Программа по семейному воспитанию
методическая разработка (3 класс) на тему

Акмалова Ландыш Анфасовна

Программа по семейному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_semeynomu_vospitaniyu.docx253.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

     Духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства.

    Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных и детских общественных объединений, религиозных организаций.

   Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей.

   Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-эстетические нормы и традиции семейного уклада.

    Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны – чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обуславливают отчужденность детей, проявление жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства и влекут за собой резкие формы асоциального поведения.

  Ухудшается состояние здоровья детей и  молодёжи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулёз, сифилис, ВИЧ - инфекции), учащаются стрессы, неврозы, проявление агрессивности.

   В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

   Гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики и образования.

   Только вместе с родителями строится вся работа школы по теме: «Социум-школа-семья». Наша цель: формировать у детей социальное поведение в духе демократических ценностей и норм, воспитать человека – умеющего строить гармоническое отношение с окружающим миром.

Цель: 

- всемирное укрепление связи между школой и семьёй в целях установления единства воспитательного влияния на детей;

- содействовать социализации личности   через систему гражданско – нравственного воспитания в содружестве «школа-семья-социум».

Задачи:

  1. Создание условий для обеспечения родителей методической литературой, применение педагогических знаний на практике, в своей воспитательной деятельности.
  2. Сбор и распространение лучшего опыта семейного воспитания.
  3. Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательной работе.

  1. Педагогический  всеобуч родителей.
  •  Классные родительские лектории

1класс

  1. Роль и ответственность семьи в подготовке детей к жизни и труду
  2. Возрастные особенности младших школьников
  3. Роль семьи в выполнении задач по гражданско-нравственному воспитанию
  4. Как помочь первокласснику учиться
  5. Организация и проведение летних каникул

2 класс

  1. Роль родителей в формировании положительной мотивации ребенка к учению
  2. Физкультурно - оздоровительная работа в семье.
  3. Гражданско-нравственное воспитание в семье.
  4. Совместный труд родителей и детей. Роль семьи в трудовом воспитании.
  5. Семейные традиции. Организация летнего отдыха.

3 класс

  1. Семейный кодекс РФ
  2. Культура учебного труда и поведение школьников. Организация свободного времени.
  3. Девиантное поведение учащихся в экологическом воспитании детей.  Организация летнего отдыха.

4 класс

1. Психолого-педагогические аспекты перехода в среднее звено

2.Значение  летнего отдыха в укреплении здоровья подростков

3. Как подготовить ребёнка к учёбе в 5 классе

  • общешкольные родительские лектории
  1. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
  2. Анализ и предупреждение заболеваемости среди школьников
  3. Микроклимат в семье: его влияние на формирование личности ребёнка
  4. Почему ребёнок стал трудным?

Роль родителей и семьи в ранней профилактике правонарушений.

  1. Культ матери в семье.
  2. Воспитание ребенка на традициях и обычаях своего народа.
  3. Совместный труд родителей и детей в трудовом воспитании ребёнка.
  1. Работа с органами родительского самоуправления.
  • планируется заседание общешкольного родительского комитета
  • заседание классных родительских комитетов проходит 1 раз в месяц
  • родительские рейды 3 раза в месяц
  • инспектирование, проведение совместны вечеров
  • инспектирование школьной столовой
  • семейные вечера
  • спонсорская помощь
  • организация кружков через родителей
  • работа с неблагополучными семьями
  • привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых в школе
  • привлечение родителей к ремонту школьной мебели, классных кабинетов.

III. Формы индивидуальной и дифференцированной работы с родителями.

  • индивидуальные беседы с родителями
  • беседы, консультации
  • объявления благодарностей
  • организация переписки с родителями
  • анкетирование родителей с целью выяснения, кто и чем может помочь школе
  • организация ведения дневников наблюдения
  • составления родителям памяток по режиму дня, по подготовке домашних заданий

Предполагаемые результаты:

  • вооружить родителей педагогическими знаниями в области воспитания детей
  • укрепить союз «школа-семья-социум»
  • помочь ребенку адаптироваться в социальной жизни, в условиях нестабильности в нашем обществе
  • укрепить единство связи родителей и школы.

Анкета для родителей.

1. В каком классе учится Ваш ребенок?

2. Как часто Вы бываете в школе?

А) Вас вызывают

Б) по семейной инициативе (нужное подчеркнуть)

3. Содружество школы и семьи. В чем оно заключается?

4. Привлекались ли Вы к организации досуга учащихся школы? Как?

5. Есть ли у Вас возможность вести в школе кружок / миникружок на дому?

А) ведете? какой?

Б) нет? почему?

6. Как часто проводятся родительские собрания в школе, какие вопросы на них обсуждаются?

7. В какой форме проводятся родительские собрания? (подчеркнуть)

А) проведение итогов учебно-воспитательного процесса за четверть

Б) конференции

В) диспуты

Г) лекции по вопросам воспитания

Д) встречи с врачами, психологами, представителями правоохранительных органов

8. Считаете ли Вы эффективной работу родительского комитета?

9. Ваше участие в работе родительского комитета?

10.Проводятся ли в школах дни открытых дверей для родителей? Посещаете ли Вы и?    11. Оценка работы школы?

12. Отметьте положительные моменты в работе школы.

Единые  педагогические требования к  родителям.

1. Хорошая, здоровая обстановка жизни ребенка в семье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, личный моральный припер – главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей в семье.

2. Физическое воспитание детей – первейшее обязанность родителей. Родители обеспечивают детей питанием, одеждой, обувью, приучают их заниматься физкультурой, укрепляют здоровье детей, создают культурно  гигиеническую обстановку жизни детей в семье.

3. Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через участие в труде, общественно – полезной работе.

4. Одной из главных основ жизни является коллективизм. Семья представляет собой хорошо организованный трудовой коллектив близких, родных людей, она и дети должны воспитывать в духе коллективизма, доброты и взаимной помощи. Развитие у детей доброты, честности, правдивости, скромности, требовательности к себе и другим – очень важная задача родителей в нравственном воспитании детей.

5. Вместе с классным руководителем родители определяют режим для школьника и настойчиво проводят его в жизнь. Распорядок труда и отдыха устанавливается с учетом индивидуальных качеств, условий учебной работы в школе, состояние здоровья. Очень важно умение родителей контролировать выполнение детьми режима дня.

6. Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание детей, т.е.развитие познавательных способностей, расширение общекультурного кругозора, развитие наблюдательности, речи, мышления.

7. Отец и мать постоянно следят за тем, как читают, какие смотрят фильмы, умеют ли пересказывать прочитанное, оценить книгу, фильм, сделать для себя нужные выводы, проявляя нетерпимость к плохому, заимствуя хорошие примеры и образцы.

8. Родители помогают в подборе друзей своим детям, приучая их брать пример с хороших товарищей и оказывать положительное влияние на плохих друзей, а если не удаётся, то отходить от них.

9. Родители создают в семье трудовые семейные традиции, соблюдают хорошие семенные обычаи, приучая и детей соблюдать и продолжать их. Хорошие традиции укрепляют семейный коллектив.

10. Нельзя допускать противоречий и споров родителей при детях о методах воспитания, о средствах наказания. В вопросах воспитания детей старшие всегда должны действовать согласованно.

11. Родителя видят в школе своего друга и руководителя, помогают администрации школы, учителю, родительскому комитету. Родители не должны при детях критиковать школу и учителей, обязаны поднимать в глаза детей авторитет школы и требовать от них точного выполнения просьб и требований учителей. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания детей в школе следует высказывать только учителям и руководителям школы в тактичной форме на собраниях и в индивидуальных беседах. Дети тогда и сами лучше учатся и трудятся.

12. Очень важно родителям постоянно приобретать и расширять свои педагогические знания и умения, учиться искусству воспитания, заимствовать лучший способ воспитания детей в передовых семьях. Воспитание детей – это наша важнейшая задача и наш большой и сложный труд; этому труду самим родителям надо постоянно учиться.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа семейного воспитания и социализации обучающихся начальной школы

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения ...

Классный час "Семья и семейные ценности" Программа духовно-нравственного воспитания.

Материал может быть использован классными руководителями и учителями, преподающие ОРКСЭ....

Программа обучения родителей младших школьников адаптивным моделям семейного воспитания

В современных условиях обучения и воспитания ребенка, в основе которого лежит личностно-ориентированный подход, особое внимание уделяется психологическим особенностям ребенка. Формирование психологиче...

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Приоритетами современного воспитания на сегодняшний день являются: развитие личности ребёнка, его умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных ...

Будилова Т.Б., Суханова О.М. Программа «Педагогическое сопровождение семейного воспитания в начальной школе»

Введение тематических родительских собраний и индивидуальное консультирование способствует включению каждой российской семьи в образовательное пространство школы, повышает её педагогическую культуру. ...

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ (7-10) В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА

 Программа «Большие открытия юных корреспондентов», предполагает творческий подход в процессе, реализации которого, воспитанники, через всевозможные виды деятельности изучают г...