занятие 1-2
Тема: Времена года и народные приметы. Скотоводы и землепашцы нашей Родины. Старообрядцы в истории Бурятии.
Цель: Определение основных черт, характерных для разных времен года во время экскурсии на природу.
Систематизация знаний о временах года и поиск информации по народным приметам. Различие календаря скотоводов и землепашцев. Создание брошюры по народным приметам. Экскурсия в старообрядческое село Десятниково.
Занятия 3-4
Тема: Геология родного края
Цель: Познакомить с историей формирования земных недр нашего края и основными закономерностями размещения горных пород на примере Байкальского региона. Собрать образцы, подтверждающие органическое происхождение некоторых полезных ископаемых. Экскурсия на берег Байкала, с Горячинск.Экскурсия на гору: Омулевку или Спящий Лев. Физическая карта Республики. режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.
Занятия 5-8
Тема: Водные ресурсы. Почвы и природные зоны. Растительный и животный мир.
Цель: Дать понятие о водный ресурсах, почвах, природных зонах, способах их образования. Познакомить с понятием эндемик. Использование их человеком.
Заочное путешествие по районам Республики. Многообразие природных зон. Знакомство с легендами о р.Селенге. Экологическое равновесие. Режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.
Занятие 9
Тема: Герои Великой Отечественной Войны, их судьбы и награды. Война и моя семья.
Цель: Познакомить с понятиями начало войны, повод к войне, причины войн, итоги войны.
Подготовка и презентация проектов. «Герои войны в моей семье», «Их именами названы улицы», «Герой СССР Г.А.Гармаев».
Занятие 10
Тема: Краеведческая игра – «Знаешь ли ты свой край?»
Цель: Подвести итоги за год
Форма подведения итогов может быть разной. (Краеведческая игра или презентация созданных «брошюр» по природе края)
Планируемые результаты: четвертый год обучения.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: 1. формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
2. формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности.
Учебно-методическое сопровождение:
- Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006;
- Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие. - Улан-Удэ, 2004;
- Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002;
- Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
- Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
- Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
- Дугаров Б. и др. “Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
- Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
- Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 2001
- “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
- Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
- Г.А.Кулагина «100 игр по истории» , М., Просвещение, 2007 г.
- Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова « Твоя Россия», Обнинск, Духовное возрождение, 2016;
- А.О.Ишимова « История России в рассказах для детей», М, ТКО АСТ, 1996;
- Т.П.Карелина «Забайкалье в 19 веке», Чита, 2004 ;
- Г.Граубин « На берегах таинственной Силькари», Иркутск, 2008 г.;
- Г.Граубин «Наша малая Родина: учебное пособие по краеведению» , Чита, 2004
- Народы внутренне Азии. Материалы международной научно-практической конференции «Егуновские чтения», Улан-Удэ, 2006;
- Научный потенциал Байкальского региона глазами молодежи. Материалы научной Конференции, Улан-Удэ, БГУ, 2004;
- Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук, Улан-Удэ, БГСХА, 2005;
- Стефани Н. «Герои Бурятии», Улан-Удэ, 2015.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ | ||
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП | ||
Сертификат | 603332450510203670830559428146817986133868575772 | |
Владелец | Загвозкина Людмила Петровна | |
Действителен | С 18.03.2021 по 18.03.2022 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"
Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности....
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...
Программа по краеведению " Наш край"
В современной системе образования в последнее время возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной деятельности. Положительная тенденция такого роста свя...
Программа кружка краеведения «Мой край - Югра»
Программа кружка краеведения «Мой край - Югра», младших классов представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения....
Образовательная программа по краеведению «Мой край родной»
Комплекснаяинтегрированная программа «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и переселенцев из У...
Образовательная программа по краеведению «Мой край»
Цель:Овладение учеником элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к свое...