Духовно-нравственное воспитание школьников
статья по теме
.В данной статье рассказывается о проблемах духовно-нарвственного воспитания школьников в соответствиии с новым ФГОС НОО 2-го поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_abrosimovoy.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников.
Во все века люди ценили духовность и высокую нравственность. Глубокие социально экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи, о нравственности и духовности.
Проблема духовности является, на мой взгляд, одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В 90-е годы прошлого столетия в России происходили перемены, как позитивные, так и негативные. В результате всех преобразований в стране образовался духовный вакуум: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, отсутствие патриотического воспитания, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, резкое ухудшение морально- нравственной обстановки в обществе. В эту внутреннюю пустоту мощным потоком устремилось самое пошлое и циничное из того, что было в западном образе жизни: пропаганда разврата, жестокости и насилия, реклама алкогольной продукции и табачных изделий. Произошла смена ценностных ориентиров, нарушилось духовное единство общества, изменились жизненные приоритеты молодежи, произошло разрушение ценностей старшего поколения, деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Правоохранительные и другие органы государственной власти оказались неспособны каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Государство возлагает огромную ответственность в достижении духовного и нравственного воспитания на образование, отмечая, что «в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь. Ведь дети школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию». [1]
Душа ребенка – это хрупкий прекрасный цветок, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, которое маленький человек получает в семье и школе. Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова. В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.
Многие считают, что духовно-нравственное воспитание – это сугубо религиозное воспитание. Такое мнение ошибочно. Современное состояние религий, их развитие и становление ребёнок может изучить, став взрослее. Гораздо важнее дать ребёнку почувствовать основы мировых религий. Этот начальный курс по духовно-нравственному воспитанию должен показать всё самое светлое, чистое и доброе, что есть в каждой священной книге. Главное, не пропагандировать, не вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения. Поэтому введение в образовательный процесс занятий по «Основам православия» окажет огромное влияние на формирование духовно-нравственного развития личности и на воспитание гражданина России. Православная церковь всегда направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Именно православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих единство народа.
Сегодня педагогика знает довольно много различных форм и методов воспитательной работы. Скаутское движение во всём своем многообразии представляет отдельное направление педагогической деятельности, в котором реализуется духовно-нравственное и патриотическое воспитание современных детей и подростков.
Необходимо отметить, что работа, «направленная на духовное просвещение детей и юношества в скаутском движении, по своей сущности ничем не отличается от такой же работы в различных направлениях православной воспитательной деятельности. Речь может идти, в данном случае лишь о специфике форм и методов, но никак не содержании, которое всегда остаётся прежним на протяжении вот уже двух тысячелетий».[2]
Российская Скаутская Организация предлагает систему мероприятий, направленную на воспитание подрастающего поколения, с использованием скаутского метода. Российская Скаутская Организация большая, стройная, дружная группа единомышленников, которая ведет активную работу с детьми, подростками, молодежью в области воспитания, обучения, методами, способствующими всестороннему и гармоничному развитию личности. Они помогают социально адаптироваться и найти свой путь в жизни.
Основа целостности системы скаутского воспитания - патриотическое воспитание молодых людей, как достойных граждан своей страны. РСО ставит задачи организации системного подхода в сфере гражданско-патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания молодежи. РСО реализует множество интересных программ скаутского воспитания, таких как «Будь Готов!», «Патриот», «Во славу Отечества».
“Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В.Сароян. Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей.
АВТОР: Абросимова Елена Евгеньевна.
[1] А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
[2] Протоиерей Алексий Шевчук «Разведческое движение – как фактор формирования духовно-нравственных качеств современных детей и подростков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Доклад на районном семинаре учителей начальных классов/...
Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника
Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
«Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Выступление на Августовском совещании учителей начальных классов...
Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»
I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников...