Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."
методическая разработка (2 класс) на тему

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России.

Цели:

- обучающие:   расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас, выявить имеющиеся знания обучающихся о стране, в которой они живут, и расширить их;

-развивающие:  развивать интерес к истории своей Родины; интерес к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;

-воспитательные: воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность;создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

Ход занятия

1. Организационный момент.

 Нет страны чудесней,

 Нет земли милей!

 В самых лучших песнях

 Мы поем о ней.

 Вот она родная, милые края

 Светлая, большая – родина моя.

2. Повторение изученного.`

О чём это стихотворение?

- А что такое Родина? (Родина  - это родная земля)

-  От какого слова происходит слово «родина»? ( Род)

- А что такое «род»? (Родители, родственники, родные тебе люди).

На прошлом занятии у вас было задание- поработать  с дисками. Нужно было собрать пословицы. Сейчас мы проверим,  как вы поработали дома с родителями.

- Игра «Собери пословицу» ( В парах, один за компьютером)

«Где есть согласие – там есть и сила.»

«Дружное стадо волков не боится.»

« Кто за Родину дерётся – тому и сила достаётся.»

« За родину, за честь – хоть голову снесть.»

- Поясните смысл этих пословиц.

 У каждого человека есть большая и малая Родина.

- В какой стране мы живём? ( Россия)

Это большая Родина. ( Показать карту)

- Что такое малая родина? (  Малая родина – это место, где ты родился и вырос.)

- Назовите место, где вы родились, свою малую Родину. ( Дети перечисляют)

 -Как называется область в которой вы живёте? ( Ульяновская область).

-Назовите главный город нашей области . (Ульяновск.)

Расположен  город на берегу великой реки – Волга, в самом её центре, то есть на середине. Поэтому и место называют – среднее Поволжье.  Раньше город имел другое название – Симбирск. (Работа с картой)

Когда – то именно Симбирск показал пример сохранения национальных культур других народов. Частью национальной культуры являются национальные костюмы и традиции устройства дома.

3. Сообщение темы.

И так, тема наших дальнейших занятий: «Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России.»

Сегодня  я вас познакомлю с национальными костюмами народа среднего Поволжья.

4. Работа по теме.

В нашей области испокон веков живут представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, марийцы  и многие другие. Культура каждого народа бережно сохраняется.

 

Слайд №1,2 

Вся одежда у народов Поволжья до возникновения фабричных тканей шилась из материалов домашней выработки.

Используя одинаковые природные ма териалы для изготовления одежды и обуви, русское население Симбирской губернии перенимало от живущих по соседству с ним татар, мордвы и чуваш то, что было удобно, имело практический смысл.

Слайд №3, 4    Русские костюмы

Женская одежда в основном состояла из белой льняной рубахи и яркого сарафана вышитого орнаментом.

С арафан обязательно подвязывали пояском.

К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" - защитника .

Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела", "Спаси Бог».

Потерять пояс, означало опозориться.

Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным).

Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку . Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине.

Слайд №5

    Завершением женского костюма был кокошник – самая его нарядная часть.

    В Симбирской губернии носили женщины кокошники полумесяцем, вышитые на          бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам  до рождения первого ребенка. После этого женщины носили платки.

Слайд № 6

Мужская одежда середины ХIХ столетия, надевавшаяся непосредственно на тело, состояла из домотканой холщовой рубахи - косоворотки и также портков, в основном полосатых.

Слайд №7    Чувашские костюмы.

Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представле ния в орнаменте одежды и украшениях.

Слайд №8

Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.

Слайд № 9

Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста.

 Слайд №10, 11 Мордовские костюмы.

Украшением женского мордовского костюма были: вышитая холщовая рубаха, передник, головной убор – панго, набедренные украшения – пулай. На груди женщины носили бусы из ракушек и бисера.

Слайд №12

М ордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины.

Слайд№13    Татарские костюмы.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.  На рубаху одевали распашную одежду со сплошной приталенной спинкой.

Слайд №14

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.  

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Слайд №15

Головной убор мужчин – тюбетейка.

Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

 

Слайд №16   

- С представителями каких национальностей мы сегодня встретились? (Русские, чуваши, мордва, татары).

- Что объединяет эти народы? ( Они все проживают на территории среднего Поволжья).

-Чем они отличаются? ( Национальными костюмами).

- Понравились вам костюмы?

5. Практическая работа.

На столах у каждой группы есть кукла и несколько нарядов разной национальности. Вам необходимо правильно подобрать костюм соответствующей нации и одеть куклу. Вам понадобится клей, внимательность и аккуратность. ( Каждая группа одевает куклу).

Самый большой народ России – русский, он составляет основное население России.

Работа по учебнику стр.116

Работаем вместе. Начинаем чтение с третьего абзаца,  со слов …Очень красивым, до слов… красивые кокошники.

Задание в тетради стр.28. Раскрасить женский костюм ( с опорой на учебник).

6. Заключительная часть. Работа с диском.

На земле очень много людей разных национальностей. У каждого народа свои традиции культуры быта, свои законы, свои национальные костюмы. Работая с диском мы подберём костюм разным национальностям.

7. Подведение итога.

- Понравилось вам сегодняшнее занятие?

- Что нового вы узнали?( У каждого народа свои традиции культуры быта, свои законы, свои национальные костюмы.)

Работая по стр. 29. Подберите к каждому костюму подходящий головной убор.

В завершении урока, возьмите своих кукол, встаньте в круг, возьмитесь за руки.

-В нашем классе учатся ребята разных национальностей, со своей культурой, со своими традициями, но мы одна большая и дружная –семья.

Поём песню «Солнышко светило».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Внеурочная деятельность: проекты, курс "Изучаем родной край"

Разработанное планирование для проектной деятельности в любом классе началки. Сложность можно увеличить за счет увеличения рассматриваемых растений или их признаков. Результат работы - "Определитель р...

План-конспект урока по программе "Культура России и родного края" по теме "Народные танцы".

Данный материал содержит план-конспект урока по внеурочной деятельности по программе "Культура России и родного края" по теме: "Народные танцы".  2 классПлан-конспект открытого занятия по: КУЛЬТУ...

Методическая разработка внеурочной деятельности "Мой край-родная Белгородчина"

Данная разработка раскрывает историю Белгородчины, дает познать интересные факты, и приориты на родной Белгородчине...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...

Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 3 класса по теме : «Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении.»

Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 3 класса по теме :«Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении».  Обучающий урок в разделе "Спортривные и...