Классный час "Семья и семейные ценности" Программа духовно-нравственного воспитания.
классный час (4 класс) по теме
Материал может быть использован классными руководителями и учителями, преподающие ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sem-_ya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Новосельская средняя общеобразовательная школа»
Суздальского района Владимирской области.
Классный час-Семья и семейные ценности.
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Макарова Елена Владимировна.
Цель: -формирование у школьников понимание значения семьи через становление гуманистических, ценностных ориентаций (личностные результаты), готовность слушать собеседника и вести с ним диалог (метопредметные результаты), через готовность к нравственному и духовному самосовершенствованию (личностные результаты)
Задачи:
- раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха
- развивать навыки ответственного поведения в семье
- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.
Оборудование урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- презентация;
- распечатки текстов;
- подготовленные ребятами рассказы о своей семье;
- маленькие солнышки для участников;
- музыкальное сопровождение урока.
Ход занятия:
1. Эмоциональный настрой. Фронтальный круг.
Вместе в круг мы соберёмся.
Дружно за руки возьмёмся.
Ты мой друг и я твой друг.
Доброта живёт вокруг.
-Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Тему нашего классного часа я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет вам в этом ребус на слайде презентации и эпиграфы к уроку. (слайд 2.)
-Мы будем говорить о семье. Какие вопросы подобрали бы вы к нашему классному часу?
Мозговой штурм.
- Что для вас семья?
- Почему семья нужна человеку?
- Вы гордитесь своей семьёй? Почему?
- Смог бы человек прожить без семьи в далёком прошлом?
- Смог бы прожить человек без семьи сейчас?
Давайте вместе разберёмся в этих, на первый взгляд, простых вопросах…
2. Семья – место физического и духовного рождения человека. Дом должен давать пищу вашему воображению и чувствам. Известно, что у каждой семьи есть своя « живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю…Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют- животворят семью.
Поразмышляем вместе.
В каждой семье существуют разные традиции.
Давайте поразмышляем о них.
(раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они прочитали)
Групповая работа (интерактивная форма)
Текст для 1 группы
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана.
В казане бишпармак кипит
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бишпармак,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье - не пустяк,
Мне это в жизни пригодится!
(М. Курманалин)
Текст для 2 группы.
Отрывок из детского сочинения.
Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки
на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, взять в руки палку, ведро и нож, и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их, соберёшь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве только рыбалка?
Текст для 3 группы.
Отрывок из детского сочинения.
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам - тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
Текст для 4 группы.
Отрывок из детского сочинения.
Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познаётся в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.
3. «Дыхание жизни» в семье - Любовь к каждому члену семьи, как сокровищница, которая передаётся по наследству.
Инсценирование.
Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла
И дочку спросила:
Дочка: - Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками прямо беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа.
Иди–ка обедать, вертушка!
Автор: Танюшкина мама с работы пришла
И дочку спросила:
Мама:- Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать!»- кричала бабуля 100 раз,
А ты отвечала: « Сейчас, да, сейчас!».
С этими дочками прямо беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла
И маму спросила:
Бабушка:- Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а всё- непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: 3 мамы в столовой сидят
3 мамы на дочек глядят
Что делать с дочками упрямыми?
Все: Ох, и не просто быть мамами!
- Какую семейную традицию показали нам девочки?
-А какие традиции есть в ваших семьях?
- Какое значение имеют традиции для подрастающего поколения
( Слайд 4-9)
Что же лежит ещё в основе семьи?
Наверное, главное слово- « Добро».
Придумайте к этому слову, как можно больше однокоренных слов. (На это задание 2-3 мин).
Пример:
- доброта;
- добродеятельный
- добросердечный
- добропорядочный
- добросовестный
- доброжелательный
- добрососедство
- добронравный
- доброхотный
- добродушный
- доброго здоровья
- добрый день
- А ведь огромное значение в некоторых семьях имеют семейные праздники.
Расскажите , какие семейные праздники отмечаются в вашей семье?
По завершению выступлений, учащиеся вместе с учителем составляют семейные заповеди. (слайд 10)
- Ещё, мне хочется прочитать вам несколько строк, и попросить вас, чтобы вы ответили мне на такой вопрос:
- Что даёт человеку семья?
Моя семья, моя святыня
Ко мне в наследство перешла.
В ней доброты на всех хватает,
На всех хватает в ней тепла.
Моя семья, тобой горжусь я,
На весь оставшийся мне век
Ты подарила мне не имя,
Дала мне званье, ЧЕЛОВЕК.
- Из всех ваших высказываний мне становится понятно, что многие из вас очень любят свою семью. И в подтверждение моих слов давайте исполним песню: «Дорога добра».
Задание «Ромашка» Ромашка- это символ чистоты, семейного счастья . А как вы думаете, что нужно, чтобы в семье появилось счастье. Соберите свою «ромашку семейного счастья» (работа по группам) слайд 11-12.
- Но, так как, наше занятие подходит к концу, мне совсем не хочется, чтобы вы «на этом поставили точку». Ведь знания о семье – просто нескончаемы. То, что мы получаем именно в семье, с самого раннего детства мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям. Так происходит постоянно, из поколения в поколение, набираясь мудрости и жизненного опыта. И чем больше семья, тем больше знаний она несёт своим потомкам.
Рефлексия
- Предлагаю составить СИНКВЕЙН. Главное слово СЕМЬЯ. Напоминаю, вам нужно подобрать 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение (пословицу) и 1 существительное, которое обобщит все сказанное на нашем классном часе. Слайд № 13
На этом наш разговор о семье не заканчивается. Если вас затронул наш классный час и вы хотите нам рассказать о вашей семье, то можете создать коллаж «Моя семья», «Семейные праздники», «Семейные традиции», «Моя родословная» и т.д…Ждем ваших творческих работ. Желаю успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»
P { margin-bottom: 0.21cm; } Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а р...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...
Конкурс "Самый классый классный", Изучение краеведения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
При определении воспитательной системы класса у меня не было ни капли сомнения, что воспитывать в моих учениках буду такие качества как «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность...