Будилова Т.Б., Суханова О.М. Программа «Педагогическое сопровождение семейного воспитания в начальной школе»
рабочая программа на тему
Введение тематических родительских собраний и индивидуальное консультирование способствует включению каждой российской семьи в образовательное пространство школы, повышает её педагогическую культуру. Объединяя усилия семьи и школы, мы, учителя начальных классов, содействуем развитию, обучению, воспитанию каждого ребенка 7-11 лет, его начальной социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 43.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Публикации (название, вид, выходные данные издания).
- Будилова Т.Б., Суханова О.М. Программа «Педагогическое сопровождение семейного воспитания в начальной школе» на Интернет-сайте АО ИОО http://arkh-edu.ru , 2009
2. Будилова Т. Б., Суханова О.М. Педагогическое сопровождение семейного воспитания в начальной школе (тематика родительского всеобуча). – Педагогу о программе воспитания: метод. Пособие / сост. Т. В. Молодцова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – с. 25 - 28.
Педагогическое сопровождение
семейного воспитания
в начальной школе.
Работу выполнили:
Суханова Ольга Мстиславовна
учитель начальных классов
МОУ «Общеобразовательная
гимназия № 3»
Будилова Татьяна Борисовна
учитель начальных классов
МОУ «Общеобразовательная
средняя школа № 8»
г. Архангельск
2005 год
Цель любого сообщества во все времена и тысячелетия была и остается – вырастить себе смену – умную – разумную, добрую и трудолюбивую. У каждого народа многими годами выстроена своя система принятых в данный местности данным народом приемов и методов воспитания.
Эта система передается от одних поколений к другим, усваивается ими прежде всего как определенные знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе жизни. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций, верования данного народа. В зависимости от исторического времени и экономического развития эта система корректируется.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Исходя из этого, классный руководитель пропагандирует, разъясняет отечественные традиции семейного воспитания через педагогическое просвещение родителей на школьных собраниях.
Введение тематических родительских собраний и индивидуальное консультирование способствует включению каждой российской семьи в образовательное пространство школы, повышает её педагогическую культуру. Объединяя усилия семьи и школы, мы, учителя начальных классов, содействуем развитию, обучению, воспитанию каждого ребенка 7-11 лет, его начальной социализации.
Нами была использована последовательность действий по педагогическому просвещению родителей, разработанная к.п.н. И.Я.Хоменко [2, - с.84].
Путем анкетирования мы выяснили, что многие вопросы воспитания интересуют семьи, большинство из них хотят сотрудничать со школой и ждут от педагогов доступной квалифицированной помощи в области семейного воспитания.
65% респондентов считают, что нужную информацию они могут получить на родительских собраниях.
16% - самостоятельно, через свой предыдущий родительский, жизненный опыт.
15% - читают современную литературу по семейному воспитанию.
На одном из первых родительском собрании нами была предоставлена тематика родительского всеобуча на 4 года. По нашей просьбе они ранжировали темы для изучения и обсуждения по мере их значимости для семьи и растущего ребенка. Вот, что у нас при этом получилось.
Программа тематических родительских собраний
для начальной школы.
I класс
- Мотивационная готовность к школе.
Введение в школьную жизнь.
- Знакомство с Федеральным Законом «Об образовании», Уставом данного общеобразовательного учреждения. Права и обязанности родителей. Государственная помощь семье.
- Особенности младшего школьного возраста: физиология, психология, коммуникативность.
- Транслирование здорового образа жизни в семье и в школе.
- Учение без мучений: как научить ребенка читать книгу.
II класс
- Особенности оценки и самооценки младших школьников. Отношение к оценке в семье.
- Формирование усилиями школы и семьи учебной деятельности у ученика.
- Семейные традиции. Праздник в семье.
- Роль школьного психолога в поддержке ученика и его семьи.
- Взаимоотношения в семье. Виды семей.
III класс
- Сформированность учебных умений и навыков. Индивидуальные способности и склонности детей.
- Изучение личности младшего школьника. Результаты школьного тестирования.
- Межличностные отношения в поведении.
- Воспитание в семье навыков культурного поведения.
- Эстетическое воспитание.
IV класс
- Декларация прав ребенка (знакомство с международными документами).
- Ориентирование детей в семье и школе на общечеловеческие ценности (человек, семья, труд, знания, культура, Отечество, Земля).
- Интеллектуальная игра для детей и родителей. Возможность компьютерных программ в развитии и обучении младшего школьника.
- Воспитание гражданина.
- Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена.
При распределении тем всеобуча в течение года учитывалось и наше мнение, так как нами под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования членов семьи об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры
При этом педагогическое просвещение всегда направлено на свободное развитие личности путем передачи, как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений. [1. с.25]
Формы педагогического просвещения родителей:
- лекции
- семинары
- педагогический практикум
- дискуссии
- конференции
- обзоры популярной педагогической литературы
- индивидуальное консультирование с оказанием превентивной и оперативной педагогической помощи
- устные журналы (совместно с коллективом детей)
Для проверки эффективности использования системы родительских собраний в педагогическом сопровождении семейному воспитанию нами был принят комплексный диагностический подход, в основе которого три методики.
1 группа: Анализ существующей воспитывающей среды в школе и в семье. (Удовлетворенность родителей и учащихся).
2 группа: Изучение эффективности влияния ППР ( педагогического просвещения родителей) на качество учебного материала. (Через анализ школьной успеваемости, как результат влияния родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, а так же через оценку школьниками личных результатов учебной деятельности).
3 группа: Изучение эффективности влияния ППР на развитие личности младшего школьника. (Через изучение мотивов деятельности, их ценностных ориентаций, нравственного роста каждого ребенка и классного коллектива в целом).
Приведем некоторые итоги за 4 года работы.
- Происходят изменения в группах по уровням педагогической компетентности (по методике Хоменко [2, с.82]).
- Растет заинтересованность родителей в успешном воспитании своего ребенка. Семья пополняет свои педагогические знания: 53.8% - постоянно работают над собой; 461% - пополняет свои педагогические знания по мере необходимости.
- Коэффициент удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения были равны 3,0 и 3,02. (По методике Степанова Е.Н. [4, - c.92-93]. Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности работой школы. Классные коллективы дружные, комфортные для каждого ребенка. (Коэффициенты 2,96и 3,19 при высоком уровне – 3,0). Родители довольны классным руководителем (коэффициент 3,57), доброжелательным отношением педагогов (коэффициент3,46), считают, что учителя учитывают индивидуальные особенности ребенка (коэффициент 2,88), администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей ребенка (коэффициент 3,19). И главное, школа по-настоящему готовит ребенка к самостоятельной жизни (2,88) Н.В. – это в начальной школе.
- Степень удовлетворенности самих детей своей школьной жизнью равен 3,3. По методике доцента А.А.Андреева [34]. Дети с радостью идут в школу, обычно с хорошим настроением. Многие дети считают, что в школе и в классе созданы все условия для развития их способностей.
- Дети этих двух классов имеют стабильную 100% успеваемость. Качество знаний в школе – 62-57,6%, в гимназии№3 – 82-87%: достаточно успешное и радует как учителей, так родителей и детей. У всех детей данных классов позитивная мотивация к учебной деятельности. Таким образом, организованное классными руководителями педагогическое сопровождение семейному воспитанию в начальной школе способствовало сближению позиций педагогов и родителей, эффективному решению педагогических проблем, явилось стимулом для дальнейшего развития совместной деятельности семьи и классного руководителя по обучению и воспитанию учащихся данных классов.
По окончанию начальной школы для родителей предлагается такой афоризм Конфуция для размышления: «Самое прекрасное в мире зрелище – это ребенок, уверенно идущий по дороге жизни, после того, как вы указали ему путь».
Счастливое детство в счастливой семье
Устный журнал для детей и родителей или родительское собрание для всех членов семьи: нынешних и будущих пап и мам.
Суханова Ольга Мстиславовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Общеобразовательная гимназия №3»
г. Архангельск
Цель: использовать возможность классного ученического коллектива, известных литературных произведений, опыт семейного воспитания для подсказки и обобщения важных и мудрых человеческих советов в воспитании в счастливых семьях.
Учитель. Сегодня мы проводим необычное родительское собрание. Мы пригласили на него наших мам и пап, а также наших детей. Пройдет совсем немного времени 10-15 лет, как наши дети станут сами папами и мамами. Нынешние дети помогут взрослым осознать, как важно и необходимо организовать счастливое детство в счастливой семье.
Итак, начинаем листать наш устный журнал.
1 страница «Наши жизни всегда рядом»
Группа детей читают по ролям рассказ В.Ю. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй»
Учитель. Задает вопросы детям.
- О каком событии Дениска хотел поделиться со своими родителями?
- Почему ему было так важно поделиться своим успехом именно с папой и мамой?
- Отчего настроение Дениски изменилось после разговора с папой?
- Хорошо ли поступил папа?
Выскажите своё личное мнение. Учитель дает совет № 1 и вывешивает плакат с ним на школьную доску.
Совет № 1. «Интересуйтесь жизнью своего ребенка, поддерживайте его во всех маленьких и больших успехах. Растет личность! Ваш будущий к а п и т а л!»
2 страница «Хобби наших детей»
Учитель. У каждого из нас детей и взрослых есть личные увлечения: кто-то коллекционирует марки или монеты, кто-то большой любитель чтения, кто-то занимается плаванием, рукопашным боем, кто-то учится играть на скрипке или флейте. Такое увлечение мы называем хобби.
В нашем классе мы провели опрос детей, с целью изучения их увлечения. Все данные мы обобщим в «Классном кроссворде». Попробуйте его разгадать.
д | е | н | и | с | к | а | 1. Любимый литературный герой К Пестова | |||
п | у | ш | к | и | н | 2. Любимый писатель Максима Ушакова | ||||
о | р | у | ж | и | е | 3. Название самой любимой книги М.Сычева | ||||
о | с | т | е | р | 4. Любимый писатель, поэт К.Бик-Булатовой | |||||
ц | в | е | т | ы | 5.Тема коллекции открыток у С.Лобановой | |||||
б | а | г | и | р | а | 6. Название спортивного клуба, где Игорь занимается йогой | ||||
ф | л | о | р | б | о | л | 7. Спортивное увлечение Р.Фомичева | |||
ш | а | х | м | а | т | ы | 8. Вид спортивной игры, в которой Лева одержал победу над мамой | |||
с | о | ч | и | н | е | н | и | е | 9. Любимое занятие Насти. (Учитель рассказывает о ее увлечении. Настя читает один из своих рассказов) | |
х | о | к | к | е | й | 10. Увлечение братьев Дудиных. (Дети рассказывают о спортивном клубе «Водник») | ||||
п | л | а | в | а | н | и | е | 11. Вид спорта, который приносит здоровье и успех Полине | ||
с | к | р | и | п | к | а | 12. Музыкальный инструмент, на котором учатся играть в муз. школе Н.Чурилова и А.Корельский | |||
л | е | т | ч | и | к | 13. Мечта Кости, которая во взрослой жизни должна стать явью. (Кем хочет быть?) | ||||
г | и | м | н | а | с | т | и | к | а | 14. Вид спорта, в котором Максим и Наташа уже достигли успехов. |
Далее мини-портрет детей, занимающихся в музыкальных школах по классу скрипки, фортепиано, флейты.
Учитель. В моем предыдущем выпуске было много увлеченных детей. Сейчас вам проведут мини-экскурсию по своей домашней минералогической коллекции Алеша и Игорь Ракитины. Они мечтают продолжить семейную династию – стать геологами.
Учитель. Наша жизнь подсказывает второй мудрый совет.
Совет № 2. «У ребенка должно быть увлечение. Задумайтесь, ведь увлечение может стать его успешной профессией, а ребенок успешной личностью!»
3 страница. «Учеба – наш главный труд»
Учитель. Наши дети школьники. Главные их дела – становиться порядочными и образованными людьми. А для этого надо учиться разным наукам. Как стать успешным? Как научиться учиться? На эти вопросы дадут ответ наши же одноклассники.
Группа детей дает советы, как развивать свой интерес к математике, русскому языку, чтению, истории, окружающему миру, как готовить домашние задания. Можно запланировать выступление учителя английского языка по этой же теме.
Учитель. Обобщая сказанное, можно дать
Совет № 3. «Работу надо организовывать. Преодолевая трудности, одобряя успех, пробуждаем интерес…»
4 страница. «Физкультура в режиме дня»
Учитель. «В здоровом теле – здоровый дух» - всегда повторял Суворов. И в школе, и дома мы стараемся развивать физическое здоровье детей, - здоровье будущей нации.
На уроках мы делаем физкультминутки (показ физкультминуток всем классом).
На уроках физкультуры и занятиях в различных спортивных секциях, детских спортивных школах города наши одноклассники уже имеют спортивные достижения (перечисляем успехи детей).
По опросу детей мы узнаем, что есть в классе семьи, где физкультуре посвящены выходные дни: они вместе посещают бассейн, зимой ходят на лыжах по Северной Двине, тихими вечерами родители с детьми играют в шахматы и шашки, Все члены таких семей люди увлеченные, сплоченные и здоровые!
Совет № 4. «В здоровом теле – здоровый дух!
Лучше быть здоровым и успешным, чем…»
5 страница. «Делу – время, потехе – час»
Учитель. Домашние праздники, семейные праздники, милые сердцу школьные друзья. Радостные, приятные события надолго остаются в нашей памяти: в одних семьях, - перед сном родители читают вслух детям новые книги, в других семьях перед семейными праздничными датами – дети выпускают шуточные газеты, радуют концертными номерами гостей.
Я знаю, что на днях рождениях часто собирается школьные друзья. Они могут приготовить для именинника веселые представления, используя для этого свои мягкие игрушки, делая простейшую ширму для кукольного представления.
Например:
- инсценировать стихотворение – диалог Льва Квитко в переводе С.Михалкова «Анна-Ванна бригадир»
- можно показать мини-концерт (по одному куплету с диска) – пародию на «Фабрику звезд» с использованием мягких игрушек.
Совет № 5. «Вспомните свое детство. Поэтому постарайтесь и вы: сделайте детство своего любимого ребенка счастливым и запоминающимся».
Обобщение: учитель или ученик еще раз перечитывают все пять советов.
Учитель. В заключение нашего устного журнала вместе с детьми мы приготовили общий подарок: песню Игоря Крутого и Игоря Николаева «Ангел - хранитель».
Наши милые родители всегда будут считать своих уже взрослых потомков – детьми. И многие годы, всю вашу жизнь, они - РОДИТЕЛИ будут вашими ВЕРНЫМИ АНГЕЛАМИ-ХРАНИТЕЛЯМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"
Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...
Роль семейного воспитания в начальной школе
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньшезла и как можно больше добра»Л.Н. Толстой ...
Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе»
Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе» помогает формировать умение учиться и общаться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную дея...
Система психолого-педагогического сопровождения воспитательной работы в начальной школе.
В статье описан опыт работы педагога-психолога в начальной школе. Работа психолога начинается ещё до поступления ребёнка в школу..В первом классе основное направление работы психолога – содейств...
Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие с...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....
Программа психолого-педагогического сопровождения ученика первого класса начальной школы с умственной отсталостью
Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья должно являться комплексной работой всех специалистов, имеющих отношение к образовательному процессу, в том числ...