"О лени и лентяях
классный час на тему
Предварительный просмотр:
О лени и лентяях
Цели:
- Показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить.
- Познакомить детей с путями преодоления собственной лени.
Оборудование:
Плакаты: Когда лень – все идет через пень.
Лень – мать всех пороков.
Словарь Ожегова (лень, лентяй, лодырь)
Стихи, интермедии.
Ход занятия
- Чтение уч-ся стихотворения А.Барто «Сережа»
Сережа взял свою тетрадь
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришёл монтёр,
Сережа начал разговор
О пробках и проводке.
Через минуту знал монтёр,
Как надо прыгать с лодки,
И что Серёже десять лет
И что в душе он лётчик!
Но вот уже зажёгся свет
И заработал счётчик.
Сережа взял свою тетрадь,
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь –
Озёра могут подождать.
Он был, конечно, вратарём
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырём
Он вспомнил про озёра.
Он взял опять свою тетрадь,
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алёша, младший брат,
Сломал Серёжин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса,
И покатался кстати.
Но вот Серёжина тетрадь
В десятый раз открыта.
Как много стали задавать! –
Вдруг он сказал сердито
Сижу над книжкой до сих пор
И всё не выучу озёр.
Вопросы учителя:
- Каким вы представляете себе Сережу?
- Почему ему так «трудно» учить уроки?
( он лодырь, лентяй, вместо того, чтобы учить уроки, он отвлекается, занимается посторонними делами, видно, что он плохо учится.)
Вот вы назвали его лентяем, лодырем. А кого, какого человека называют лентяем?
( ленивого человека )
- А кто такой лодырь? (лентяй, бездельник )
- Вот мы сегодня и поговорим о лени и лентяях.
Так что же такое лень? В словаре Ожегова так говорится о лени:
Лень – это отсутствие желания работать, действовать.
Мог бы, к примеру, человек что-то сделать, но не хочет, у него нет желания
- мог бы учиться на «4» и «5», способный, хорошая память, но не хочется учить уроки
каждый день;
- мог бы быстро, бегло читать, но нет желания читать книги;
- мог бы красиво писать в тетради, но пишет кое-как, не хочет себя утруждать, нравится бездельничать, не хочется прилагать даже малых усилий.
- Чем же занимаются такие ребята?
( занимаются посторонними делами, тем что им больше нравится, но не уроками, играют на улице, смотрят телевизор )
Послушаем стихотворение « Лечебные сеансы»
Жалуется Муся, лёжа на подушке:
-Что со мной, бабуся? Закололо в ушке!
Тебе, наверно, миленькой из форточки надуло.
Пойдём-ка в поликлинику, - бабушка вздохнула.
Муся бабушке в ответ,
Заплетая косу:
Я же знаю кабинет
Уха, горла, носа…
Я могу пойти одна,
Ты посмотришь из окна.
Варит бабушка обед, а больной всё нет и нет
Бабушка измучена,
Бабушка в волненье:
Может быть у внученьки
Серьёзное лечение?
Пойду-ка встречу внучку –
Приведу за ручку…
Вдруг на больничной койке
Она лежит давно?
А Мусенька спокойно выходит из кино.
Бабуся только охнула
И задаёт вопрос:
- Ну, была у доктора ухо-горло-нос?
- Да, была. И мне ушник
В белой шапочке старик
Дал совет: сеансов пять
Для леченья принимать.
Была на двух я только.
От сеансов «Чук и Гек»
Стал здоровым человек.
-Так ли это? Что скажем о Мусе?
- А вот еще одно стихотворение.
Вредный кот
Петь, здорово!
Здравствуй, Вова!
Как уроки?
Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не даёт!
Только было сел за стол –
Слышу: «Мяу»
- Что пришёл? Уходи! – кричу коту.
Мне и так н…невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!
Он тогда залез на стул,
Притворился, что заснул.
Ну и ловко сделал вид –
Ну совсем как будто спит!
Ведь меня же не обманешь!
«Ах, ты спишь? Сейчас же встанешь!
Ты умён, и я умён!»
Раз его за хвост.
- А он?
- Он мне руки исцарапал
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол
Все тетради мне заляпал
И в окошко улизнул!..
Я кота простить готов.
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват.
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота.
Иногда такие ученики надеются на подсказки, а некоторые просто списывают задание у товарищей.
Стихотворение «Не везёт»
От чего-то мне весь год
Не везёт и не везёт!
Не везёт мне на футболе:
Как ударишь – нет стекла.
Дома не везёт, а в школе…
В школе жуткие дела!
Хоть на той контрольной, скажем,
Я четвёрки твёрдой ждал
Петька ( с ним контакт налажен )
Мне шпаргалку передал.
Ну, как будто всё в порядке!
Возвращают нам тетрадки,
Мы глядим – и что же в них?
В них – четвёрка на двоих.
Петька смотрит виновато…
Я не бил его, ребята!
Он же это не на зло –
Просто мне не повезло!
Уж такой я не везучий,
Незадачливый такой!
Взять, к примеру, этот случай:
Я, на всё махнув рукой,
Взял уроки сделал честно.
Сделал, не жалея сил!
Ну и что же? Бесполезно!
Так никто и не спросил.
А обычно нет и дня
Чтоб не вызвали меня.
Хоть под парту лезь – и тут
Обязательно найдут.
- Помогла ли шпаргалка мальчику?
- Он мог бы сам выполнить контрольную работу? (Да.)
- А почему же он не сделал этого? ( он лентяй, бездельник )
Как вы думаете, почему такие ребята ленятся, бездельничают, надеются списать)
- У них нет силы воли? А что это такое – сила воли?
( это когда человеку не хочется что-то делать, а он всё равно заставляет себя сделать, выполнить.)
Про таких людей говорят, что у них сильная воля.
- Скажите, а легко ли быть хорошистом или отличником?
( Нет, конечно. Те ребята, которые хорошо учатся, прилагают большие усилия, стараются преодолеть трудности. Не получается задача, но они стараются до тех пор, пока не решат.)
- Ребята, в нашей жизни есть слова: надо и не хочу.
Каким словом руководствуются отличники и все те, кто учится на «4» и «5»?
(словом надо )
- А лентяи? ( словом не хочу. )
Не получается что-то, он старается заняться другим делом. Вспомним Серёжу, который повторял озёра. Он сидел долго над уроками, но что из этого получилось?
- Что он решил в конце дня?
( не выучил уроки потому, что много стали задавать.)
- Так ли это?
Вы прослушали много стихов, и давайте откровенно и честно скажем, нет ли таких Сереж у нас в классе. Оцените, во всю ли силу работаете? Не живет ли в ком из вас лодырь и бездельник?
- Как вы думаете, можно ли преодолеть в себе лень?
Да, ребята, это можно сделать, но это очень трудно. Но добиться можно. Нужно только очень хотеть этого. Взрослые говорят, надо поставить перед собой цель, точно знать, чего вы хотите добиться.
Например: - захочу и никогда не буду опаздывать
- не буду на уроке нарушать дисциплину или не буду выкрикивать
- буду учиться на «4» и «5»
- исправлю «тройку» по русскому языку или по математике
- научусь читать быстро
- буду писать буквы с правильным наклоном.
Но поставить цель, ребята, легче, чем выполнить, добиться.
Напишите большими буквами на листе бумаги, чего хотите добиться, что хотите у себя исправить, и повесьте на стене дома.
Вот я знаю мальчика, он учился в 4 классе, писал в тетрадях неразборчивым почерком, а соседка по парте писала очень красивым почерком. Он взял у нее лист из тетради и тренировался дома до тех пор, пока сам стал писать красиво. ( можно о Зое Космодемьянской, как она не могла решать задачи, брат Шура решал быстро и предлагал готовое решение, но она отказывалась и сидела, пока не решит сама)
И еще очень важно беречь время. Беречь каждую минуту.
Чтобы у вас не получилось так, как у таких ребят из стихотворения «Часы лентяя»
Развязной походкой входит ученик с портфелем. У циферблата часов 1-й и 2-й участники комментируют действия ученика, переводя стрелки часов.
Ученик. У меня все расписано по часам.
1-й 13 часов 10 минут. Пришёл из школы, забросил портфель (портфель летит в
в дальний угол ).
2-й 13 часов 15 минут. Съел вкусный обед, который приготовила мама.
(Ученик сел на стул и с аппетитом справился с обедом ).
1-й 13 часов 20 минут. Развалился в кресле.
2-й До 18 часов – лёгкий сон.
(Ученик задремал.).
1-й 18часов 20 минут. Включил телевизор.
Ученик. (включает воображаемый экран, с интересом смотрит) Мультики по первой
программе!
2-й 19 часов.
Ученик. (переключив телевизор). Футбол по 2-й программе!
1-й 19 часов 30 минут.
Ученик. (переключив телевизор) Хоккей по первой программе. Шайбу! Шайбу!
2-й У него всё по расписано по времени, но программа «Время» его не интересует.
1-й и потому в 21. 00 - получасовая прогулка, чтобы в 21 час 30 минут…
Ученик. Вместе с ужином посмотреть ещё один фильм по второй программе.
2-й 23.00 – крепкий безмятежный сон.
(Ученик развалился в кресле, спит)
1-й У него всё расписано по часам.
Все. По его ленивым часам.
Преодолевая трудности постепенно, изо дня в день, вы выработаете силу воли, воспитаете в себе сильного человека. Вы ведь хотите этого? Надо только помнить всегда о слове «надо».
Конечно, трудно отказаться от увлекательной игры с товарищами, от интересного фильма, интересной передачи. Но какой бы интересный ни был фильм, как бы настойчиво вас ни звали играть, вы должны быть непримиримыми, должны сделать то, что наметили. Трудно это? Да, но приучать себя преодолевая трудности надо с детства, и вы станете волевым человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛАССНЫЙ ЧАС ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО 2 КЛАССЕ Тема: О лени и лентяях.
1. Обсудить с ребятами проблему человеческой лени.2. Побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень....
Классный час "О лени и лентяях"
Использован интересный материал: пословицы, сказка, памятка...
Классный час «О лени и лентяях»
Обсуждение с ребятами проблемы человеческой лени. Дети делают собственные выводы о том, как можно преодолевать собственную лень. ...
О лени и лентяях
О разрушительной силе такого человеческого порока, как лень....
Классный час: "О лени и лентяях".
Классный час: "О лени и лентяях"....
Классный час: "О лени и лентяях".
Классный час: "О лени и лентяях"....
О лени и лентяях
Цели1. Обсудить проблему человеческой лени.2. Побудить воспитанников сделать собственные выводы о том, как мож...