занятие внеурочной деятельности "Я исследую мир"
методическая разработка (2 класс) на тему
Тема занятия: «Я исследую мир»
Цель занятия:
Формировать умение правильно строить рассуждение - учить детей находить правильное решение и доказывать правильность своего выбора с помощью опытов.
Задачи:
ü Прививать интерес к самостоятельным исследованиям.
ü Показать необходимость воды в нашей жизни.
ü Развивать умение работать в группах.
ü Развивать память, внимание, мышление, логику.
ü Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, рисунок Капельки (на обратной стороне слова «Учимся рассуждать»), карточки с надписями «ГИПОТЕЗА, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД», карандаши, картинки с изображением самолёта, домика, зайки, лабораторная посуда, 2 стакана (1 стакан с водой), полоски бумаги, ложка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие внеурочной деятельности | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.В.ТКАЧЕНКО
Открытое занятие
«Я исследую мир»
2 класс
Выполнила
учитель начальных классов
Кудрявцева Элита Сергеевна
г. Кубинка
Тема занятия: «Я исследую мир»
Цель занятия:
Формировать умение правильно строить рассуждение - учить детей находить правильное решение и доказывать правильность своего выбора с помощью опытов.
Задачи:
- Прививать интерес к самостоятельным исследованиям.
- Показать необходимость воды в нашей жизни.
- Развивать умение работать в группах.
- Развивать память, внимание, мышление, логику.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, рисунок Капельки (на обратной стороне слова «Учимся рассуждать»), карточки с надписями «ГИПОТЕЗА, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД», карандаши, картинки с изображением самолёта, домика, зайки, лабораторная посуда, 2 стакана (1 стакан с водой), полоски бумаги, ложка.
Ход занятия.
- Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
II. Актуализация знаний. Выведение темы занятия.
- А чему сегодня мы будем учиться, узнаете, отгадав загадки.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило. (Дождь.)
Две веселые сестрички
Дружно за руки взялись,
Закружились, словно птички,
Полетели смело вниз.
На сугроб они упали,
Покрывалом снежным стали. (Снежинка)
Прозрачен как стекло,
Но не вставишь в окно. (Лед.)
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю,
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька.)
Капельки- росинки
В круглой чашечке цветка,
Словно капли-невидимки,
Улетели в облака. (Пар)
- Как вы думаете, что объединяет все названные в отгадках предметы?
- Все они состоят из воды. Это разные состояния воды.
И вот эта Капелька воды будет присутствовать у нас на уроке.
- Переверните Капельку и прочитайте, чему она поможет научиться сегодня.
- Научимся РАССУЖДАТЬ.
- Сегодня мы будем учиться правильно рассуждать, доказывать свою мысль. А поможет нам в этом самая обыкновенная вода.
III. Отработка структуры расссуждения.
На доске прикреплены написанные на трех карточках слова «ТЕЗИС», «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО», «ВЫВОД», пока закрытые.
Открываю первую надпись «ТЕЗИС».
Рассуждение начинается с ТЕЗИСА.
ТЕЗИС – это любое утверждение, любая мысль, которую вы высказываете.
Наша капелька в школе, к сожалению, не учится.
Она услышала такое утверждение, тезис:
Вода нужна всему живому на Земле.
- Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили?
- Оказывается, нет, нужно свое утверждение, свой тезис еще и доказать.
2. Открываю на доске следующее слово «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО».
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - это любые объяснения или действия, которые устанавливают, что наш тезис верный.
Докажите Капельке, что эта мысль правильная.
Без питья не может обойтись ни человек, ни зверь, ни птица, ни рыба. Даже самому маленькому насекомому вода необходима. А растения без воды просто засохнут.
3. Открывается следующее слово «ВЫВОД»
- А из любого доказательства обязательно следует ВЫВОД. Итог, который мы получили после нашего доказательства.
- Сделайте вывод.
Поэтому без воды всё живое погибнет.
Таким образом, в рассуждении обязательные части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения), вывод (обобщение).
IV. Самостоятельная работа.
Выработка умения находить в тексте тезис, доказательство, вывод.
1. - А теперь вернёмся к нашей гостье к Капельке воды.
Она предлагает прочитать короткие рассуждения о ней и выделить в них тезис красным карандашом, доказательство – синим, а вывод – зелёным.
Членам каждой команды даются одинаковые тексты. Ребята могут помогать и советоваться друг с другом.
Воду не надо загрязнять.
Потому, что от загрязнения воды страдает всё живое: и животные, и растения. Грязная вода вредна для жизни и здоровья человека.
Я понял, что воду нельзя загрязнять.
Вода нас не только поит.
Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке.
Таким образом, вода нужна не только для питья.
Воду нужно беречь.
Её много в морях и океанах. Но морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих заводов и сельского хозяйства. Пресной воды на Земле не так уж много. Кому-то её уже сейчас не хватает.
Значит, воду нужно экономить.
Проверка самостоятельной работы.
Дети сами выбирают, кто будет читать текст. При этом встают все члены команды.
V. Лексическая работа
Есть в языке специальные слова, которые помогают правильно сформулировать вывод. Давайте зачитаем только первые слова вывода.
Дети читают, а учитель записывает на доске:
Я понял…
Таким образом…
Значит…
- Используйте их в своём рассуждении.
VI. Составление рассуждений на основе опытов.
- Ну, что ж, мы теперь знаем, как составлять правильное рассуждение. Наша гостья - Капелька хочет послушать ваши самостоятельные рассуждения. А поможет нам в этом вода.
Сегодня на уроке вам предстоит исследовать свойства воды и на основе опытов составить рассуждения.
А где учёные проводят опыты?
Представьте, что наш класс научно-исследовательская лаборатория. В каждой лаборатории своё задание. Но прежде, чем приступить к работе, о чём необходимо помнить? Учащиеся повторяют инструкцию: Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием. После проведенного исследования подготовьте вывод. Учитель подводит к осознанию важности техники безопасности.
Выберите каждая группа своё свойство воды и проведите опыт,
доказывающий данное свойство.
Опыт N1: «Вода жидкая, может течь»
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой.
- Как вы думаете, вода жидкая или твёрдая? Докажите.
- Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?
Вывод: вода жидкая, льется.
Рассуждение: Вода жидкая. Если мы возьмём воду и перельём её из одного стакана в другой, то она перельётся. Значит вода – жидкая.
Опыт N2: «Вода прозрачная»
- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой или опустите в воду ложку).
Рассуждение: Вода прозрачная. Опустим в стакан ложку. Мы её видим и сквозь воду. Значит вода – прозрачна.
Опыт N4: «Вода не имеет формы»
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
– Что можно сказать о форме воды?
Рассуждение. Вода не имеет формы. Мы перелили воду в стакан, она приняла форму стакана. Перелили в тарелку, она стала по форме, как тарелка. Поэтому я решил, что вода не имеет формы.
Наша научная лаборатория закрывает свою работу.
Вы сегодня хорошо поработали.
Чему мы сегодня научились?
Из каких частей состоит рассуждение?
Что вы узнали о воде?
VII. Итоги занятия.
Ребята, послушайте высказывание писателя Антуана де Сент- Экзюпери о воде: «…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете»
В заключении хочу напомнить.
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на земле Вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете Не одни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать проф...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу"Мир деятельности" по теме " Что значит быть внимательным"
Разработка технологической карты...
Конспект занятия внеурочной деятельности. "Мир деятельности", 2 класс.
"Как исправить свою ошибку?" Л. Г. Петерсон...
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"
Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....
Внеурочная деятельность "Исследуем мир профессий, играя в мастеров"
Салон профессии парикмахер, фото,технологическая карта занятия, разработка внеурочного занятия...