Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"
рабочая программа
Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannaya_programma_po_kraevedeniyu.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Управляющим советом МОУ «СОШ№4»
«___»_____________2011 г.
Председатель совета ________ Самойлова Н.Ю.
I Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Воспитание любви и уважения к родному краю, способности воспринимать язык природы – благородная и важная задача всех, кто формирует мировоззрение юных жителей Югры. «Заставить любить Родину, природу нельзя, но помочь полюбить – можно»- сказал Н. Сладков. Использование на уроках национально – регионального компонента направлено на решение задачи «формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природы нашей страны, её современной жизни» [1]
Данная программа ориентирована, помочь детям лучше узнать свой край: его природу, историю; позволяет обучающимся на практике осуществить свою деятельность по ознакомлению с ремёслами народов Севера; сформировать знания по национальной литературе, культуре, фольклору, этнографии.
Многосторонние знания о крае, где человек родился, живёт и учится, способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своего края и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край и «направлены на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».[2]
Цель: углубить и расширить знания обучающихся о природе и культуре родного края.
Задачи:
Обучающие:
- развитие познавательного интереса к изучению природы края;
- приобретение знаний основ культуры и искусства народов ханты и манси;
- повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Развивающие:
- развитие личностных качеств: наблюдательности, ответственности,
активности, интереса к изучаемому материалу;
- привитие навыков познавательной творческой деятельности;
- развитие творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
- формирование активной жизненной позиции через изучение природы родного края;
- привитие навыков здорового образа жизни.
Особенности программы.
Данная программа предназначена для обучающихся 2 классов и рассчитана на 1 год обучения. Программа включает следующие основные направления урочной деятельности (28 ч): окружающий мир (краеведение) (10ч), литературное чтение (3ч), изобразительное искусство (4ч), художественный труд (4ч), физическая культура (7ч). На изучение регионального компонента, в зависимости от изучаемого материала, может отводиться от 10 – 15 минут учебного времени до целого урока. Также в программу включены мероприятия внеурочной деятельности (5ч) и внешкольной деятельности (11ч). При реализации программы учащиеся сотрудничают с краеведческим отделом Центральной городской библиотеки, Центром культуры малочисленных народов Севера, Музейно – культурным центром, Центром детского творчества. Данное сотрудничество выражается через участие детей в мероприятиях краеведческого характера, экскурсиях, участием в календарно – обрядовых праздниках народов ханты и манси, выставках, конкурсах, конференциях.
Формы организации учебно – познавательной деятельности
- Комбинированный урок
- Интегрированный урок
- Урок – путешествие
- Урок - презентация
- Экскурсия
- Мастер – класс
- Театрализованное представление
- Викторина
- Игровой час
- Конкурс
- Выставка
II Тематическое планирование
Урочная деятельность
Всего 28 часов
№ | Раздел по предмету Тема | Теория | Практика | Всего |
Окружающий мир (А.А. Плешаков) | ||||
Где мы живём? | ||||
1 | Родная страна. | 1ч | - | 1ч |
Природа. | ||||
2 | Явления природы. | 10 мин | 10 мин | |
3 | Экскурсия в осенний лес. | - | 1ч | 1ч |
4 | Заглянем в кладовые Земли. | 10 мин | 20 мин | 30 мин |
5 | Какие бывают растения. | - | 15 мин | 15 мин |
6 | Какие бывают животные. | 10 мин | - | 10 мин |
7 | Красная книга. | 10 мин | 5 мин | 15 мин |
Жизнь города и села. | ||||
8 | Город и село. | 10 мин | - | 10 мин |
9 | Родной город. | - | 1ч | 1ч |
10 | Из чего что сделано. | 10 мин | - | 10 мин |
11 | Как построить новый дом. | 10 мин | - | 10 мин |
12 | Какой бывает транспорт. | 10 мин | - | 10 мин |
Здоровье и безопасность. | ||||
13 | Экскурсия в зимний лес. | - | 1ч | 1ч |
Общение. | ||||
15 | Народы Югры. | - | 1ч | 1ч |
Путешествия. | ||||
17 | Экскурсия в весенний лес. Водоёмы. | - | 1ч | 1ч |
18 | Окружной город Ханты – Мансийск. | - | 1ч | 1ч |
3ч | 7ч | 10ч | ||
Литературное чтение (Е.И. Матвеева) | ||||
1 | Слово в пословице. | 20 мин | - | 20 мин |
2 | Описание природы в прозе и поэзии. | 20 мин | - | 20 мин |
3 | Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово – поучение в этих жанрах. | 20 мин | - | 20 мин |
4 | Необычные слова. Особенности изображения героев. | 20 мин | - | 20 мин |
5 | «Ночные произведения» | 20 мин | - | 20 мин |
6 | Знаешь ли ты сказку? | 20 мин | - | 20 мин |
3ч | 3ч | |||
Изобразительное искусство (Ю.Я. Полуянов) | ||||
1 | Особенности работы акварельными красками. Контрастные цвета. | 10 мин | 30 мин | 1ч |
2 | Отражение результатов непосредственных наблюдений. Беседа: художники – анималисты. | 10 мин | 30 мин | 1ч |
3 | Тёплые и холодные цвета спектра. Беседа о красоте осенней природы. | 10 мин | 30 мин | 1ч |
4 | Понятие об орнаменте. Народно – прикладное искусство. | 10 мин | 30 мин | 1ч |
1ч | 3ч | 4ч | ||
Художественный труд (Ю.Я. Полуянов) | ||||
1 | Работа с природным материалом. | 10 мин | 30 мин | 1ч |
2 | Игрушки народов ханты. | 10 мин | 30 мин | 1ч |
3 | Работа с разными материалами.
| 10 мин 10 мин | 30 мин 30 мин | 1ч 1ч |
1ч | 3ч | 4ч | ||
Физическая культура (динамический час) | ||||
1 | Национальные игры. | - | 6ч | 6ч |
2 | Самобытные физические упражнения. | - | 1ч | 1ч |
- | 7ч | 7ч |
Внеурочная деятельность
Всего 5 часов
1 | Игровой час «Национальные забавы» (совместное с родителями) | - | 1 | 1 |
2 | «Неизвестное об известном» (путешествие по городам ХМАО) | 2 | - | 2 |
3 | Поэтические строчки (конкурс стихов ) | 1 | - | 1 |
4 | «Сказки Югры» (конкурс рисунков) | 1 | 1 | |
3ч | 2ч | 5ч |
Внешкольная деятельность
Всего 11 часов
1 | Образовательная программа «В гостях у обских угров» | 2ч | 2ч | 4ч |
2 | Красная книга Югры. | 1ч | - | 1ч |
3 | Мастер – класс по бисероплетению. | - | 1ч | 1ч |
4 | Мастер – класс по изготовлению традиционных хантыйских кукол. | - | 1ч | 1ч |
5 | Кукольный театр «Вороний день» | 1ч | - | 1ч |
6 | Игровой час для воспитанников детского сада «Берёзка» | - | 1ч | 1ч |
7 | Этнографическая игра «На стойбище» | - | 1ч | 1ч |
8 | «Завещание предков» (выставка детского творчества МНС по легендам и сказкам народов Севера) | 1ч | - | 1ч |
4ч | 7ч | 11ч |
III Содержание
Урочная деятельность
- Окружающий мир.
Раздел 1. Где мы живём?(1 ч)
Теория- 1 ч
Югра на карте России. Древнее название округа, столица края. Символика Югры (флаг герб ХМАО). Народы, населяющие Югру.
Раздел 2.Природа.(3ч)
Теория – 1 ч
Явления природы, характерные для округа ХМАО.
Разнообразие животных Югры: звери, птицы, насекомые, рыбы.
Красная книга Югры
Практическая работа – 1ч
Полезные ископаемые Югры
Разнообразие растений Югры: деревья, кустарники, травы.
Экскурсия – 1ч
Осенние изменения в живой и неживой природе. Особенности осени в Югре.
Раздел 3. Жизнь города и села..(2ч)
Теория – 1ч
Крупные города округа. Основные виды ремёсел народов Севера. Жилище народов Севера. Транспорт коренных жителей Югры.
Экскурсия – 1ч
Основные достопримечательности родного города.
Раздел 4. Здоровье и безопасность (1ч)
Экскурсия – 1 ч.
Зимние изменения в живой и неживой природе. Особенности зимы в Югре.
Раздел 4. Общение. (1ч)
Практика – 1ч
Обязанности детей в семье народов ханты и манси. Игры детей Югры.
Раздел 5. Путешествия (2ч)
Экскурсия – 2ч
Весенние изменения в живой и неживой природе. Водоёмы нашего края.
Достопримечательности столицы Югры.
- Литературное чтение.
Теория – 3ч.
Пословицы народов ханты и манси. А. Тарханов «Первый гром», «Хвастунишка». Г. Слинкина «Воробьишка», «Зайчик и медведь», «Как щука себе голову сделала»
- Изобразительное искусство.
Теория – 1ч
Практическая работа – 3ч
Иллюстрирование стихотворения А. Тарханова «Мишки в осеннем бору».
В.В. Гаврилов «Олени», «Волки».
А.Д. Гайнанов «Осенний букет», «Золотая осень»
Узоры северных народов.
- Художественный труд.
Теория – 1 ч
Практическая работа – 3 ч
Изготовление поделок из природного материала по мотивам сказок народов ханты.
Изготовление традиционных кукол.
Знакомство с бисероплетением.
- Физическая культура.
Практическая работа – 7ч
Национальные игры: «Медвежий бой», «Бездомный заяц», «Переправа», «Каюр и собаки», «Бой лосей», «Бой тетеревов», «Ловля оленей», «Белый шаман», «Солнце».
Самобытные физические упражнения: прыжок через нарты, тройной национальный прыжок.
Внеурочная деятельность
- Игровой час «Национальные забавы» .
Национальные игры: «Медвежий бой», «Бездомный заяц», «Переправа», «Каюр и собаки», «Бой лосей», «Бой тетеревов», «Ловля оленей», «Белый шаман», «Солнце».
Самобытные физические упражнения: прыжок через нарты, тройной национальный прыжок.
Практическое занятие – 1ч
- «Неизвестное об известном» (путешествие по городам ХМАО).
Крупные города нашего округа: Берёзово, Покачи, Нефтеюганск, Урай, Сургут, Пойковский, Мегион, Пыть – Ях, Когалым (история названия, основное занятие населения).
Теория – 2 ч
- «Поэтические строчки».
Конкурс стихов по произведениям А Тарханова, Ю. Шесталова.Теория – 1ч
- «Сказки Югры»
Конкурс рисунков по мотивам сказок народов ханты и манси.
Практическое занятие – 1ч
Внешкольная деятельность
- Образовательная программа «В гостях у обских угров». (4ч)
Теория – 2ч
Практическое занятие – 2ч
Жилище и традиционные промыслы, женские занятия, игры и игрушки, духовная культура.
- Библиотечное занятие «Красная книга Югры». (1ч)
Теория – 1ч
- Мастер-класс по бисероплетению (1ч)
Практическое занятие – 1ч
- Мастер-класс по изготовлению традиционных хантыйских кукол. (1ч)
Практическое занятие – 1ч
- Кукольный театр «Вороний день» (1ч)
Теория – 1ч
6. Этнографическая игра «На стойбище» (1ч)
Практическое занятие – 1ч
7.«Завещание предков» (1ч)
Выставка детского творчества МНС по легендам и сказкам народов Севера.
IV Основные направления
и содержание деятельности
Специфика содержания данного курса предполагает использование разнообразных форм организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В программу включены сезонные экскурсии в лес и экскурсия по городу. В процессе изучения материала обучающиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы не только под руководством взрослых, но и самостоятельно. При подготовке и проведении уроков в форме путешествия используются информационно – коммуникативные технологии. Уроки изобразительного искусства и трудового обучения рекомендуется проводить
как мастер-классы или интегрированные уроки с последующей выставкой работ обучающихся.
Программа предусматривает использование различных технологий преподавания. Личностно – ориентированное обучение позволяет актуализировать и обогащать личностный опыт обучающихся; стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности; создавать для обучающихся ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения.
Применение проблемной технологии обучения позволяет обучающимся провести исследовательскую работу. Организация внешкольной и внеурочной деятельности, а также уроков физической культуры соответствует принципам игровой и здоровьесберегающей технологий через организацию конкурсов, игровых часов, театрализованных представлений.
Кроме фронтальной и групповой организации познавательной деятельности, широко используется индивидуальная форма работы, использование которой позволяет обучающимся подготовиться к участию в конференциях, мастер-классах, творческих выставках.
V Оснащение программы
Тема | Учебное | Научно - методическое | Дидактическое | Материально-техническое | Кадровое |
Окружающий мир | |||||
Где мы живём? | Карта РФ, карта ХМАО | 1.Интегрированная программа по краеведению для учащихся 1-4 классов «Мы – дети природы», ГУИПП «Полиграфист», г. Ханты – Мансийск, 2000г. 1.Орлова Т.К., Демус Л.Г. Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы». Ханты – Мансийск:ГУИПП «Полиграфист», 2003 2.Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002. 3.Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. Г. Ханты – Мансийск, 1993 | Слайд – программа «Символы Югры» | Мультимедиа установка. | учитель |
Природа. | Образцы полезных ископаемых ХМАО, гербарий, карта полезных ископаемых. | Слайд программы «Животные Югры», «Растения Югры», «Красная книга Югры». | Мультимедиа установка. | учитель родители | |
Жизнь города и села. | Карта ХМАО. | Слайд – программа «Быт народов Севера» | Мультимедиа установка. Экскурсионный автобус. | учитель родители экскурсо-вод | |
Здоровье и безопас-ность. | учитель родители | ||||
Общение. | учитель | ||||
Путешест-вия. | Карта ХМАО | Слайд – программа «Достопримечательности Ханты – Мансийска» | Мультимедиа установка. | учитель родители экскурсо-вод | |
Литературное чтение | |||||
1.Пословицы народов ханты и манси. 2.А. Тарханов «Первый гром», «Хвастунишка». 3.Г.Слинкина «Воробьишка», «Зайчик и медведь», «Как щука себе голову сделала | учитель | ||||
Изобразительное искусство | |||||
Бумага, краски, кисточки, карандаши. | Слайд – программа «Югра в творчестве художников» | Мультимедиа установка. | учитель | ||
Художественный труд | |||||
Пластилин, природный материал, клей. Ткань, нитки. Бисер, леска, ножницы. | Образцы работ. | учитель | |||
Физическая культура | |||||
Нарты (санки), 6 брусков, мячи. | .Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002. | учитель | |||
Внеурочная деятельность | |||||
Игровой час. | Нарты (санки), 6 брусков, мячи. | Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002. | учитель родители | ||
Путешествие по городам ХМАО. | Индивидуальная работа при подготовке занятия, | Презентация «Неизвестное об известном», жетоны – югрики, призы. | Мультимедиа установка. | учитель родители | |
«Поэтические строчки» | Стихи А. Тарханова, Ю.Шесталова. | Выставка книг, призы. | учитель | ||
«Краски Югры» | Сказки народов ханты и манси: бумага, краски, карандаши | Выставка книг, призы, организация выставки работ учащихся. | учитель родители | ||
Внешкольная деятельность | |||||
Образова-тельная программа «В гостях у обских угров» | Экспонаты музея. Пластилин, ткань, нитки, бумага, фломастеры. | Презентации по темам образовательной программы. | Мультимедиа установка. | Сотрудники Центра культуры малочисленных народов Севера, родители, учитель | |
«Красная книга Югры» | Иллюстративный материал. | Сотрудники библиотеки, учитель, родители. | |||
Мастер-класс по изготовле-ниютрадицион-ных хантыйских кукол. | Ткань, нитки | Сотрудники Центра культуры малочисленных народов Севера, родители, учитель | |||
Кукольный театр «Вороний день» | Сотрудники Центра культуры малочисленных народов Севера, родители, учитель | ||||
Игровой час для воспитанников детского сада «Берёзка» | Нарты (санки), 6 брусков, мячи. | Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002. | Учитель, сотрудники детского сада. | ||
«На стойбище» | Сотрудники Центра культуры малочисленных народов Севера, родители, учитель | ||||
«Завещание предков» | Сотрудники Центра культуры малочисленных народов Севера, родители, учитель |
VI Прогнозируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
- Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, крупнейшие реки, охраняемые растения)
- Местоположение своего края, символику округа ХМАО – Югра, названия крупных городов
- Писателей и поэтов округа, их творчество
- Национальный состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества, народные промыслы
Обучающиеся будут уметь:
- Показывать3-4 крупных города на карте округа
- Вести самостоятельные наблюдения в природе
- Узнавать изученные растения и животных
- Работать с дополнительной литературой по предложенной теме
- Работать с элементами народного творчества
- Применять игры народов Севера для организации собственного досуга
Обучающиеся будут применять свои знания
- в создании исследовательских и творческих работ
- организации собственного досуга
VII Формы подведения контроля
- Анкетирование
- Проведение игрового часа для воспитанников детского сада «Берёзка»
- Участие в мастер – классах центра малочисленных народов Севера
- Выступление – презентация по темам: «Кукла – акань», «Сравнительная характеристика традиционных русских и хантыйских кукол»
- Участие в городских выставках – конкурсах
№ | Раздел программы | Форма контроля |
1 | Окружающий мир Где мы живем? | Анкетирование.
|
2 | Природа. | |
3 | Жизнь города и села. | |
4. | Здоровье и безопасность. | |
5. | Общение. | |
6 | Путешествие. | |
7 | Литературное чтение. Пословицы народов ханты и манси. |
|
8 | А. Тарханов «Первый гром», «Хвастунишка». | |
9 | Г. Слинкина «Воробьишка», «Зайчик и медведь», «Как щука себе голову сделала» | |
10 | Изобразительное искусство Художественный труд | Выставки работ учащихся. Выступление – презентация по темам: «Кукла – акань», «Сравнительная характеристика традиционных русских и хантыйских кукол» |
11 | Физическая культура. | Использование игр для организации собственного досуга. |
12 | Внеурочная деятельность | Конкурс рисунков. Конкурс стихов. Участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятия «Неизвестное об известном» |
13 | Внешкольная деятельность. | Отслеживание по следующим пунктам:
|
VIII Список литературы
Список литературы для обучающихся.
- Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство»,Свердловск, 1977.
- Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96» Екатеринбург, 2001.
- Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
- Тарханов А. С.«Чудеса». «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
- «Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой», фотоальбом . Изд – во «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2006 г.
Список литературы для педагога.
1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1977.
2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001.
3. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. Ханты – Мансийск, 1993
4. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А.В. Кенеман. «Просвещение», Москва, 1989.
5. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне. РИО СурГПИ, Сургут 2002.
6. Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
7. Орлова Т.К., Демус Л.Г. Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы». ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003
8. Северное многоборье: Учебно – методическое пособие. Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне. РИО СурГПИ, Сургут, 2002.
9. Тарханов А. С.«Чудеса». «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
10. Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой», фотоальбом . Изд – во «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2006 г.
11. «Югра в творчестве художников». 1993.
Интернет – ресурсы.
1. ru.wikipedia.org/ - Сохраненная копия –
2. www.admhmao.ru/common/.../index.ht
3. portal.surguta.ru/ -
4. pokachi.net/ -
5. .Тарханов Андрей Семенович | eduhmao
eduhmao.ru/info/3/4398/80859/
7.Фотографии Березово. -www.pashuk.ru
8.Юван Шесталов - Антология прозы и поэзии фино-угорских народов
Юван
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Нягань 2011 г
«Наш край – Югра»
Интегрированная программа по краеведению для учащихся 2 классов Срок реализации – 1 год
Краснолуцкая Марина Валерьевна высшая квалификационная категория
[1] «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Москва «Просвещение» 2010. Стр.19
[2] «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Москва «Просвещение» 2010. Стр.21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
Интегрированный урок математики и краеведения "Экскурсия по городам Югры.Сургут".
Урок математики проводится в форме заочного путешествия в г.Сургут. Выполняя задания на каждом этапе учащиеся знакомятся с историческими сведениями, достопримечательностями г. Сургут...
Интегрированный урок математики и краеведения "Экскурсия по городам Югры.Сургут".
Урок математики проводится в форме заочного путешествия в г.Сургут. Выполняя задания на каждом этапе учащиеся знакомятся с историческими сведениями, достопримечательностями г. Сургут...
Интегрированный курс "Краеведение" Моя Югра-моё наследие.
рабочая программа 1-4 классы...