«2014 год - год культуры России»
классный час (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«2014 год - год культуры России»
Конспект классного часа.
Цель занятия:
Привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.
Задачи:
Личностные: | Прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека. |
Познавательные: | Ввести понятие о культуре. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и областями культуры. Учить детей видеть красоту культурного наследия России. |
Регулятивные: | Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. |
Коммуникативные: | Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности. |
Учитель:
1. Культура охватывает такие значимые стороны жизни, как язык, историю, образование, науку, религию, искусство, литературу, музыку, - всё то, что призвано сохранять и обеспечивать духовное развитие народа.
Ребята, а как вы понимаете слово «культура», какое значение этого слова? (высказывания детей)
Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. А вот что об этом говорят выдающиеся личности
2.Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих)— русский художник, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. (фото) Н.К. Рерих "Общая культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве – как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими".
Дми́трий Серге́евич Лихачёв — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, 1-й Председатель правления Советского фонда культуры (с ноября 1991 — Российского фонда культуры).
3. Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному Учитель: Мы узнали много о значение слова «культура», но вернёмся снова к указу президента РФ: «В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире…» В нашей стране в настоящее время ведущую роль в деле сохранения историко-культурного наследия играют две организации.
Первая — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК; основана в 1966 г., является добровольной и общественной организацией, осуществляет программы «Русская усадьба», «Храмы и монастыри», «Русский некрополь». «Русское зарубежье». Общество издаете 1980 г. журнал «Памятники Отечества». Вторая — Российский фонд культуры, созданный в 1991 г., финансирующий ряд программ и проектов, в том числе программу «Малые города России».
4. К числу важнейших задач и деле сохранения культурного достояния относится возрождение религиозных корней, религиозного начала русской культуры, восстановление важной роли Православной церкви. Современная культура в целом по-прежнему остается светской и покоится в основном на науке и разуме. Однако религия вновь становится важной и неотъемлемой частью культуры, а культура восстанавливает свои исторические связи с религиозными истоками. Этому способствует широкое восстановление и обновление храмов и монастырей в последние годы. Уже сегодня в большинстве населенных пунктов России имеются храм или церковь. Особое значение имеет восстановление храма Христа Спасителя. Ещё большее значение имеет принятие закона о свободе совести. Все это создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек нашел свою дорогу к храму.
Как вы думаете, ребята, легко ли в современном мире сохранить наше культурное достояние? Что мы можем сделать для сохранности культурного достояния? Как нам в современном мире остаться культурными?
5.Исключительно важное место в культурном наследии занимают русские усадьбы. Они складывались во второй половине XVI I I в. — XIX в. Это были «родовые», «дворянские гнезда». Их были тысячи, остались же десятки. Часть их была разрушена в годы революции и Гражданской войны. Другая часть исчезла от времени и запустения. Многие из сохранившихся — Архангельское, Кусково, Марфино, Остафьево, Останкино, Шахматово — превращены в музеи, заповедники и санатории. Другим повезло меньше, и они нуждаются в экстренной помощи и заботе. Роль русских усадеб в развитии русской культуры была огромной. В XVIII в. они составляли основу русского Просвещения. Во многом благодаря им XIX в. стал золотым веком русской культуры. Уклад усадебной жизни был тесно связан с природой, земледелием, вековыми традициями и обычаями, жизнью крестьян и простого народа. Элементы высокой культуры — богатые библиотеки, прекрасные коллекции картин, домашние театры — органически переплетались с элементами народной культуры. Русские усадьбы были живыми родниками высокой и глубокой духовности. Они бережно хранили русские традиции и обычаи, национальную атмосферу, русскую самобытность и дух России. О каждой из них можно сказать словами поэта: «Там русский дух. Там Русью пахнет». Русские усадьбы сыграли важную роль в судьбе многих великих людей России.
Русская усадьба оказала благотворное влияние на творчество А.С. Пушкина.
В усадьбе Хмелите Смоленской области прошли юные годы А.С. Грибоедова, а позднее родился замысел «Горя от ума».
Усадьба Введенское в Звенигороде имела большое значение для жизни и творчества П.И. Чайковского, А.П. Чехова.
В Ясной Поляне жил и работал Л.Н. Толстой. В Ясной Поляне царила "особая бытовая и интеллектуально-творческая атмосфера, соседствовали проза и поэзия, труд и игра, духовно ее обогащавшие, вырвавшие ее из сферы обыденного существования".Здесь постоянно гостили известные писатели , художники, музыканты, актеры, ученые, журналисты: И.С.Тургенев, А.А.Фет, А.П.Чехов, М.Горький, В.Г.Короленко, И.Е.Репин, М.В.Нестеров, С.И.Танеев, И.И.Мечников и мн. др. Русские усадьбы открыли путь к вершинам искусства многим талантливым самородкам из глубин русского народа.
6.Особое место в охране культурного наследии занимают народные художественные промыслы и ремесла. Вместе с фольклором они составляют народную культуру, которая, будучи важнейшей частью всей национальной культуры, с наибольшей силой выражает ее самобытность и неповторимость. Россия издревле славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремесел.
• К числу древнейших из них относится русская деревянная игрушка, центром которой является Сергиев Посад. Именно здесь родилась известная во всем мире матрешка. Такой же древней является холмогорская резьба по кости. Используя технику низкого рельефа, холмогорские косторезы создают уникальные произведения декоративного искусства — гребни, кубки, ларцы, вазы. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях (посуда, мебель) красными и черными тонами и золотом.
1. Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить …
Отгадка (ответ): Кино
2.Петь, рисовать, лепить искусно
Нельзя прожить нам без … (искусства)
3 . Здесь балерины, балероны
Благодарили нас поклоном.
На сцене танцевали чудно,
И в зале было многолюдно.
Спектакля лучше в мире нет,
Чем этот сказочный... (балет)
4. Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей)
5 Ой, звенит она, звенит,
И грустит, и веселит.
С переливами несется,
В душе чувством отзовется (музыка)
7. Продолжите:
Я узнал…
Мне запомнилось…
Я считаю важным…
Закончить наш классный час хочется важной мыслью: «Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Конспект урока "2014 год - год культуры в России"
Предлагаю конспект урока "2014 - год культуры в России" для 2 класса . На данном уроке дети знакомятся с понятием культура, её компонентами. С помощью произведений литературы, живопис...
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."
В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....
Классный час в первом классе " 2014 год - год культуры."
Интересный материал по данной теме сориентирован на первоклассников . Доступно, интересно, познавательно....
Классный час «2014 год - год культуры России»
Классный час «2014 год - год культуры России»Задачи:Знакомство с понятием «Культура»Совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений (диалога) на основе взаимопонимания.Расширени...
Классный час «2014 год - год культуры России»
Знакомство с понятием «Культура»Совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений (диалога) на основе взаимопонимания.Расширение исторических знаний и представлений учащихсяВоспит...
Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...