Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.
статья по теме
Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа.
Не зря,
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому и принадлежим.
Поэтому придерживаясь этих традиций, в нашей школе открыта экспериментальная площадка по воспитанию школьников на этнокультурных традициях и разработана программа «Духовно- нравственного воспитания школьников на этнокультурных традициях народов России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosolapova_v.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Косолапова В.Г.- заместитель директора по УВР
Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа.
Не зря,
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому и принадлежим.
Поэтому придерживаясь этих традиций, в нашей школе открыта экспериментальная площадка по воспитанию школьников на этнокультурных традициях и разработана программа «Духовно- нравственного воспитания школьников на этнокультурных традициях народов России».
Эта программа связана с учебной и воспитательной работой школы.
Главная задача национальной школы заключается в воспитании любви к родному краю, к своей малой родине, к её корням и традициям. А любить свой край – значит знать о крае всё: историю, географию, культуру, многовековые традиции и обычаи. Все эти знания формируются с раннего детства. Поэтому большое значение приобретает в школе вопрос этнокультурного воспитания школьников.
В нашей школе 45 учащихся среди них обучаются и русские и мордва. С раннего детства школьники воспитываются на образцах национальной культуры, на традициях своего этноса. Поэтому наша школа старается формировать интерес и воспитывать уважение детей к культурным ценностям и своего и других народов России.
Педагогический коллектив школы пришел к пониманию того, что необходимо пересмотреть цели и задачи воспитания, выстроить воспитательную систему, основанную на традициях близких для наших школьников народов, приобщая ребенка к национальной культуре.
На уроках, внеклассных мероприятиях идет знакомство с традициями и обычаями, народными промыслами мордовского народа. Учителя пробуждают интерес к истории и искусству родного края, учат самостоятельно находить необходимую информацию о растительном и животном мире, достопримечательностях и известных людях республики, района и села.
Чтобы добиться поставленных целей, воспитательную работу ведем в трёх направлениях:
Первое. Использование регионального компонента на уроках.
Оно связана с изучаемой темой на уроках и повседневной жизнью. Учитель – предметник всегда имеет возможность привести примеры из жизни, традиций своего родного села, известных земляков. Например, поэзия национального поэта Якова Кулдуркаева, изучается по программе, и учитель имеет возможность пригласить на уроки родственников, которые в живую расскажут о тяжелой жизни поэта и посетить его могилу. Или, например, когда говорим о достижениях мордовских спортсменов на мировых чемпионатах, не забываем упомянуть о том, что тетя Ирины Станкиной это Александра Самсоновна Шульгова – Станкина живет в нашем селе и всегда может рассказать об Ирине. И таких примеров множество.
Второе. Проведение внеклассных мероприятий, направленных на этнокультурное воспитание :
Визитной карточкой этнокультурной программы школы можно назвать работу фольклорного ансамбля «Килейне», руководитель которой является Булыгина Л.С.
Ансамбль и его солисты являются участниками фестиваля «Шумбрат, Мордовия!», Районного и республиканского конкурса «Живи, народная душа!», «Я люблю тебя, Россия!», «Масторава!», межрегионального конкурса «Од вий!», конкурса фольклорных ансамблей на приз газеты «Вперед» и других.
Большая работа по накоплению материала о национальных традициях, о лобаскинских самородках проводится на занятиях кружка «Истоки», руководителем которого является Русяев С.В.. Благодаря этой работе наша школа хранит произведения живописи местных художников Ивана Лесова, Михаила Кильдюшкина и мастериц Анастасии Николаевны Салминой, Раисы Егоровны Автаевой, собирателей национального фольклора Суняевой Альбины Васильевны, Боклачевой Евдокии Ивановны и других.
Третье. Туристическо-краеведческая работа.
Школа должна помочь ребёнку влюбиться в место, где живет. Дети в летний период посещают исчезающие сёла: Гаваево (6 жителей), Лига (2 жилых дома), родники, совершили экскурсии в Саранск по историческим местам, в национальный музей, в музей С. Эрьзи, встречаются на фестивалях дружбы народов Поволжья в 25 Тольяттинской школе. За основу воспитания мы предлагаем формулу Дом - школа - село и его окрестности - страна — мир.
Включая в план работы школы этнокультурную тематику, мы хотим воспитать настоящих патриотов своей малой родины, своего края. А это невозможно без связи семьи и школы. Только при сотрудничестве можно вырастить настоящих граждан России, способных освоить ее огромные культурные ценности.
Важно, чтобы эта работа, организованная под началом Русяевой Людмилы Сергеевны, продолжалась в нашей школе и была подхвачена школами района.
Благодарю за внимание.
Поздравляю всех с началом нового учебного года!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»
I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников...
Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.
Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую оче...
Проект "Традиции как важнейший элемент духовно-нравственного воспитания в интернате семейного типа"
Проект этнокультурной направленности. Состоит из трех блоков. ! блок - "Бытовая и обрядовая культура народа ханты". 2 блок - "Народное творчество". 3 блок - "Край родной, наве...
Разработка родительского собрания во 2 классе на тему:«Семейные традиции как средство формирования духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье»
Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии детей....
Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников
Программа духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...
«Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»
laquo;Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»...