Конспект занятия внеурочной деятельности. "Мир деятельности", 2 класс.
план-конспект занятия (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektischschscheee.docx | 44.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Студент: Богданова Екатерина Методист: Гарбуз О.В. Подпись: |
Школа №104 Класс: 2 «а» Учитель: Моцная Н.В. Оценка за поведение: Подпись: |
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
«Как исправить свою ошибку»
Название кружка: «Мир деятельности»
Направленность внеурочной деятельности: общекультурное
Класс / возраст детей: 2 класс, 7 – 8 лет
Тема: «Как исправить свою ошибку»
Планируемые результаты:
предметные: знать алгоритм исправления ошибок допущенные на известные правила.
личностные: учиться действовать по алгоритму.
Цель: сформировать первичное умение пользоваться построенным алгоритмом с целью самостоятельного исправления своих ошибок, допущенных на известные правила.
Задачи: формирование знаний о том, как исправить свою ошибку.
Форма проведения: беседа
Дата проведения: 13. 11. 2017
Ход внеурочного занятия
Этапы занятия | Время | Содержание | Формируемые УУД | Примечание | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
1. Мотивация к учебной деятельности | - Доброе утро, ребята! Присаживайтесь. — Начнём наше занятие с «Лесенки успеха» по предыдущей теме «Как проверить свою работу». Оцените своё умение пользоваться подробным образцом. Откройте в тетради «Лесенку успеха» прошлого занятия и найдите сторону «умею». — А теперь положите перед собой «Копилку своих достижений», она вам поможет верно себя оценить. — Поднимите руку те ребята, у кого отметки на линии «умею» все дни были ниже середины полоски. Поставьте себя на «Лесенке успеха» со стороны умею пока на 1-ю ступеньку. Какой вывод вы можете сделать, в чём необходимо ещё потренироваться? У кого все отметки стоят примерно посередине? Поставьте себя на 2-ю ступеньку лесенки. — У кого почти все отметки стоят немного выше середины? Поставьте себя на 3-ю ступеньку лесенки. — И те из вас, у кого отметки все дни ниже середины, поставьте себя на 4-ю ступеньку лесенки. — Кого не устраивает результат оценивания? Какую цель вы перед собой поставите? Учитель открывает на доске алгоритм проверки своей работы по образцу в разбросанном виде с недостающим шагом. - Что видите? - Посмотрите внимательно и скажите, какого шага не хватает? (Добавить шаг) - Когда в работе можно поставить себе «+»? - Когда вы используете вопросительный знак? - Ребята, признайтесь честно и поднимите руку те, кто хоть раз допускал ошибку в своей работе. Хорошо, опустите руки. - А кто из вас знает, где живут ошибки? - Смотрите (внимание на экран) (Учитель открывает на доске изображение острова) - Где же все – таки живут ошибки? — Остров так и называется — «Остров ошибок». Еде-то здесь, на острове, прячется ошибка. Сегодня вы обязательно её увидите, ведь когда человек узнаёт новое, он часто встречается с ошибкой! А сегодня вы будете узнавать новое! Как вы думаете, о чём? — Как вы узнаёте новое? — Что нужно сделать перед тем, как узнать новое? - С этого мы и начнем. | - Приветствуют учителя; - Оценивают свой результат предыдущего урока;
- Надо потренироваться проверять свою работу с помощью подробного образца; - Выполняют задание; - Учиться пользоваться подробным образцом для определения места ошибки; - Шаги алгоритма проверки своей работы; - Пишу «+» или «?» - Если работа выполнена правильно; - Если есть ошибка; - Поднимают руки; - На острове; - Мы сегодня будем узнавать новое об ошибках; - Выполняем учебные шаги; - Нужно повторить необходимое; | Р: личностное включение в учебную деятельность Р.-осуществлять адекватную оценку предшествующей деятельности. Р.-осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. П: выделение известной информации и структурирование знаний Л: проявление активности в общей работе | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | 1.Повторение алгоритма проверки своей работы по образцу. — Да, какой беспорядок царит на острове, ошибка закралась в алгоритм. — Наведите порядок в алгоритме проверки своей работы, выполнив задание № 1 учебного пособия. 2.— Объясните, как вы пронумеровали шаги алгоритма, какие слова вы дописали? — Что вы сейчас повторили? — Продолжаем повторение. 3. Повторение правила продолжения закономерностей. — Ошибка собирает на своём острове задания, которые ребята делали неправильно, зная правило. А среди них есть задания, с которыми ребята не смогли справиться, хотя правило было изучено. Смотрите. — Что надо сделать? (Надо продолжить закономерность.) — Вы знаете правило продолжения закономерностей. Расскажите, как вы будете это делать. — Какая картинка будет следующей? — Самостоятельно продолжите следующую закономерность с острова ошибок в задание № 2а учебного пособия (Слайд 4). — Проверьте себя. — Поднимите руку те, кто поставил вопросительный знак. — Поднимите руку те, кто поставил «+». Молодцы! Ошибок нет. — Расскажите, как вы продолжали закономерность. — Что вы сейчас повторяли? — Продолжите ещё одну закономерность в учебном пособии — задание № 26 (Слайд 5). — Покажите на планшетах (пальцах) то число, которое вы вписали в квадрат. — Правильно! Это Ошибка. Как вы думаете, почему она появилась? — Вы все допустили ошибку. А ведь правило вы знаете! Что же делать? — Ошибка просит исправить её. — Как вы предлагаете исправить ошибку в своей работе? (...) — Действительно, можно перечеркнуть её и написать правильный ответ. А ещё можно замазать её корректором, заклеить бумажкой, стереть до дырки... Но тогда ошибка не исчезнет насовсем, вы просто наденете на неё шапку-невидимку и ошибка будет ходить за вами по пятам (и может появиться в следующем таком же задании). — А можно исправить ошибку так, чтобы она исчезла насовсем и больше никогда у вас не появлялась. — Какой путь выбираете: надеть шапку-невидимку, чтобы ошибка ходила за вами по пятам, или же хотите, чтобы ошибка исчезла насовсем? — Как же правильно исправить свою ошибку? — Вы повторили алгоритм проверки своей работы и правило продолжения последовательности. 3. Задание для пробного действия. — Теперь я предлагаю вам задание на пробное действие. Ответьте на вопрос: как нужно правильно исправить свою ошибку так, чтобы она исчезла насовсем? — Поднимите руку те ребята, у кого нет ответа. — У кого есть ответ? — Кто может обосновать свой ответ? — С каким затруднением вы столкнулись? — А когда есть трудность, надо... (Остановиться и подумать.) | - Сначала надо проверить свой ответ, затем взять образец, сравнить свой результат с образцом. Если ответ совпал, поставлю «+», не совпал — «?»; - Мы повторили, как проверить свою работу по образцу; - Надо продолжить закономерность; - Подумаем, как из первой фигуры получили вторую: нижнюю линию развернули влево, а вместо квадрата нарисовали круг. Проверим на следующей фигуре: ещё одну линию развернули влево и нарисовали круг... - Все линии нарисованы влево, на концах – круги; - Осуществляют самопроверку; - Поднимают руки; - Мы подумали, как из первой фигуры получили вторую: справа дорисовали один зелёный лепесток. Проверили на следующей фигуре: опять справа дорисовали один лепесток, сохранив цвет первого лепестка — красный... - Мы повторяли правила продолжения закономерности; - Наверное, у кого-нибудь из вас есть ошибки; - Ошибку надо исправить; - (разные ответы) - Мы хотим, чтобы ошибка исчезла насовсем; - Смотрят на экран; - Отвечают на вопросы; - Мы не смогли ответить на вопрос, как правильно нужно исправить ошибку или не смогли обосновать свой ответ; | Р.- принимать и сохранять цель занятия. П.- осуществлять для решения учебной задачи операции синтеза, устанавливать причинно-следственные связи. П.- ребенок создает собственные способы решения проблемы. П.- структурировать найденную информацию в нужной форме. Р.- определяет последовательность действий. П. – понимает информацию, представленную в изобразительной форме. П.-ребенок формулирует проблему, и как он её будет решать. К.-умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для аргументации ответа. К: умение полно и точно выражать своё мнение К: инициативность в общем поиске нового знания; Р: принятие учебной задачи к исполнению. Л: понимание и выражение в речи цели задания | ||
3. Выявление причины затруднения. | — Продолжая закономерность, вы все допустили ошибку. О чём попросила вас ошибка? — Какие есть два пути для исправления ошибки? — Какой путь вы выбрали? — Вы выбрали незнакомый вам путь. Что нового было для вас на этом пути?
— Что должен знать человек, который выбирает этот путь? — Почему же у вас возникла трудность? Чего вы не знаете? | - Ошибка просила, чтобы мы её исправили; - Ошибку можно исправить, зачеркнув её, то есть, надев шапку-невидимку, а можно исправить так, чтобы она исчезла насовсем и не появлялась больше в других похожих заданиях; - Мы выбрали тот путь, при котором ошибка должна исчезнуть; - Он должен знать, как исправить ошибку так, чтобы она исчезла насовсем; - Мы никогда раньше не исправляли ошибку так, чтобы она исчезла насовсем; |
| ||
4. Построение проекта выхода из затруднения | — Поставьте цель. — Прочитайте ещё раз тему урока. — Я вам сегодня немного помогу. — Что вы видите на доске? — Верно, последовательность действий может называться алгоритмом, если шаги связаны друг с другом. — Вам надо будет самим навести порядок в алгоритме, то есть расположить шаги в определённом порядке. Составлять алгоритм вы будете в группах по плану. — Посмотрите на план, Ошибка и сюда забралась, стёрла слова. План: 1 . _____________каждый шаг алгоритма. 2 . _____________алгоритм. 3. Объяснить выполнение шагов______________. — Восстановите план. Что нужно сделать сначала? — Затем? — То есть составить. — И в конце? — Подумайте, чем вы можете воспользоваться, какие знания повторили? — Верно. А новый алгоритм исправления ошибок будет идти до или после известного алгоритма? — Я предлагаю вам листы для групп, где известный алгоритм уже выстроен и нужно добавить шаги нового алгоритма. Ответственные групп, подойдите за заданием. Учитель выдаёт группам шаги алгоритма /7—4.5, клей и листы АЗ. | - Узнать, как исправить ошибку так, чтобы не повторять её при выполнении похожих заданий; - Как исправить свою ошибку; - Шаги некой последовательности действий; - - Расположить их в правильной последовательности; - Объяснить, как мы его будем выполнять; - Алгоритм проверки своей работы по образцу; - После, так как сначала нужно понять, есть ошибка или нет; - Работают в группах. | П: самостоятельное формулирование темы и цели урока К: работа в группе | ||
5. Реализация построенного проекта | (Далее учитель организует представление проектов и по ходу беседы выстраивает шаги алгоритма Д—4.4а—и в нужной последовательности или используется Слайд 8, анимация 1—8. В случае одинаковых ответов выступает представитель одной группы, все остальные дополняют). Возможный вариант диалога: — Алгоритм проверки по образцу может закончиться правильным выполнением задания, когда вы зафиксировали, что ошибок нет. В этом случае нужно ли работать над своими ошибками? — В каком же случае нужен алгоритм исправления ошибок? — Обратите внимание, что вверху первого шага спряталась Ошибка. — С какого шага вы предлагаете начать работу по исправлению ошибок? — Зачем? — А ведь выполняя любое задание, вы обязательно пользуетесь… — Значит, каким должен быть следующий шаг? — Открою секрет, что любая ошибка всегда связана с нарушением правила. Сначала надо понять, где допущена ошибка, а потом — на какое правило. На прошлом уроке вы проходили «инструмент», который помогает определить точное место ошибки. Как он называется? — Отлично, ошибку определили, поняли на какое правило, какой будет следующий шаг? — Объясните, как вы понимаете этот шаг? Что значит «исправить ошибку, проговаривая правило»? — Как убедиться, что вы больше не допускаете ошибку в похожих заданиях? — Как вы поймёте, что выполнили эти задания правильно? — В результате проверки на какой вопрос себе нужно ответить? — Если выполнено задание без ошибок, то можно себе поставить «+» и закончить работу над ошибками, дойдя до шага «молодец». А если нет? — Верно, нужно начать с первого шага. Во время ответов детей учитель проводит стрелку от «+» к шагу «Молодец» и от «?» к первому шагу алгоритма. Так по ходу диалога учитель выкладывает окончательную версию алгоритма. — Скажите, а вы можете применять данный алгоритм, если правило вам неизвестно? — Значит, в каком случае вы будете применять этот алгоритм? — Итак, как же вы будете действовать и будет действовать любой ученик после того, как определили, что у вас есть ошибка на известное вам правило? По ходу ответов детей учитель может передвигать Смайлика по шагам алгоритма или использовать Слайд 9, анимация 1—8. — Вы достигли цели? — Чем докажете? — Какой шаг на уроке следующий? | - Воспринимают на слух; - Повторяю задание; - Чтобы убедиться, что я правильно понял задание; - Эталоном, правилом; - Надо найти и повторить правило; - Подробный образец; - Надо исправить ошибку, проговаривая правило; - Проговорить вслух правило, обосновать свой ответ; - Нужно выполнить два похожих задания; - Проверим себя по образцу, зафиксируем свой результат и поставим «+» или «?» - Правильно выполнил или нет; есть ошибка или нет. - Нужно опять исправлять ошибку; - Нет; - Когда будет допущена ошибка на известное правило; - Мы повторим задание, определим и повторим правило, исправим ошибку, проговаривая правило, выберем два похожих задания, решим их, проверим по образцу и выясним, исчезла ошибка или нет; - Да; - Составим алгоритм исправления ошибок; - Будем учиться пользоваться алгоритмом исправления ошибок; | К: умение вступать в диалог. П: Выделение известной информации и структурирование знаний К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; | ||
6. Первичное закрепление во внешней речи | Задание на запоминание шагов алгоритма. — Ошибка-проказница решила внести свои изменения в алгоритм. Если вы найдёте ошибку, то встанете из-за парт, а если нет, то останетесь сидеть. Закройте глаза. — Откройте глаза. — Садитесь. Что заметили? — Зачем нужно определять и повторять правило? — Где место этого шага в алгоритме? — Закройте глаза. — Откройте глаза. — Почему вы сидите? — Закройте глаза. Учитель меняет местами шаги «проверяю по образцу» и «мой результат?». — Откройте глаза. — Почему вы встали? — Почему эти шаги нужно выполнять в другой последовательности? 2. Задание на выполнение шагов алгоритма. — Сейчас вы будете исправлять ту ошибку, которая появилась, когда вы продолжали закономерность в задании № 26. Почему вы можете воспользоваться этим алгоритмом? — Что сделаете сначала? — Что сделаете дальше? — Что показала проверка по образцу? — Что в этом случае надо сделать дальше? — Дальше? — Исправьте ошибку, проговаривая правило. — Ошибку исправили. Что теперь? — Первое время на уроках я буду помогать вам выбирать похожие задания, но в дальнейшем вы будете это делать самостоятельно. Посмотрите задание № 2в учебного пособия. Какие задания вы считаете похожими? — Решите и проверьте себя по образцу. 3. Задание в парах на воспроизведение шагов алгоритма. — Объединитесь в пары и проговорите друг другу алгоритм. | - Выполняют действия; - Воспринимают на слух; - Учащиеся должны встать; - Из алгоритма исчез шаг «определяю и повторяю правило; - Потому что ошибки появляются, когда нарушаешь правило; - После шага «повторяю задание»; - В алгоритме ничего не изменилось; - Потому что переставлены два шага «проверяю по образцу» и «мой результат?»; - Проверим свою работу по образцу; - Сравним свою работу с образцом, зафиксируем свой результат и поставим «+» или «?» - У нас у всех есть ошибка; - Надо повторить задание: продолжить ряд; - Определяем и повторяем правило: чтобы продолжить ряд, надо сначала выяснить, как из первого числа получили второе, потом проверить это на всех числах и, если предположение верно, продолжить; - Надо было вписать число 5, так как каждое следующее число получается из суммы двух предыдущих; - Выберем и решим два похожих задания, а потом проверим себя по образцу; - Второе и третье, так как там надо продолжить закономерность, а в других — сложить числа; | Р.- умение систематизировать знания. К.-работа в парах. | ||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой | — Ошибка никак не хочет отпускать вас со своего острова. Она приготовила ещё одно задание, посмотрите задание № 4 учебного пособия. — Самостоятельно пронумеруйте эти шаги алгоритма в нужной последовательности. Проверяйте. — Зафиксируйте свой результат. У кого есть ошибки, что вы себе поставите? — Что показала вам самостоятельная работа? Какие шаги алгоритма вы ещё не запомнили? (...) —У кого всё получилось, поставьте плюс. | - Знак вопроса; | Р.- формирование навыков самоконтроля. | ||
8. Включение в систему знаний | — Итак, вы себя проверили. Но Ошибка не хочет уходить с острова, она предлагает последнее задание: прочитайте пословицы и мудрые высказывания про ошибки в задании № 3 учебного пособия. Как вы их понимаете? • На ошибках учатся. • Ошибка учит человека разуму. • Ошибаясь, не стыдись исправляться. — Дома можете записать свои мысли о том, что вы думаете об ученике, который допускает ошибки. | - Отвечают на вопросы; - Высказывают свое мнение; | Л.- умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей. | ||
9. Рефлексия деятельности на уроке | — Подведём итог урока. О чём Вы сегодня узнавали новое. — Какие два пути исправления ошибок вы знаете? — Как исправить ошибку, чтобы больше не повторять её в похожих заданиях? — Правильно, данные шаги можно назвать одним словом... ( — В будущем на уроках у вас будут появляться ошибки. Что произойдёт, если вы будете надевать на них шапку-невидимку — Вы правы, количество ошибок будет увеличиваться, а идти вперёд, узнавать новое с каждым разом будет всё труднее. — А если выберете другой путь? (...) — Идти по этому пути труднее, но только так ошибка исчезнет и больше никогда не появится в похожих заданиях, а вы будете идти вперёд легко и с удовольствием. — Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, ведь это тоже зависит от количества ошибок. Ошибки найдены, а значит, обязательно будут исправлены! — На этом наш урок сегодня закончен. Дома вы вклеите наклейки из шагов алгоритма в тетрадь и вставите в свой альбом «Мои открытия» новый эталон. Мы обязательно будем пользоваться им на уроках! Учитель выдаёт каждому ученику наклейки и эталоны. | Ученики приклеивают наклейку Смайлика на ступеньки лесенки со стороны «Знаю» в зависимости от критериев: 1- я ступенька: — были ошибки в самостоятельной работе; — ничего не понял по новой теме; 2- я ступенька: — были ошибки в самостоятельной работе; — понял новую тему, но остались вопросы; — смогу поделиться с другими тем, что узнал. 3- я ступенька: — не было ошибок в самостоятельной работе; — понял новую тему, остались вопросы; — смогу поделиться с другими тем, что узнал. г 4-я ступенька: — не было ошибок в самостоятельной работе; — понял, как исправлять свои ошибки; — смогу поделиться с другими тем, что узнал. - Осуществляют самоконтроль. | Р.- умение адекватно оценивать свою деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"
План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....
Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс
Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...
Конспект занятия внеурочной деятельности для 4 класса "Не идется и не едется, потому что гололедица"
Цель занятия: научить воспитанников безопасному поведению на улицах во время гололеда и гололедицы, развивать память, мышление, расширять кругозор учащихся о природных явлениях, об обеспечении безопас...
конспект занятия внеурочной деятельности "Оригами на праздничном столе" для 1 класса
Цель занятия:познакомить с историей появления салфеток, учить приемам складывания салфеток, простейшим навыкам сервировки чайного стола...
конспект занятия внеурочной деятельностью в 3 классе
Конспект занятия внеурочной деятельностью в 3 классе поможет интересно провести занятия с учащимися....
Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"
Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....
Конспект занятия внеурочной деятельности "Музыкально-ритмические занятия"
Музыкально-ритмические занятия - это коррекционно-развивающие занятия для детей с нарушениями слуха....