КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
план-конспект занятия (2, 3 класс) на тему
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»
Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопластика» МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_fitodizayn.docx | 625.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»
Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопластика» МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара
Форма: групповое занятие-практикум.
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение новых знаний и умений на практике).
Продолжительность: 2 академических часа.
Дата проведения: 27.02.2013г.
Возрастная категория: дети в возрасте 7 - 9 лет по дополнительной общеразвивающей программе «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика».
Место проведения: МБОУ СОШ № 6 им. М.В. Ломоносова
Тема занятия: «Волшебный» цветок.
Цель: создание условия для ознакомления обучающихся с техниками декоративно-прикладного искусства - фитодизайн и бумагопластика - с целью творческого развития личности ребенка и возможности его самореализации.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с понятиями фитодизайн и бумагопластика;
- изготовление «волшебного» цветка как образец техник декоративно-прикладного искусства - фитодизайн и бумагопластика;
- развитие мотивации личности к творчеству и познанию;
- формирование культуры труда обучающегося (умения и навыки организовывать свою деятельность как часть трудовой деятельности коллектива, планировать работу, выполнять любое дело творчески, аккуратно и красиво, экономно расходуя материал, неукоснительно выполняя правила безопасного труда);
- формирование у детей нравственных норм и социальных коммуникаций.
Материальные ресурсы: ножницы, степлер, фигурный дырокол; клей; заготовки цветов из бумаги, сухоцветы, камушки, листья, веточки.
ТСО: компьютер, проектор.
Этапы занятия
Организационный этап (2 минуты).
Подготовительный этап (3 минуты).
Практический основной этап (55минут).
Контрольный этап (10минут).
Итоговый этап (10 минут) включает в себя три этапа: итогово - аналитический, рефлексивный и информационный.
Планирование и результат занятия на каждом этапе
- Организационный этап
Задачи этапа: подготовка учащихся к учебной работе, организация начала занятия.
Приветствие и знакомство.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Олеговна. А свои имена напишите, пожалуйста, на этих бейджиках-цветах и наденьте на себя.
Результат: создание психологического настроя, активизация внимания.
- Подготовительный этап
Задачи этапа: овладение знаниями о техниках «фитодизайн» и «бумагопластика»; подготовка материалов: бумаги, картона. Деление материалов на заготовки, сообщение темы и цели занятия; подбор методов работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся и умения самостоятельно работать.
Результат: педагог ставит перед учащимися учебные задачи. Учащиеся понимают учебные задачи, как и над чем далее следует работать на занятии.
Тема нашего занятия: «Волшебный» цветок». Наши «волшебные» цветы мы изготовим сегодня в техниках фитодизайн и бумагопластика
- Ребята, а вы знаете, что такое «фитодизайн»? Внимание на экран.
Показ презентации. Текст выступления к слайдам:
Слайд 1 «Фито» от греч. означает «растение». «Дизайн» - проектирование, украшение изделия.
Слайд 2 «Фитодизайн» – это декоративно – прикладное творчество по работе с природными материалами.
- Какие природные материалы вы знаете?
Слайд 3 Фото: сухоцветы, шишки, камушки, ракушки, листья, корни, веточки и мн. др.
- Работа с этими материалами даёт возможность обратиться к естественной для человека среде – природе, подключить воображение, проявить фантазию.
- А что такое «Бумагопластика»?
Слайд 4 Фото изделий в технике бумагопластика.
«Бумагопластика» - техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги, это декоративно – прикладное творчество по работе с бумагой – простой, декоративной, гофрированной, матовой, глянцевой, картоном и проч.
Слайд 5 Фото изделий в технике бумагопластика, выполненных учащимися.
- На занятиях по программе «Фитодизайн и бумагопластика» дети учатся создавать модные сувениры, аксессуары, красивые подарочные композиции – декоративные панно, картины, букеты из сухоцветов.
3. Практический основной этап.
Задачи этапа. Создание образа. Работа над эскизными вариантами – цветами (ромашки, розы, колокольчики, тюльпаны, лилии, кувшинки, подснежники). Создание фантазийного цветка в воображении. Сборка из заготовок композиционного воображаемого «волшебного» цветка. Создание образа - оформление изделия – цветка (дополнение дизайнерскими деталями из природного материала).
1. Показ мультфильма, беседа по его содержанию
- Ребята, посмотрите фрагмент из мультфильма (просмотр фрагмента)
- Кто знает, что это был за мультик, как он называется? («Цветик – семицветик»)
- О чем он?
- Да, правильно, желаний у девочки Жени было много.
- А какое желание было самым главным? Самое важное желание было доброе – помочь Вите поправиться.
2. Целевая установка на самостоятельную работу
- Уважаемые волшебники, сейчас каждый из вас придумает и изготовит свой «волшебный» цветок. Работая над ним, загадайте доброе желание. Оно обязательно сбудется!
- Давайте вспомним, какие бывают цветы (на экране подборка цветов: ромашки, розы, колокольчики, тюльпаны, лилии, кувшинки, подснежники).
- Перед тем, как приступить к работе, вспомним о правилах ТБ.
- Соблюдайте правила ТБ при работе!
- Сейчас я покажу вам некоторые приёмы работы с бумагой для создания плоских и объемных деталей.
- Ребята, старайтесь выполнять работу по порядку.
Сначала посмотрите на предложенные вам заготовки. Затем нарисуйте в воображении свой «волшебный» цветок. Помните, мы делаем «волшебные» цветы добрых желаний, потому что добрые желания, как цветы, украшают отношения между людьми.
Поможет вам в этом музыка П.И. Чайковского. Послушайте «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» (звучит музыка)
3. Самостоятельная работа учащихся
Результат: Усвоение новых знаний и систематизация знаний об условиях применения основ техник фитодизайна, багопластики, нового способа соединения деталей, дизайнерскими приемами. Усвоение способа работы с применением воображаемого эскиза, сборка, дизайн, первичная проверка понимания, закрепление знаний и умений, обобщение.
Развитие волевых качеств личности, терпения в учебной работе, желания создать свой образ – цветка (подкрепленными предварительным просмотром мультфильма, презентации «Цветы Средней полосы России», прослушивание муз П.И. Чайковского).
Результат: учащиеся увлеченно работают над образом, достаточно быстро усваивают новые знания, способы и приемы работы с бумагой, природными материалами, используя эскизы, готовые шаблоны - выкройки, активно выполняют практическую работу с учётом всех советов, замечаний и указаний педагога. Работа ведётся в устной и практической формах.
4.Контрольный этап
Задачи этапа: Создание мини-выставки работ, самоконтроль качества. Выявление наиболее удачных работ,
Результат: учащиеся активно включаются в практическую работу, реагируют на замечания. Проводится коррекционная работа по исправлению ошибок допущенных в работе – практическое выполнение и коллективное участие в оценки выполненной работы помогают улучшить результативность усвоения темы.
- Изделия в техниках фитодизайн и бумагопластика служат для украшения дома, класса, школы. Давайте украсим наш класс нашими «волшебными» цветами добрых желаний! (дети крепят цветы магнитами к доске; озвучивают, если хотят, своё желание) После занятия вы можете забрать свой цветок для украшения вашего дома или в подарок.
5. Итоговый этап.
- итогово-аналитический этап
Задачи этапа: оценка успешности достижения цели (оценка работ с использованием языка цветов), анализ причин достижения или не достижения цели, оценка результатов педагогического взаимодействия: формирование компетентности, состоящей из знаний, умений и способностей, приобретенных на уроке учащимися.
- рефлексивный этап
Задачи этапа: мобилизация учащихся на самооценку занятия, создание благоприятных условий для проведения самооценки собственной деятельности учащихся на занятии, достижений и просчетов.
- информационный
Задачи этапа: изложение методов и способов работы с учебным материалом, представленным на занятии, о перспективах следующих занятий.
Результат трех последних этапов: наблюдается положительная динамика развития умений и навыков учащихся
- Наша работа завершена. Молодцы, у нас получились отличные «волшебные» цветы добрых желаний! Сделанные своими руками, они смогут исполнить любое доброе желание: Счастья, здоровья, любви! (Звучит песня «Мы желаем счастья вам!»)
Образовательные технологии.
Инновационные методы работы, используемые на занятии, направлены на воспитание творческой активности и инициативы учащихся. Для достижения запланированных результатов на уроке используются педагогические технологии развивающего, компетентностно - ориентированного образования, технологии творческой деятельности.
Учебное занятие проводится с использованием следующих инновационных образовательных технологий:
- аудиторное обучение – практические занятия: социальный контакт учащихся с педагогом и эффект от их прямого общения; традиционно привычные для обучающихся методы; интерактивное образовательное пространство, в котором каждый учащийся может проверить свою позицию, выбор или реакцию других учащихся, получить незамедлительную обратную связь с преподавателем относительно правильности ответа, обозначенной позиции, алгоритма решения;
- технология (метод) свёрнутых информационных структур – выполнение учебного задания путем самостоятельного завершения учащимися формирования системы знаний по техникам - «фитодизайн», «бумагопластика»;
- тренинг – обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированной на формировании и совершенствовании ограниченного набора конкретных профессиональных компетенций;
- контекстное обучение – мотивация к усвоению знаний путём выявления связей между теорией и её применением на практике;
- электронное обучение – работа в системе Интернет в процессе аудиторных и при выполнении внеаудиторных самостоятельных заданий, просмотр видеопрезентаций, просмотр фрагментов видеофильмов о цветах, мультфильма «Цветик – семицветик»;
- методы работы (словесные, наглядные, практические):
- лекция - беседа о техниках «фитодизайн», «бумагопластика»;
- просмотр готовых работ в техниках «фитодизайн», «бумагопластика»;
- просмотр мультфильма;
- прослушивание музыкальных произведений по теме;
- рассказ педагога, сопровождающийся показом приемов отделки, сборки, дизайнерского оформления изделия (показ, демонстрация);
- упражнения: практическое задание по созданию дизайнерского оформления изделия – «Волшебный» цветок (выбор цветовой гаммы для работы, дополнительных материалов для индивидуального оформления);
- разбор поисковых вариантов оформления изделия и их совместное обсуждение;
- наглядный инструктаж;
- демонстрация наглядных пособий и работ из методического фонда;
- самостоятельная практическая работа непосредственная работа над изделием (коллективная или индивидуальная – по выбору учащихся);
- дидактические игры и учебно-творческие задания.
Лекала частей цветка
Процесс реализации творческого замысла
Прежде чем учащийся завершит путь от замысла до его реального воплощения, ему необходимо пройти все этапы создание образа. Постановка задачи создания образа требует от ребенка вживания в образ, который он собирается изображать. Ребенок должен почувствовать его и на основании образа реального, восприняв его творчески, создать свой образ.
Неплохо сделать ряд поисковых эскизов различного характера. При работе над эскизными зарисовками следует обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности образа, усложнять его общее восприятие. Самый оптимальный вариант – одновременное присутствие условностей изображения и узнаваемости образа.
Учащиеся должны знать, что при трансформации формы им можно:
- утрировать природную форму, доводя ее до максимальной остроты (предельно округлить форму цветка или активно вытянуть его);
- изменять соотношение пропорций, увеличивать в размере наиболее важные детали (соцветия, листья);
- допускать разные условности: преломление формы, изображение только отдельных ветвей, плодов, формы и т.д.
Важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи и лучшее раскрытие замысла.
Подготовка материала
При подборе материалов – бумаги, картона необходимо протестировать их на предмет соответствия воображаемой цветовой гамме будущей работы.
Выкройка деталей требует продумывания и расчета. При подготовке материала к работе его необходимо разделить на необходимые для деталей заготовки, тщательно выбрав нужные размеры для экономного использования материала.
Работа над воображаемым образом.
Выбор учащимися цветовой гаммы воображаемого цветка из цветной бумаги. Теплую или холодную цветовую гамму подбираем с помощью дидактических таблиц. Создание собственного образа.
Вырезание деталей.
Вырезание деталей изделия. Правила работы с ножницами, выполнение поворотов. Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами.
Отделка деталей.
Тщательное дорезание, доведение до совершенства. Загибание отдельных деталей, создание полуобъема – рельефа - производится при помощи тупых краев ножниц.
Сборка работы.
Соединение деталей. Новые способы соединения деталей цветка.
Создание образа - оформление изделия - происходит по свободному выбору (дополнение дизайнерскими деталями из природных материалов). Для дополнительных деталей выбираются различные материалы – ракушки, листья, веточки, шишки и проч.
Природные материалы
Колесова М.О., педагог ДО
МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация с конкурса педагогического мастерства"Сердце отдаю детям"
В 2010году я участвовала в конкурсе педагогов дополнительног образования Оричевского раона Кировской областиСердце отдаю детям" Я показывала свой опыт работы в кружках "Умники и умницы " и "В здоровом...
Конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки»
План - конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки» + презентация.Цель: создание оптимальных условий для вк...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в детско – юношеском объединении «Студия моды «Вопреки» г.о. Самара Колесовой Галины Васильевны, педагога дополнительного образования
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в детско – юношеском объединении «Студия моды «Вопреки» г.о. Самара Колесовой Галины Васильевны, педагога дополнительного образования...
Конспект открытого занятия внеурочной деятельности «Сенсорное и интеллектуальное развитие» во 2 классе для детей с ОВЗ по теме «В мире фигур»
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям и родителям детей с ОВЗ. В данной методической разработке нашли свое отражение такие принципы современной педагогики, как принцип...
«Педагогические технологии в дополнительном образовании детей»
Мой опыт реализациипедагогических технологий в развитии вокальных навыков школьников в условиях вокального кружка...
Приказ №993 Об организации и проведении школьного этапа конкурса профессионального мастерства работников образования «Педагог года – 2021»
Приказ №993 Об организации и проведении школьного этапа конкурса профессионального мастерства работников образования «Педагог года – 2021»...
Приказ № 1137-О от 26.11.2021 Об участии в конкурсе профессионального мастерства работников образования Нефтеюганского района «Педагог года – 2022»
Приказ № 1137-О от 26.11.2021 Об участии в конкурсе профессионального мастерства работников образования Нефтеюганского района «Педагог года – 2022»...