ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Мастерская Самоделкина»
рабочая программа на тему

Рогозина Вера Владимировна

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста.

Программа включает в себя четыре направления по работе с различными материалами:

  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с пластическими материалами: знакомство с различными приёмами лепки из пластилина, соленого теста;
  • работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) и тканью;
  • работа c природным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Мастерская Самоделкина»

                                                                   Возрастной состав детей: 7 - 8  лет

Срок реализации: 2 месяца                                    Программа разработана:      воспитателем Рогозиной В.В.                                                            

Ижевск

2018


Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                  3
  2. Цель и задачи ра6очей программы                                               5
  3. Календарный уче6ный график                                                      7
  4. Уче6ный план                                                                                 8
  5. Содержание уче6но-тематического плана (изучаемого курса) 9
  6. Методическое о6еспечение дополнительной о6разовательной программы                                                                                     11
  7. Описание диагностических мероприятий                                  13
  8. Планируемые результаты                                                            14
  9. Режим дня                                                                                     15
  10. Список литературы                                                                      18
  11. Приложение                                                                                  19


Пояснительная записка

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста.

Мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Создать условия для динамики развития ребенка поможет увлекательная работа с бумагой, нитками и тканью. Ребенку дается возможность реально открыть для себя волшебный мир листа бумаги, ткани, постичь их свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм и величин.

Программа включает в себя четыре направления по работе с различными материалами:

  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с пластическими материалами: знакомство с различными приёмами лепки из пластилина, соленого теста;
  • работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) и тканью;
  • работа c природным материалом.

 Специфика данных видов деятельности направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, в результате которых развивается ручная умелость, мелкая моторика рук, способствующих развитию психофизических функций детей.

В наши дни возрождается интерес к различным ремеслам, зачастую почти забытым, и все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста. Этому виду творчества придумали современное название- “Тестопластика”.  Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки – сувениры, украшения, панно и т.д. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми, для развития творческих способностей, а также мелкой моторики, а значит развитие речи, интеллекта, так как нейропсихологами давно доказана связь между развитием мелкой моторики и речи. Приятное на ощупь, внешний вид и запах, тесто оказывает огромный терапевтический, успокаивающий эффект, оно дает возможность самовыражения, служит отвлекающим средством от ежедневных проблем, помогает расслабиться.

В программе представлен методический материал, позволяющий организовать занятия с детьми по художественной деятельности на основе конструирования из бросового и природного материала, имеющего разнообразную структуру. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами. Постоянная работа с такими материалами способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережного отношения к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей

Занятия формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело. Занятия позволяют детям гармонично развиваться. Они проявляют фантазию, наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают глазомер, цветоощущение.

Работа в коллективе формирует дружеские взаимоотношения между детьми, оказание помощи друг другу, доброжелательно оценивать работу товарищей.  Самое важное– научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно  выполненного труда, приучить их преодолевать трудности.


Цель программы: обучение детей элементарным трудовым навыкам и методам работы с различными материалами.

Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
  • воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,
  • воспитывать самостоятельность в работе.

воспитывать волевые качества.

Развивающие:

  • повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;
  • расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
  • развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус.

Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи должны решаться в комплексе.


Отличительная осо6енность данной программы заключается в следующем:

Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений, используется система проектов, это способствует развитию компетентной личности.

Программа рассчитана на два месяца, предусматривает разные возрастные уровни, начиная с 7 лет и далее, в зависимости от способностей, возможностей и желания ребенка. Занятия проводятся в группах не более 10 человек, в игровой форме, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, творческой активности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия для детей 7 - 8 лет 30 – 40 минут. В программе дана последовательность тем и содержание практических работ.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек - раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ и творческих альбомов детей, участие в выставках, уче6но-исследовательских конференциях.


Календарный уче6ный график на 1 смену (2 месяца, 8 недель)

 Условные о6означения: ДВ – диагностика входная;

ДИ – диагностика итоговая.

№ занятия

Неделя по порядку

1

2

3

4

5

6

7

8

1

ДВ

У

У

У

У

У

У

У

2

У

У

У

У

У

У

У

У

3

У

У

У

У

ДИ

Итого на одну смену: 19 уче6ное занятие, 2 диагностических.

В год предполагается 5-6 смен, в зависимости от периода закрытия реа6илитационного центра на время ремонта.


 Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Раздел

Теоретических часов

Практических часов

Всего часов

  1. 2

Работа с бумагой и картоном

1

4

5

  1. 3

Работа с природным материалом

1

4

5

  1. 4

Работа с соленым тестом, пластилином

1

4

5

  1. 5

Работа с бросовым материалом

5

5

  1. 6

 Итоговое занятие

1

1

Итого

4

17

21


Содержание дополнительной образовательной программы

Темы занятий

Кол-во часов

Работа с природным материалом – 5 часов

1

Вводное занятие. Рассказ о флористике. Природе родного края.

1

2

Аппликация из сухих листьев. Виды листьев.

Игра «Чей листок?» Узоры в квадрате, в прямоугольнике.

1

3

Изготовление животных из листьев, поделок из шишек, желудей и мха.

3

Работа с пластичными материалами (пластилин, соленым тестом) - 5 часов

4

Рассказ о глине и пластилине и соленом тесте

Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).

1

5

Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.

1

6

Осьминожка.  (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.)

1

7

Улитки на полянке

1

8

Зайка.

1

Работа с бумагой и картоном- 5 часов

9

Виды  бумаги и ее свойства, материалы и инструменты

1

10

Аппликации из бумажных комочков

1

11

Поздравительная открытка «23 февраля»

1

12

Ромашка (композиция цветы в вазе)

1

13

Праздничная открытка «8 марта».

1

Работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) -5 часов

14

Игрушки из спичечных коро6ков

1

15

Цветик–семицветик ( из оберточной бумаги)

1

16

Пингвин  из коробки

1

17

Шарики из пластиковых 6утылок

1

18

Поделка из ватных палочек и дисков «Зимняя сказка»

1

19

Итоговое занятие

1


Методическое о6еспечение дополнительной о6разовательной программы

Содержание, методы и приемы обучения данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ре6енка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Занятия построены так, чтобы душевные силы детей были в самых выгодных условиях, чему способствуют: обстановка, в которой дети не стыдятся воспитателя и товарищей, не боятся и не стесняются непонимания. Одно из условий освоения программы - стиль общения воспитателя с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Индивидуальный подход в работе – это действенное внимание к каждому ре6енку, его творческой индивидуальности. Он предполагает разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в ходе занятия и помогает вовлечь всех детей в активную работу кружка.

В ходе занятия используется сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Дети работают самостоятельно и под контролем воспитателя.

Например:  

  1. В процессе лепки дети развивают мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, создают интересные и необычные изделия.
  2. Работа с самыми различными материалами значительно расширяет кругозор детей, у них развивается внимание и зрительная память.
  3. Работа с 6умагой и картоном требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу.
  4. Выполняя работу из природного материала, важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманное своими руками. Они знакомятся с разновидностями растительного материала, у них формируется любовь к природе, родному краю и умение трудиться.

Способствует лучшему усвоению программного материала:

1. Наглядные пособия (схемы).

2. Образцы готовых работ.

3. Литература (альбомы, книги)

Программа составлена так, чтобы дети не слишком утомлялись. Занятия спланированы по их силам, не слишком легкими и не слишком трудными.

Занятия планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция дает возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый ребенок.

На занятиях дети знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий.

Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности детям предлагаются дидактические игры и упражнения на внимание, сообразительность.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.


Описание диагностических мероприятий

Диагностирующие мероприятия обусловлены целеполаганием процесса обучения, и предусматривают в динамике уровни усвоения обучающимися учебного материала и его корректировку. Диагностируются все компоненты учебно-воспитательной системы, т.к. без диагноза нельзя оптимально управлять педагогическим процессом.

Изучение, систематическое наблюдение за детьми способствуют наиболее полному выявлению их индивидуальных особенностей и способностей, позволяют ответить на вопросы: как ребенок обучается и воспитывается, происходят ли сдвиги, как воспринимает помощь. Опираясь на педагогические критерии, педагог через диагностирование определяет уровень развития ребенка, зону его ближайшего развития. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребёнка за его труд, старание.

Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится наблюдение.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам. Поэтому её результаты оцениваются по следующим показателям: учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы) (Таблицы № 1 – 2; приложения к та6лицам 1-2).

Диагностика проводится с использованием методического пособия Габдулхаметовой H. Б. «Педагогическая диагностика в дополнительном о6разовании» // Нефтекамск 2014.


Планируемые результаты:

В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе предполагается, что дети получат следующие знания и умения:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • Знать основные приемы работы с различными материалами;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  •  расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).
  • экономно и рационально расходовать материалы.

Для проведения занятий необходимо иметь различные демонстративные наглядные пособия и индивидуальный материал:

  • образцы бумаги, ниток;
  • материалы по технике безопасности;
  • материал из истории тестопластики, бумаги;
  • образцы работ;
  • схемы, предметные картинки;
  • трафареты к различным поделкам.

Для занятий необходимы следующее оборудование и инструменты:

  • цветная бумага и картон;
  • природный материал (сухие листья, веточки и т.д.);
  • бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.);
  • соленое тесто, пластилин;
  • ножницы с тупым концом;
  • скалочка, доска, стеки;
  • линейка, прямоугольник, трафареты.

Важным моментом деятельности детей является подведение итогов полученных умений и знаний. В процессе обучения устраиваются выставки с демонстрацией работ, в которых отражаются трудовые умения и навыки, полученные по данному разделу программы.


Режим дня

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Теплый период года

Холодный период года

Выходные дни

7.00-7.30

Подъем, утренний туалет, наведение порядка в комнатах

7.00-7.30

Подъем, утренний туалет, наведение порядка в комнатах.

7.00-7.30

Подъем, утренний туалет, наведение порядка в комнатах.

7.30-7.45

Гигиенические и закливающие  процедуры.

7.30-7.45

7.30-7.45

Осмотр детей, гигиенические процедуры.

7.45-8.00

Утренняя гимнастика.

7.45-8.00

Утренняя гимнастика.

7.45-8.00

Утренняя гимнастика.

8.00-8.15

Завтрак.

8.00-8.15

 Завтрак.

8.00-8.15

Завтрак.

8.15-9.00

Подготовка к мероприятиям и экскурсиям.

8.15-8.30

Дорога в школу.

8.15-9.00

Занятия по интересам. Самообслуживание. Просмотр телепередач.

9.00-9.15

Линейка

9.00-9.20

Организованное коррекционное обучение со специалистами.

9.00-9.20

Кружковая деятельность

 (1 подгр)

9.30-9.50

Непрерывно образовательная деятельность.

9.30-9.50

Непрерывно образовательная деятельность.

9.30-9.50

Кружковая деятельность

 (2 подгр)

10.00-10.15

Подготовка к завтраку. Второй завтрак.

10.00-10.15

Подготовка к завтраку. Второй завтрак.

10.00-10.15

Подготовка к завтраку. Второй завтрак.

10.15-11.30

Прогулка, игры, наблюдения, труд, воздушные, водные и солнечные процедуры, экскурсии.

10.15-11.30

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, наблюдения, труд.

10.15-11.30

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, наблюдения, труд.

11.30-11.40

Возвращение с прогулки, водно-гигиенические процедуры.

11.30-11.40

Возвращение с прогулки, водно-гигиенические процедуры.

11.30-11.40

Возвращение с прогулки, водно-гигиенические процедуры.

11.40-12.10

Обед.

11.40-12.10

Обед

11.40-12.10

Обед

12.10-12.30

Чтение книг, настольные игры, самостоятельная деятельность.

12.10-12.30

Чтение книг, настольные игры, самостоятельная деятельность.

12.10-12.30

Чтение книг, настольные игры, самостоятельная деятельность.

12.30-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

12.30-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

12.30-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.00-15.30

Постепенные подъем, гимнастика после сна, закаливающие процедуры.

15.00-15.30

Постепенные подъем, гимнастика после сна, сюжетно-ролевые игры

15.00-15.30

Постепенные подъем, гимнастика после сна, сюжетно-ролевые игры

15.30-16.00

Полдник

15.30-16.00

Полдник

15.30-16.00

Полдник

16.00-18.00

Прогулка. Самостоятельная деятельность, игры, поделки.

16.00-16.30

Чтение художественной литературы, индивидуальные коррекционные занятия, просмотр телепередач

16.00-16.30

Прогулка, игры, самостоятельная деятельность.

18.00-18.30

Ужин.

16.30-18.00

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность.

16.30-18.00

Организация банного дня. Чтение книг, просмотр телепередач.

18.30-19.00

Уборка личных вещей, проверка чистоты и порядка в группах.

18.00-18.30

Ужин.

18.00-18.30

Ужин.

19.00-20.30

Вечерняя прогулка, игры, самостоятельная деятельность.

18.30-19.00

Уборка личных вещей, проверка чистоты и порядка в группах

18.30-19.00

Уборка личных вещей, проверка чистоты и порядка в группах

20.30-20.45

Возвращение с прогулки, водно-гигиенические процедуры.

19.00-19.50

Самостоятельная деятельность, игры.

19.00-19.50

Самостоятельная деятельность, игры.

20.45-21.00

Второй ужин.

19.50-20.30

Подготовка к вечерней прогулке. Вечерняя прогулка.

19.50-20.30

Подготовка к вечерней прогулке. Вечерняя прогулка.

21.00

Вечерний туалет, гигиенические процедуры, сон.

20.30-20.45

Возвращение с прогулки, водно-гигиенические процедуры

20.30-20.45

Возвращение с прогулки, водно-гигиенические процедуры

20.45-21.00

Второй ужин.

20.45-21.00

Второй ужин.

21.00

Вечерний туалет, гигиенические процедуры, сон.

21.00

Вечерний туалет, гигиенические процедуры, сон.


Используемая литература

  1. Бахметьев А., Кизяков Т. “Оч. умелые ручки” // РОСМЭН, 1999.
  2. Ворончихин Н.С. “Сделай сам из бумаги” // Сп-б.,2010
  3. Габдулхаметова H. Б. «Педагогическая диагностика в дополнительном о6разовании» // Нефтекамск 2014.
  4. Гудилина С.И. “Чудеса своими руками” // Москва, 1998.
  5. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” //  Москва. Просвещение, 2005г.
  6. Гусакова М.А. “Аппликация” // Москва, «Просвещение», 1997.
  7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” // ТЦ «Сфера», 2007.
  8. Докучаева Л,Н.“Сказки из даров природы”// СПб. : Диамант : Валери СПД, 1998. 
  9. Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.П. “Рукоделие для детей” //  Мн. : Полымя, 1997.
  10. Конышева Н.М. “Чудесная мастерская” // издательство «LINKA-PRESS», 1997.
  11. Конышева Н.М. “Наш рукотворный мир” // Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  12. Конышева Н.М. “Умелые руки” // Смоленск «Ассоциация XXI век» 2009.
  13. Конышева Н.М. “Секреты мастеров” // Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
  14. Романовская А.И. «Поделки из соленого теста» // Москва. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей. Кружок «Волшебная мастерская»

Кружок «Волшебная мастерская» интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология» и «Изобразительное искусство». Программой предусматриваются тематические пересечения с такими...

программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"

Целью  курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей  обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе  приобретения языковых знаний, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Программа дополнительного образования "Волшебная мастерская"

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...