Рабочая программа воспитательной работы в 4 классе.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа воспитательной работы в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelnoy_raboty.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по воспитательной работе разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Положение о рабочей программе, утвержденное педагогическим советом от 28.08.2014 года.
Рабочая программа составлена на основе:
- рабочей программы для четвертого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией Матвеевой Е.М.
- пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме», автор-составитель: Худенко Е.М., М.: Аркти, 2005, допущенного Министерством образования Российской Федерации.
Рабочая программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся при планировании и организации жизнедеятельности детей в четвертом классе.
Цели и задачи воспитательной программы.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком младшего школьного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности младшего школьника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Коррекционная направленность воспитания предполагает учет индивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Содержание программы воспитательной работы в четвертом классе включает традиционные направления.
Разделы программы взаимосвязаны и нацелены на решение следующих коррекционных задач:
- Укрепление здоровья и содействия нормальному физическому развитию, развитию волевых качеств личности. Коррекция основных физических недостатков.
- Полноценное включение школьников в общественную деятельность. Формирование социальных взглядов и убеждений. Развитие чувства коллективизма.
- Воспитание потребности трудиться. Коррекция психофизических недостатков средствами труда.
- Формирование нравственных понятий, убеждений, чувств и привычек.
- Овладение навыками личной гигиены, обслуживающего и общественно-полезного труда.
- Формирование навыков культуры поведения в различных ситуациях.
- Формирование положительного отношения к таким явлениям, как государство, народ, Родина.
- Коррекция психического и физического развития средствами искусства, воспитания сенсорной культуры.
- Воспитание в коллективе через коллектив.
- Развитие качественных навыков коммуникативного поведения.
Ценностные ориентиры содержания воспитательной работы:
- воспитывать у детей стремление к учебе, прививать трудовые навыки;
- приучать детей к элементам самообслуживания, формировать навыки культурного поведения в столовой, в классе, в спальне, в общественных местах;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру;
- развивать грамотную речь учащихся;
- формировать нравственную культуру, этические нормы поведения;
- формировать подготовленных к жизни и работе, культурных и воспитанных на благородных и нравственных идеалах граждан нового Башкортостана и России;
- прививать привычки к здоровому образу жизни.
Принципы воспитания: принятие ребенка таким, каков он есть; опора на положительные качества личности; доступность воспитания на уровне физиологических и психологических возможностей воспитанников четвертого класса; общественная направленность воспитания; уважение и личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью.
Запланировал воспитательную работу таким образом, чтобы можно было решить следующие проблемы:
- Личностного развития (26 часов).
При работе по направлению личностного развития необходимо сконцентрировать усилия:
- на формировании общения коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребенка: ученик, успешный ученик;
- на развитии умения играть;
- на овладение нормами этического поведения в повседневной жизни;
- на прочное усвоение правил школьника;
- на формирование умений находить взаимопонимание, разрешать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.
- Охраны здоровья (30 часов).
Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их подверженности дурному влиянию, данному направлению уделяется пристальное внимание.
Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за свое здоровье, отработка санитарно-гигиенических норм до автоматизма – вот далеко не полный перечень аспектов работы по данному направлению. Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.
- Творческого воображения (28 часов).
Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.
- Самообслуживающего труда, трудового воспитания (19 часов).
- Формирование навыков и умений учебного поведения;
- формирование навыков учебной деятельности как ведущего вида деятельности;
- формирование представлений о личной гигиене;
- привитие навыков самообслуживания;
- выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом;
- формирование навыков коллективной трудовой деятельности;
- формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда;
- развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.
Основные критерии сформированности навыков адаптивного поведения у воспитанников четвертого класса.
- Знают свои потребности, возможности, сильные и слабые стороны;
- умеют вести диалог, беседу;
- знают, что такое конфликт и как его избежать;
- следуют правилам поведения в различных ситуациях;
- умеют быть полезными другу, малышам, взрослому, пожилому человеку;
- владеют навыками личной гигиены, самообслуживания;
- содержат свое рабочее место, игровую комнату, спальню в порядке, владеют навыками уборки класса, спальни;
- владеют учебными и трудовыми умениями и навыками: умеют работать с книгой, занять себя в свободное время;
- знают и строго соблюдают правила поведения на уроке, во время самоподготовки, занятия;
- владеют навыками ухода за комнатными растениями;
- испытывают потребность в труде;
- ответственно относятся к делам класса;
- развито чувство патриотизма;
- умеют играть в подвижные игры;
- с пользой проводят свое свободное время.
Объем и сроки прохождения
программы воспитательной работы.
Программа рассчитана на 103 воспитательских часа (3 часа в неделю), остальные часы – на выполнение режимных моментов (подъем, самоподготовка, обед, полдник, ужин, подготовка ко сну). Перечень тем воспитательских часов и методы их проведения с указанием даты проведения приведены в календарно-тематическом планировании.
Календарно-тематическое планирование воспитательских часов.
СЕНТЯБРЬ.
Личностное развитие. | Охрана здоровья. | Творческое воображение. | Самоосблуживающий труд. |
Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений. | Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела. | Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама). | Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки. |
Беседа на тему: «Как я провел летние каникулы». 1.09. Посещение библиотеки. 9.09. Беседа на тему: «Когда я дежурный». 17.09. Беседа на тему: «Кто нас учит в школе». 30.09. | Беседа на тему: «Правила дорожного движения». 2.09. Прогулка на свежем воздухе. 10.09. Беседа на тему: «Режим сна». 22.09. | Рисование на тему: «Улица полна неожиданностей». 3.09. Посещение ДДТ. 15.09. Рисование на тему: «Как я провел летние каникулы». 23.09. | Беседа на тему: «Режим дня». 8.09. Стирка личных вещей. 16.09. Уборка в классе. 24.09. Уборка в спальне. 29.09. |
ОКТЯБРЬ.
Личностное развитие. | Охрана здоровья. | Творческое воображение. | Самоосблуживающий труд. |
Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений. | Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела. | Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама). | Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки. |
Беседа на тему: «День пожилых» 1.10. Беседа на тему: «День учителя». 6.10. Беседа на тему: «Дисциплина во время самоподготовки». 7.10. | Занятие «Почему я вижу?» (из цикла «Познай себя») 28.10. Занятие «Как сохранить здоровье и красоту?» 15.10. Час здоровья. Игры на свежем воздухе. 27.10. | Практическое занятие «Создадим уют в своей спальне». 13.10. Рисование на тему: «Пою мою республику». 8.10. Подготовка к празднику «Алло, мы ищем таланты!» 20.10., 21.10., 22.10. | Беседа о гигиенических требованиях во время самоподготовки. 14.10. Правила мытья в бане, в душе. 29.10. |
НОЯБРЬ.
Личностное развитие. | Охрана здоровья. | Творческое воображение. | Самоосблуживающий труд. |
Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений. | Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела. | Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама). | Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки. |
Беседа на тему: «Славься Русь – Отчизна моя!» 5.11. Беседа на тему: «Как я провел осенние каникулы». 10.11. Занятие «В мире вежливых наук».17.11. Беседа на тему: «Моя мама лучшая на свете!» 24.11. | Час здоровья. Прогулка на свежем воздухе. 11.11. Беседа на тему: «Здоровье и питание». 26.11. | Рисование на тему: «Как я провел осенние каникулы». 12.11. Рисование на тему: «Мир природы – мир красоты». 19.11. Рисование на тему: «Моя любимая мама, бабушка, сестра». 25.11. | Бытовой труд: наведение порядка в спальне. 18.11. |
ДЕКАБРЬ.
Личностное развитие. | Охрана здоровья. | Творческое воображение. | Самоосблуживающий труд. |
Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений. | Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела. | Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама). | Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки. |
Занятие «Что означают наши имена? Имя и предназначение человека». 1.12. Беседа на тему: «День инвалидов». 8.12. | Беседа об эмоциях и здоровье «Можно ли кричать на других?» 2.12. Час здоровья. Игры на свежем воздухе. 10.12., 16.12., 29.12. Профилактика простудных заболеваний. 15.12. | Изготовление новогодних игрушек, выпуск новогодних газет, подготовка новогодних костюмов. 17.12., 22.12., 23.12., 24.12. | Уборка в классе. 3.12. Уборка в спальне. 9.12., 30.12. |
ЯНВАРЬ.
Личностное развитие. | Охрана здоровья. | Творческое воображение. | Самоосблуживающий труд. |
Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений. | Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела. | Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама). | Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки. |
Беседа на тему: «Как я провел зимние каникулы». 19.01. | Беседа на тему: «Вредные привычки» 20.01. Занятие «Если хочешь быть здоров» 26.01. | Рисование на тему: «Как я провел зимние каникулы» 21.01. Рисование «Зимушка-зима». 28.01. | Стирка личных вещей. 27.01. |
ФЕВРАЛЬ.
Личностное развитие. | Охрана здоровья. | Творческое воображение. | Самоосблуживающий труд. |
Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений. | Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела. | Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама). | Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки. |
Беседа на тему: «Зимушка зима». 2.02. Занятие «Моя родословная». 25.02. | Час здоровья. Игры на свежем воздухе, катание на коньках. 3.02., 4.02., 9.02., 16.02., 17.02. | Аппликация «Валентинка». 11.02. Рисование ко Дню Святого Валентина. 10.02. Рисование ко Дню Защитников Отечества. 18.02. | Уборка в спальне. 17.02. Уборка в классе. 24.02. |
МАРТ.
Личностное развитие. | Охрана здоровья. | Творческое воображение. | Самоосблуживающий труд. |
Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений. | Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела. | Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама). | Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки. |
Занятие «Копилка добрых дел». 2.03. Беседа на тему: «Мой класс – мои друзья». 10.03. Беседа на тему: «Светлый праздник – мамин день» 4.03. | Час здоровья «Гимнастика – основа красоты тела». 9.03. Беседа на тему: «Что я знаю о спорте и спортсменах» 16.03. | Рисование ко Дню 8 Марта. 3.03. Рисование на тему: «Весна идет – весне дорогу!» 18.03. | Стирка личных вещей . 11.03., 17.03. |
АПРЕЛЬ.
Личностное развитие. | Охрана здоровья. | Творческое воображение. | Самоосблуживающий труд. |
Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений. | Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела. | Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама). | Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки. |
Беседа на тему: «Как я провел весенние каникулы». 1.04. Занятие «Ты и твои друзья». 8.04. Беседа «Полезные привычки» 14.04. Беседа на тему: «О любви к родному краю» 28.04. | Занятие «Опасные ситуации весной». 6.04. Беседа на тему: «Спорт в Башкортостане» 20.04. Час здоровья. Игры на свежем воздухе. 29.04. | Рисование на тему: «Как я провел весенние каникулы» 7.04. Рисование на тему: «Скворцы прилетели» 27.04. Ремонт книг школьной библиотеки. 13.04. Рисование на тему: «Спорт в Башкортостане» 21.04. | Генеральная уборка в спальне. 15.04. Генеральная уборка в классе. 22.04. |
МАЙ.
Личностное развитие. | Охрана здоровья. | Творческое воображение. | Самоосблуживающий труд. |
Цель: диагностика уровня воспитанности; становление ребенка в группе; развитие партнерских отношений. | Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков: развитие убежденности в ответственности за свое здоровье; элементы физического самосовершенствования тела. | Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления; развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама). | Цель: учебные умения; уход за своим местом; самообслуживающие навыки. |
Посещение ветеранов ВОВ. 4.05. Беседа на тему: «Они приближали Победу», посвященная 65-й Годовщине в Великой Отечественной войне. 6.05. Беседа на тему: «Мои права на отдых и труд». 25.05. | Правила поведения во время летнего отдыха. 20.05. Экскурсия в лес, на природу. 11.05. Игры на свежем воздухе. 12.05., 13.05., 19.05. | Рисование на тему: «Великая Победа». 5.05. Рисование «Летние каникулы»26.05. | Ремонт одежды. 18.05. Генеральная уборка в спальне. 27.05. |
Список литературы.
- Авдеева Н.Н., .Князева О.Л. «Безопасность» , «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002г -144с.
- Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
- Береславский Л., БереславскаяА., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир», , М: «Баласс», 2003г – 304с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом», М,. ТЦ «СФЕРА», 2001г – 196с.
- Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006г – 64с.
- Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», ТЦ Сфера, 2009г – 112с.
- Павлова Л.Ю. « Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
- Пазухина И.А. «Давай познакомимся», СПб,: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два ступенька» М: « Баласс», 2005г – 256с.
- Пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме», автор-составитель: Худенко Е.М., М.: Аркти, 2005.
- Программа экологического образования детей «Мы». Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова.
- Рабочая программа для четвертого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией Матвеевой Е.М.
- Семенака С.И. «Уроки добра», М,: АРКТИ, 2005г -80с.
- Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр», М,:МОЗАМКА-СИНТЕЗ, 2011г – 144с.
- Шорыгина Т.А. «Основы безопасности», М: ТЦ Сфера, 2006г.
- «Я и мое тело» (тематический словарь в картинках), С.Е.Шукшина, М: Школьная Пресса, 2004г -48с.
- www.school-collection.edu.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 класс
Гла Тема воспитательной работы: «Азбука коллективной жизни»- умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива....
Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.
Задачи учебно - воспитательной деятельности* создание условий для развития творческих возможностей личности;* формирование нравственной и духовной...
Рабочая программа воспитательной работы в группе ШПД (4 класс)
Группы школы полного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности младших школьников. Строгие рамки урока...
Рабочая программа воспитательной работы в ГКП (1 класс)
Рабочая программа разработана для группы краткого пребывания. Расчитана для первого, второго классов....
Рабочая программа "Воспитательная работа в группе продлённого дня" Класс - 3
Цель программы: выполнение общих воспитательных и образовательных программ, создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации учащихся начал...
Рабочая программа воспитательной работы с классом "Надежда"
Рабочая программа...