: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_publikatsii_s_trkm_v_uchitelskuyu_gazetu.docx | 546.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Абазинская СОШ № 50»
Номинация: Опыт воспитательной работы в условиях реализации ФГОС
Название: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности.
Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
Автор: Кошляк Жанна Ивановна,
учитель начальных классов.
Классный руководитель
3 класса «А» КРО
8(39047)24242 (дом)
89607765051
8(39047) 23550 (школа)
Домашний адрес:
Республика Хакасия,
город Абаза,
ул. Лазо, 5-5,
655750
2015-2016 г.г.
«Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе будет устойчивый или постоянно положительно корректируемый результат правильного воспитания потомков. Какой смысл в слове «гуманность» с природоохранительной точки зрения? Умение сострадать и сопереживать каждому элементу живой природы – вот что несёт решающее значение для человечества на всей планете.
Когда учителю лучше всего реализовывать задуманное? В период нежного школьного возраста 6,5 - 8 лет. При целенаправленной работе под влиянием развивающей экологической деятельности возможно повышение качества мышления, а также его значимых составляющих: экологического сопереживания и экстравертивного неравнодушного отношения к проблемам природы.
Создавая программу своей внеурочной деятельности в данном ключе, я ориентировалась на развитие духовно-нравственного локуса у каждого ребенка класса, планировала добиваться личностных результатов через развитие критического мышления, умения экологически сопереживать природе. Создание экологического направления во внеурочной деятельности «Почемучка» для первоклассников, в силу возраста склонным к добрым инициативам, было утверждено и соответствовало запросу родителей.
Одной из приоритетных целей курса данной внеурочной деятельности и духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Как реализовать задуманное? Несомненно, в форме различных природных акций, социальных проектов, детских марш-парков и развивающих занятий. Данные формы мероприятий имеют одну из множества ценных особенностей – погружают участников в открытое, прямое, продуктивное общение в процессе деятельности друг с другом, с городской общественностью (зоной риска) в лице прохожих, учащихся родной школы или других учебных заведений города и в размышления о будущем Планеты. Роль учителя, как примера для подражания, в реализации задуманного и получения качественного результата воспитания, очень велика, ведь главная задача педагога помочь преодолеть учащимся возможную демотивацию, уже полученную от близкого домашнего или дворового окружения.
Хочется рассказать об одном фрагменте из занятия, проводимого в мае «Наши молчаливые соседи – газонные цветы», основной целью которого является формирование осознанного и трепетного отношения к жизни объектов природы, находящихся рядом, выступающих в роли молчаливых соседей и свидетелей человеческого произвола. Занятие построено так, что содержит в себе простейший эксперимент, беседу и прикладную работу, в процессе которой прослеживается планируемая детская рефлексия. В процессе занятия учителем составляется синквейн (пятистишие) - самый популярный прием на стадии рефлексии, резюмирующий информацию. Прием поддерживается педагогической технологией развития критического мышления.
Предметные цели:
- создать условия для знакомства с содержанием понятия «Молчаливые соседи»;
- дать представление о своеобразии простых газонных цветов.
Метапредметные цели:
Познавательные:
- выявлять особенности объектов;
- на основе анализа поступков делать выводы;
Регулятивные:
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с информацией.
Личностные:
- формировать мотивацию доброй инициативы.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- способствовать формированию сопереживания природе, как основного качества человека;
Ожидаемые результаты:
- знать о самоценности представленного организма;
- уметь выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
Личностные результаты:
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей,.
Метапредметные:
- осознание правил и норм поведения.
Предметные:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов;
- умение наблюдать.
Ход фрагмента:
- Постановка проблемы.
Загадка: Красный цветок, в середине домик с черными жильцами. (Мак)
-В каких целях бабушки и мамы применяют семечки мака? (Посыпают булочки.)
- Почему цветы можно назвать молчаливыми? (У них нет речи.)
-Почему цветы можно назвать нашими соседями? (Они повсюду рядом: и на улице, и дома в саду, в школьных кабинетах)
На доске учитель начинает составлять синквейн:
Молчаливые соседи. |
- Ребята, а вы знаете, как выглядит декоративный мак, семечки которого не употребляют в выпечке, и его вечный спутник - гусиный лук? (Обычно дети знают внешний вид декоративного мелкого мака, но сомневаются, как выглядит гусиный лук)
- Гусиный лук ученые- биологи называют ГАГЕЯ, не правда ли, похоже на звуки гуся: га-га-га?
-Какого цвета перышки у маленьких гусят? (Желтого.)
-Вы догадались, какого цвета лепестки цветка растения гагеи? (Желтые.) Среди народа это растение назвали гусиный лук. Его назвали так за цвет и торчащие длинные нежные листья, похожие на пёрышки.
- Это растение, как и мак, с тонким голым стебельком очень грациозное, расти будет много лет, поэтому подходит для незатейливых газонов нашей городской набережной. Произрастает с удовольствием и радует глаз людей с мая по сентябрь.
- Какое слово характеризует эти растения? (тонкие, слабенькие, маленькие, беззащитные)
Учитель пишет на доске в столбик:
Молчаливые соседи. Тонкие, слабенькие, беззащитные. |
- Но…с маком и лучком может произойти беда!
-Ребята, вы догадались, о чем я говорю? (Нет)
-Давайте на наглядном примере посмотрим, что может произойти, если человек захочет сорвать эти цветы, для того, чтобы поставить в вазу дома.
2. Эксперимент.
(Вместе с учителем ребята идут на мини-экскурсию. Место проведения: напротив школы, на набережной города. Время: 5 -8 минут.)
- Сорву пару растений, о которых говорим, а пока идем назад в кабинет, повторю вопрос «Какая беда может произойти с растениями, которые мы наблюдали на газоне набережной?» (Могут умереть из-за нехватки дождя, заморозки в сентябре, вытопчут бродячие коровы, вырвут немилосердные люди.)
-Правильно. Но причины нехватки влаги и вдруг нагрянувшие заморозки - это природный фактор. А вот люди и травоядные домашние животные – очень часто являются немилосердной причиной уничтожения наших молчаливых соседей – растений. Коровы съедают их как корм, а люди рвут тоненькие беззащитные букетики, которые очень быстро завянут и погибнут.
3. Итог эксперимента.
- Посмотрите, пока мы шли в кабинет, наши растения практически засохли и безвозвратно повяли, потому что они не приспособлены находиться даже 5 минут без почвы. Декоративный мелкий мак и гусиный лучок не созданы для украшения дома, и не оживут в вазе с водой, потому что они газонные цветы и не более. (Возвращаются в кабинет.)
Учитель продолжает запись синквейна:
Молчаливые соседи. Тонкие, слабенькие, беззащитные. Растоптаны, вырваны, съедены, замерзли. |
-Вы назвали много немилосердных причин, молодцы!
4. Практическая работа.
- Давайте смастерим своими руками маленьких бумажных эльфов – девочку-мак и девочку-гусиный лучок. Уверяю вас, они будут прехорошенькие, вам понравятся.
Дети вырезают, используя шаблон, две фигурки из черного и желтого картона. Учитель в это время вырезает снежинки-юбочки красного и зеленого цвета из нежных салфеток. Совместно собирают детали эльфов.
(Дети делятся впечатлениями, показывая друг другу поделку.)
5. Рефлексия:
-Понравились вам ваши поделки? (Да. Очень.)
- Будете с ними играть? (Да.)
-А вы бы смогли погубить ( оторвать ножки, ручки, измять) таких замечательных хрупких эльфов, которые теперь принадлежат вам: девочку – мак и девочку - гусиный лучок?
( Я в обиду бы моего эльфа не дал. Жалко, он хороший.)
-Ребята, человек имеет в сердце сострадание, милосердие, чтобы не вредить Природе и ее жителям. А вы жалеете Природу?
Учитель заканчивает синквейн:
Молчаливые соседи. Тонкие, слабенькие, беззащитные. Растоптаны, вырваны, съедены, замерзли. Жалко. Маленькие бедные цветочные эльфы. Переживание. Не навреди! |
- Ребята, давайте хором прочитаем, что у нас получилось на сегодняшнем занятии?
- Теперь я вам прочту. (Учитель вкладывает в голос интонацию очень трепетную, такую, чтоб «мороз по коже».)
6. Итог:
-Ребята будьте милосердны! У растения тоже своя жизнь, хотя молчаливая и маленькая. Растения молчат и не могут попросить нас о помощи. Нельзя вытаптывать и вырывать газонные цветы! Они созданы для того, чтобы просто радовать глаз любого, кто проходит мимо.
Послесловие:
Утверждаю, уважаемые коллеги, что связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии и уровень человеческого милосердия отражает тот уровень культуры, носителем которого является наше общество.
Чтобы данную связь поддержать и вывести на должный позитивный уровень, надо накапливать положительный опыт отношений с окружающим миром. Пройдя курс внеурочной деятельности «Почемучка» , каждый ребенок должен развиваться как личность – духовно, интеллектуально, нравственно и усвоить нормы поведения в природе, как таблицу умножения. До новых встреч, уважаемые читатели!
Источники:
- Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. -2-е изд.- Спб.: КАРО, 2014.-144с. (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2015/06/05/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-v-ramkah
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)
Тезисы по обощению опыта работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности...
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )...