Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.
статья на тему
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи, невозможно минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника. Слайд №1
«Человек – существо духовное, его душа стремится к лучшему, к красоте, к истине. Духовная атмосфера в школе живёт не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер учеников»
К.Д. Ушинский
Слайд №2
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи, невозможно минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Слайд №3
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы, предлагает «портрет выпускника начальной школы», а именно: слайд №4
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах различной образовательной среды;
- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свою семью, свой край, свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Для того, чтобы наши обучающиеся соответствовали предъявляемым требованиям, необходимо создать условия для овладения ими базовыми компетенциями.
В своём выступлении я остановлюсь на организации работы по формированию необходимых базовых компетенций младшего школьника учителями нашего методического объединения.
Слайд№5
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС планируется и реализуется во взаимосвязи всех основных видов деятельности: а именно урочной и внеурочной деятельности, а также внеклассной работе.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в урочной деятельности. Эффективно реализовывать концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России позволяет УМК « Школа России», который в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. УМК представляет собой завершённые предметные линии, ориентированные на освоение образовательной программы и являющиеся надежным инструментом для формирования базовых компетенций современного школьника. Слайд №6
Ни для кого не секрет, что основным предметом в становлении основ духовно-нравственного воспитания является литературное чтение. Формированию информационной компетенции способствует качественная работа с текстом литературного произведения: активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей, озаглавливание, деление на части, углублённое изучение значений слов, широкое внедрение произведений устного народного творчества при работе по идейной направленности произведения.
Слайд №7Коммуникативная компетенция совершенствуется в ходе обсуждения поступков героев, проигрывании эпизодов, инсценировании, чтении по ролям. Всё это готовит обучающихся к сотрудничеству с другими людьми, умению высказывать своё мнение. Слушать и слышать собеседника.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в предметной линии окружающий мир.
Слайд №8
Изучение таких тем, как «Что такое Родина?», « Как живет моя семья», « Моя родословная», «Родной край часть большой страны» способствует воспитанию у обучающихся любви к своей семье, своему краю, своей Родине и родному языку.
Слайд №9, 10
Вот почему важное место в духовно-нравственном воспитании младших школьников, мы уделяем урокам русского языка, на которых обучающиеся не только знакомятся с грамматикой и орфографией слов, но и пробуют себя в роли писателя, журналиста, оратора, что способствует их дальнейшей социализации.
Слайд №11
Совершенно очевидны большие возможности по рефлексии духовно-нравственного воспитания поведения уроков ОРКСЭ, на которых обучающиеся становятся не только пассивными слушателями, а активными участниками творческих мастерских, этических дискуссий, брей- рингов, в ходе которых сталкиваются и решают различные проблемные ситуации: Кто такой настоящий друг? Может ли человек быть полностью свободным?
Всё это формирует готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, умению осуществлять информационный поиск для выполнения заданий по другим предметам.
Слайд №12
Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников, которые используем в учебном процессе:
- педагогические задачи
- игры
- игровые ситуации
- изобразительная деятельность
- прикладное творчество
- коллективные творческие работы
- написание детьми рассказов и стихов
- занимательный материал
- создание газет по материалам творческих заданий.
Слайд №13
Важное значение в духовно- нравственного воспитании младшего школьника занимает внеурочная деятельность.
Л.Н.Толстой говорил: « И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно»
Слайд №14
Воспитательные результаты внеурочной деятельности можно разделить по трём уровням:
- приобретение обучающимися социальных знаний об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
- получение обучающимися опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества: Отечество, семья, культура
«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Курс ««Знай и люби свой город» призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширить знания учащихся о родном крае, помочь ощутить свою связь с прошлым и настоящим своей Родины, овладеть начальными навыками исследовательской работы .
- Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия, в ходе которого происходит становление социального деятеля, гражданина, курс «Размышляем, играем, творим»
Слайд №15
Организуем разнообразные формы внеурочной деятельности:
- этические беседы
- экскурсии
- исследовательские работы
- тематические праздники
- игровые программы
Слайд №16
Активно применяем различные приёмы и методы:
- чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов
- этические бесед,
- разъяснения, внушения
- диспуты
Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников.
Слайд №17
Логическим продолжением работы по формированию базовых компетенций, относящихся к духовно-нравственному воспитанию, является внеклассная работа, в ходе которой совершенствуются следующие умения: слышать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрировать в группу, сотрудничать со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие.
Слайд №18
Этому способствуют праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры, проекты.
Проекты бывают учебные и внеучебные, творческие и исследовательские. Это самое рациональное сочетание теоретических знаний и практическое применение в решении конкретных задач окружающей действительности. В проектную деятельность мы вовлекаем детей постепенно с 1 класса. Вначале это доступные творческие задания уроков окружающего мира, трудового воспитания, далее творческие дела, проводимые во внеурочное время. В следующих классах дети с большим интересом выполняют более сложные проекты, и даже научное исследование.
Слайд №19
Ведь как писал В.А.Сухомлинский: « К школьнику относиться надо, не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»
Примером такого проекта является долговременный творческий проект по изучению жизни известных людей нашего города, одним из которых является Д.И.Менделеев. С одним из продуктов данного проекта мы предлагаем вам познакомиться. Слово предоставляется ученице 2-1 класса Ерёменко Ярославе, научный руководитель Романова А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС
Духовно - нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС. Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ "Ореховская С (п) ОШ"...
Презентация: «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС"
Отличительной особенностью нового стандарта является включение в учебный план раздела «Внеурочная деятельность», ориентированная на всестороннее духовно-нравственное развитие личности ребенка, направл...
Формирование информационной компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС
В работе раскрываются понятия " информационная компетенция и компетентность", освещаются способы формирования информационной компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС....
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС"
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников:аспекты реализации требований ФГОС"...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...