Научно-исследовательская статья «Сухомлинский В. А. о духовно – нравственном воспитании младших школьников»
статья по теме
Сегодня важным вопросом в начальном образовании является необходимость содействия овладения богатствами мировой культуры, воспитанию уважения к народам мира, их истории» традициям. Главной целью становятся создание условий для разностороннего развития гражданина, формирование поколения, способного к непрерывному образованию и созданию духовных ценностей. Общепризнанно, что просвещение является наиболее важной частью культуры любого народа, наполненной высоко духовным началом, гуманистическими принципами, движением к прогрессу.
Более 30 - лет одними из главных источников формирования понятия о духовно – нравственном воспитании школьников являются произведения великого отечественного педагога - Василия Александровича Сухомлинского.
Цель данной статьи показать, что его опыт работы и рекомендации по духовно – нравственному воспитанию школьников В. А. Сухомлинского особенно актуальны сегодня. С его словами, написанными более 30 - лет назад нельзя не согласиться и в наше время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сухомлинский В. А. о духовно – нравственном
воспитании младших школьников»
Канишева Марианна Александровна, кандидат педагогических наук,
учитель начальных классов,
учитель-методист Ялтинского
учебно-воспитательного комплекса № 11
«Детский сад-школа-лицей»
Республики Крым.
“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)
Сегодня важным вопросом в начальном образовании является необходимость содействия овладения богатствами мировой культуры, воспитанию уважения к народам мира, их истории» традициям. Главной целью становятся создание условий для разностороннего развития гражданина, формирование поколения, способного к непрерывному образованию и созданию духовных ценностей. Общепризнанно, что просвещение является наиболее важной частью культуры любого народа, наполненной высоко духовным началом, гуманистическими принципами, движением к прогрессу.
Более 30 − лет одними из главных источников формирования понятия о духовно – нравственном воспитании школьников являются произведения великого отечественного педагога − Василия Александровича Сухомлинского.
Цель данной статьи показать, что его опыт работы и рекомендации по духовно – нравственному воспитанию школьников В. А. Сухомлинского особенно актуальны сегодня. С его словами, написанными более 30 − лет назад нельзя не согласиться и в наше время.
В «Сердце отдаю детям » В. А. Сухомлинский писал − «Мы живем в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Учение не может быть легкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина не будет легкой прогулкой по укатанной дорожке. Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Уровень знаний молодого человека 70-х, 80-х, 90-х годов будет неизмеримо выше уровня знаний молодежи предшествующих десятилетий. Чем большим кругом знаний надо будет овладевать, тем больше надо считаться с природой человеческого организма в период бурного роста, развития и становления личности − в годы детства. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, − это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Но вместе с тем с каждым годом возрастает роль тех элементов среды, которые связаны с общественными отношениями людей, с трудом » [1, с. 12].
Анализируя произведения В. А. Сухомлинского, мы видим, что чем больше читаешь его произведения, тем глубже понимаешь, что все его книги и статьи объединяет мысль: для гармоничного развития и духовно – нравственного воспитания человека необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами. Урок не самоцель: урок должен давать знание, развитие и интерес к чему-то особенному. Внеклассная работа не самоцель: ученик должен найти в чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться.
Мы согласны с В. А. Сухомлинским, что детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества [2].
В определении учебно-воспитательного процесса В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых: наука, мастерство, искусство... Воспитание в широком смысле − это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает, причем этот процесс характерен глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной — в третьем. Такова природа нашего педагогического дела [3, с.9].
В «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский указывал, что без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель − в неграмотную няньку, педагогика − в знахарство. Нужно научно предвидеть − в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий [1, с.50].
Там же мы находим, что «Учение − очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений.
Учение − это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании все главное − и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе» [1, с.8].
Определение духовной деятельности, которое В. А. Сухомлинский дал более 30 - лет назад, особенно актуально сегодня. «Духовная деятельность − это не какие-то оторванные от повседневного труда самоуглубление и самоанализ. Это творческий труд, кипучая общественная деятельность, одухотворенная благородной целью. Духовная деятельность - это отражение общественных отношений, включая труд, во внутреннем мире человека, в его пристрастиях и устремлениях, в его желаниях. Повторяю: в желаниях. Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки, в которых человек опять-таки утверждается, в которых рождаются новые желания. Этот сложный процесс и является тем, что мы в практике воспитания называем идейной жизнью личности... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу,— вот одно из золотых правил воспитания подростков» [4, с.200].
В. А. Сухомлинский говорил, что школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные по содержанию, и по форме уроки… но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков[5, с.4].
Василий Александрович указывал, что до тех пор, пока ребенка не удалось увлечь детскими радостями, пока в его глазах не пробудился неподдельный восторг, пока мальчик не увлекся детскими шалостями, − он не имеет права говорить о каком-то воспитательном влиянии на него. Ребенок должен быть ребенком… Если слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, − это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу [1,с.32].
…Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями [6].
Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом [5, с.2].
В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда. Эти таланты раскроются только, когда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают и хиреют. Ум воспитывается умом, совесть − совестью, преданность Родине — действенным служением Родине [4, с.114].
Гуманное отношение к ребенку означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желаний стать хорошим, немыслима школа, немыслимо воспитание [3, с.3].
Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика. Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики — нет и талантливых учеников; в этом случае тот, кто обладает математическими способностями, никогда не проявит их. Учитель — это первый светоч интеллектуальной жизни... [7,с.26].
В. А. Сухомлинский верил в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной полноте и насыщенной жизни, в идейном богатстве стремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия… Эти слова Сухомлинского возвращают нас к главной его мысли, − к мысли о полноте счастья ребенка. Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым − значит, прежде всего, помочь ему учиться. В школьных успехах − залог будущей счастливой, духовно насыщенной жизни взрослого.
Сделав обзор взаимосвязанных дидактических идей Сухомлинского по духовно – нравственному воспитанию, мы выделили − интеллектуальный фон, увлечение, учение − и это, прежде всего работа с книгой и проблемное обучение. Взаимосвязанных потому, что ни одна из них не осуществима без осуществления всех остальных. Рассмотрим их кратко.
1.Интеллектуальный фон - это интерес к учению, общее развитие ученика невозможно, если в классе нет богатого интеллектуального фона — постоянного обмена знаниями, если программный материал не ложится на большое количество материала внепрограммного. Этот интеллектуальный фон и позволяет обходиться без зубрежки, помогаем работать мысли.
2.Увлечение. В Павлышской школе педагоги добивались, чтобы у каждого ученике был любимый предмет, в знании которого ученик превосходил бы других ребят; у каждого учителя - предметника должны быть несколько учеников, которым дают дополнительную литературу, дополнительные знания. Это и создает интеллектуальный фон класса, развивает интерес к знаниям, развивает таланты.
3. Книга. Учение − это, прежде всего работа с книгой; в Павлыше создан культ книги. О книгах говорят стенды и плакаты, книги дарят на праздники, все учителя и школьники собирают личные библиотеки. Уметь читать и перечитывать книги, выбрать книгу, прочитать за школьные годы 200 книг из золотого фонда мировой литературы,— это обязательное требование к ребятам.
4. Проблемное обучение. Этим, словом называют обычно большой комплекс разнообразных приемов пробуждения мысли. Новый материал во многих случаях задается как проблема, которую ребята с помощью учителя должны решить. Таков общий обзор взаимосвязанных дидактических идей Сухомлинского.
Стоило ему ввести понятие «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон» класса, «духовная жизнь школы как многое стало понятнее. Коллектив класса − это сложное взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, взаимная «заразительность», это обмен духовными приобретениями, знаниями − словом, все то, что и создает «интеллектуальный фон» повышает общий уровень развития детей, вызывает общее стремление больше узнать, лучше учиться − и тем помогает детям в их главном труде. Каждый может что-то внести в этот фон, свою краску, свое увлечение — и каждый тянется за другими, увлеченный их интересами. Такое «перекрестное опыление» интересов, увлечений, взаимовозбуждение их создает прекрасные условия для развития детей. Василий Александрович писал, что они стремились к тому, чтобы в школе и стены говорили.
Воспроизведенные на плакатах и панно глубокие мысли проникают в духовною жизнь учеников, вызывают соответствующие переживания в первую очередь потому, что они − частица системы нашего нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания. Если бы смысл перечисленных высказываний не связывался с тем, чем живет в настоящее время коллектив, все эти слова проходили бы мимо ума и сердца наших питомцев, оставались бы для них пустым звуком. Все эти стенды, плакаты время от времени меняются в зависимости от содержания воспитательной работы [8,с.138].
Мы не допускаем увлечения теми приемами «эффективного», «ускоренного» обучения, в основе которых взгляд на голову ребенка как на электронный механизм, способный без конца усваивать и усваивать. Ребенок − живое существо, его мозг − тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Дать начальное образование за три года можно, но при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормальном развитии детского организма. Источник полноценного умственного труда не в темпе и напряженности умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания [8,с.147].
В. А. Сухомлинский указывает, что каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний, в то же время раскрывает вторую программу − программу знаний необязательных… «Наш педагогический коллектив твердо убежден, что от единства обязательной и необязательной программ зависит интеллектуальное воспитание подростков» [4,с.148].
«Овладение второй программой − сама суть интеллектуального самоутверждения подростков, многогранной духовной жизни коллектива, постоянного обмена духовными богатствами. Важнейший путь овладения второй программой − самостоятельное чтение» [4,с.149].
Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Моя забота об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе, какую книжку читает и какую скажу слушает, что рисует и как выражает в рисунке свои мысли и чувства, какие чувства пробуждают в ею душе музыка природы и музыкальные мелодии, созданные пародом и композиторами, какой любимый труд есть у ребенка, насколько чутко воспринимает радости и невзгоды людей, что он создал для других и какие чувства пережил в связи с этим [1, с.108].
Любознательность, любопытство — это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности − нет школы. Интеллектуальное равнодушие, убогость интеллектуальных эмоций — все это притупляет чуткость к мудрости, к новизне, к богатству и красоте мысли и нотации, Если на уроке, после рассказа учителя, нет никаких вопросов «все, мол, понятно», это первый признак того, что в классе не г интеллектуальных потребностей осталась скучная, тягостная обязанность изо дня в день учить уроки [5, с. 2].
Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично — ой как трудно!); ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей. Сердце охватывает гнев и возмущение, когда видишь такого равнодушного, безропотного ребенка, готового терпеливо слушать хоть целый час назидания учителя, абсолютно безразличного к словам товарищей: ты отстающий, ты останешься на второй год... Что может быть безнравственнее, чем подпоить в человеке его чувство собственного достоинства [1, с. 142].
Такое, на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся,— это умение учителя найти правильный подход к каждому ребенку, умение лелеять в его душе огонек жажды познания. В течение 4-х лет обучения детей в начальных классах я никогда не ставил неудовлетворительных оценок − ни за письменные работы, ни за устные ответы. Дети учатся читать, писать, решать задачи. Один ребенок уже достиг положительных результатов в своем умственном труде, другой пока еще нет. У одного уже получается то, чему его хочет научить учитель, у другого еще не получается, но это не значит, что он не хочет учиться. Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу [1, с.143].
Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает ребятам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в запоминающее устройство... Нет, так не должно быть. Нельзя отгораживать детей от окружающего мира каменной стеной. Нельзя лишать ученика радостей духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он − засушенный цветок [1, с. 57].
В заключение хочется привести слова В. А. Сухомлинского, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
Используемая литература.
1. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа», 1969.
2. Моя педагогическая вера. «Юность», 1968, № 9.
3. Разговор с молодым директором. «Народное образование», 1965—1966 гг.
4. Рождение гражданина. М., «Молодая гвардия», 1971.
5. Этюды о коммунистическом воспитании. «Народное образование», 1967 г.
6. Письмо о педагогической этике. «Народное образование», 1970, № 11.
7. Воспитание личности в советской школе. Киев, «Радянська школа», 1965.
8. Павлышская средняя школа. М., «Просвещение», 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития школьников
Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Мо...
Духовно-нравственное воспитание школьников
.В данной статье рассказывается о проблемах духовно-нарвственного воспитания школьников в соответствиии с новым ФГОС НОО 2-го поколения...
Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.
Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа. Не зря,Чем...
Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе ...
Духовно-нравственное воспитание школьников
Воспитание нравственных качеств в детях...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...
Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...