Конспект урока по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс, тема "Храмы России"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Дятлова Вероника Олеговна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
 
Дата: 24.01.2023
Школа: №95
Класс: 4-2
Урок: 3
Время:  9:50 – 10:30   Кабинет: 201 Студент: Дятлова Вероника
Группа: № 31
Учитель: Кувалдина Елена Васильевна
Методист: Сачкова Татьяна Андреевна
 
 
                                     Тема урока: «Храмы России»
 
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель деятельности учителя: Знакомство детей с особенностями русских храмов и правилами поведения в них. 
 
 
Задачи урока
Планируемые результаты
Дидактические: 
1) Познакомить с особенностями строения русского храма;
2) Рассказать учащимся о правилах поведения в храме;
3) Ознакомить с понятиями «икона», «иконостас», «алтарь», «Царские врата», «Престол». Предметные: научатся:
1) Работать с текстом и выделять из него необходимую информацию;
2) Объяснять свою точку зрения. 
Развивающие:
1) Развивать познавательный интерес;
2) Формировать основные навыки учебной деятельности. Личностные:
1) Строить свое поведение с учётом нравственных норм и правил;
2) Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре. 
Воспитательные:
1) Формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению;
2) Воспитывать чувство прекрасного при помощи ознакомления с религиозной архитектурой.
 
УМК: «Основы православной культуры», 4 класс, 2 часть, Васильева О. Ю., Москва, «Просвещение», 2021 год. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Дата: 24.01.2023

Школа: №95

Класс: 4-2

Урок: 3

Время:  9:50 – 10:30   Кабинет: 201

Студент: Дятлова Вероника

Группа: № 31

Учитель: Кувалдина Елена Васильевна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

                                     Тема урока: «Храмы России»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель деятельности учителя: Знакомство детей с особенностями русских храмов и правилами поведения в них.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) Познакомить с особенностями строения русского храма;

2) Рассказать учащимся о правилах поведения в храме;

3) Ознакомить с понятиями «икона», «иконостас», «алтарь», «Царские врата», «Престол».

Предметные: научатся:

  1. Работать с текстом и выделять из него необходимую информацию;
  2. Объяснять свою точку зрения.

Развивающие:

1) Развивать познавательный интерес;

2) Формировать основные навыки учебной деятельности.

Личностные:

1) Строить свое поведение с учётом нравственных норм и правил;

2) Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре.

Воспитательные:

1) Формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению;

2) Воспитывать чувство прекрасного при помощи ознакомления с религиозной архитектурой.

УМК: «Основы православной культуры», 4 класс, 2 часть, Васильева О. Ю., Москва, «Просвещение», 2021 год.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

 Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Вероника Олеговна, сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Чтобы наш урок прошёл успешно, давайте обменяемся тёплыми пожеланиями со своим соседом по парте. Пожелайте друг другу что-нибудь хорошее, улыбнитесь. Отлично, можете присаживаться.

Приветствуют учителя

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

Слайд с приветствием.

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний

 - У вас было домашнее задание – подготовить защиту творческого проекта. Вы должны были выбрать евангельскую притчу и представить её любым предложенным из учебника способом. Сейчас мы послушаем несколько человек, остальные ребята должны внимательно слушать своих товарищей.

 

 

Представляют творческий проект.

Л: готовить и представлять небольшие публичные выступления

2 слайд

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа

- Молодцы ребята, вы представили очень хорошие проекты. Сегодня мы начинаем с вами вторую часть нашего учебника. Скажите пожалуйста, как называется наша первая тема?

- Верно, тема нашего сегодняшнего занятия – «Храмы России». Давайте предположим, какова цель нашего урока?

- Верно, наша цель – знакомство с особенностями русского храма и правилами поведения в нем.

- храмы России.

- познакомится с храмами России.

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

3 слайд

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Эвристическая беседа

Частично-поисковый наглядный

Фронтальный опрос

Объяснительно- иллюстративный

- Ребята, как вы думаете, почему древние храмы строили на возвышенностях?

- Хорошо, а что люди обычно делают в храме?

- А вы знаете как правильно себя вести в храме?

- Молодцы, вы дали множество разнообразных ответов, но узнать правильные ли они мы с вами сможем в ходе нашего сегодняшнего урока. Эти вопросы у нас останутся на слайде, в конце урока мы к ним обязательно вернёмся, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

- Давайте посмотрим с вами видеофрагмент.

- Что из данного видеофрагмента вы узнали или запомнили? Что вам понравилось?

- Давайте найдём в тексте нашего учебника на странице 4 в чем особенность православного храма и чем он отличается от других построек. Кто хочет прочитать?

- Верно, вместо обычной крыши у храма должен быть купол с крестом. Такое оформление храма неслучайно, ведь в нем собираются люди, готовые бороться со злом. Также на этой странице в учебнике вам показан красивейший храм – Храм Покрова на Нерли, Владимирская область. В России вообще существует очень много красивых и уникальных храмов, некоторые из них вам представлены на слайде. Храмы действительно являются неким символом России. В древние времена люди, поселяясь на новом месте, первым делом начинали строить храм. Они старались строить его очень красивым и использовали для этого лучшее, что имели: самых талантливых мастеров и лучшие материалы. Давайте посмотрим на слайд, на нем представлены особенности строения русского храма. Кто хочет их прочитать?

- Молодец, действительно, каждый храм имеет свое уникальное строение и строятся они всегда на возвышенностях, чтобы человек видел их издалека.

- Давайте найдём учебнике определение, что же такое икона и прочитаем его.

- Верно, икона – это священное изображение святого человека, люди обычно подходят к иконе чтобы помолиться, покаяться в грехах или попросить у святого здравия для себя и своих близких.

Ответы детей.

Смотрят видеофрагмент.

Ответы детей.

Ученик читает.

Ученик читает.

 Ученик читает.

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

П: учится анализу образов

Л: учится планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

4 слайд

Видеоматериал

5 слайд

5.Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

Фронтальный

Беседа

- В тексте, на страницах 7-8 есть слова, выделенные жирным шрифтом. Давайте ознакомимся с этими понятиями.

- Алтарь в переводе с латинского обозначает «жертвенник». На сегодняшний день алтарь является главной, обычно восточной частью храма. Он предназначен для священнослужителей и обычно отдален от средней части храма иконостасом. Иконостас является алтарной перегородкой, на которой помещают иконы в несколько рядов. Царские врата являются двустворчатой деревянной дверью с металлическими резными украшениями. Они находятся посередине иконостаса и ведут к Престолу. Престол – это стол, находящийся в середине алтаря. На нем расположены различные священные предметы, необходимые для важнейших священнодействий.

- Ребята, я вижу что вы устали, давайте встанем и проведём небольшую игру. Я вразброс буду называть месяцы, ваша задача – те, кто рождён в этот месяц делают приседания. Я буду ускорять темп, ваша задача быстро сообразить какой месяц и вовремя присесть.

Ученики читают.

Внимательно слушают.

Играют в игру.

П: учится применять полученные ранее знания

 Л: учится строить речевое высказывание

6 слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Работа в группах

- Сейчас мы с вами поработаем в командах. В командах будет по 4 человека, согласно тому как вы сидите. Вам будут выданы листы с различными заданиями. Ваша задача за 5 минут выполнить эти задания а потом по очереди мы послушаем как вы выполнили это задание. Одно задание оглашает одна команда. После мы сверим ваши результаты с эталоном на слайде.

- Закончили, теперь выберете одного человека из команды, пусть он зачитает то, что у вас получилось.

-Сейчас давайте выполним небольшое творческое задание. Согласно полученным знаниям вы должны нарисовать храм. Рисовать вы будете в тех же подгруппах, в которых выполняли прошлое задание. Ваши рисунки мы повесим на доску.

Выполняют задание в командах.

Ученики читают ответы.

Выполняют творческое задание.

Л: учится сохранять учебную задачу

Л: учится работать в команде

Р: учится соблюдать последовательность работы

П: учится работать с информацией

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос

- Давайте вернёмся к нашим трём вопросам, что мы поставили в начале урока. Как думаете, мы теперь можем на них ответить более точно и подробно?

- Кто хочет попробовать снова более чётко ответить, пользуясь полученными знаниями?

- Да

- Ответы учеников.

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

4 слайд

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Анализ, стимулирование успехов

-Наше занятие подошло к концу, какую цель мы поставили в начале урока?

- Как думаете, мы достигли цель?

- Если вам все на уроке понравилось покажите палец вверх, если не понравилось что-то – палец вниз. На экране вы видите домашнее задание, запишите его пожалуйста.

- Урок окончен, до новых встреч!

- знакомство с особенностями русского храма и правилами поведения в нем.

-да

Р: учится анализировать собственные результаты

7 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"

План-конспект урокаТема: Добро и злоПрогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с др...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

Конспект урока по "Основам религиозных культур и светской этики" по теме "Дружба"

Формирование у младших школьников понятий "друг" и "дружба"....

Конспект урока по Основам Религиозных Культур и Светской Этики на тему «Справедливость»

Разработка урока по Основам Религиозных  Культур и Светской Этики на тему «Справедливость» . Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, сп...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...