Научно-исследовательская статья «Сухомлинский В. А. о духовно – нравственном воспитании младших школьников»
статья по теме

Канишева  Марианна Александровна

Сегодня важным вопросом в начальном образовании является необходимость содействия овладения богатствами мировой культуры, воспитанию уважения к народам мира, их истории» традициям. Главной целью становятся создание условий для разностороннего развития гражданина,  формирование поколения, способного к непрерывному образованию и созданию духовных ценностей. Общепризнанно, что просвещение является наиболее важной частью культуры любого народа, наполненной высоко духовным началом, гуманистическими принципами, движением к прогрессу.

 Более  30 -  лет   одними из главных источников формирования  понятия о духовно – нравственном   воспитании  школьников являются произведения великого отечественного  педагога  - Василия Александровича  Сухомлинского.

Цель данной статьи показать, что его опыт работы и рекомендации по духовно – нравственному   воспитанию  школьников В. А.  Сухомлинского особенно актуальны сегодня. С его словами, написанными более 30 -  лет назад нельзя  не согласиться и в наше время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сухомлинский В. А.  о духовно – нравственном  

воспитании  младших школьников»

                                                         Канишева  Марианна Александровна, кандидат педагогических наук,  

учитель начальных классов,

 учитель-методист Ялтинского

 учебно-воспитательного комплекса № 11

 «Детский сад-школа-лицей»  

Республики Крым.

            “Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,

               подростков и юношества от одной из самых больших бед –

                                               пустоты души, бездуховности…

                                                Настоящий человек начинается там,

                                     где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)

Сегодня важным вопросом в начальном образовании является необходимость содействия овладения богатствами мировой культуры, воспитанию уважения к народам мира, их истории» традициям. Главной целью становятся создание условий для разностороннего развития гражданина,  формирование поколения, способного к непрерывному образованию и созданию духовных ценностей. Общепризнанно, что просвещение является наиболее важной частью культуры любого народа, наполненной высоко духовным началом, гуманистическими принципами, движением к прогрессу.

 Более  30  лет   одними из главных источников формирования  понятия о духовно – нравственном   воспитании  школьников являются произведения великого отечественного  педагога  Василия Александровича  Сухомлинского.

Цель данной статьи показать, что его опыт работы и рекомендации по духовно – нравственному   воспитанию  школьников В. А.  Сухомлинского особенно актуальны сегодня. С его словами, написанными более 30  лет назад нельзя  не согласиться и в наше время.

В  «Сердце отдаю детям » В. А.  Сухомлинский писал  «Мы живем в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Учение не может быть легкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина не будет легкой прогулкой по укатанной дорожке. Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Уровень знаний молодого человека 70-х, 80-х, 90-х годов будет неизмеримо выше уровня знаний молодежи предшествующих десятилетий. Чем большим кругом знаний надо будет овладевать, тем больше надо считаться с природой человеческого организма в период бурного роста, развития и становления личности  в годы детства. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка,  это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Но вместе с тем с каждым годом возрастает роль тех элементов среды, которые связаны с общественными отношениями  людей, с трудом »  [1, с. 12].  

Анализируя произведения В. А.  Сухомлинского, мы видим, что чем больше читаешь его произведения, тем глубже понимаешь, что все его книги и статьи объединяет мысль: для гармоничного развития и духовно – нравственного воспитания  человека необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами. Урок не самоцель: урок должен давать знание, развитие и интерес к чему-то особенному. Внеклассная работа не самоцель: ученик должен найти в чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться.

Мы  согласны с В. А.  Сухомлинским, что детство - каждодневное   открытие   мира.   Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества [2].

В определении учебно-воспитательного процесса В. А.  Сухомлинский выделил три слагаемых: наука, мастерство, искусство... Воспитание в широком смысле   это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает, причем этот процесс характерен глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной — в третьем. Такова природа нашего педагогического дела [3, с.9].

В  «Сердце отдаю детям» В. А.  Сухомлинский указывал, что без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель   в неграмотную няньку, педагогика    в знахарство. Нужно научно предвидеть   в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий [1, с.50].

Там же мы находим, что  «Учение  очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в  которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений.

Учение   это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании все главное   и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе» [1, с.8].

Определение духовной деятельности, которое В. А.  Сухомлинский дал более 30 - лет назад, особенно актуально сегодня. «Духовная деятельность −  это не какие-то оторванные от повседневного труда самоуглубление и самоанализ. Это творческий труд, кипучая общественная деятельность, одухотворенная благородной целью. Духовная деятельность - это отражение общественных отношений, включая труд, во внутреннем мире человека, в его пристрастиях и устремлениях, в его желаниях. Повторяю: в желаниях. Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки, в которых человек опять-таки утверждается, в которых рождаются новые желания. Этот сложный процесс и является тем, что мы в практике воспитания называем идейной жизнью личности... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу,— вот одно из золотых правил воспитания подростков» [4, с.200].

В. А.  Сухомлинский  говорил, что школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные по содержанию, и по форме уроки… но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков[5, с.4].

Василий Александрович указывал, что до тех пор, пока ребенка не удалось увлечь детскими радостями, пока в его глазах не пробудился неподдельный восторг, пока мальчик не увлекся детскими шалостями, − он не имеет права говорить о каком-то воспитательном влиянии на него. Ребенок должен быть ребенком… Если слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, − это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу [1,с.32]. 

…Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями [6].

Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом [5, с.2].

В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда. Эти таланты раскроются только, когда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают и хиреют. Ум воспитывается умом, совесть  совестью, преданность Родине — действенным служением Родине [4, с.114].

Гуманное отношение к ребенку означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желаний стать хорошим, немыслима школа, немыслимо воспитание [3, с.3].

Трудно  переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика. Если в педагогическом  коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики — нет  и талантливых учеников; в этом случае тот, кто обладает математическими способностями, никогда не проявит их. Учитель — это первый светоч интеллектуальной жизни... [7,с.26].  

В. А.  Сухомлинский  верил в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной полноте и насыщенной жизни, в идейном богатстве стремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия… Эти слова Сухомлинского возвращают нас к главной его мысли, − к мысли о полноте счастья ребенка. Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым − значит, прежде всего, помочь ему учиться. В школьных успехах − залог будущей счастливой, духовно насыщенной жизни взрослого.

Сделав обзор взаимосвязанных дидактических идей Сухомлинского по духовно – нравственному   воспитанию, мы выделили   интеллектуальный фон, увлечение, учение  и это, прежде всего работа с книгой и проблемное обучение. Взаимосвязанных потому, что ни одна из них не осуществима без осуществления всех остальных. Рассмотрим  их кратко.

1.Интеллектуальный фон - это интерес к учению, общее развитие ученика невозможно, если в классе нет богатого интеллектуального фона — постоянного обмена знаниями, если программный материал не ложится на большое количество материала внепрограммного. Этот интеллектуальный фон и позволяет обходиться без зубрежки, помогаем работать мысли.

2.Увлечение. В Павлышской школе педагоги добивались, чтобы у каждого ученике был любимый предмет, в знании которого ученик превосходил бы других ребят; у каждого учителя - предметника должны быть несколько учеников, которым дают дополнительную литературу, дополнительные знания. Это и создает интеллектуальный фон класса, развивает интерес к знаниям, развивает таланты.

3. Книга. Учение  это, прежде всего работа с книгой; в Павлыше создан культ книги. О книгах говорят стенды и плакаты, книги дарят на праздники, все учителя и школьники собирают личные библиотеки. Уметь читать и перечитывать книги, выбрать книгу, прочитать за школьные годы 200 книг из золотого фонда мировой литературы,— это обязательное требование к ребятам.

4. Проблемное обучение. Этим, словом называют обычно большой комплекс разнообразных приемов пробуждения мысли. Новый материал во многих случаях задается как проблема, которую ребята с помощью учителя должны решить. Таков  общий обзор взаимосвязанных дидактических идей Сухомлинского.

Стоило ему ввести понятие «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон» класса, «духовная жизнь школы как многое стало понятнее. Коллектив класса  это сложное взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, взаимная «заразительность», это обмен духовными приобретениями, знаниями  словом, все то, что и создает  «интеллектуальный фон» повышает общий уровень развития детей, вызывает общее стремление больше узнать, лучше учиться  и тем помогает детям в их главном труде. Каждый может что-то внести в этот фон, свою краску, свое увлечение — и каждый тянется за другими, увлеченный их интересами. Такое «перекрестное опыление» интересов, увлечений, взаимовозбуждение их создает прекрасные условия для развития детей. Василий Александрович писал, что они стремились  к тому, чтобы в школе и стены говорили.

Воспроизведенные на плакатах и панно глубокие мысли проникают в духовною жизнь учеников, вызывают соответствующие переживания в первую очередь потому, что они  частица системы нашего нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания. Если бы смысл перечисленных высказываний не связывался с тем, чем живет в настоящее время коллектив, все эти слова проходили бы мимо ума и сердца наших питомцев, оставались бы для них пустым звуком. Все эти стенды, плакаты время от времени меняются в зависимости от содержания воспитательной работы [8,с.138].  

Мы не допускаем увлечения теми приемами «эффективного», «ускоренного» обучения, в основе которых взгляд на голову ребенка как на электронный механизм, способный без конца усваивать и усваивать. Ребенок  живое существо, его мозг  тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Дать начальное образование за три года можно, но при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормальном развитии детского организма. Источник полноценного умственного труда не в темпе и напряженности умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания [8,с.147].    

В. А.  Сухомлинский указывает, что каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний, в то же время раскрывает вторую программу − программу знаний необязательных… «Наш педагогический коллектив твердо убежден, что от единства обязательной и необязательной программ зависит интеллектуальное воспитание подростков» [4,с.148].  

«Овладение второй программой − сама суть интеллектуального самоутверждения подростков, многогранной духовной жизни коллектива, постоянного обмена духовными богатствами. Важнейший путь овладения второй программой − самостоятельное чтение» [4,с.149].  

Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Моя забота об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе, какую книжку читает и какую скажу слушает, что рисует и как выражает в рисунке свои мысли и чувства, какие чувства пробуждают в ею душе музыка природы и музыкальные мелодии, созданные пародом и композиторами, какой любимый труд есть у ребенка, насколько чутко воспринимает радости и невзгоды людей, что он создал для других и какие чувства пережил в связи с этим [1, с.108].

Любознательность,  любопытство — это извечные и неискоренимые  свойства человека. Где нет  любознательности  нет   школы.   Интеллектуальное равнодушие, убогость интеллектуальных эмоций — все это притупляет   чуткость к мудрости,   к новизне, к богатству и красоте мысли и нотации, Если на уроке, после рассказа учителя, нет никаких вопросов     «все, мол, понятно»,    это первый признак того, что в классе не г интеллектуальных потребностей осталась скучная, тягостная обязанность изо дня в день учить уроки  [5, с. 2].

Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично — ой как трудно!); ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей. Сердце охватывает гнев и возмущение, когда видишь такого равнодушного, безропотного ребенка, готового терпеливо слушать хоть целый час назидания учителя, абсолютно безразличного к словам товарищей: ты отстающий, ты останешься на второй год... Что может быть безнравственнее, чем подпоить в человеке его чувство собственного достоинства [1, с. 142].

Такое, на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся,— это умение учителя найти правильный подход к каждому ребенку, умение лелеять в его душе огонек жажды познания. В течение 4-х лет обучения детей в начальных классах я никогда не ставил неудовлетворительных оценок  ни за письменные работы, ни за устные ответы. Дети учатся читать, писать, решать задачи. Один ребенок уже достиг положительных результатов в своем умственном труде, другой пока еще нет. У одного уже получается то, чему его хочет научить учитель, у другого еще не получается, но это не значит, что он не хочет учиться. Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу [1, с.143].

Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает ребятам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в запоминающее устройство... Нет, так не должно быть. Нельзя отгораживать детей от окружающего мира каменной стеной. Нельзя лишать ученика радостей духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он  засушенный цветок [1, с. 57].

В заключение хочется привести слова В. А. Сухомлинского, что  дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

                             Используемая  литература.

1. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа», 1969.

2. Моя педагогическая вера. «Юность», 1968, № 9.

3. Разговор с молодым директором. «Народное образование», 1965—1966 гг.

4. Рождение  гражданина.  М.,  «Молодая  гвардия»,  1971.

5. Этюды  о коммунистическом воспитании. «Народное образование», 1967 г.

6. Письмо о педагогической  этике. «Народное образование», 1970, №  11.

7. Воспитание  личности в советской школе. Киев, «Радянська школа», 1965.

8. Павлышская средняя школа. М.,  «Просвещение»,  1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития школьников

Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Мо...

Духовно-нравственное воспитание школьников

.В данной статье рассказывается о проблемах духовно-нарвственного воспитания школьников в соответствиии с новым ФГОС НОО 2-го поколения...

Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.

Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа. Не зря,Чем...

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе ...

Духовно-нравственное воспитание школьников

Воспитание нравственных качеств в детях...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...