Рабочая программа по семейному воспитанию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
календарно-тематическое планирование на тему
Программа по семейному воспитанию для детей 7 - 11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_semeynomu_vospitaniyu_dlya_detey_7-11_let_apanasova_m.yu_.docx | 56.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение Республики Коми
“Детский дом №4для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
” г. Усинска
РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Директор ГУРК«Детский дом №4»
Протокол № 1 г.Усинска
От «__» ______ 2016 г. _______Лунгу С.В.
Приказ № _____от _____ ___2016 г.
Рабочая программа
по семейному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
программа для воспитанников 7 -11 лет
Составитель:
Апанасова Мадина Юрьевна, воспитатель
Усинск
2016 г
Пояснительная записка
Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда с разнымижизненными ситуациями. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.
Регулярные специально организованные развивающие занятия по семейному воспитанию с детьми детского дома будут способствовать наиболее эффективной социализации и помогут освоению воспитанниками социальных ролей в семье.
Цель программы: формирование у воспитанников детского дома понятия «семейные ценности» и подготовка их к будущей семейной жизни.
Задачи программы:
- заложить в сознание детей, что семья величайшая ценность;
- сформировать позитивную картину мира и понятие «семья»;
- развивать чувство доверия в межличностных отношениях;
- развивать способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 2 занятия в месяц.
Форма занятий: групповая.
Состав группы: постоянный, в количестве от 2 до 8 человек.
Ожидаемые результаты.
По окончании работы по программе воспитанники должны:
- знать, что означает понятие «семья, состав семьи, родственные связи, значимость семьи в жизни человека, благополучная семья»;
- иметь представления о семейных традициях;
- знать и уметь применять некоторые способы бесконфликтного общения, особенности межполового общения;
- иметь представление о доме, об особенностях семейных отношений;
- иметь трудовые навыки для бытовой адаптации.
Методы работы:
Словесный:
- объяснение нового материала, обзорный рассказ, беседа;
Наглядный:
- применение наглядных пособий, фотографий, предметов семейного быта;
Практический:
- работа с карандашами, аппликацией;
Игровой:
- создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой воспитанникам предлагается найти выход.
Календарно-тематическое планирование по семейному воспитанию
для детей 7 - 11 лет
Дата | Тема занятия: | Цель и задачи: | Ход мероприятия: |
1неделя сентябрь | Семья-это семь Я!» «Понятие – мама, папа. |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Беседа:
Физкультминутка. Практическая деятельность: Оформление стенда на тему «Семья-это семь Я». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
2неделя | «Родные люди» (родственные связи, дедушка и бабушка) |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа-диспут: «Я и моя семья. Родные люди». Физкультминутка. Практическая деятельность: 1.Беседа «Какими бывают родственные узы» 2.Сюжетно-ролевая игра «Родные люди». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
3неделя | «Отец и его роль в воспитании детей» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Дискуссия на тему: «Хороший отец - большое счастье». Физкультминутка. Практическая деятельность: Обыгрывание ситуации: «Отношения дочка –отец, сын-отец». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
4неделя | «Домашний очаг» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Презентация на тему: «Тепло родного очага» Физкультминутка. Практическая деятельность: Творческая деятельность: «Домашний очаг -родной дом ,семья.» Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
1неделя октябрь | «Я - равноправный член семьи» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа: «Согласная семья - самая счастливая!» Физкультминутка. Практическая деятельность: 1. Игра «Продолжи пословицу». 2.Обыгривание ситуации «Я сегодня отвечаю за порядок в семье». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
2неделя | «Этикет взаимоотношении в семье» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа: «Взаимоотношения между родителями и детьми». Физкультминутка. Практическая деятельность: 1.Беседа «Хороший тон в доме и семье» 2.Игра «Страна этикета» Завершающий этап. Итог. Рефлексия. |
3неделя | «Семейные традиции, праздники» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа: «Какую роль имеют семейные традиции в современной семье» Физкультминутка. Практическая деятельность: 1.Творческая деятельность: «Наш семейный альбом». 2.Игра «Мои любимые семейные праздники». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
4неделя | «Планирование семьи. Свадьба» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа: «Планирование семьи и построение дальнейших отношений в семье». Физкультминутка. Практическая деятельность: Игра «Как я вижу свою свадьбу?» Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
1неделя ноябрь | «Знакомство с родственниками» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Знакомство с родственниками, возможность больше узнать о своем избраннике или избраннице». Физкультминутка. Практическая деятельность: Игра «Как понравиться родителям» Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
2неделя | «Думаем о прибавлении в семье» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа: «У вас будет ребенок». Физкультминутка. Практическая деятельность: Создание рисунка: «Детская комната». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
3неделя | «Рождение ребенка» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа: «Прибавление в семье» Физкультминутка. Практическая деятельность: Игровая ситуация: 1. Пеленание 2. Кормление Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
4неделя | «Воспитание ребенка» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа: «Родители – пример для ребенка». Физкультминутка. Практическая часть: Сюжетно – ролевая игра: «Я помощник в семье». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
1неделя декабрь | «Быт семьи после рождения ребенка» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Распределение обязанностей в семье». Физкультминутка. Практическая часть: Обыгрывание ситуации: «Ребенок плачет, дома не убрано, обед не готов». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
2неделя | «Семейный отдых» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Понятие семейного отдыха». Физкультминутка. Практическая часть: Игра «Моя семья на природе». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
3неделя | «Быт семьи» |
| Организационный момент: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Только трудом держится дом». Физкультминутка. Практическая часть: Творческая деятельность: создание коллективного рисунка «Мы создаем уют в доме». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
4неделя | «Бюджет семьи .Из чего он формируется |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа: «Что такое бюджет?» Физкультминутка. Проблемная ситуация: «Планирование расходов с учетом бюджета и состава семьи». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
1неделя январь | «Уважай старших» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа: «Связь поколений. Почитание старших». Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
2неделя | «День семьи» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Наша дружная семья» Физкультминутка. Практическая часть: Сюжетно-ролевая игра «Праздник чаепития». Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
3неделя | «Быт семьи» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа: «Быт и семья. Разрушает ли быт семью?» Игровые ситуации. Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
4неделя | «Дизайн дома» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Творческая деятельность «Макет моего дома». Беседа «Мой дом- моя крепость» Игровые ситуации. Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
1неделя февраль | «Культура поведения за столом. Сервировка стола» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Ролевая игра «Умел в гости звать, умей и встречать» Игровые ситуации. Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
2неделя | «Бюджет семьи. Из чего он формируется». |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Ролевая игра «Я работаю-ты тратишь» Беседа «Бюджет семьи» Игровые ситуации. Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
3неделя | «Как нужно любить детей» |
внимание и заботу по отношению к другим людям. | Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа « Я люблю своего ребенка» Обсуждение вопроса: « Должны ли дети заботиться о ком-либо?» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
4неделя | «Счастливая семья» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
1неделя март | «Хорошее воспитание» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «История этикета» Игровые ситуации. «Мне нагрубили на улице» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
2неделя | «Воспитание в семье трудолюбия у детей» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Как научиться трудолюбию?» Игровые ситуации. «Пятно на одежде» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
3неделя | «Здоровье семьи» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Здоровая семья, здоровая нация» Игровые ситуации. «Составляем режим дня» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
4неделя | «Основные проблемы семейных отношений» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Что такое семья?» Игра «Мама, папа и я, дружная семья» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
1неделя апрель | «Поощрения и наказания в семье» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Что такое поощрение, что такое наказание?» Игровые ситуации. «Я наказал (а) ребенка» Анкетирование. Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
2неделя | «Расторжение брака» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Что такое брак?» Игровая ситуация. «Я ухожу из семьи» Анкетирование. Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
3неделя | «Неполная семья» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Супружество без брака» Игровая ситуация. «Папа и я» «Мама и я» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
4неделя | «Вся семья вместе, так и душа на месте» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Наша дружная семья» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
1неделя май | «Заботливое отношение к родителям» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Мы будущие родители» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
2неделя | «Уважай старших» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Уважение старших – закон жизни людей» Игровая ситуация. «Я - родитель» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
3неделя | «Семейные радости» |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Моя семья-моя радость» Игровая ситуация. «Наши семейные традиции» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
4неделя | «День семьи» Итоговое занятие «Семья». |
| Организационный этап: Вступительная беседа. Основной этап: Повторение. Беседа «Моя семья» Творческая деятельность «Я рисую свою семью» Игровая ситуация. «Праздник к дню семьи» Физкультминутка. Завершающий этап: Итог. Рефлексия. |
Список литературы:
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.-1985.
- Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. – Чебоксары.- 1998.
- Зверева О. ., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. - 2000.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.-2000.
- Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.- М.- 2000.
- Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.
- Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России М, 1999
- Стрельникова М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. - 292 с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.
- Фролин А. Азбука для родителей. – Л.-1991.
- Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС
Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...
Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»
Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания определяется Программой развития образо...
Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.
Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....
Успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами трудового воспитания
Из опыта работы педагога по трудовому воспитанию подростков...