КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха;
развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока, извлечение информации из сплошного текста, развивать умение вести беседу, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
продолжить формировать уважение к культурному наследию православия;
содействовать в ходе урока воспитанию у обучающихся нравственных качеств, уважения к свободному выбору человека, ориентация в жизненном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_monastyr.docx | 636.4 КБ |
Предварительный просмотр:
конспект урока по основам православной культуры и светской этики
(модуль основы православной культуры)
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха;
развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока, извлечение информации из сплошного текста, развивать умение вести беседу, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
продолжить формировать уважение к культурному наследию православия;
содействовать в ходе урока воспитанию у обучающихся нравственных качеств, уважения к свободному выбору человека, ориентация в жизненном пространстве.
Планируемые результаты:
Познавательные: овладение логическими действиями анализа, умение отбирать главное, синтезировать, оценивать услышанное и увиденное, обобщать полученные знания;
Регулятивные: развитие навыка извлечения существенной информации из различных источников, прогнозирование предстоящей работы, выдвижение различных версий;
Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной учебной задачей, выражать свои мысли в соответствии с возрастом полнотой и точностью, участие в коллективном обсуждении проблемы;
Личностные: воспитание уважения к русской православной культуре, уважения к свободному выбору человека.
Ведущие подходы к организации урока:
системно - деятельностный;
личностно - ориентированный;
информационно – коммуникативный
здоровьесберегающий
Приёмы и методы:
-словесные (рассказ учителя, беседа);
-наглядные (мультимедийная презентация);
-объяснительно-иллюстративный (работа с иллюстративным материалом);
- самостоятельные
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, запись песни М. Пляцковского» Если добрый ты…» из мультфильма «День рождения кота Леопольда», запись песни «Монастырь» на стихи В. Волкова в исполнении А. Михайлова, презентация к уроку, рабочие листы урока, набор терминов по теме урока, карточки черты характера человека, «Лесенка успеха», медали, интеллект-карта урока, учебник Основы православной культуры. 4–5 класс Кураев А.В..2012г.
Ход урока
1. Организационный момент.
1) Учитель: Добрый день! Пусть этот день будет для всех добрым! (звучит отрывок из песни М. Пляцковского» Если добрый ты…» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»
2) Упражнение-настрой на добро: Дети растирают свои ладошки до тепла, затем нежно сдувают тепло со своих ладошек соседу по парте и улыбаются друг другу.
3) Работа с пословицей: Знанье – не водица, в рот само не будет литься.
Попробуйте обосновать, как данная пословица будет относиться к нашему уроку.
(Ответы детей: Чтобы получить новые знания, придётся потрудиться.)
2 .Актуализация опорных знаний
Задание 1.
Разгадать зашифрованные слова: МАРХ (храм), ОЛИТВАМ (молитва), КОНАИ (икона). Буква красного цвета является началом слова. Выбираем правильное.
Задание 2.
Расшифровка понятий: из двух определений.
- книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождение Христа, как Он родился, жил и чему учил людей.
Храм
- от слова «хоромы», Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний.
- священное изображение, Бога, Божьей Матери, святых, имеющее религиозное значение.
Икона
- помещение в храме, которое огораживается от общего молельного зала иконостасом.
- целая стена из икон в храме.
Молитва
- обращение православных людей к Богу с мольбой.
Задание 3. Оставшиеся определения читаем, вспоминаем, о чём идёт речь.
Учитель: Мы с вами вспомнили ключевые понятия прошлых уроков по Основам православной культуры, можем поставить медаль на первую ступеньку «Лесенки успехов»
3. Постановка темы и цели урока
Посмотрите, пожалуйста, на ряд слайдов, прослушайте запись песни, после просмотра попробуйте сформулировать тему нашего урока (слайд 3, 4,5,6)
Кирилло-Белозерский монастырь Стены Новодевичьего монастыря в Москве
Учитель: Тема нашего урока – Монастырь. (слайд 7)
Вы, прекрасно справились с заданием - медаль на вторую ступеньку «Лесенки успехов».
- Откройте, пожалуйста, свои учебники на стр.80 и найдите урок № 25.
- Из раздела «Вы узнаете» определите для себя цели урока. (Ответы учеников)
- А, что вы знаете про монастыри ? (Высказывания учеников)
4. Изучение нового материала.
Учитель: Монастырь – это мир необычный, где свои правила и законы. Сюда приезжают люди, для поклонения святыням, для очищения своих душ. Кому-то нужен совет, как поступить в тяжелой жизненной ситуации, кто-то приехал за исцелением от болезни. А некоторые остаются в монастыре, так как приняли решение связать свою жизнь с Богом, совершить свой христианский подвиг – подвиг благочестия.
- Что же такое монастырь? Найдем ответ на вопрос в толковом словаре.
(Работа с толковым словарем, обучающиеся находят определение понятия и зачитывают вслух)
Вот как на этот вопрос отвечает словарь Ожегова (слайд 8)
Запишем определение понятия монастырь в тетрадь.
Сейчас вам предстоит работа в группах.
Прочитайте текст на с.80-82 до слов (в чем смысл жизни монахов) и подготовьте ответы на вопросы из рабочих карт, распределив, кто на какой вопрос будет отвечать.
- Кто живет в монастырях?
- Кто такие монахи?
- Когда появились первые монахи?
(Ответы учеников: монахи, иноки, послушники; первые христианские монахи появились в конце III в. от Рождества Христова ).
Учитель: Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию решил жить без семьи. (слайд 9)
- Что такое призвание?
( Работа в толковом словаре, ответы учеников)
Учитель: Призвание – внутреннее влечение к какому - нибудь делу, профессии , это неповторимость человека в этом мире. Призвание – это смысл в жизни человека.
Каждый человек удивителен и неповторим в нашем мире, очень важно знать и понимать это, чтобы не оставить без внимания в этой жизни самого себя и свой потенциал.
Многие люди нашли свое призвание: доктор и модельер, ученый и военный актер и спортсмен.
- Вы хотели бы найти свое призвание?
(Ответы учеников)
- Источник счастья - найти свое призвание.
Сегодня мы будем говорить о тех, у кого появилось необычное для нас светских людей призвание – всегда быть только с Богом. Это монахи и монахини.
- Запишем в тетрадь понятие монах (монахиня) и определение этого понятия
с греческого языка слово «монах»? (одинокий)
монахов называли «иноками»? (инок – иной)
Учитель: Как вы считаете, сможем ли мы по внешнему виду отличить обычных мирян от монахов?
Как одеваются монахи и монахини?
(Ответы учеников).
- Да, ребята, одежда у монахов особая. На голове монашеский убор черного цвета в виде цилиндра, слегка расширенного кверху с тремя широкими лентами, спускающимися на спину - монашеский клобук. Повседневное одеяние монахов – это подрясник и ряса . Особое одеяние, характерное только для монахов – мантия - длинная до земли, без рукавов, накидка с застежкой только на вороте, покрывает собой подрясник и рясу.
В руках монахов четки - это замкнутая нить, состоящая из ста «зерен» которые они неторопливо перебирают, тихо читая молитвы. (слайд 10)
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
(Ответы учеников).
Учитель: «Трудись и молись»- это основное жизненное правило монахов. Монастырь просыпается очень рано, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания: работают на полях, в садах, на монастырской кухне, ремонтируют здания монастыря. (слайд 10)
- Как вы считаете легко или трудно стать монахом?
Выскажите свое мнение. (Высказывания учеников)
- Как становятся монахами?
Что такое послушание?
- Какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?
Пользуясь учебником стр.81-82 , найдем ответы на данные вопросы.
( Работа с учебником, ответы учеников)
- Послушание (Означает, что человек принимает очень серьезное мужественное решение, чтобы понять, что это не каприз, того кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто прожить при монастыре послушником.)
- Монашеские обеты (Обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей)
- Постриг монаха (означает, он сам, свободно отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. С него и в самом деле состригают несколько прядей волос.)
- Новое имя (Для человека начинается совсем другая жизнь, поэтому при постриге он получает новое имя.) (слайд 11)
Помещения в монастыре имеют особые названия:
- Помещение, в котором живет монах - называется келья. (слайд12 )
-Помещение, где монахи принимают пищу - называется трапезная. (слайд 13)
5. Релаксация
Упражнение «Теплый дождь» Дети становятся в круг, протягивают ладошки вверх «ловят капли дождя», затем делятся теплыми дождевыми каплями, говоря друг другу слова, от которых становится тепло на душе.
Учитель:
- Как вы думаете, какие черты характера воспитывает монастырь?
Если сложно ответить на вопрос, выберите черты характера для ответа из предложенных на карточках.
(Карточки: терпение, твердость, смирение, милосердие, доброта, любовь друг к другу, выносливость).
- А какие черты характера мы хотим видеть в людях, которые нас окружают ?(Ответы)
Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?
Какой мы можем сделать вывод?
В людях, живущих в светском мире, мы тоже ценим такие же черты характера, но не всегда у нас получается быть безупречными. Светские люди часто ссорятся по пустякам, завидуют друг другу, обижаются, злословят, гневаются, осуждают. В монастырской жизни все совсем по - другому.
-Найдем и прочитаем на стр.82 рубрику «Это интересно».
Оказалась ли для вас эта рубрика действительно интересной?
Вы ожидали, что конфликт закончится таким образом?
(Высказывания обучающихся)
- Вот какие особенные люди – монахи. Спокойно выслушивают, что им говорят, любят и прощают. Прощение – есть величайший дар. Для нас, мирских людей, такие качества тоже важны и ценны.
Монах Симеон Афонский сказал: «…В любой ссоре, как бы далеко она ни зашла, лучше остановиться и попросить прощения. В дурных поступках, сколько бы ты их не совершал, лучше остановиться и раскаяться…»
Чтобы быть бесстрастным, т.е. свободным от действия греховных страстей, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты: обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени).
6. Закрепление изученного.
Учитель:
- Давайте закрепим, изученный материал. Для этого составим кластер «Монастырь».
(Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в интеллект - карте урока; один ученик прикрепляет кластер на доске).
7. Подведение итогов урока.
- Назовите ключевые слова урока. (Монах, монашеский постриг, обет, призвание, послушание, … ) Медаль на ступеньку.
8. Рефлексия
Ответить не задумываясь: «Я узнал…»
«Я расскажу дома…»
«Мне понравилось…»
«Я хочу сказать спасибо…
Учитель: Я хочу сказать вам спасибо за работу на уроке и подарить притчу, послушайте её. (слайд 16)
Притча о мальчике, который верил в чудеса
Мальчику нравилось читать сказки о добре и о чудесах. Он очень любил их, и верил во всё, что там было написано поэтому, он искал чудеса и в жизни, но не как не мог найти ничего подобного, что было написано в его любимых сказках. Чувствуя разочарование, он спросил свою маму: «Правильно ли он поступает, что верит в чудеса? Или в жизни на самом деле не бывает никаких чудес?»
«Дорогой, мой мальчик, - с любовью ответила ему мама, - если ты будешь расти добрым, хорошим человеком, то все чудеса в твоей жизни обязательно сбудутся. Запомни ,мой мальчик, что чудес в жизни не ищут, - к добрым людям, они приходят сами».
9. Д.З. стр. 80-83, узнать о монастырях Смоленска и Смоленской области, подготовить сообщение.
Список литературы:
- Кураев А.В. Основы православной культуры. 4–5 класс/ Просвещение 2010.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Издательство "Азъ", 1992.
- Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».
Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» Класс - 4 Тема и номер ...
Основы религиозных культур и светской этики.Модуль "Основы православной культуры". Тема: Совесть и раскаяние.
Урок ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"....
Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие
Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»
Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Человек рожден для добра».
Урок предназначен для учителей преподающих «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры»...