Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
• знакомство учащихся с основами православной культуры;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 142 КБ |
prilozhenie_2_dlya_4_a.docx | 35.84 КБ |
prilozhenie_1_dlya_4-h_klassov.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
По курсу ОРКСЭ
(ДНКР Духовно-нравственная культура России)
- Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учеников 4-х классов ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга по курсу ОРКСЭ( Духовно-нравственная культура России) в 2019-2020 учебном году.
1.1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
• знакомство учащихся с основами православной культуры;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
1.2.Нормативные правовые документы,
на основе, которых разработана рабочая программа:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Программа развития ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на период 2016-2020 годы
- Основная образовательная программа основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС)
1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) и на основе программы курса ОРКСЭ для 4 классов (автор: А.Кураев), и на основе авторской программы « Духовно-нравственная культура России», авторы: Лазарев А.И., Чулкова Е.В., Яговдик В.В. которая полностью соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по «ОРКСЭ (Духовно-нравственная культура России)» Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий. Составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 1 час для изучения учебного предмета «ОРКСЭ (Духовно-нравственная культура России)» на этапе начального общего образования, в том числе в 4 классе – 1 час из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы « Духовно-нравственная культура России», авторы: Лазарев А.И., Чулкова Е, В., Яговдик В. В. Согласованна профессором кафедры – «История педагогики» Санкт Петербургской А.П.П.О, доктором философских наук М.В. Захарченко, 18 февраля 2008 года.
В ней дается примерное распределение учебных часов на изучение разделов курса 1 час в неделю (34 часа в год), при этом в ней предусмотрен резерв свободного объеме 1 учебного часа для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Содержание авторской Программы по ОРКСЭ Духовно-нравственная культура России для 4 классов направлено на освоение учащимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни. Курс даёт возможность понять огромную важность традиционных ценностей Отечества, воспитать качества гражданственности, толерантности. Бережного отношения к наследию прошлого, понимание и уважение исторически - культурного пространства многонационального народа России. Программа построена по концентрическому принципу, хорошо интегрирована с базовыми областями учебного плана класса и школы, полностью учитывает возрастные особенности детей, интеллектуальное развитие, общекультурный кругозор.
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс 4 класса основывается на основополагающем компоненте Окружающий мир (Добродетели моего Отечества).
Рабочая программа ориентирована на ценности отечественной духовной традиции, культурный опыт исторической жизни Отечества, личный опыт ребенка, духовные устремления и самосознание.
Курс 4 класса авторской программы « Духовно-нравственная культура России» взят за основу. В рамках его изучения был взят учебник «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» А.Кураева, 4 класс.
1.5.Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами:
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Требований Стандарта (п. 12.4).
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков] – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
- Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2010.
- УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012г.
- Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.
- Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, всего 34 часа
- Это вводная часть духовно-нравственного просвещения и воспитания детей. Трехлетний курс «Добродетели духовно-нравственной культуры России» формирует у учащихся понятия «добра» и «зла» на основе духовно-нравственных добродетелей культуры России, гармонично входящих в главные духовно-нравственные ценности мировой культуры и лежащих в основе европейской цивилизации. Добродетели героических страниц истории России, литературных шедевров многонационального народа нашего Отечества и мира дадут возможность определить ребенку, что уважение и любовь к ближнему: родителям, окружающем людям, Родине, миру есть основа жизни человека.
Воспитательное значение курса достигается не просто знакомством с указанными духовно-нравственными ценностями, понятиями и памятниками родной культуры, а формированием отношения к ним как к родным понятиям и святыням. Здесь у учащихся складываются твердые представления о нравственности, о добре и зле, правде и лжи, о верности, честности, справедливости, подвиге, жертвенности и другие важнейшие духовно-нравственные нормы и представления. При таком освоении основ духовно-нравственной культуры у учащихся формируется и личный нравственный опыт, то есть отрицательное отношение к скверным словам, к жестокости, нарушениям нравственных норм. - Выдающиеся произведения родной литературы и культуры, проникнутые идеями добра, красоты, справедливости, помогают привить учащимся любовь к родителям, к Родине, к родной речи, родной природе, к добрым делам. Обращение к календарю помогает использовать великие церковные праздники (Пасха, Рождество Христово), государственно-церковные (День славянской письменности и культуры) и памятные государственные даты (Дни великих Побед) для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей. Тем самым закладываются основы духовно-нравственного воспитания школьника, что составляет вертикальную линию курса.
1.6.Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:
1.7.Используемый учебник:
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2015(2 издание).
1.8.Тематический план:
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | Повторительно- обобщающие уроки |
1 | 2 | 3 | 5 |
1 | Что я знаю о добродетелях и зачем они нужны? | 1ч | |
2 | Традиции, круг жизни русского народа летом. | 1ч | |
3 | Мировоззрение, я познаю мир. | 1ч | |
4 | Несовершенство человеческое, пробуждение совести. | 1ч | |
5 | Несовершенство мира, мудрость. | 1ч | |
6 | Традиции, круг жизни русского народа в начале осени. | 1ч | |
7 | Воздержание, зачем оно мне? | 1ч | |
8 | Прощение, великодушие против обид. Обобщающее повторение. | 1ч | 1 |
9 | Добродетели о прощении обид, , зачем творить добро. | 1ч | |
10 | Традиции, круг жизни русского народа в середине осени. | 1ч | |
11 | Соблазн, что больше всего соблазняет меня. | 1ч | |
12 | Соблазн, соблазнительный плод. | 1ч | |
13 | Традиции, круг жизни русского народа в начале зимы. | 1ч | |
14 | Лукавство и я, заповеди. | 1ч | |
15 | Почему я должен благодарить? Обобщающее повторение. | 1ч | |
16 | Традиции, великие праздники января. | 1ч | |
17 | Добродетели. Крещение Руси. Обобщающее повторение. | 1ч | 1 |
18 | Чистота сердца, мои помыслы. | 1ч | |
19 | Бабушкин урок, христианская семья. | 1ч | |
20 | Что такое чудо, его место в жизни христианина. | 1ч | |
21 | Традиции, круг жизни русского народа в конце зимы. Масленица. | 1ч | |
22 | Добродетели в истории Отечества. | 1ч | |
23 | Что такое покаяние, значение покаяния в моей жизни. | 1ч | |
24 | Самоотверженность, служение Родине. Обобщающее повторение. | 1ч | 1 |
25 | Великие личности о самоотверженности | 1ч | |
26 | Традиции, круг жизни русского народа весной. Пасха. | 1ч | |
27 | Самоотверженность в семье, я и самоотверженность. | 1ч | |
28 | Примеры добродетели, Дмитрий Донской. | 1ч | |
29 | Примеры добродетели, Александр Невский. | 1ч | |
30 | Добродетели, моя семья, я в школе. Обобщающее повторение. | 1ч | 1 |
31 | Итоговое повторение | 1ч | |
32 | Итоговое повторение | 1ч | |
33 | Итоговое повторение | 1ч | |
34 | Итоговое повторение | 1ч | |
Итого: | 34 ч | 4 |
1.9.Характеристика 4 -х классов
Ученики 4-х классов проявляют заинтересованность на всех уроках. Они активны, с удовольствием поддерживают беседу на тему урока, проявляют самостоятельность. Многие ученики стараются по многим вопросам пользоваться дополнительной литературой, рекомендуемой учителем для общего развития.
1.10.Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету:
- Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
- Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
- Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
-разговор с замещённым собеседником.
- Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
-ролевая игра;
-продуктивный труд.
1.11.Виды и формы промежуточного и итогового контроля:
- Обобщающее повторение по теме
- Ведение тетради
- Работа на уроке
- Содержание рабочей программы
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Изучение духовно-нравственной культуры реализуется в следующих взаимосвязанных содержательных линиях:
1. Духовный мир человека и духовная сфера жизни общества
Основные термины, понятия и категории, касающиеся духовной жизни человека и общества; духовное развитие, духовная сфера, духовная жизнь, духовно-нравственная культура; личное и общественное, соотношения духовной и материальной составляющих в жизни.
2. Нравственные идеалы в отечественной истории и культуре
Влияние Крещения Руси на общественную нравственность; духовное просвещение и общественная жизнь Древней Руси, подвижничество, жертвенность и святость как нравственные идеалы русской истории, литературы и художественной культуры; духовно-нравственное и культурно-историческое наследие России; современные проблемы и возрождение духовно-нравственной культуры России; духовно-нравственная культура России в мировой культуре.
3. Память о народном и воинском подвиге в российской истории и культуре
Дни великих Побед в российском историческом календаре. Дни воинской славы. Защитники-герои России. Знаменитые памятники побед: (монументы, храмы, часовни, обелиски). Военно-патриотические традиции, чествование ветеранов войны. Великие Победы России в литературных произведениях, музыке, изобразительном искусстве и киноискусстве.
4. Семья в российской культурно-исторической традиции
Духовно-нравственные основы семьи и семейной морали; связь между поколениями, нравственные понятия об отношениях между членами семьи, традиционные семейные ценности в российской истории и культуре.
Общие темы программы курса «Добродетели духовно-нравственной культуры России» и
учебника «Основы православной культуры».
Урок 1. Россия – наша Родина.
Урок 2. Культура и религия.
Урок 8 Пасха
Урок 10 Совесть и раскаяние
Урок 11 Заповеди
Урок 12 Милосердие и сострадание
Урок 13 Золотое правило этики
Урок 14 Храм
Урок 18. Как христианство пришло на Русь
Урок 19. Подвиг
Урок 20. Заповеди блаженств
Урок 21. Зачем творить добро?
Урок 22. Чудо в жизни христианина.
Урок 25. Монастырь
Урок 26 Отношение христианина к природе.
Урок 27. Христианская семья.
Урок 28. Защита Отечества.
Урок 29. Христианин в труде
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.
- Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные:
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
- умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
- умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска , сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность; существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
- Литература и средства обучения
4.1.Литература для учителя (основная и дополнительная):
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2014.
- Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2014.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.]; под ред. В.А. Тишкова, т.д. Шапошниковой.- М.: Просвещение, 2014.
- Детская Библия. М. 2016 г.;
- Бородина А.В. «Основы православной культуры» М., 2014 г.;
- Н.И. Ворожейкин « Рассказы по родной Истории» - Просвещение 2015г
- Все о Церкви – православная энциклопедия; М. 2016 г
- Животворящая святыня. Хрестоматия. СПб. Специальная Литература, 2014 г.
- Запарина Л.С. «Непридуманные рассказы» М., Отчий Дом, 2014г.;
- Иванова С.Ф. «Введение в храм слова» М., Школа-Пресс, 2014 г.;
- Избранные «Жития святых» Архиепископ Соликамский, Пермский Афанасий,
СПб 2014г.;
- Лагерлеф С. «Христианские повести и рассказы» М. Феникс, 2015г.;
- Поселянин Е. «Святая юность» М., Лествица. 2016г.;
- Святой А. Невский. М., Свято-Тихонский. Богословский институт 2016г.;
- Святой Серафим Саровский. М., Свято-Тихон. Богословский институт 2018г.;
- Святой Сергий Радонежский. М., Свято-Тихон. Богословский институт 2017г.;
- Успенский С. Литературный сборник Катехизис в 3 томах. Свято-Троиц. Лавра 2014г.;
- А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4-5 Москва «Просвещение» 2015год
4.2.Литература для учащихся (основная и дополнительная):
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2015.
4.3.Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi
http://pravoslav-kult.narod2.ru/
http://voskres-school.ortox.ru/v_pomoshh_uchitelju_opk
http://www.uchportal.ru/load/267
4.4.Электронные образовательные ресурсы:
Электронное приложение к учебному пособию. А.В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2015 г.
4.5.Информационно-техническая оснащенность кабинета:
- печатные пособия;
- экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);
- технические средства обучения (средства ИКТ);
- цифровые и электронные образовательные ресурсы;
- демонстрационные пособия;
- электронная доска
- ДВД проигрыватель
- магнитофон кассетный + СД диски.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план 4 «а» класса
№ уро ка | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Предметные, метапредметные, личностные умения | Контроль | Средства обучения | Страницы или параграф учебника | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 четверть(9 ч) | ||||||||||
Духовный мир человека и духовная сфера жизни общества (16 час) | ||||||||||
1 | Что я знаю о добродетелях и зачем они нужны? | 1 | ОНЗ | Повторение основных требований к уроку. Повторение понятий: духовность, культура. Нравственность. Просмотр презентации « У моей России». Россия – наша Родина. | Уметь работать текстом исторического содержания. Уметь ответить на основные вопросы по воспроизведению содержания презентации. Участвовать в диалоге, слушать других. Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр. 3-8 | Сент. | |
2 | Традиции. Круг жизни русского народа летом. | 1 | ОНЗ | Работа с изученными понятиями. Рассмотрение традиций русского народа, связанных с летом. Занятия русского крестьянина летом. Просмотр презентации «Работа крестьянина летом», «Ивана Купала». Отношение христианина к природе. Выполнение рисунка на заданную тему. Культура и религия. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.9-12 | Сент. | |
3 | Мировоззрение. Я познаю мир. | 1 | ОНЗ | Познание мира. Мир вокруг тебя. Мир сказочных героев. Работа с загадками по теме урока. Как люди познавали мир. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Материалы презентации. | Стр.13-15 | Сент. | |
4 | Несовершенство человеческое. Пробуждение совести. | 1 | ОНЗ | Работа с понятием «несовершенство». В чем может проявляться несовершенство? Что такое «совесть». Почему она пробуждается? Выполнение минисочинения на заданную тему урока. Беседа: « О подсказках совести. Как исправлять ошибки». Заповеди блаженства. Нравственное воспитание учеников. Совесть и раскаяние. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.16-20 | Сент. | |
5 | Несовершенство мира, мудрость. | 1 | ОНЗ | Работа с понятиями: «несовершенство», «несовершенство мира». Разбор понятия «мудрость» на примере исторических личностей разных эпох. Просмотр презентации « Михаил Ломоносов». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Материалы презентации. Произведения живописи, произведения литературы. Материалы презентации. | Стр.21-24 | Сент. | |
6 | Традиции, круг жизни русского народа в начале осени. | 1 | ОНЗ | Из чего состояла жизнь людей в городе и деревне прошлых веков. Выполнение рисунка на заданную тему урока. Просмотр презентации «Работа крестьянина осенью». Знакомство с традициями праздника урожая. Русские художники о празднике урожая. Отношение христианина к природе. Продолжение знакомства с жизнью крестьянина осенью. Просмотр презентаций «Жизнь крестьянина осенью», « Мужская работа». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.25-32 | Окт. | |
7 | Воздержание. Зачем оно мне? | 1 | ОНЗ | Разбор понятия «воздержание». Важность нового понятия в жизни человека. Беседа на тему «От чего лучше воздержаться?». Просмотр презентации «Образ ребенка в искусстве». Нравственное воспитание учеников. Заповеди. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.35-42 | Окт. | |
8 | Прощение, великодушие против обид. Обобщающее повторение. | 1 | Р. | Разбор понятия «прощение». Что такое великодушие. Кому свойственно данное чувство? Выполнение минисочинения на заданную тему урока. Милосердие и сострадание. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке Зачёт | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.43-50 | Окт. | |
2 четверть(7 ч) | ||||||||||
9 | Добродетели о прощении обид, , зачем творить добро. | 1 | ОНЗ | Разбор понятия «добродетели». Виды добродетели. Отличие доброты от добродетели. Нравственное воспитание учеников. Золотое правило этики. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Зачёт Ведение тетради | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.51-57 | Окт. | |
10 | Традиции, круг жизни русского народа в середине осени. | 1 | ОНЗ | Знакомство с традициями праздника урожая. Русские художники о празднике урожая. Продолжение знакомства с жизнью крестьянина осенью. Просмотр презентаций «Жизнь крестьянина осенью», « Мужская работа». (Продолжение). | Работа на уроке | Материалы презентации. Произведения живописи, произведения литературы. | Стр.58-60 | Нояб. | ||
11 | Соблазн, что больше всего соблазняет меня. | 1 | ОНЗ | Разбор понятия «соблазн». Беседа: «Что больше всего соблазняет меня?» Развитие данной темы в литературе. Работа с произведениями М.Зощенко. Нравственное воспитание учеников. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Произведения живописи, произведения литературы. Материалы презентации. | Стр.62-68 | Нояб. | |
12 | Соблазн, соблазнительный плод. | 1 | ОНЗ | Разбор понятия «соблазн». Беседа: «Что больше всего соблазняет меня?» Развитие данной темы в литературе. Работа с текстом детской Библии. Раскрытие темы урока на ее материале. Выполнение минисочинения на заданную тему урока. Нравственное воспитание учеников. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Произведения живописи, произведения литературы. Материалы презентации. | Стр.69-73 | Нояб. | |
13 | Традиции, круг жизни русского народа в начале зимы. | 1 | ОНЗ | Рассмотрение традиций русского народа, связанных с зимой. Русские зимние забавы. Занятия русского крестьянина зимой. Выполнение минисочинения на заданную тему урока. Отношение христианина к природе. Рассказ учителя о зимних играх русского народа, разучивание правил некоторых игр для дальнейшего применения их в своей игровой деятельности. Храм. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.74-80 | Декаб. | |
14 | Лукавство и я, заповеди. | 1 | ОНЗ | Разбор понятия «лукавство». Беседа: «Лукавство и обман. Сравнительный анализ». Отражение темы урока в картинах художников. Презентация «Картины на тему урока» Выполнение минисочинения на заданную тему урока. Нравственное воспитание учеников. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Материалы презентации. Произведения живописи, произведения литературы. | Стр.81-86 | Декаб. | |
15 | Почему я должен благодарить? Обобщающее повторение. | 1 | Р. | Работа с понятием « благодарность». Выражение благодарности. Традиции христиан в благодарении. Выполнение минисочинения на заданную тему урока. Нравственное воспитание учеников. Работа с презентацией «Книга памяти». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Зачёт Ведение тетради | Материалы презентации. Произведения живописи, произведения литературы. | Стр.87-90 | Декаб. | |
16 | Традиции, великие праздники января. | 1 | ОНЗ | Определение значения праздников в жизни. Просмотр презентации «Рождество Христово». Просмотр презентации «Тема Рождества в картинах русских художников». Рассказы детей об их семейных традициях празднования Рождества. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Материалы презентации. Произведения живописи, произведения литературы. | Стр.92-100 | Декаб. | |
3 четверть(10 ч) | ||||||||||
Нравственные идеалы в отечественной истории и культуре (13 ч) | ||||||||||
17 | Добродетели. Крещение Руси. | 1 | ОНЗ | Просмотр презентации «Крещение Руси». Значение Крещения Руси в ее становлении. Как христианство пришло на Русь. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.102-104 | Янв. | |
18 | Чистота сердца, мои помыслы. | 1 | ОНЗ | Определение понятия «чистота сердца». Значимость данного понятия в жизни человека. Разбор конкретных жизненных ситуаций, в которых оно проявляется. Зачем творить добро? Нравственное воспитание учеников. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.105-108 | Янв. | |
19 | Бабушкин урок, христианская семья. | 1 | ОНЗ | Определение понятия «мудрость пожилых людей». Чему можно научиться у старшего поколения семьи»- беседа. Зачем творить добро? Разбор понятия «добродетели в семье». Разбор конкретных жизненных ситуаций. Нравственное воспитание учеников. Христианская семья. | .Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.109-112 | Янв. | |
20 | Что такое чудо, его место в жизни христианина. | 1 | ОНЗ | Определение понятия «чудо». Новое понятие в жизни христианина». Чудо в жизни христианина. Нравственное воспитание учеников. Просмотр презентации «Чудеса Божьи на фронтах Вов». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.113-120 | Янв. | |
21 | Традиции, круг жизни русского народа в конце зимы. Масленица. | 1 | ОНЗ | Рассмотрение традиций русского народа, связанных с зимой. Отношение христианина к природе. Русские зимние забавы. Занятия русского крестьянина зимой. Просмотр презентации «Масленица». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.122-125 | Февр. | |
22 | Добродетели в истории Отечества. | 1 | ОНЗ | Добродетели, разбор на примере исторических личностей. Просмотр презентации «Сергий Радонежский». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Материалы презентации. Произведения живописи, произведения литературы. | Стр.126-129 | Февр. | |
23 | Что такое покаяние, значение покаяния в моей жизни. | 1 | ОНЗ | Продолжение работы с понятием «покаяние». Разбор понятия на примере литературных героев. Просмотр презентации «Тема покаяния и прощения в творчестве художников». Монастырь. Продолжение работы с новым понятием. Разбор понятия на примере своих и библейских историй. Выполнение минисочинения на заданную тему урока | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.130-132 | Февр. | |
24 | Самоотверженность, служение Родине. Обобщающее повторение. | 1 | Р. | Рассмотрение темы урока на примере: « Сестер милосердия», «Подвиг солдата на войне». Защита Отечества. Просмотр презентаций по темам. Нравственное воспитание учеников. Подвиг. Рассмотрение традиций | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке Зачёт | Произведения живописи, произведения литературы. Материалы презентации. | Стр.133-135 | Март | |
25 | Великие личности о самоотверженности | 1 | ОНЗ | Работа с понятием «самоотверженность». Разбор понятия на примере конкретных исторических личностей. Защита Отечества. Просмотр презентации «Солдаты Вов». Выполнение минисочинения на заданную тему урока. Любовь и уважение к Отечеству. Работа с презентацией «Книга памяти». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Зачёт Ведение тетради | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.136-139 | Март | |
26 | Традиции, круг жизни русского народа весной. Пасха. | 1 | ОНЗ | Традиции русского народа, связанные с весной. Занятия русского крестьянина весной. Христианин в труде. Рассказ учителя об играх русского народа, разучивание правил некоторых игр для дальнейшего применения их в своей игровой деятельности | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.140-142 | март | |
4 четверть(8 ч) | ||||||||||
27 | Самоотверженность в семье, я и самоотверженность.. | 1 | ОНЗ | Просмотр презентаций по темам. Рассмотрение традиций самоотверженности. Новое понятие и его проявление в семейной жизни. Христианская семья. | . Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.142-146 | Апр. | |
28 | Примеры добродетели, Дмитрий Донской. | 1 | ОНЗ | Разбор понятия «великие события в жизни любой страны». Разбор темы урока на материале биографии Д.Донского. Заповеди блаженства. Просмотр отрывков из документальных фильмов об истории России. Знакомство великим событием в истории России – Куликовская битва. Просмотр презентации на тему урока. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.147-150 | Апр. | ||
29 | Примеры добродетели, Александр Невский. | 1 | ОНЗ | Разбор понятия «великие события в жизни любой страны». Разбор темы урока на материале биографии А.Невского. Заповеди блаженства. Просмотр отрывков из документальных фильмов об истории России. Знакомство великим событием в истории России – Ледовое побоище. Просмотр презентации на тему урока. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Материалы презентации. Произведения живописи, произведения литературы. | Стр.152-158 | Апр. | |
30 | Добродетели, моя семья, я в школе. Обобщающее повторение. | 1 | Р. | Разбор понятия «добродетели в школе». Разбор конкретных жизненных ситуаций. | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке Зачёт | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.159-162 | Апр. | |
Итоговое повторение (4 часа) | ||||||||||
31 | Итоговое повторение | 1 | ОНЗ | Традиционное восприятие самоотверженности». Разбор нового понятия на конкретных жизненных примерах и на примерах героев художественной литературы. Работа с презентацией «Книга памяти». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.164-168 | май | |
32 | Итоговое повторение | 1 | ОНЗ | Традиционное восприятие самоотверженности». Разбор нового понятия на конкретных жизненных примерах и на примерах героев художественной литературы. Работа с презентацией «Книга памяти». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. . | Работа на уроке | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.169-175 | Май | |
33 | Итоговое повторение | 1 | ОНЗ | Традиционное восприятие самоотверженности». Разбор нового понятия на конкретных жизненных примерах и на примерах героев художественной литературы. Работа с презентацией «Книга памяти». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Зачёт Ведение тетради | Учебник, Произведения живописи, произведения литературы, рисунки. Материалы презентации. | Стр.175-180 | Май | |
34 | Итоговое повторение | 1 | ОНЗ | Традиционное восприятие самоотверженности». Разбор нового понятия на конкретных жизненных примерах и на примерах героев художественной литературы. Работа с презентацией «Книга памяти». | Предметные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: К - участие в беседе Р – принятие и сохранение цели задачи учебной деятельности П – осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Работа на уроке | Произведения живописи, произведения литературы. Материалы викторины. Материалы презентации. | Стр.181-183 | май |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 345
Невского района Санкт-Петербурга
192174, Санкт- Петербург т./факс: (812) 362-44-43
Бульвар Красных Зорь, дом 6, корп.2 , литер А Email: school345@spb.edu.ru
ИНН /КПП 7811022880/ 781101001 ОКПО 53250174, ОКОГУ 23280, ОГРН 1037825012202 http:// school345spb.ru
Согласовано Утверждено
Зам. директора Директор ГБОУ школы № 345
____________(Чижкина Е.Н.) ________________ (А.И.Лазарев)
«__» августа 2019 г. Приказ от «___»августа 2019 г. №____
Согласовано Принято
на заседании М/О Решением Педагогического совета
учителей гуманитарного цикла Протокол №__от «__» августа 2019 г.
Протокол №__ от «__» августа 2019 г.
Председатель М/О
___________ (Волкова Ж.В.)
Рабочая программа
По курсу ОРКСЭ
(ДНКР Духовно-нравственная культура России)
для 4-х классов
4 а, 4 б, 4 в
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Составлена:
Михайловой Л.М.,
высшая категория
Санкт- Петербург
2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа на 2013-2014 уч. год...
рабочая программа по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 4 класса,
В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования ду...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
ВИДЕО Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению для учащихся 3-4 классов «Основы православной культуры» ВИДЕО
https://yadi.sk/i/y-JKBKbblyOXLA...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4....