Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская чудес»
методическая разработка (2, 3 класс)

Симкина Татьяна Алексеевна

Дополнительная общеобразовательная  программа «Мастерская чудес» направлена на развитие художественного искусства.

Художественный ручной труд дает богатый разви­вающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и само­реализация в творчестве, развитие творческих способностей, непо­вторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.

Предметом изучения в программе является технология рабо­ты с бисером, природным материалом, гофрированной бумагой, которая дает воз­можность узнать историю возникновения национальных реме­сел на Руси и в других странах мира.

Дополнительная общеобразовательная  программа «Мастерская чудес» относится к художественному направлению.

Уровень усвоения программы общекультурный.

Дополнительная общеобразовательная программа  «Мастерская чудес» предполагает использование на занятиях образовательных сайтов при знакомстве учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222_masterskaya_chudes.docx362.89 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\учитель\Documents\ДОПЫ 21-22\1 СТРАНИЦЫ\чудес.jpeg

Дополнительная общеобразовательная  программа «Мастерская чудес» направлена на развитие художественного искусства.

Художественный ручной труд дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.

Предметом изучения в программе является технология работы с бисером, природным материалом, гофрированной бумагой, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси и в других странах мира.

Дополнительная общеобразовательная  программа «Мастерская чудес» относится к художественному направлению.

Уровень усвоения программы общекультурный.

Дополнительная общеобразовательная программа  «Мастерская чудес» предполагает использование на занятиях образовательных сайтов при знакомстве учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

  1. Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, бумагопластики, пластилиногрифии и работы с бросовым материалом их особенностями, многообразием используемых материалов,  учатся на основе полученных знаний создавать свои композиции. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях

  1. Отличительные особенности программы:

Занятия по данной программе позволяют детям научиться сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с синтетическим и бросовым материалом. При этом с каждым годом работа с данными материалами усложняется, т.е. работа построена по принципу от простого к сложному. Изучив, основные свойства материалов и освоив приемы выполнения изделий, учащиеся постепенно переходят к проектной деятельности. Также программой предусмотрено многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной, она может выполнятся и из природного материала. Для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала.

3.Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

- новое решение проблем дополнительного образования;

-реализуется впервые в образовательном учреждении;

- новые методики преподавания;

- новые технологии в проведении занятий (презентация);

- способствует формированию эстетического вкуса, ведению психологической и практической подготовки к труду.

-возможности творчества относительно доступного материала ;

- разнообразие объектов для воспроизведения (предметы быта, украшения, панно и т.д.);

-индивидуальная работа с обучающимися, дает возможность формирования у них интереса к творческой деятельности.

4.Практическая значимость программы.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
            Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

        Программа дополнительной общеразвивающей деятельности «Мастерская чудес» разработана на основе документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (утвержден приказом  Минобрнауки  России  от  6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России  22 декабря  2009г. регистрационный номер 17785);

- Положение о разработке и утверждении рабочей программы внеурочной деятельности.

Программа разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. 

Цель программы: формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, фантазии и творческого мышления. Воспитание всесторонне развитой личности 

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
  • Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
  • Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатление об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
  • Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами ,например, использование различных материалов с учетом присущих им художественных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  • Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
  • Предлагать для декоративного оформления поделки, выполненные на занятиях по конструированию; для иллюстрирования – сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;
  • Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ
  • Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

 В ходе занятий «Мастерской чудес» используются следующие

методические приемы:

  • познавательные беседы: знакомство детей со свойствами нового материала либо новой техникой рисования;
  • непосредственно само рисование: иллюстрации к сказкам, орнаментов.

Наглядный материал, используемый при работе с программой:

  • иллюстрации художников;
  • детские работы;
  • бумага различной плотности и текстуры;
  • мелки разных видов;
  • цветные карандаши разной твердости;
  • различные краски;
  • кисти разных размеров и структуры;
  • бросовый и природный материал;
  • пластилин, глина

Программа кружка “Мастерская чудес” разделена на четыре блока:

Блок 1 - Нетрадиционные художественные техники

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями школьников. Для детей школьного возраста будут использоваться простые и сложные техники, такие как кляксография, обрывание бумаги, жесткую кисть, рисунки дополняются более сложным художественным образом. Разные техники как гратаж, монотипия, рисование по мокрой бумаге.

Блок 2 - Бросовый  и природный материал

Практическая работа с разнообразным бросовым и природным материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы с различными инструментами, развивает мелкую моторику рук. Работая с различными материалами, дети знакомятся с их свойствами, структурой. Так как бросовый материал относится к отработанным материалом, при его подборе предъявляются определенные требования:

- материал должен быть не токсичен; безопасен; промытым;

- для работы с инструментами должен быть проведен инструктаж, разработаны инструкции.

Блок 3 – Пластилиновая графика. 

Понятие пластилинография имеет два смысловых корня “графия” создать, изобразить. Пластилин - материал, при помощи которого осуществляется замысел. Принцип данной техники в том, что изображение получается полуобъемным с рельефным изображением. Работа с пластилином доступна в любом дошкольном возрасте. Работа по программе кружка ведется от простого к сложному. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими как настоящий, если он вылеплен, а не нарисован.

Блок 4 – бумажная пластика

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.

Структура занятия кружка «Мастерская чудес»

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, дети могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.

В конце года проводится итоговое.

Работа с детьми разбита на блоки

Работа по блокам.

 Месяц

Блок1    

Блок 2

Блок 3

Блок 4

Рисование

Бросовый и природный материал

Пластилиновая графика

Бумагопластика

сентябрь

2 занятия

 

 

2 занятия

октябрь

 

2 занятия

2 занятия

 

ноябрь

1 занятие

1 занятие

1 занятие

1 занятие

декабрь

2 занятия

1 занятие

 

1 занятие

январь

 

1 занятие

1 занятия

1 занятие

февраль

1 занятие

1 занятие

1 занятие

март

1 занятия

1 занятие 

 1 занятие

1 занятия

апрель

1 занятие

1 занятие

1 занятие

1 занятие

май

 

2 занятия

2 занятие

 

Итог:

8 занятий

9 занятий

9 занятий

8 занятий

итого: 34 занятий в год

        Тематический план работы кружка «Мастерская чудес»        

Блок. Техника

Материал

Тема занятия

Дата

Задачи занятия

Сентябрь

1.Рисование

декоративное(коллективный альбом)

Белые листы бумаги, акварельные краски фламастеры

Лето красное прошло

1.09

Создание беспредметных(абстрактных) композиций; составление летней цветовой политры

2.Рисование по представлению

 (печатания листьям)

Гуашь, листья деревьев

Деревья в нашем лесу

8,09

Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

3.Бумагопластика
силуэтная аппликация с элементами рисования

Цветная бумага и картон, гуашь

Цветные ладошки

15,09

Вырезывание по нарисованному контуру; составление образов и композиций; «расшифровка» смыслов

4.Бумагопластика
силуэтная аппликация с элементами рисования

Цветная двухсторонняя бумага

Кошки на окошке

22,09

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы

Октябрь

1. Бросовый и природный материал художественное конструирование - эксперементирование    

Ягоды рябины, листья

Нарядные бусы и браслеты от дедушки Лукони

6,10

Вызвать у детей интерес к созданию украшений из природного материала

2. Бросовый материал художественное конструирование из различных материалов

Пустотелые формы (футляры от киндеров, бытовые банки; фасоль, горох, крупа)

Игрушки  - погремуш

ки

13,10

Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов и способами работы с ними. Воспитывать интерес к художественному эксперементированию.

3.Пластилинография лепка декоративная рельефная

Пластилин

Листья танцуют и превраща

ются в деревья

20,10

Познакомить детей с  техникой рельефной лепки. Учить делать полуобъемные изображения, передавать характерные особенности

4.Пластилинография лепка сюжетная

Пластилин

Кто под дождиком промок

27,10

Продолжать знакомить детей со способами полуобъемной лепки

Ноябрь

1.Рисование –экспериментирование (кляксография)

Краски акварельные и гуашевые, коктельные трубочки

Чудесное превращение кляксы

3,11

Показать новые способы получения абстрактных изображений, необычных форм

2.Бросовый материал художественное экспериментирование с фольгой

Фольга

Наша кузница

10,11

Вызвать интерес к экспериментированию с фольгой; воспитывать интерес к народной культуре

3. Пластилинография лепка рельефная

Пластилин, стеки

Ничего себе картина, ничего себе жара

17,11

Учить создавать фантазийные композиции; развивать творческое воображение

4. Бумагопластика аппликация с элементами конструирования(пальчиковый театр)

Готовые шаблоны из цветной бумаги

Нарядные пальчики

24,11

Закреплять способ вырезывания из бумаги сложенной вдвое. Вызвать интерес к обыгрыванию вырезанной одежды.

Декабрь

1.Рисование декоративное

Гуашевые краски белого цвета

Волшебные снежинки

1,12

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая узор на лучах. Развивать чувство композиции

2.Рисование парафином

Парафиновые свечки, гуашь бумажные одноразовые тарелочки

Снежинки

8,12

Учить украшать тарелочки узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

3.Бросовый и природный  материал. Моделирование из ваты и бумаги

Вата, бумажные салфетки, цветная двухсторонняя бумага

Снегири и яблоки

15,12

Учить самостоятельно выбирать  и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки

4.Бумагопластика аппликация с элементами конструирования (панорамная новогодняя открытка)

Бумажные салфетки,

Ёлочка-красавица

22,12

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем.

Январь

1. Бумагопластика аппликация сюжетная

Цветная и белая мягкая бумага салфетки белого цвета

Где-то на белом свете

12,01

Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации

2. Бросовый и природный материал игрушки из крышек от пластиковых бутылок

Разноцветные крышки

Весёлые человечки

19,01

Развивать творческое воображение

3. Пластилинография лепка из солёного теста

Солёное тесто, стеки, колпачки от фломастеров

Звонкие колокольчики

26,01

Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста

Февраль

1.Рисование с опорой на фотографию

Гуашевые краски

Папин портрет

2,02

Вызвать интерес к поиску изобразительно- выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более точно

2. Бумагопластика аппликация предметно-декоративная

Цветная двухсторонняя бумага

Галстук для папы

9,02

Показать способы изготовления галстуков

3. Бросовый  и природный материал моделирование из рукавичек, перчаток и носков

Пара носков, крупа(вата) для наполнения

Снеговик

16,02

Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов и способами работы с ними.

Март

1.Бросовый и природный материал декоративно-оформительская деятельность

Кружевные бумажные тарелки,кружево, пуговицы

Изящный коллаж с кружевом и пуговицами

2,03

Расширить опыт детского творчества в технике «коллажирования»

2. Бумагопластика  аппликация коллективная

Цветная бумага, готовые бумажные формы

Весенний букет

(настенная открытка)

9,03

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет).в смешанной технике: бумажная пластика +ватные диски, развивать эстетическое восприятие.

  1. Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка)

Акварельные краски, ватные томпоны

Весеннее небо

16,03

Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по »мокрому

4. Пластилинография лепка по замыслу

Мягкий пластилин

Ходит Дрёма возле дома

23,03

 Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки

Апрель

1.Пластилиновая живопись лепка рельефная

Мягкий пластилин

Ветер по морю гуляет

6,04

Продолжать развивать умение делать полуобъемные композиции

2. Бумагопластика аппликация с элементами рисования

Цветная двухсторонняя бумага для принтера

По морям, по волнам

13,04

Учить детей создавать из бумаги разные кораблики

3. Бросовый и природный материал коллаж из битой яичной скорлупы и шерстяных ниток

Яичная скорлупа и шерстяные нитки

Мозаика «Весенние картинки»

20,04

Научить детей крутить роллы, приклеивать их к пластику. Развивать чувство композиции

4.Рисование-экспериментирование

Кисточки разного размера, старые зубные щётки, мочалки

Я рисую море

27,04

Учить создавать образ моря разными нетрадиционными техниками

Май

1.Пластилиновая живопись лепка с натуры

Пластилин , бисер, бусинки, пуговицы

Чудесные раковины

4,05

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму

2. Бросовый и природный материал плетение из лент, верёвок

 

Ленты, тесьма, веревки, бумажные тарелочки

Плетённые коврики «Солнышко»

11,05

Продолжать знакомить детей с ткачеством

3. Бросовый и природный материал плетение из лент, верёвок

(продолжение)

Ленты, тесьма, веревки, бумажные тарелочки

Плетённые коврики «Солнышко»

18,05

Продолжать знакомить детей с ткачеством

4. Пластилиновая живопись
лепка сюжетная, коллективная

Мягкий пластилин

Мы на луг ходили, мы лужок лепили

25,05

Учить детей лепить по выбору луговые растения

Режим занятий

1 час в неделю, год  – 34 часа.

Формы организации занятий:

- групповая;

- индивидуально-групповая;

Формы проведения занятий:

- комбинированное занятие;

- беседа;

- наглядно-демонстрационное занятие;

- конкурс;

- соревнование;

- практическая работа, связанная с выполнением аппликаций, поделок;

Методы обучения:

Словесные:

- рассказ;

- беседы;

- обсуждения;

Наглядные:

- показ иллюстраций, видеоматериалов, презентаций;

- демонстрация гербариев;

- показ готовых работ;

Практические:

- практические работы;

- создание мини докладов и презентаций.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- работы детей;

- выставки работ;

- участие в школьных, районных и городских конкурсах;

- итоговая выставка.

Формы подведения итогов реализации программы:

Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия, праздники, мастер-классы. Показателями эффективной реализации программы являются устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.

Ожидаемые результаты обучения по программе.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;

Литература

И.А.Лыкова. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности  "Цветные ладошки". ФГОС / Москва:ИД «Цветной мир» 2015 г

И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / ФГОС / Москва:ИД «Цветной мир» 2016 г

И.А.Лыкова. Художественный труд  в детском саду. Старшая группа Город мастеров / ФГОС / Москва:ИД «Цветной мир» 2011 г

И.А.Лыкова. Я вырезаю из бумаги/ Москва «Карапуз», 2008

И.А. Лыкова. Я леплю из пластилина/ Москва «Карапуз», 2008

И.А. Лыкова. Я делаю аппликацию Москва «Карапуз», 2008

Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие /Москва, Педагогическое общество России, 2007.

Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт./Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий  /Москва, ТЦ Сфера, 2005.

 Е. В. Полозова. Продуктивная деятельность с детьми дошкольного возраста./Воронеж, «Учитель»,2009

Т. М. Комарова. Цвет в детском изобразительном творчестве/Москва, ООО «Сфера», 2005

С. Вдовиченко. Дети светлой краской красят мир/Москва, Чистые пруды, 2009

Л. Зайцева. Фигурки из гофрированного картона/ Москва, «Эксмо», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская чудес

Вспомнить о тех чудесах, которые дарят нам народные промыслы.Пробуем сотворить чудеса своими руками....

Программа внеурочной деятельности «Мастерская чудес»

программа внеурочной деятельности...

Образовательная программа объединения « Мастерская чудес»

Программа , ориентированная  на развитие творчества у детей...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес" ( общекультурное направление), 1-4 класс

Программа "Мастерская чудес"содержит материал для развития фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта....

Мастерская чудес

Актуальность. Данная программа направлена на развитие художественного вкуса обучающегося, внимания, логического мышления, устойчивости и концентрации внимания, воображения.Педагогическая целесообразно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»

Программа имеет научно-техническую и художественную направленность, носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделирован...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мастерская чудес»

Кружок «Мастерская чудес» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых р...