Дополнительная образовательная программа "Чудесная мастерская" для младшего школьного возраста
календарно-тематическое планирование по технологии на тему
Автор Конышева Н.М.Срок реализации 3 года.Пояснительная записка.Задачи (обучающие, развивающие,. воспитывающие). Содержание курса.Календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-_tematicheskiy_plan.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Суздальского района
МКОУДОД «Центр дополнительного образования детей Суздальского района»
Программа Утверждаю:
утверждена Директор
на методическом совете «___»______________2013 г.
«___»_______________2013 г.
Дополнительная образовательная программа
«Чудесная мастерская»
Срок освоения программы: 3 года.
Возраст обучающихся: 7-12 лет.
Реализуется на базе «Гавриловская СОШ».
Адаптирована по программе Конышевой Н. М.
Составитель: Русакова Маргарита Николаевна, педагог дополнительного образования
МКОУДОД «Центр дополнительного
образования детей Суздальского района».
г. Суздаль 2012 год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Настоящая программа «Чудесная мастерская» разработана в целях организации внеурочной деятельности учащихся. Программа разработана с учётом современных тенденций и научно – методических разработок. В программе использованы материалы и публикации современных педагогов (см. список литературы). Программа является адаптированной к возрастным особенностям школьников.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – обеспечить успешную социализацию младшего школьника. Содействовать активному развитию ребёнка, его способностей и таланта посредством погружения в художественно- эстетическую деятельность.
Задачи программы
Обучающие:
- формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры;
- овладение образным языком декоративно- прикладного искусства;
- знакомить с основами знаний в области композиции, декоративно – прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы;
- определение назначения и принципа действия изделия в соответствии с его назначением;
- выбор формы и числа деталей;
- составление плана изготовления изделия;
- порядок выполнения операций (разметка, обработка, отделка);
- овладение приёмами работы инструментами при заготовке деталей, их подгонке, сборке, отделки каждой детали и всего изделия;
- устранение ошибок и недостатков;
- подготовка рабочего места, распределение работы на своём рабочем месте и в группе;
- выполнение индивидуальной и коллективной части работы над изделием с соблюдением гигиены и техники безопасности.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и идей;
умение работать инструментами и приспособлениями.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать трудолюбие, терпение;
доброжелательность и умение выслушивать партнёра;
Программа направлена на потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально экономических и культурных условий жизни.
В подобной системе особо заметное место занимает художественно-конструкторская деятельность. На базе художественно-конструкторской деятельности эффективно развивается познавательная сфера ребенка и формируются такие процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Ручной труд, прежде всего, является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка.
Данная программа адаптирована на основе программы Конышевой Н. М., которая имеет направление на дизайнерское образование обучающихся.
Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:
конструктивность;
целесообразность;
вариативность, гибкость;
чувство стиля и стилевой гармонии,
Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются и при этом раскрывают многообразные связи предметно-практической деятельности человека с его культурой и историей. Главным в содержании обучения является нравственно эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой и картоном
Работа с соленым тестом
Лепка
Работа с тканью
Инструктаж
Поделки из природных материалов
Коллективные творческие работы
Выставки, экскурсии.
Возраст детей 7-10 лет.
Совместная деятельность педагога и детей:
практическая деятельность.
беседы и рассказы педагога.
сообщения детей.
игры.
диагностика.
выставки.
Система педагогического взаимодействия:
организованное обучение.
совместная деятельность педагога и обучающихся.
самостоятельная деятельность детей.
У обучающихся должны быть сформулированы знания и умения:
знание культуры и организации труда, рациональной, эстетической и безопасной работы;
знание способов обработки материалов, понимание их художественного смысла;
знание возможностей использования инструментов;
усовершенствовать конструкции в соответствии с поставленной задачей;
-умение творчески использовать конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения проектно-художественной задачи.
Педагогическая диагностика:
Викторины (знание правил по технике безопасности).
Занятия-экскурсии .
Выставки лучших работ учащихся.
Организация деятельности объединения
Программа работы кружка рассчитана на трехгодичное обучение.
Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 2 часа.
Календарно- тематический план.
Первый год обучения.
№ занятия | Тема, программное содержание | Кол- во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. | 2 | |
2 | Урок – экскурсия в парк. Наблюдения за природой. Сбор природных материалов. | 2 | |
3 | Обработка и хранение природных материалов. Стихи и загадки об осени. | 2 | |
4 | Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Беседа о видах аппликации. Наглядные пособия. | 2 | |
5 | Аппликация из листьев на бумажной основе (животные и растения). | 2 | |
6 | Аппликация «Золотая осень». Коллективная работа. | 2 | |
7 | Дикие и домашние животные. Рассказы о животных. | 2 | |
8 | Птицы. Классификация птиц. | 2 | |
9 | Человечки. | 2 | |
10 | Поделки из овощей. | 2 | |
11 | Композиция из песка. | 2 | |
12 | Композиция из яичной скорлупы. | 2 | |
13 | Композиция из манки. | 2 | |
14 | Аппликация с использованием веточек. | 2 | |
15 | Бусы из рябины, желудей. | 2 | |
16 | Стихи и песни на тему «Осень». Выставка работ из природного материала. | 2 | |
17 | Т/б и личной гигиены при работе с солёным тестом. Материалы и инструменты. Рабочее место. | 2 | |
18 | Приготовление солёного теста. Окрашивание теста. Обработка солёного теста. | 2 | |
19 | Знакомство с техникой работы с солёным тестом. Способы изготовления изделий. | 2 | |
20 | Вырезание по шаблону. | 2 | |
21 | Обработка подручными средствами. | 2 | |
22 23 | Раскатывание колбасок из теста. Плетёный венок. | 4 | |
Рожественские украшения: |
| ||
24 25 26 | Подвески. | 6 | |
27 | Снегурочка | 2 | |
28 | Дед Мороз | 2 | |
29 | Колокольчики. | 2 | |
30 | Ёлочка. | 2 | |
31 | Звёздочки. | 2 | |
32 | Снежинки. | 2 | |
33 | Подсвечник. | 2 | |
34 35 | Мышка. | 4 | |
36 37 | Яблоко с листочком. | 4 | |
38 39 | Дымковские и другие русские народные игрушки. Козлик. | 4 | |
40 | Выставка работ. Чтение рассказа «Торопливый ножик». | 2 | |
41 | Т/б и личной гигиены при работе с ножницами и клеем. Экономное расходование бумаги. Беседа «Виды бумаги» | 2 | |
42 | Советы перед работой. Условные обозначения. Выкройка. | 2 | |
43 | Азбука складывания. Как вырезать квадрат. | 2 | |
44 | Складываем прямоугольник. Цветные карандаши. | 2 | |
45 | Надрезания бахромой. Сороконожка. | 2 | |
46 | Мамонтёнок. | 2 | |
47 | Оригами из кругов. На лесной опушке. | 2 | |
48 | Оригами из кругов. Весёлые гуси. | 2 | |
49 | Астра из овалов. | 2 | |
50 51 | Симметричное врезание. Мушка. | 4 | |
52 53 | Золотая рыбка. | 4 | |
54 55 | Ажурный витраж. | 4 | |
56 | Полоски. Птичка- снегирь | 2 | |
57 | Птичка с хохолком. | 2 | |
58 | Змейка. | 2 | |
59 | Змея. | 2 | |
60 61 | Дракончик – флажок. | 4 | |
62 63 | Черепашка. | 4 | |
64 | Викторина «Знаешь ли ты правила по технике безопасности?» Выставка работ из бумаги. | 2 | |
65 | Экскурсия в парк. Наблюдения за природой весной. | 2 | |
66 | Т/б и личной гигиены на занятии. Материалы и приспособления. Правила безопасной работы. Виды ниток. | 2 | |
67 | Каркас из проволоки. Обмотка каркаса. | 2 | |
68 69 70 | Изготовление помпонов. | 6 | |
71 | Сборка изделия. | 2 | |
72 | Отчетная выставка в г. Суздале. Поездка с обучающимися. | 2 |
Второй год обучения
№ занятия | Тема, программное содержание | Кол- во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Правила Т/Б на занятии. Сбор природного материала. | 2 | |
2 | Обработка и хранение природных материалов. Пословицы о труде. | 2 | |
3 | Сбор семян для птиц. Хранение. | 2 | |
4 | Составление коллекции из листьев «Волшебные краски» | 2 | |
5 | Аппликация из цельных листьев. | 2 | |
6 | Аппликация из листьев по готовому шаблону. | 2 | |
7 | Изготовление вазы из кабачка. Декорирование. | 2 | |
8 | Повторить правила Т/б и личной гигиены при работе с солёным тестом. Объёмные изделия. Корзина для урожая. | 2 | |
9 | Лепка фруктов и овощей. | 2 | |
10 | Декорирование изделия. | 2 | |
11 | Декорирование изделия. Сбор урожая. | 2 | |
12 | Сказка «Репка». Лепка героев. | 2 | |
13 | Декорирование героев. | 2 | |
14 | Декорирование героев. Игра в сказку. | 2 | |
15 | Чашка с блюдцем. | 2 | |
16 | Декорирование изделия. | 2 | |
17 | Лепка вазы. Декорирование. | 2 | |
18 | Цветы на ножке. | 2 | |
19 | Декорирование цветов. Ваза с цветами. | 2 | |
20 | Мебель для кукол. | 2 | |
21 | Декорирование изделия. | 2 | |
22 | Машинка. | 2 | |
23 | Декорирование изделия. | 2 | |
24 | Самолётик. | 2 | |
25 | Декорирование изделия. | 2 | |
26 | Парусник. | 2 | |
27 | Декорирование изделия. Выставка изделий из теста. | 2 | |
28 | Повторить правила Т/б и личной гигиены при работе с ножницами, клеем. Свойства бумаги и картона. Аппликация из полосок. | 2 | |
29 | Аппликация из геометрических фигур. | 2 | |
30 | Аппликация из кругов и овалов. | 2 | |
31 | Аппликация из симметричных фигур. | 2 | |
32 | Трубочки с разными поперечными сечениями :квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, звезда. | 2 | |
33 | Элементы изделий из полосок. | 2 | |
34 | Применение вертикально стоящих полосок при изготовлении изделия «Пальма» | 2 | |
35 | Применение вертикально стоящих полосок при изготовлении изделия «Цветок» | 2 | |
35 | Применение вертикально стоящих полосок при изготовлении изделия «Цветок» | 2 | |
36 | Применение вертикально стоящих полосок при изготовлении изделия «Дерево» | 2 | |
37 | Применение вертикально стоящих полосок при изготовлении изделия «Зайка» | 2 | |
38 | Объёмная композиция из полосок. | 4 | |
40 | Объёмная композиция из множества разноцветных полосок «Бабочки» | 4 | |
42 | Открытки из бумаги и картона. | 2 | |
43 | Прорезная объёмная открытка.(прямые разрезы) | 4 | |
45 | Прорезная объёмная открытка (плавные кривые линии) | 4 | |
47 | Плетение из ленточек. Цветовая гамма. | 2 | |
49 | Плетение из ленточек. Браслет. | 4 | |
51 | Разноцветное плетение .Фенечка. | 4 | |
53 | Плетение из разноцветных полосок и составление подвесок. | 6 | |
56 | Мягкая игрушка. Правила Т/Б при работе с иглой. Змея. | 4 | |
58 | Мягкая игрушка. Пятачок. | 6 | |
61 | Мягкая игрушка. Лягушка. | 6 | |
64 | Выполнение работы в технике «изонить». Материалы и инструменты. Основные правила работы. Советы начинающим. Заполнение дуги. | 2 | |
65 | Советы начинающим. Заполнение угла | 2 | |
66 | Паутинка. | 4 | |
68 | Звёздочка. | 4 | |
70 | Изготовление паспарту. | 2 | |
72 | Поездка в Суздаль на отчётную выставку. | 2 |
Планирование работы на 1 год обучения.
Кол-во тем | направление | Кол- во часов |
1 | Вводное занятие. | 2 |
2 | Художественное конструирование из природного материала и овощей. | 30 |
3 | Изделия из солёного теста. | 48 |
4 | Изделия из бумаги и картона. | 50 |
5 | Мягкая игрушка. Изделия из помпонов. | 12 |
6 | Отчётная выставка в г. Суздале. | 2 |
итого | 144 |
Планирование работы на 2 год обучения.
Кол- тем | направление | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Художественное конструирование из природного материала и овощей. | 12 |
3 | Изделия из слоёного теста | 40 |
4 | Изделия из бумаги и картона. | 40 |
5 | Плетение из ленточек. | 16 |
6 | Мягкая игрушка. | 18 |
7 | Изонить. | 14 |
8 | Отчётная выставка в г. Суздале. | 2 |
итого | 144 |
Планирование работы на 3 год обучения.
Кол- тем | направление | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Художественное конструирование из природного материала и овощей. | 10 |
3 | Изделия из слоёного теста | 42 |
4 | Работа с бумагой в нетрадиционной технике. | 42 |
5 | Цветы из ленточек. | 14 |
6 | Изонить. | 14 |
7 | Мягкая игрушка | 18 |
8 | Отчётная выставка в г. Суздале. | 2 |
итого | 144 |
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и т.д.);
- рекомендации по проведению практических работ;
- дидактический и лекционный материалы.
Литература.
Для педагога.
1. Оригами. Конструирование из бумаги.
М. «Росмэн», 2002.
2. Поделки из бумаги. Г. Корнева.
ООО «Издательский дом «Кристалл» », 2002
3. Школа волшебников. Т. Н. Проснякова
Изд. «Учебная» литература», 2009.
4.Солёное тесто. Изольда Кискальт
М. «АСТ- Пресс,2002»
5. Азбука рукоделия.
«Д С»,2007
6. Поделки из разных материалов. В.В. Выгонов.
Изд. «Экзамен », 2012.
7. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Н.Г. Пищикова
ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Для воспитанников.
1. Схемы из литературы .(см. выше)
2. Таблицы.
3. Фотографии
4.Иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.
Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья"для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...
Логопедические находки «Роль лэпбуков в образовательном процессе детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
Одной из подачи речевого материала младшему школьнику может стать использование на логопедических занятиях дидактического средства- лэпбук. Работа с лэпбуками позволит разнообразить работу учителя-лог...
Индивидуальная образовательная программа ребёнка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья. Преодоление особых образовательных потребностей у детей с речевыми особенностями. Достижение...
Мотивация к обучению и дополнительной занятости у детей младшего школьного возраста
Материал предназначен для родителей (законных представителей) воспитывающих детей младшего школьного возраста, а также для учителей начальных классов для использования на родительком собрании....