ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ (7-10) В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА
методическая разработка

Керимкулова Медина Мирбековна

   Программа «Большие открытия юных корреспондентов», предполагает творческий подход в процессе, реализации которого, воспитанники, через всевозможные виды деятельности изучают главные явления в жизни людей, например: «Зачем нужно здороваться?» и самостоятельно делятся опытом с другими воспитанниками Центра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2019_g._ulybka.docx50.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В

МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ (7-10)

В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА

«Большие открытия юных корреспондентов»

2019-2020 уч. год.

Алдан 2019г

Содержание

    Паспорт программы………………………………………………………………………………...3

    Пояснительная записка………………………………………………………………………..........4

    Теоретические основы программы…………………………………………………………...........5

    Практическая часть………………………………………………………………………………....8

.

    Заключение………………………………………………………………………………….……...12

   

Паспорт программы

Учреждение

Муниципальное казенное учреждение

«центр семейного устройства для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,

 и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»  

 МО «Алданский район»

Юридический адрес

Республика САХА (Якутия), Алданский район, г. Алдан,

ул. Калинина 2/5

Контактный телефон

8(411-45) 3-29-52

Название Программы

«Большие открытия юных корреспондентов»

Направленность Программы

Комплексная

Автор  Программы

 Керимкулова М.М.

Цель программы

Формирование у младших школьников терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности, а также создание условий для формирования системы личностных, познавательных, коммуникативных, действий воспитанников.  

Сроки реализации

1 год

Участники реализации Программы

Воспитанники, воспитатели, специалисты Центра

Пояснительная записка

        Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создавали бы такие условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Как бы хорошо не было в детском доме, каждый маленький человек мечтает о семье, семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности, именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у  детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.

Поэтому важно создать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта. Учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, но и со старшими и младшими детьми. Создать условия для воспитания и развития морально-нравственных основ личности, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.

Ценность младшего школьного возраста заключается в глубоких изменениях, происходящих в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований, научить детей принимать других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Идеей программы "Жить в мире с собой и другими" является идея мира и ненасилия, в общении, формирование личностных качеств детей, их духовного слоя, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.

Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умению пойти на компромисс в нужной ситуации. 

Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими, проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Непонимание другого-причина страха, отчужденности, враждебности.

Проводя занятия, необходимо научить детей оценивать себя, правильно понимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку, делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника, этому на занятиях отводится особое место.

 Для успешной реализации всех моментов возможна следующая технология работы с Программой, которая включает в себя 3 этапа:

1 этап – Подготовительный:

• Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.

• Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.

• Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации воспитанников к самостоятельной жизни.

• Теоретическая подготовка педагогов, работающих по реализации программы.

2 этап – Организационно - основной

• Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.

• Реализация системы занятий по программе.

• Составление индивидуальных планов сопровождения воспитанников.

• Практикумы.

3 этап – Заключительный:

• Совместный анализ занятий со специалистами Центра семейного устройства, принимающими участие в реализации программы.

• Обобщение опыта реализации проекта.

• Диагностика изменений, произошедших с воспитанниками в ходе реализации программы. Составление мониторинга воспитанности по разделам программы.

• Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

• Разработка и внедрение методических рекомендаций по теме программы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ.

   Программа «Большие открытия юных корреспондентов», предполагает творческий подход в процессе, реализации которого, воспитанники, через всевозможные виды деятельности изучают главные явления в жизни людей, например: «Зачем нужно здороваться?» и самостоятельно делятся опытом с другими воспитанниками семьи «Улыбка» (воспитатель оказывает помощь при подготовке презентации).

   Используя вариативность программы, педагог имеет реальную возможность самостоятельно интерпретировать ту или иную тему в поисках соответствующих путей решения конкретных проблем в зависимости от имеющихся условий, интересов и склонностей воспитанников.  

   Промежуточным контролем знаний и умений воспитанников будут проведение тестирования среди воспитанников, диагностики, применение теоретических знаний на практике.

 Основная цель программы: (одно сложное предложение, сост из двух частей)

Формирование у младших школьников терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности, а также создание условий для формирования системы личностных, познавательных, коммуникативных, действий воспитанников.  

Задачи:

Обучающие:  

1. Способствовать переходу от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;

2.  Совершенствовать знания воспитанников о различных видах труда в обществе, знакомить с разнообразием профессий;

3.   Помочь каждому воспитаннику в познании культуры семейных отношений.

Развивающие:

1. Способствовать развитию психических процессов младшего школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и т.д.);

2. Содействовать развитию познавательной активности и творческих способностей воспитанников,

3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

4. Развивать умения выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Воспитывающие:

1. Воспитывать в детях ответственность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость;

2. Воспитывать чувство понимания и сопереживания к другим людям и умения работать сообща и дружно со сверстниками.

3. Повышать нравственную  и эстетическую культуры детей, воспитание у них культуры здорового образа жизни.

Для реализации педагогических задач педагогами группы  будут применяться  различные формы воспитательной работы:

– традиционные: устный журнал, семейный час, этическая беседа;

– дискуссионные: диспут, защита мини проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные: демонстрации видеороликов, мультфильмов, фильмов, презентаций;

– коллективно творческие дела;

– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг;

– импровизации: “У зеркала”;

-экскурсии.

Программа основывается на ряде принципов:

– Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном здоровье ребенка.

– Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.

– Принцип целесообразности: совместно с воспитанниками разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый из них чувствует свою востребованность.

– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента воспитанников Центра любое воспитательное мероприятие должно быть направлено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка.

– Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.

Принцип последовательности и систематичности.

-Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий : создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия воспитанника , поддержка, коррекция и развитие его здоровья.

Структура программы:

Программа состоит из 4-х разделов, содержание которых отражает основные направления работы по воспитанию и социализации воспитанников:

I.«СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Задачи: Формировать у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких. Формирование представления о семейных ролях, приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Дать понятие о благополучной семье. Формирование половой идентификации.

        

II. «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Задачи: Продолжить развитие коммуникативных качеств, позитивного отношения к окружающему миру, расширять представления о мире людей, о том, что для каждого человека мир людей начинается с себя, продолжать знакомить детей с окружающим миром.

Воспитывать чувство собственного достоинства, способствовать формированию патриотических чувств детей, развивать познавательный интерес к истории нашей Родины, воспитывать чувство гордости за ее историю, помочь детям осознать, что все люди разные, но все равны в своих правах. Формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их. Воспитывать правовую грамотность и необходимость соблюдать Законодательство РФ.

III.«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Задачи: Знакомить детей с видами профессий, показать важность трудовой деятельности в жизни человека, воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Пробудить интерес к труду, воспитывать в детях потребность и желание трудиться.

IV. «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

 Задачи: Дать детям понятие о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, расширять представления, что полезно и что вредно для здоровья, воспитывать заботливое отношение к собственному здоровью. Формирование у младших школьников социального отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умения распознать и оценивать опаснее ситуации, определять способы зашиты от них. Научить поведению на улицах и дорогах и необходимым мерам по безопасности при обращении с огнем, газом, общении с животными и во многих других ситуациях. Способствовать повышению общего психофизиологического тонуса ребенка, возникновению положительного настроя, формировать элементарные умения самокоррекции работы функциональных систем организма. Воспитывать желание и потребность заниматься физической культурой.

Прогнозируемый результат:

  1. Благодаря разработанной программе воспитанники группы начального звена -  овладеют базовой системой знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни.
  2. Предполагается, что в ходе реализации программы у детей будет формироваться способность адекватного, наиболее полного познания себя и других людей, а главное способность к саморазвитию и совершенству.
  3. У воспитанников будет заложен фундамент для формирования гражданского правосознания, посредством воспитания бережного, теплого отношения друг к другу.

        

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учебно – тематическое планирование

Мероприятия

Время проведения

Исполнители

1

Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов);

Беседа с применением практических навыков

Навыки самообслуживания «Каждой вещи свое место», «Чистое помещение- залог здоровья»

В течение года

воспитатель, помощники воспитателя,

воспитанники

Мероприятие посвященное памяти «Беслан»;

Выставка поделок семейного творчества «Осень золотая»;

Рассказ воспитанников (с применением презентации), «Почему нужно убираться?»;

Семейный час «Для чего люди здороваются?» (демонстрация мультфильма с обсуждением);

Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Зачем нужно здороваться?»;

Беседа с элементами инструктажа  «Кодекс чести ученика»  (правила поведения в школе);

Устный журнал «Профессия учитель (воспитатель)»;

Ситуационная игра «Я учитель (воспитатель);

Демонстрация видеоролика «Зачем чистить зубы?»;

Рассказ воспитанников (с применением презентации) -

«Что будет если мы не будем чистить зубы?».

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн «Ты и твое имя, их истоки, история»

Сентябрь

воспитатель, воспитанники,

администрация Центра, соц. педагог.

2

Беседа «Странички семейного альбома»

Демонстрация видео ролика «Что такое доброта?;

Беседа «Твой главный труд – учёба»;

Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Если мы не будем учиться?»;

Устный журнал  Дисциплина – это безопасность;

Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Если не будет дисциплины?»;

Экскурсия в МВД (профессии сотрудников правоохранительных органов) «На страже порядка!»

Устный журнал «Санитарно – гигиеническая культура»;

Демонстрация видеоролика  «Забота о глазах. Глаза- главные помощники человека»;

Беседа «Поговорим о братьях наших меньших»;

Демонстрация мультфильма «Профессия ветеринар»

Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Моё любимое животное»;

Октябрь

воспитатель, воспитанники,

специалисты МКЦ, инспектора ПДН.

3

Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л.Толстого  «Косточка»;

Творческая работа  (изготовление стенгазеты) «Пока мы едины, мы непобедимы»;

Игра-путешествие «В стране вежливости»;

Беседа   «Мои качества»;

Выступления детей «Кем я хочу стать?»;

Беседа «Что значит быть организованным?»;

Демонстрация видеоролика «Как создаются книги?»;

Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Книга в моей жизни».

Экскурсия в АЦРБ- Знакомство с профессиями здравоохранения.

Ноябрь

воспитатель, воспитанники, администрация Центра, библиотекарь, специалисты медицины.

4

Семейный час «Сестре нужна поддержка, а брату внимание»;

Выставка поделок семейного творчества «Волшебница Зима»;

Беседа «Вспыльчивость, несдержанность,обида»;

Демонстрация презентации «Правила пожарной безопасности»;

Творческая деятельность  «Мастерская Деда Мороза»;

Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Кто придумал Новый год?», «Кто такой дед Мороз?»;

Игры на свежем воздухе - «Снежная фантазия»;

Семейный праздник «Елка на снегу».

Декабрь

воспитатель, воспитанники, сотрудники МЧС, педагог организатор.

5

Игровая программа «Почтовая сумка Деда Мороза»;

Развлекательно – игровая программа - «Пришла коляда на- кануне Рождества»;

Семейные посиделки «В целом мире торжество - к нам приходит Рождество!»;

Познавательная игра «Под чистым снегом  Рождества»;

Видеочас- «Зимний мультфейерверк»;

Танцевальный ринг «Здравствуй 2020-й»

Зимние забавы на улице «У зимних ворот игровой хоровод»;

Викторина  «Наши любимые сказки»;

Музыкальная игра «Угадай мелодию»;

Семейный час «Тот дом хорош, где хороши его обитатели»;

Устный журнал «Птицы – наши друзья»;

Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Птицы нашего края»;

Семейный час «Мои лучшие друзья брат и сестра»;

Беседа «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».

Январь

воспитатель, воспитанники, педагог организатор.

6

Беседа «Предупреждение травматизма. Правила поведения в школе, на уроке, перемене»;

Беседа «Семейные ценности и традиции»;

Беседа Поведение в общественных местах;

Практическое занятие «Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки»;

Устный журнал «Про колосок и хлеба кусок»;

Рассказ воспитанников (с применением презентации) ««Хлеб — всей жизни голова!»;

Демонстрация видеоролика «Наши защитники Отечества»;

Демонстрация видеоролика  ( мужские профессии) «Самые опасные военные профессии»

Беседа «Ученье – это тоже труд»;

Семейный час  «Сам себе я помогу и здоровье сберегу».

Февраль

воспитатель, воспитанники, специалисты военного комиссариата  (казачество)

7

Демонстрация мультфильма «Семья — величайшая ценность»;

Выставка поделок семейного творчества «Музыка весны»;

Творческая деятельность (изготовление открыток) «Для наших девочек»;

Проект фото-коллаж  «Наши девчонки – самые-пресамые!»;

Демонстрация видео фильма- «Самые женские профессии»

Устный журнал «Учись властвовать собой»;

Демонстрация видеоролика «Чистота – залог здоровья»;

Круглый стол «Упрямство и упорство»;

Демонстрация презентации «О чем поведал микроскоп»;

Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Путешествие в мир микробов»;

Импровизационная игра  “У зеркала” («посмотри на себя со стороны»).

Март

воспитатель, воспитанники

8

 Мероприятие посвященное дню смеха «Радость людям», «От улыбки радуга проснется»

«Спортивная толкучка»- посвященная дню здоровья;

Демонстрация презентации  «Профессии неба»

Беседа «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи);

Интеллектуальная игра «Космические просторы»;

Семейный час «Давайте жить дружно»;

Демонстрация видеоролика «Берегите природу» (посвященная дню Земли);

Экскурсия в музей  «Республика , в которой я живу (традиции, обряды, обычаи);

Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Что нужно знать о витаминах»;

Демонстрация художественного фильма «История дельфина».

Апрель

воспитатель, воспитанники, тренер по спорту, сотрудники музея, педагог доп.образования

(Васютна А.А.)

9

 Рассказ воспитанников «Семья глазами ребенка»;

Урок мужества «На войне детей не бывает»;

Изготовление открыток к 9 мая для ветеранов и участников войны и тыла;

Демонстрация видеоролика профессии категории - «Человек и техника»;

Беседа «Что значит быть ответственным?»;

 Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Я и моё здоровье»;

Беседа «Дом, в котором ты живешь. Мои трудовые обязанности».

Трудовой десант. Ремонт книг (практическая деятельность);

Семейный час «Песни разных профессий»;

Отчет-демонстрация мультфильма (Чему мы научились за этот год)  «Мой мир -Улыбка!»

Май

воспитатель, воспитанники, педагог доп.образования

(Васютна А.А.)

10

Выставка поделок семейного творчества «Лето, ах, лето!»

Игра-конкурс «Профессии».

Беседа «Ядовитые растения и грибы»;

Беседа с элементами инструктажа о правилах поведения во время летних каникул.

Июнь

воспитатель, воспитанники

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Данная  программа предполагает постоянную основу деятельности. При необходимости программа будет корректироваться,  дополняться и  совершенствоваться, в соответствии с изменением возраста и состава воспитанников.

   Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально- педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

Организация трудовой деятельности девочек младшего школьного возраста как одно из условий полоролевой социализации

Наша повседневная жизнь за последние годы изменилась настолько, что многим кажется: всё в ней теперь следует делать иначе. В том числе и воспитывать детей. Взрослые должны научить детей отвечать на но...

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Приоритетами современного воспитания на сегодняшний день являются: развитие личности ребёнка, его умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных ...

Культурно-гигиенические основы воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос».

В данной статье представлен опыт работы по формированию культурно-гигиенических основ. Методика работы позволяет воспитателю доступно и увлекательно в совместной деятельности с детьми младшего школьно...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »

Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного  возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...