Дополнительное образование.Кружок "Творческая мастерская"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Рабочая программа с пояснительной запиской для кружка "Творческая мастерская"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
539ee800d599d_uchkopilka.ru_1402923013.docx | 46.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
Кружок «Творческая мастерская»
Составила преподаватель:
Боева Н.В.
Пояснительная записка
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит кружковца анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует человека.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает у детей путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).
«Творческая мастерская» — так называется курс. Он предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у них изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Тематика занятий строится с учетом интересов кружковцев, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Творческая мастерская», кружковцы постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Цель программы кружка «Творческая мастерская» Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.Обучить детей работать в разных техниках с бумагой.
Задачи программы кружка:
Обучающие
- Знакомить кружковцев с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Научить различным приёмам работы с бумагой.
- Обогащать словарь детей специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии.
- Развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности проживающих.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно – методическое обеспечение программы (возраст воспитанников, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год. 4 часа в неделю-136 часов в год. Возраст группы 9-10 лет.
Условия реализации программы:
- Наличие материально – технического обеспечения;
- Систематичность посещения кружка «Творческая мастерская»;
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
- наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности кружковцев:
- объяснительно – иллюстративный –\воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично – поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем
- исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
- активизация и индивидуализация занятий;
- игры и игровые ситуации;
- творческие работы и т.д.
Направления работы:
- Изготовление цветов в технике квиллинг.
- Изготовление сувениров и открыток к празднику.
- Конструирование.
Формы работы:
- индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Ожидаемые результаты.
В результате работы по данной программе:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
-научатся делать красивые вещи из бросового материала.
-научатся сочетать разные фактуры в своих работах
-освоят технику изонити.
Новизна и актуальность
Новизна состоит в том, что программа направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно –экономических условиях. Теперь занятия будут проходить по подгруппам, что даёт больше времени уделить внимание для индивидуальной работы с кружковцами.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методическое обеспечение программы кружка «Творческая мастерская»
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, палочка для бумагокручения с расщепленным концом, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка,наборы разной бумаги,бросовый материал по требованию,нитки средней толщины.
Оборудование:
- столы, плакаты, образцы объектов труда, стулья инструкционные карты, доска.
Материалы из опыта работы:
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.
2. Инструкционные карты сборки изделий.
3. Образцы изделий.
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Словарная работа:
- квиллинг
- бумагокручение
- роллы
- бумажная филигрань
- бумажное кружево
Тематический план
Содержание программы
Раздел 1.Введение. Основы дизайна (5 часов)
Тема 1.1 Возникновение техники квиллинга (бумагокручение) (1 час).
Возможности корейской бумажной пластики. Связь бумажного искусства с жизнью. Историческая справка о древнейшем искусстве бумагокручения. Первые музеи бумажного искусства. Искусство бумагокручения в Европе, Америке, Корее.
Тема 1.2 Элементы дизайна (1 час).
Тема 1.3 Материалы и принадлежности.(1 час) Образовательные ценности:
Использование композиций в оформлении интерьеров и помещений. Дизайн подарочных вариантов.
Сорта, фактуры, плотность и толщина бумаги. Приспособление для закрутки бумаги. Пинцет, его назначение. Маленькие, с острыми концами ножницы. Канцелярский нож для бумаги. Линейка для нарезания полос и измерения. Плотный и средней толщины картон. Зубочистки, игла, шило. Клеи (ПВА, герметик, супер – момент). Возможные варианты хранения мелких элементов, заготовок и полос.
Тема 1.4 Цветоведение. (2часа).
Основные и дополнительные цвета. Контрасты и нюансы. Гармония в композиции и в цвете. Ограничение цветовой гаммы несколькими цветами. Смешение пастельных оттенков бумаги, создание мягких переходов от одного цвета к другому. Традиционные цветосочетания, использование пастельной и контрастной бумаги для моделировки форм, декоративных элементов и фона.
Раздел 2. Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. Техника безопасности (69 часов)
Тема 2.1 Приёмы работы с бумагой (4 часа).
Особенности работы с двусторонней бумагой. Возможные варианты нарезания полос. Постановка руки. Хранение заготовленных элементов. Оснащение рабочего места. Рабочая зона на столе, освещение. Метод синхронной работы в группе. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания композиций из бумажных лент. Возможные варианты занятий деятельности в данной технике. Четкая регламентация занятий и перерывов. Организация техники безопасности.
Тема 2.2 Особенности композиции (3 часа).
Особенности формирования композиций. Равновесие и центр композиции. Гармоничное насыщение композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами. Гармония в композиции и в цвете. Использование закона цветового контраста и нюанса. Особенности мелких выразительных деталей. Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т.д.) Объёмные элементы (бутоны, цветы, ягоды, плоды, насекомые и т.д.).
Тема 2.3 (25 часов).
Последовательность выполнения элементов: листок, лепесток, цветок, травка, бутон, ягода, плод, насекомые в разных ракурсах и цветовых сочетаниях. Наиболее распространенные сочетания элементов. Собственная стилизация форм растительного мира, творческая интерпретация. Обобщение формы, анализ ее строения, пропорций. Создание декоративно – пластической вариации, завершенная композиция.
Тема 2.4 Оформление работ. (1час).
Возможности современных материалов в оформлении работ. Гармоничные сочетания фона и паспарту, подбор рамок для панно или формата для открытки. Обсуждение работ экспозиции выставки.
Итоговый контроль (1 час)
Раздел 3.Работа с разными материалами.
Тема 3.1 Работа с бросовым материалом (26 часов)
Тема 4.1 Изонить (20 часов)
Тема 5.1 Сочетание в поделках разных видов бумаги и тканей.(16 часов)
По окончании занятий организуется вернисаж творческих работ, выполненных в течение года. Итоговое обсуждение результатов работы, рефлексия, включающая критику, пожелания и оценивание результатов труда.
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт-ая |
1 | Введение. Основы дизайна Возникновение техники квиллинга (бумагокручение). | 1 | ||
2 | Элементы дизайна. | 1 | ||
3 | Материалы и принадлежности. | 1 | ||
4 | Цветоведение. | 2 | ||
5 | Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. Техника безопасности. | 35 | ||
6 | Приемы работы с бумагой. | 4 | ||
7 | Особенности композиции. | 3 | ||
8 | Объем в композиции: способы и приемы. | 1 | ||
9 | Открытки – «валентинки». | 2 | ||
10 | Открытки к 8марта. | 3 | ||
11 | Цветы «Календула». | 2 | ||
12 | Цветы «Нарциссы». | 2 | ||
13 | Композиция «Ветка рябины». | 3 | ||
14 | Композиция «Корзина с цветами». | 4 | ||
15 | «Веточка цветов». | 2 | ||
16 | Цветочное панно. | 3 | ||
17 | Композиция «Георгины». | 3 | ||
18 | Оформление работ. | 1 | ||
19 | Итоговый контроль. | 1 | ||
20. | Работа с бросовым материалом -поделки из пластиковых бутылок -изготовление макета зданий из коробок -изготовление игрушек из помпонов -панно на пластиковых крышках -изготовление орнамента из фольги -изготовление карандашницы и панно из круп | 26 6 2 8 2 4 6 | ||
21 | Изонить -основные приемы изонити -простейшие фигуры орнамента -узор «Цветок» -декорирование углов -узор из геометрических фигур -панно «Зимние узоры» | 20 2 4 2 3 5 4 | ||
22 | Сочетание в поделках разных видов бумаги и тканей. -аппликация с подложкой из ткани -скручивание цветов из гофрированной бумаги -открытки 3д -аппликации из ваты на бархатной бумаге | 16 4 4 4 4 |
Список литературы
- Бычкова, Е. Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения [Текст]: практ. пособие / авт. – сост. Е. Р. Бычкова. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 32 с.: ил.
- Мититеелло, К. Чудо – аппликация [Текст]: практ. пособие / К. Митителлю. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
- Проснякова, Т. Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. – 2-е издание, перераб. [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Проснякова. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009,– 120 с.: ил.
- Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки [Текст]: практ. пособие / Е. А. Румянцева. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. – 16 с.: ил.
- Чернова, Н. Н. Волшебная бумага [Текст]: практ. пособие / Н. Н. Чернова. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.: цв. ил.
- Интернетресурсы:
Оригами:
Квиллинг
- http://moikompas.ru/compas/quilling
- http://allforchildren.ru/article/quilling.php
- http://masterclassy.ru/kvilling
Объемная аппликация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».
Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...
Дополнительная образовательная программа "Чудесная мастерская" для младшего школьного возраста
Автор Конышева Н.М.Срок реализации 3 года.Пояснительная записка.Задачи (обучающие, развивающие,. воспитывающие). Содержание курса.Календарно - тематическое планирование....
программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"
Целью курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе приобретения языковых знаний, ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...
Программа дополнительного образования "Волшебная мастерская"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Мастерская Самоделкина»
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста.Программа включает в себя четы...
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская чудес»
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская чудес» направлена на развитие художественного искусства.Художественный ручной труд дает богатый развивающий потенциал дл...