Конспект урока "2014 год - год культуры в России"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Высочанская Наталья Александровна

Предлагаю  конспект урока "2014  - год культуры в России" для 2 класса . На данном уроке дети знакомятся с понятием культура, её компонентами. С помощью произведений литературы, живописи и музыки учащиеся составляют две картины осени (ранней и поздней). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_2_b.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

День знаний «Год культуры в России».

Добрый день, ребята!

Добрый день дорогие родители!

Вот и лето пролетело,

Осень на дворе.

И листва чуть пожелтела -

В школу детворе.

Продолжать учиться надо,

Лучше, чтоб на "5".

Я вас видеть очень рада,

Рада всех встречать!

Шуточный экзамен:

Ребята, вы проучились в школе один год. Давайте проверим, насколько вы были внимательными в этом году. Ответьте на мои вопросы.

  • Сколько этажей в нашей школе?
  • Какие предметы вы изучали в первом классе?
  • Как фамилия директора нашей школы?

Как зовут вашего учителя по рисованию? Татьяна Ивановна

Назовите свой класс, в котором вы будете учиться.

  • Как называется наша страна?
  • Кто руководит Российской Федерацией?
  • Как  зовут нашего президента?
  • Назовите, какой сейчас год?
  • А вы знаете ,чему посвящён этот год в нашей стране?

2014 год указом президента РФ В.В. Путина объявлен в России Годом культуры.

А что такое культура?  Что она в себя включает?

На этот вопрос, вам помогут ответить письма на ваших столах. Откройте их, прочитайте слово, которое там записано и подумайте, что оно может обозначать?

Если мы с вами сможем объяснить значение каждого слова, то на доске будут появляться картинки, которые помогут вам отгадать мою следующую загадку.

  1. Язык (русский язык)
  2. Фольклор (сказки, былина, частушки, поговорки, пословицы)
  3. Изобразительное искусство (живопись, иконопись)
  4. Кухня России (национальные блюда)
  5. Музеи (Эрмитаж – 250 лет)
  6. Архитектура (Тобольский Кремль, Московский Кремль,)
  7. Литература (проза, поэзия, современная литература)
  8. Театр «Мариинский театр», большой театр.
  9. Цирк
  10. Кинематограф
  11. Мультипликация
  12. Музыка (классическая и популярная)
  13. Балет (искусств, передающие содержание в танцевально-музыкальных  образах)
  14.  Опера (искусство, в котором содержание передаётся средствами музыки)
  15.  Религия (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) 700-летие Сергия Радонежского.
  16.  Спорт
  17.  Промыслы (гжель, хохлома, городецкая роспись, скань, матрёшки)
  18. Русская одежда (народные костюмы)

На доске появляются изображения листьев, грибов, ягод, плодов.

Мы с вами правильно объяснили значение слов, теперь я уверена вы сможете отгадать загадку.

Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу – стынуть,
Тучам – злиться.
Нам с тобой – 
Идти учиться.

(Осень)

Осень. “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой…

Но мне кажется, что осень очень разнообразна и красива.

Сейчас мы попробуем с помощью искусства: произведений живописи, музыки и поэзии описать и показать какой разной может быть осень.

Осень, с её красками, всегда вдохновляла художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения. Осень в их произведениях многолика и многоцветна.

Беседа по картинам «Золотая Осень. Синяя вода» С.Жуковский и И. Левитана «Осень».

Чем отличаются?

Какое настроение?

Какой месяц изображён?

– У художников – краски, а  у композиторов только звуки. Послушаем эти звуки.

Осень любил великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года».  Сейчас мы прослушаем отрывок из муз.произведения Чайковского «Осень».

Какое настроение?

К какой картине больше подходит?

Другой российский композитор Георгий Свиридов написал «Осенний вальс». Послушайте отрывок  и представьте себе, кто или что может кружить и танцевать под мелодии этой композиции.

Какое настроение передает композитор в своей музыке?

Осенний листопад. В вальсе закружились листья деревьев.

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому многие  поэты и писатели  посвящали осени  замечательные строки.

Поэзия – это мир чувств. Поэты умеют воспринимать окружающий мир как живой, видят его красоту.

Вслушайтесь в стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”.

Чтение стихотворения.

Ученик 1:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

– Какое настроение оно вызывает? (Радостное, веселое.)

– А почему? (Осень яркая, красивая.)

Осень у Бунина - яркая, живая, многоцветная, вызывает радость, восхищение.

– Подходит ли это стихотворение к картине ………?

– А теперь послушаем другое стихотворение о осени. А.С.Пушкин “ Уж небо осенью дышало”

Чтение стихотворения.

Ученик 2:

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

 Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора. 

– Какое настроение оно вызывает? (Грустное, безрадостное, унылое, печальное.)

– Соответствует ли оно сегодняшнему состоянию природы?

– Видите, какую разную осень показали поэты. Одна – весёлая, красивая, другая – грустная.

Заключительное слово учителя. Вот мы с вами и составила два разных портрета одного времени года – осени. Эти портреты были  созданы с помощью произведений великих деятелей культуры нашей страны, знаменитых на весь мир. Наша культура богата, неповторима и разнообразна. Мы с вами должны её изучать, а самое главное сохранять и увеличивать её богатство своими трудами.

Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, учат понимать язык природы , чувствовать и призывают охранять всё живое. Мир искусства, культуры - великое чудо. Но откроется оно, как и всякое чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

- Мы вместе с  вашими родители хотим, чтобы вы выросли хорошими, воспитанными, образованными т.е.  культурными людьми. А для этого надо много и много учиться, стараться, прикладывать все силы. Я желаю Вам, ребята, успехов, новых знаний, интересных открытий, хороших отметок-пятёрок и четвёрок. Но всё зависит от вас, от вашего желания и старания.

 А родителям желаю терпения, чтобы в ваших семьях всегда царил мир и взаимопонимание, чтобы ваши дети радовали вас своими успехами.

Всем ученикам  2 «Б» класса раздаю памятки для второклассников, которые написаны с помощью произведений фольклора: пословиц и поговорок. Дома выберите те пословицы и поговорки, которые, по вашему мнению, больше подходят для девиза нашего класса в новом учебном году.

Памятка

Второклассник, помни:

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Знания – сила.
  • Мир освещается солнцем, а человек знанием.
  • За ученого двух неученых дают, да и то не берут.
  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Прочел новую книгу – встретился с другом.
  • Хорошая книга – лучший друг.
  • Книгу читать, как на крыльях летать.
  • Знание – дерево, а дело – плоды.
  • Век живи – век учись.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Чему учился, тому и научился.
  • Ученье без уменья не польза, а беда.
  • Без старания нет и знания.
  • Учись, размышляй, иначе толку не будет.
  • Недоучка хуже неученого.

Успехов тебе в новом учебном году!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"...

Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»

Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок  является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о поня...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...

Конспект урока по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс, тема "Храмы России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Дата: 24.01.2023Школа: №95Класс: 4-2Урок: 3Время:  9:50 – 10:30   Кабинет: 201 Студент: Дятлова В...