Образовательная программа по краеведению «Мой край»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Цель:
Овладение учеником элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к своей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_po_kraevedeniyu_moy_kray.docx | 62.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»
Образовательная программа по краеведению
«Мой край»
Подготовила:
Яковлева Е. В.
учитель высшей категории
Саранск 2019
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Курс по краеведению рассчитан для обучающихся 1-4-х классов и предусматривает изучение материала в течение года в количестве 33 часов по 1 часу в неделю.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс необходимо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Одной из главных задач начальной школы и особенно первых лет обучения считается знакомство с окружающим миром. Поэтому основа этой программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: рабочими, композиторами, учёными, тружениками сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Республики Мордовия в России и за её пределами. Именно в начальной школе ребята готовы учиться и активно задают вопросы, пытаются построить свою картину мира. Дать целостную картину мира для того, чтобы понимать, что и почему происходит в нём, предполагать, что с ним может произойти, решать, как вести себя в нём – главная задача курса «Мой край». Программа представлена в духовно-нравственном, научно- познавательном и социальном направлениях и реализуется во внеурочное время.
Основные формы занятий: беседы, экскурсии, викторины, КВНы, экологические праздники, проекты.
Основные виды деятельности: рисование, лепка, выставки, исследовательские группы, кружки, заседания клуба, секции рационализаторов, создание конструкторских бюро.
Цель и задачи программы
Цель:
- Овладение учеником элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к своей местности и ее природной среде.
- Задачи:
- Изучить историю мордовского края, его искусства через судьбы и творчества знаменитостей города Саранска: писателей, художников, архитекторов;
- Создать условие для духовно-ценностной и практической ориентации ученика;
- Содействовать в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности;
- способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
- формировать интерес к прошлому и настоящему своей малой родины;
- формировать представление о специфике своей малой родины, города и необходимости грамотного взаимодействия человека с селом, городом, об уникальности и неповторимости своей малой родины, города; о важной роли сельчан, горожан в создании, развитии сохранении города, села и их культурного наследия;
- развивать бережное отношение к селу, городу (достопримечательности, культура, природа);
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Особенности возрастной группы детей
Программа рассчитана для учащихся 7-10 летнего возраста. Этот возраст особенно благоприятен для начала изучения родного края. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к проявлениям в окружающем мире. Они легко и прочно запоминают нравственные нормы жизни, активно включаются в посильную практическую деятельность в сохранении природы окружающего мира.
В 7-8 лет основной вид деятельности игра. Использование игровых приемов в обучении очень помогает сделать занятия интересными и нескучными. В 9-10 лет основной вид деятельности беседы, экскурсии в музеи города, защита проектов. Воображение детей достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Уровень результатов работы по программе
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
- Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)
Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:
- определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
- выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
Знания и умения обучающихся:
- формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
- формировать уважение к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.
Качества личности у обучаемых:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.
Универсальные учебные действия:
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
- знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
- выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Тесты, анкеты.
Содержание программы.
Тематическое планирование и содержание 1 – го года занятий.
Цель – изучение родного края.
Конечный результат 1 – го года занятий обучающихся – « Альбом растений родного края». « Альбом растений родного края» - коллективный продукт, результат совместной деятельности работы учащихся ( персональные изделия), учителя, библиотекаря школы( картотека книг о растениях), родителей ( фотографии растений, засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений).
№п/п | Разделы | Количество часов | Формы деятельности, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
I | Введение. Краеведение. «Мой дом, мой двор» 1.«Мой город– капелька России» 2.«Мордовия вчера, сегодня, завтра» 3.«Их именами названы улицы нашего города. | 3 | 2 1 1 | 1 1 | Рисунок «Мой дом» Знакомство с книгой о г.Саранске, районов республики |
II | Город, в котором я живу. 1.«Экскурсия по городу» 2.«История возникновения нашего города Саранска» 3.«Почётные жители нашего города» 3.«Экскурсии: по городу, в краеведческий музей» 4.«Традиции нашего города» 5.«Достопримечательности нашего города Саранска» 6.Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | 7 | 5 1 1 1 1 1 | 2 1 1 | Экскурсия Карта Составление фотоальбома Экскурсия Фотографирование, выставка Викторина |
III | Наш край родной
| 14 | 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 1 1 | Карта Экскурсия Альбом Рисование Рисование Сочинение «Как можно помочь птицам зимой» Поиск в Интернете Экскурсия Сбор материала рассказы бабушек и дедушек о ВОВ |
IV | Экологические проблемы Мордовии и нашей местности 1.«Забота о чистой воде и чистом воздухе» 2.«Охрана животного мира» 3.Редкие растения республики Мордовия» 4.Красная книга Республики Мордовия» 5.«Заповедники и заказники Республики Мордовия». | 5 | 4 1 1 1 1 | 1 1 | Экологический праздник, экскурсия к роднику Проект фотографии о редких растениях и животных |
V | Народы, традиции, быт и культура Мордовии. 1.«Коренные народы Мордовии. 2.«Народные традиции коренных жителей» 3.«Народные промыслы». «Народные игры, праздники» 4.Экскурсия в музей. 5.Итоги года. Отчет. | 5 | 4 1 1 1 1 | 1 1 | Экскурсия |
VI | Итого | 34 | 27 | 7 |
Тематическое планирование и содержание 2 – го года занятий
Цель – изучение родного края.
Конечный результат 2 – го года занятий обучающихся - альбом « Язычество, божества, культовые обряды» - коллективный продукт, результат совместной деятельности работы учащихся ( персональные изделия), учителя, библиотекаря школы( пополнение картотека классной библиотеки), родителей .
№п/п | Разделы | Количество часов | Формы деятельности, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
I | Введение. Моя Родина. 1.Что изучает предмет? 2.Моя Родина - Россия. 3. Малая Родина-республика, район, город, улица, дом. Экскурсия по городу.. | 3 | 2 1 1 | 1 1 | Рисунок «Мой дом» Знакомство с книгой о г.Саранске, районов республики |
II | Наши предки в далёком прошлом. 1.Жизнь первобытных людей мордвы: занятия, быт, орудия труда, жилища, пища. 2.Древнемордовский могильник « казна пандо». 3 Экскурсии. | 4 | 2 1 | 1 | Экскурсия Викторина |
III | Путешествия в века (наш край в средние века). 1.Религиозные верования мордвы: язычество, божества, культовые обряды. 2.Масторава. 3.Христианство. 4.Жизнь Иисуса Христа. 5. Жизнь и быт жителей в 17-18 веках. 6. Основание села, города. 7. Обобщающий урок | 11 | 10 2 1 1 1 3 1 1 | 1 | Карта Экскурсия Альбом Рисование Рисование Поиск в Интернете Экскурсия |
IV | Из 19 века в 20 век. 1.Жизнь и быт, занятия жителей города и села в конце 19 века. 2.Одежда, утварь, орудия труда, культура. 3.Основание школы, первые учителя. | 3 | 3 1 1 1 | 1 1 | Экскурсия в Краеведческий музей. |
V | Священная война. 1.Начало войны. 2.Встреча с ветеранами. 3.Город в годы войны. 4.Труд женщин и детей. 5.Боевые подвиги. Память о павших. 6.Деятельность поисковых отрядов. 7.День Победы. Обобщающий урок. | 7 2 | 6 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | Экскурсия в Музей боевой славы. |
VI | Наш край сегодня. 1.Город Саранск сегодня. Культура, фабрики, заводы. 2.Состояние исторических памятников. Экскурсия по городу. | 6 | 3 2 | 1 1 | Экскурсия |
VII | Итого | 33 | 26 | 7 |
Тематическое планирование и содержание 3 – го года занятий
Цель – изучение родного края.
Конечный результат 3 – го года занятий обучающихся - Иллюстративные материалы « Знаменитые люди Мордовии» - коллективный продукт, результат совместной деятельности работы учащихся ( персональные изделия), учителя, библиотекаря школы, родителей.
№п/п | Разделы | Количество часов | Формы деятельности, контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
I | Россия – наша великая Россия. 1.Что изучает предмет. 2. Территория и границы России. 3.Республики, входящие в состав России. Население России. | 1 | 1 1 | Карта. | ||
II | Республика Мордовия – часть России. 1.Расположение РМ на карте России. Районы Мордовии. Города и районные центры. Занятия населения. 2.Природа Мордовии. Реки и озёра. Флора и фауна. Охраняемые природные территории Мордовии. 3.Знакомство с Мордовским республиканским музеем изобразительного искусства имени С. Эрьзи. | 3 | 1 1 | 1 | Экскурсия | |
III | Далёкое прошлое нашего края. 1.Заселение Поволжья финно-угорскими племенами. Набеги кочевников на мордовские и славянские селения. 2.Строительство городищ и селищ. 3.Краеведческие музеи на территории Мордовии. 4.Экскурсия в краеведческий музей. 5. Занятия населения древней мордвы: охота, рыболовство, животноводство, земледелие, бортничество, ремесленничество. Жилище древней мордвы. 6.Верования древней мордвы. Сказания мордвы. Старинные костюмы, обряды, игры и праздники. 7. Сотрудничество с музеем С. Эрьзи. Беседа « Мир мордовской деревни. Традиции и современность». | 7 | 6 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | Карта Экскурсия Альбом Рисование Поиск в Интернете Экскурсия | |
IV | Наш край в средние века. 1.Восстание. С. Разин. Алёна Арзамасская ( Темниковская). 2. Крестьянская война. Е. Пугачёв в Саранске. Крестьянские вожаки Пётр Евстафьев и Иван Иванов. 3.Возникновение Саранска. Саранск – крепость. 4.Революция и гражданская война. Образование колхозов. 5.Культура: школа, ликбез, библиотека, художественная самодеятельность, церковь. 6.Сотрудничество с музеем С. Эрьзи. Беседа « Народные промыслы России». 7.Обобщающее занятие. | 7 | 1 1 1 1 1 1 1 | Экскурсия в музей Эрьзи. Карта. | ||
V | Города Мордовии. 1.Саранск – столица Мордовии. Саранск - уездный город. 2 Улицы нашей столицы. Люди, чьими именами названы улицы Саранска. 3.Памятники Саранска. 4. Рузаевка. Возникновение Рузаевки. 5.Рузаевка - крупный железнодорожный узел. 6.Сотрудничество с музеем С. Эрьзи. Беседа « Изобразительное искусство Мордовии». 7.Ковылкино. Ардатов. Инсар. Происхождение городов и их названий. 8.Краснослободск. Темников – старинные города Мордовии. 9 Санаксарский монастырь. Адмирал Ф. Ф. Ушаков. 10. Государственный заповедник им. Смидовича. 11. Обобщающее занятие. | 11 | 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | Экскурсия в Музей боевой славы. Экскурсия Проекты | |
VI | Культурное наследие. 1.Поэты и писатели Мордовии. 2.Сотрудничество с музеем С. Эрьзи « Певец радости бытия – Ф. в. Сычков». 3. Сотрудничество с музеем С. Эрьзи. « Академик портретной живописи – И. К. Макаров». 4. Сотрудничество с музеем С. Эрьзи . « Отечественное искусство 20 века». 5. Обобщающее занятие. | 5 | 1 1 1 1 1 | |||
Итого | 33 | 32 | 1 |
Тематическое планирование и содержание 4 – го года занятий
Цель – изучение родного края.
Конечный результат 4 – го года занятий обучающихся - альбом по теме « Родной край- часть великой России» - коллективный продукт, результат совместной деятельности работы учащихся ( персональные изделия), учителя, библиотекаря школы, родителей ( фотографии достопримечательностей родного края).
№п/п | Разделы | Количество часов | Формы деятельности, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
I | Введение. 1.Моя родословная. Моя Родина. 2.Как узнаем о жизни людей в прошлом. | 2 | 1 | 1 | |
II | Наши предки в далёком прошлом. 1.Первобытный посёлок. 2.Древние стоянки на территории Мордовии. 3.Расселение народов. Этнонимы. | 3 | 1 1 1 | ||
III | Путешествие в века. 1.Нашествие монголо- татар. Борьба коренных народов. 2.Присоединение мордовских земель к русским княжествам. 3.Борьба с Казанским ханством. 4.Культура древней мордвы. 5. Мордовская одежда. 6.Духовная культура мордвы. 7. Строительство сторожевых черт. 8. Участие мордвы в крестьянской войне под предводительством Ивана Болотникова. | 8 | 6 1 1 1 1 1 1 | 1 | Карта Экскурсия Поиск в Интернете Рисование Экскурсия |
IV | Великие люди Мордовии. 1.Великий флотоводец России. 2. Поэт- революционист А. И. Полежаев. 3. Н. П. Огарёв. Клятва на Воробьевых горах. 4. М. Е. Евсевьев – первый мордовский учёный и просветитель. | 4 | 1 1 1 | 1 | Экскурсия в музей Полежаева. |
V | Мордовия в годы Великой Отечественной войны. 1.Начало войны. Герои – пограничники. 2 . Мордовия – фронту. 3. 326 Мордовская стрелковая дивизия.. 4.Наши земляки- Герои Советского союза. 5.Прославленные полководцы – уроженцы Мордовии. 6.Пионеры - герои. 7.Памятники улиц – увековечили подвиг героев. 8. День победы. 9. Обобщающий урок. | 9 | 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | Экскурсия в Музей боевой славы. Проекты |
VI | Наш край сегодня. 1.Мордовия сегодня. 2.Достопримечательности города Саранска. 3. Достопримечательности города Саранска. 4. Достопримечательности города Саранска. 5. Обобщающее занятие. | 5 | 1 1 | 1 1 1 | Экскурсия. Экскурсия. Экскурсия. |
VII | Итого | 5 | 2 | 3 |
Курс рассчитан на 4 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Литература
- Арутюнов, С.А. Народы и культуры ./С.А.Артюнов. - М, Наука,1989. – с. 203
- Гвоздева, Т.Н. Мордовская народная вышивка. /Т. Н.Гвоздева.- Саранское книжное издательство, 2009.- с.126
- Брыжинский, В.С. Детские и молодёжные игры мордвы./ в. С. Брыжинский. - Саранское книжное издательство, 2016.- с.270
- Юрчёнков, В.А.Занимательная археология: далёкие предки./ В. А. Юрчёнков.- Саранское книжное издательство, 2013.- с.224
- Седова, Л.В. Край Мордовский. Занимательная фольклористика./ Л. В. Седова. - Саранское книжное издательство, 2015. – с.184
- Сухарев, А.И., Юрчёнков, В.А. Мордовия. Энциклопедия в двух томах. /А.И.Сухарев В.А. Юрчёнков. - Саранское книжное издательство, 2003.- с.572,с.702
- Юрчёнков, В.А.Мордовский народ: вехи истории, том 1./ В. А. Юрчёнков.- Саранск, НИИГН при Правительстве РМ, 2007.- с.457
- Ивановы,В. Мордовия. Фото. / В. Иванов. Д. Иванов.- М, Типография «Новости».- с.305
- Кузина, Т.Ф. , Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды./Т. Ф. Кузина. Г. И. Батурина. – М, Издательский центр « Академия»,1998.- с.340
- Корнишина, Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы./ Г. А. Корнишина. - Саранское книжное издательство, 2002.- с.236
- Ушинский К. Д. « О народности в общественном воспитании»./ К. Д. Ушинский. - М,1988, Т 1.- с.203
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская образовательная программа по краеведению "Родимая сторона - мать" для начальных классов
Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.Программа призвана обог...
Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"
Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности....
Дополнительная образовательная программа по краеведению для младших школьников " С чего начинается Родина "
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области....
Программа по краеведению " Наш край"
В современной системе образования в последнее время возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной деятельности. Положительная тенденция такого роста свя...
Программа кружка краеведения «Мой край - Югра»
Программа кружка краеведения «Мой край - Югра», младших классов представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения....
Образовательная программа по краеведению «Мой край родной»
Комплекснаяинтегрированная программа «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и переселенцев из У...
Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия"
Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия" (1 - 4 кл.)...