ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ (7-10) В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА
методическая разработка
Программа «Большие открытия юных корреспондентов», предполагает творческий подход в процессе, реализации которого, воспитанники, через всевозможные виды деятельности изучают главные явления в жизни людей, например: «Зачем нужно здороваться?» и самостоятельно делятся опытом с другими воспитанниками Центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2019_g._ulybka.docx | 50.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»
МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В
МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ (7-10)
В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА
«Большие открытия юных корреспондентов»
2019-2020 уч. год.
Алдан 2019г
Содержание
Паспорт программы………………………………………………………………………………...3
Пояснительная записка………………………………………………………………………..........4
Теоретические основы программы…………………………………………………………...........5
Практическая часть………………………………………………………………………………....8
.
Заключение………………………………………………………………………………….……...12
Паспорт программы
Учреждение | Муниципальное казенное учреждение «центр семейного устройства для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» МО «Алданский район» |
Юридический адрес | Республика САХА (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина 2/5 |
Контактный телефон | 8(411-45) 3-29-52 |
Название Программы | «Большие открытия юных корреспондентов» |
Направленность Программы | Комплексная |
Автор Программы | Керимкулова М.М. |
Цель программы | Формирование у младших школьников терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности, а также создание условий для формирования системы личностных, познавательных, коммуникативных, действий воспитанников. |
Сроки реализации | 1 год |
Участники реализации Программы | Воспитанники, воспитатели, специалисты Центра |
Пояснительная записка
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создавали бы такие условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Как бы хорошо не было в детском доме, каждый маленький человек мечтает о семье, семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности, именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Поэтому важно создать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта. Учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, но и со старшими и младшими детьми. Создать условия для воспитания и развития морально-нравственных основ личности, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.
Ценность младшего школьного возраста заключается в глубоких изменениях, происходящих в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований, научить детей принимать других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Идеей программы "Жить в мире с собой и другими" является идея мира и ненасилия, в общении, формирование личностных качеств детей, их духовного слоя, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.
Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умению пойти на компромисс в нужной ситуации.
Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими, проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.
Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Непонимание другого-причина страха, отчужденности, враждебности.
Проводя занятия, необходимо научить детей оценивать себя, правильно понимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку, делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.
Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника, этому на занятиях отводится особое место.
Для успешной реализации всех моментов возможна следующая технология работы с Программой, которая включает в себя 3 этапа:
1 этап – Подготовительный:
• Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
• Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
• Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации воспитанников к самостоятельной жизни.
• Теоретическая подготовка педагогов, работающих по реализации программы.
2 этап – Организационно - основной
• Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
• Реализация системы занятий по программе.
• Составление индивидуальных планов сопровождения воспитанников.
• Практикумы.
3 этап – Заключительный:
• Совместный анализ занятий со специалистами Центра семейного устройства, принимающими участие в реализации программы.
• Обобщение опыта реализации проекта.
• Диагностика изменений, произошедших с воспитанниками в ходе реализации программы. Составление мониторинга воспитанности по разделам программы.
• Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
• Разработка и внедрение методических рекомендаций по теме программы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ.
Программа «Большие открытия юных корреспондентов», предполагает творческий подход в процессе, реализации которого, воспитанники, через всевозможные виды деятельности изучают главные явления в жизни людей, например: «Зачем нужно здороваться?» и самостоятельно делятся опытом с другими воспитанниками семьи «Улыбка» (воспитатель оказывает помощь при подготовке презентации).
Используя вариативность программы, педагог имеет реальную возможность самостоятельно интерпретировать ту или иную тему в поисках соответствующих путей решения конкретных проблем в зависимости от имеющихся условий, интересов и склонностей воспитанников.
Промежуточным контролем знаний и умений воспитанников будут проведение тестирования среди воспитанников, диагностики, применение теоретических знаний на практике.
Основная цель программы: (одно сложное предложение, сост из двух частей)
Формирование у младших школьников терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности, а также создание условий для формирования системы личностных, познавательных, коммуникативных, действий воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
1. Способствовать переходу от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;
2. Совершенствовать знания воспитанников о различных видах труда в обществе, знакомить с разнообразием профессий;
3. Помочь каждому воспитаннику в познании культуры семейных отношений.
Развивающие:
1. Способствовать развитию психических процессов младшего школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и т.д.);
2. Содействовать развитию познавательной активности и творческих способностей воспитанников,
3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
4. Развивать умения выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях ответственность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость;
2. Воспитывать чувство понимания и сопереживания к другим людям и умения работать сообща и дружно со сверстниками.
3. Повышать нравственную и эстетическую культуры детей, воспитание у них культуры здорового образа жизни.
Для реализации педагогических задач педагогами группы будут применяться различные формы воспитательной работы:
– традиционные: устный журнал, семейный час, этическая беседа;
– дискуссионные: диспут, защита мини проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
– телевизионные: демонстрации видеороликов, мультфильмов, фильмов, презентаций;
– коллективно творческие дела;
– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг;
– импровизации: “У зеркала”;
-экскурсии.
Программа основывается на ряде принципов:
– Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном здоровье ребенка.
– Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.
– Принцип целесообразности: совместно с воспитанниками разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый из них чувствует свою востребованность.
– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента воспитанников Центра любое воспитательное мероприятие должно быть направлено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка.
– Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.
- Принцип последовательности и систематичности.
-Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий : создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия воспитанника , поддержка, коррекция и развитие его здоровья.
Структура программы:
Программа состоит из 4-х разделов, содержание которых отражает основные направления работы по воспитанию и социализации воспитанников:
I.«СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Задачи: Формировать у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких. Формирование представления о семейных ролях, приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Дать понятие о благополучной семье. Формирование половой идентификации.
II. «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Задачи: Продолжить развитие коммуникативных качеств, позитивного отношения к окружающему миру, расширять представления о мире людей, о том, что для каждого человека мир людей начинается с себя, продолжать знакомить детей с окружающим миром.
Воспитывать чувство собственного достоинства, способствовать формированию патриотических чувств детей, развивать познавательный интерес к истории нашей Родины, воспитывать чувство гордости за ее историю, помочь детям осознать, что все люди разные, но все равны в своих правах. Формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их. Воспитывать правовую грамотность и необходимость соблюдать Законодательство РФ.
III.«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Задачи: Знакомить детей с видами профессий, показать важность трудовой деятельности в жизни человека, воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Пробудить интерес к труду, воспитывать в детях потребность и желание трудиться.
IV. «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Задачи: Дать детям понятие о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, расширять представления, что полезно и что вредно для здоровья, воспитывать заботливое отношение к собственному здоровью. Формирование у младших школьников социального отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умения распознать и оценивать опаснее ситуации, определять способы зашиты от них. Научить поведению на улицах и дорогах и необходимым мерам по безопасности при обращении с огнем, газом, общении с животными и во многих других ситуациях. Способствовать повышению общего психофизиологического тонуса ребенка, возникновению положительного настроя, формировать элементарные умения самокоррекции работы функциональных систем организма. Воспитывать желание и потребность заниматься физической культурой.
Прогнозируемый результат:
- Благодаря разработанной программе воспитанники группы начального звена - овладеют базовой системой знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни.
- Предполагается, что в ходе реализации программы у детей будет формироваться способность адекватного, наиболее полного познания себя и других людей, а главное способность к саморазвитию и совершенству.
- У воспитанников будет заложен фундамент для формирования гражданского правосознания, посредством воспитания бережного, теплого отношения друг к другу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учебно – тематическое планирование
№ | Мероприятия | Время проведения | Исполнители |
1 | Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов); Беседа с применением практических навыков Навыки самообслуживания «Каждой вещи свое место», «Чистое помещение- залог здоровья» | В течение года | воспитатель, помощники воспитателя, воспитанники |
Мероприятие посвященное памяти «Беслан»; Выставка поделок семейного творчества «Осень золотая»; Рассказ воспитанников (с применением презентации), «Почему нужно убираться?»; Семейный час «Для чего люди здороваются?» (демонстрация мультфильма с обсуждением); Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Зачем нужно здороваться?»; Беседа с элементами инструктажа «Кодекс чести ученика» (правила поведения в школе); Устный журнал «Профессия учитель (воспитатель)»; Ситуационная игра «Я учитель (воспитатель); Демонстрация видеоролика «Зачем чистить зубы?»; Рассказ воспитанников (с применением презентации) - «Что будет если мы не будем чистить зубы?». Вечер разгаданных и неразгаданных тайн «Ты и твое имя, их истоки, история» | Сентябрь | воспитатель, воспитанники, администрация Центра, соц. педагог. | |
2 | Беседа «Странички семейного альбома» Демонстрация видео ролика «Что такое доброта?; Беседа «Твой главный труд – учёба»; Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Если мы не будем учиться?»; Устный журнал Дисциплина – это безопасность; Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Если не будет дисциплины?»; Экскурсия в МВД (профессии сотрудников правоохранительных органов) «На страже порядка!» Устный журнал «Санитарно – гигиеническая культура»; Демонстрация видеоролика «Забота о глазах. Глаза- главные помощники человека»; Беседа «Поговорим о братьях наших меньших»; Демонстрация мультфильма «Профессия ветеринар» Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Моё любимое животное»; | Октябрь | воспитатель, воспитанники, специалисты МКЦ, инспектора ПДН. |
3 | Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л.Толстого «Косточка»; Творческая работа (изготовление стенгазеты) «Пока мы едины, мы непобедимы»; Игра-путешествие «В стране вежливости»; Беседа «Мои качества»; Выступления детей «Кем я хочу стать?»; Беседа «Что значит быть организованным?»; Демонстрация видеоролика «Как создаются книги?»; Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Книга в моей жизни». Экскурсия в АЦРБ- Знакомство с профессиями здравоохранения. | Ноябрь | воспитатель, воспитанники, администрация Центра, библиотекарь, специалисты медицины. |
4 | Семейный час «Сестре нужна поддержка, а брату внимание»; Выставка поделок семейного творчества «Волшебница Зима»; Беседа «Вспыльчивость, несдержанность,обида»; Демонстрация презентации «Правила пожарной безопасности»; Творческая деятельность «Мастерская Деда Мороза»; Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Кто придумал Новый год?», «Кто такой дед Мороз?»; Игры на свежем воздухе - «Снежная фантазия»; Семейный праздник «Елка на снегу». | Декабрь | воспитатель, воспитанники, сотрудники МЧС, педагог организатор. |
5 | Игровая программа «Почтовая сумка Деда Мороза»; Развлекательно – игровая программа - «Пришла коляда на- кануне Рождества»; Семейные посиделки «В целом мире торжество - к нам приходит Рождество!»; Познавательная игра «Под чистым снегом Рождества»; Видеочас- «Зимний мультфейерверк»; Танцевальный ринг «Здравствуй 2020-й» Зимние забавы на улице «У зимних ворот игровой хоровод»; Викторина «Наши любимые сказки»; Музыкальная игра «Угадай мелодию»; Семейный час «Тот дом хорош, где хороши его обитатели»; Устный журнал «Птицы – наши друзья»; Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Птицы нашего края»; Семейный час «Мои лучшие друзья брат и сестра»; Беседа «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». | Январь | воспитатель, воспитанники, педагог организатор. |
6 | Беседа «Предупреждение травматизма. Правила поведения в школе, на уроке, перемене»; Беседа «Семейные ценности и традиции»; Беседа Поведение в общественных местах; Практическое занятие «Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки»; Устный журнал «Про колосок и хлеба кусок»; Рассказ воспитанников (с применением презентации) ««Хлеб — всей жизни голова!»; Демонстрация видеоролика «Наши защитники Отечества»; Демонстрация видеоролика ( мужские профессии) «Самые опасные военные профессии» Беседа «Ученье – это тоже труд»; Семейный час «Сам себе я помогу и здоровье сберегу». | Февраль | воспитатель, воспитанники, специалисты военного комиссариата (казачество) |
7 | Демонстрация мультфильма «Семья — величайшая ценность»; Выставка поделок семейного творчества «Музыка весны»; Творческая деятельность (изготовление открыток) «Для наших девочек»; Проект фото-коллаж «Наши девчонки – самые-пресамые!»; Демонстрация видео фильма- «Самые женские профессии» Устный журнал «Учись властвовать собой»; Демонстрация видеоролика «Чистота – залог здоровья»; Круглый стол «Упрямство и упорство»; Демонстрация презентации «О чем поведал микроскоп»; Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Путешествие в мир микробов»; Импровизационная игра “У зеркала” («посмотри на себя со стороны»). | Март | воспитатель, воспитанники |
8 | Мероприятие посвященное дню смеха «Радость людям», «От улыбки радуга проснется» «Спортивная толкучка»- посвященная дню здоровья; Демонстрация презентации «Профессии неба» Беседа «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи); Интеллектуальная игра «Космические просторы»; Семейный час «Давайте жить дружно»; Демонстрация видеоролика «Берегите природу» (посвященная дню Земли); Экскурсия в музей «Республика , в которой я живу (традиции, обряды, обычаи); Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Что нужно знать о витаминах»; Демонстрация художественного фильма «История дельфина». | Апрель | воспитатель, воспитанники, тренер по спорту, сотрудники музея, педагог доп.образования (Васютна А.А.) |
9 | Рассказ воспитанников «Семья глазами ребенка»; Урок мужества «На войне детей не бывает»; Изготовление открыток к 9 мая для ветеранов и участников войны и тыла; Демонстрация видеоролика профессии категории - «Человек и техника»; Беседа «Что значит быть ответственным?»; Рассказ воспитанников (с применением презентации) «Я и моё здоровье»; Беседа «Дом, в котором ты живешь. Мои трудовые обязанности». Трудовой десант. Ремонт книг (практическая деятельность); Семейный час «Песни разных профессий»; Отчет-демонстрация мультфильма (Чему мы научились за этот год) «Мой мир -Улыбка!» | Май | воспитатель, воспитанники, педагог доп.образования (Васютна А.А.) |
10 | Выставка поделок семейного творчества «Лето, ах, лето!» Игра-конкурс «Профессии». Беседа «Ядовитые растения и грибы»; Беседа с элементами инструктажа о правилах поведения во время летних каникул. | Июнь | воспитатель, воспитанники |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа предполагает постоянную основу деятельности. При необходимости программа будет корректироваться, дополняться и совершенствоваться, в соответствии с изменением возраста и состава воспитанников.
Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально- педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста
Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....
Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня
Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....
Организация трудовой деятельности девочек младшего школьного возраста как одно из условий полоролевой социализации
Наша повседневная жизнь за последние годы изменилась настолько, что многим кажется: всё в ней теперь следует делать иначе. В том числе и воспитывать детей. Взрослые должны научить детей отвечать на но...
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста в условиях санатория
Статья о методах воспитания...
ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Приоритетами современного воспитания на сегодняшний день являются: развитие личности ребёнка, его умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных ...
Культурно-гигиенические основы воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос».
В данной статье представлен опыт работы по формированию культурно-гигиенических основ. Методика работы позволяет воспитателю доступно и увлекательно в совместной деятельности с детьми младшего школьно...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »
Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...