Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."
методическая разработка (2 класс) на тему
В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Национальные костюмы и традиции культуры быта народов среднего Поволжья. | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России.
Цели:
- обучающие: расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас, выявить имеющиеся знания обучающихся о стране, в которой они живут, и расширить их;
-развивающие: развивать интерес к истории своей Родины; интерес к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;
-воспитательные: воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность;создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Нет страны чудесней,
Нет земли милей!
В самых лучших песнях
Мы поем о ней.
Вот она родная, милые края
Светлая, большая – родина моя.
2. Повторение изученного.`
- О чём это стихотворение?
- А что такое Родина? (Родина - это родная земля)
- От какого слова происходит слово «родина»? ( Род)
- А что такое «род»? (Родители, родственники, родные тебе люди).
На прошлом занятии у вас было задание- поработать с дисками. Нужно было собрать пословицы. Сейчас мы проверим, как вы поработали дома с родителями.
- Игра «Собери пословицу» ( В парах, один за компьютером)
«Где есть согласие – там есть и сила.»
«Дружное стадо волков не боится.»
« Кто за Родину дерётся – тому и сила достаётся.»
« За родину, за честь – хоть голову снесть.»
- Поясните смысл этих пословиц.
У каждого человека есть большая и малая Родина.
- В какой стране мы живём? ( Россия)
Это большая Родина. ( Показать карту)
- Что такое малая родина? ( Малая родина – это место, где ты родился и вырос.)
- Назовите место, где вы родились, свою малую Родину. ( Дети перечисляют)
-Как называется область в которой вы живёте? ( Ульяновская область).
-Назовите главный город нашей области . (Ульяновск.)
Расположен город на берегу великой реки – Волга, в самом её центре, то есть на середине. Поэтому и место называют – среднее Поволжье. Раньше город имел другое название – Симбирск. (Работа с картой)
Когда – то именно Симбирск показал пример сохранения национальных культур других народов. Частью национальной культуры являются национальные костюмы и традиции устройства дома.
3. Сообщение темы.
И так, тема наших дальнейших занятий: «Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России.»
Сегодня я вас познакомлю с национальными костюмами народа среднего Поволжья.
4. Работа по теме.
В нашей области испокон веков живут представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, марийцы и многие другие. Культура каждого народа бережно сохраняется.
Слайд №1,2
Вся одежда у народов Поволжья до возникновения фабричных тканей шилась из материалов домашней выработки.
Используя одинаковые природные ма териалы для изготовления одежды и обуви, русское население Симбирской губернии перенимало от живущих по соседству с ним татар, мордвы и чуваш то, что было удобно, имело практический смысл.
Слайд №3, 4 Русские костюмы
Женская одежда в основном состояла из белой льняной рубахи и яркого сарафана вышитого орнаментом.
С арафан обязательно подвязывали пояском.
К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" - защитника .
Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела", "Спаси Бог».
Потерять пояс, означало опозориться.
Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным).
Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку . Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине.
Слайд №5
Завершением женского костюма был кокошник – самая его нарядная часть.
В Симбирской губернии носили женщины кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили платки.
Слайд № 6
Мужская одежда середины ХIХ столетия, надевавшаяся непосредственно на тело, состояла из домотканой холщовой рубахи - косоворотки и также портков, в основном полосатых.
Слайд №7 Чувашские костюмы.
Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представле ния в орнаменте одежды и украшениях.
Слайд №8
Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.
Слайд № 9
Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста.
Слайд №10, 11 Мордовские костюмы.
Украшением женского мордовского костюма были: вышитая холщовая рубаха, передник, головной убор – панго, набедренные украшения – пулай. На груди женщины носили бусы из ракушек и бисера.
Слайд №12
М ордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины.
Слайд№13 Татарские костюмы.
Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.
В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.
От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась. На рубаху одевали распашную одежду со сплошной приталенной спинкой.
Слайд №14
Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.
Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.
Слайд №15
Головной убор мужчин – тюбетейка.
Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.
Слайд №16
- С представителями каких национальностей мы сегодня встретились? (Русские, чуваши, мордва, татары).
- Что объединяет эти народы? ( Они все проживают на территории среднего Поволжья).
-Чем они отличаются? ( Национальными костюмами).
- Понравились вам костюмы?
5. Практическая работа.
На столах у каждой группы есть кукла и несколько нарядов разной национальности. Вам необходимо правильно подобрать костюм соответствующей нации и одеть куклу. Вам понадобится клей, внимательность и аккуратность. ( Каждая группа одевает куклу).
Самый большой народ России – русский, он составляет основное население России.
Работа по учебнику стр.116
Работаем вместе. Начинаем чтение с третьего абзаца, со слов …Очень красивым, до слов… красивые кокошники.
Задание в тетради стр.28. Раскрасить женский костюм ( с опорой на учебник).
6. Заключительная часть. Работа с диском.
На земле очень много людей разных национальностей. У каждого народа свои традиции культуры быта, свои законы, свои национальные костюмы. Работая с диском мы подберём костюм разным национальностям.
7. Подведение итога.
- Понравилось вам сегодняшнее занятие?
- Что нового вы узнали?( У каждого народа свои традиции культуры быта, свои законы, свои национальные костюмы.)
- Работая по стр. 29. Подберите к каждому костюму подходящий головной убор.
В завершении урока, возьмите своих кукол, встаньте в круг, возьмитесь за руки.
-В нашем классе учатся ребята разных национальностей, со своей культурой, со своими традициями, но мы одна большая и дружная –семья.
Поём песню «Солнышко светило».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Внеурочная деятельность: проекты, курс "Изучаем родной край"
Разработанное планирование для проектной деятельности в любом классе началки. Сложность можно увеличить за счет увеличения рассматриваемых растений или их признаков. Результат работы - "Определитель р...
План-конспект урока по программе "Культура России и родного края" по теме "Народные танцы".
Данный материал содержит план-конспект урока по внеурочной деятельности по программе "Культура России и родного края" по теме: "Народные танцы". 2 классПлан-конспект открытого занятия по: КУЛЬТУ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Методическая разработка внеурочной деятельности "Мой край-родная Белгородчина"
Данная разработка раскрывает историю Белгородчины, дает познать интересные факты, и приориты на родной Белгородчине...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...
Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 3 класса по теме : «Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении.»
Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 3 класса по теме :«Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении». Обучающий урок в разделе "Спортривные и...