Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шабанова Елена Валерьевна

Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок  является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о понятиях: что такое счастье и смысл жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_schaste_i_smysl_v_zhizni.docx395.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Основы духовно-нравственной культуры народов России

                                               Модуль «Светская этика» 

Данный урок  является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Урок подготовлен в рамках технологии деятельностного метода обучения, так же для достижения планируемых результатов использовались технологии:  здоровьесберегающие ( будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований),информационно-коммуникационные.

Тема: «Счастье и смысл жизни»

Класс: 4 

Тип урока: «Открытие новых знаний».

Цель урока: дать представления о понятиях: что такое счастье и смысл жизни.

Развитие универсальных учебных действий (УУД):

Познавательных:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике;
  •  находить в тексте нужную информацию;
  •  анализировать полученную информацию, делать выводы;
  • интерпретировать и обобщать информацию.

Регулятивных: 

  • определять цель деятельности на уроке;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • принимать и сохранять учебную задачу
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  

 Коммуникативных:

  • высказывать свое мнение, слышать и понимать других;
  • вести диалог с учителем и одноклассниками;
  • приходить к общему мнению путем обсуждения проблемы и собственных рассуждений.

  Личностных: 

  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих  поступков;
  • сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

  Предметных:

  • расширение  представлений детей о слове» счастье»
  • уточнение понятия «смысл жизни»

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Самостоятельная
  • Парная
  • Групповая

Методы обучения:

  • по виду информации – словесные, наглядные, практические;
  • по виду учебной деятельности – работа в парах, группах;
  • по характеру познавательной деятельности - частично-поисковые, сравнения и анализ;
  • метод контроля и самоконтроля;
  • метод поощрения.

        Оборудование и дидактический материал

  • Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран).
  • Магнитная доска.
  • Дидактическое сопровождение:
  • презентация к уроку «Минуты  счастья»
  • карточки для работы в группе.

                                                   План урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Время

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день, ребята!

 Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

1 мин.

- проверяют готовность к уроку

(Личностные, коммуникативные  УУД (слушать и понимать других;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь).

Проверка домашнего задания.

-Учитель предлагает составить пословицы и выбрать из них ту, которая отражает тему  домашнего  задания, пояснить, почему.

Береги платье снову,

а честь дорога.

Не кусок пирога,

добро и уважение.

Честь на волоске висит,

а честь смолоду.

За честное обхождение

а потеряешь – и канатом не привяжешь.

5 мин.

- дети выполняют практическую работу, составляют пословицы, выбирают нужную для своего домашнего задания и представляют работы, используя ИКТ(Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД)

Актуализация знаний.

-Вспомнить понятия, которые помогут нам сегодня на уроке, я предлагаю с помощью игры «Окружая мудреца». («Мудреца»  выбирают на предыдущем уроке учащиеся по итогам оценивания)

(Работа в группах: вокруг «Мудреца» собираются ребята с таким же цветом карточки, задача «мудреца» выслушать мнения детей по предложенной теме, обобщить их, подвести к коллективному выводу).  После работы в группах,  у доски остаются одни «мудрецы», которые сообщают всем вывод, полученный в ходе работы группы.

4 мин

-выполняют практическую работу, высказывают свою точку зрения (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД)

Постановка проблемного вопроса

Работа по учебнику

– Рассмотрите иллюстрацию с.30. Какие чувства испытывает мальчик?

– А почему?

-  Какой момент изобразил художник?

– Прочитаем текст на с. 30 по ролям.

– О чём спорили дети? (Для чего они занимаются разными делами.)

– Так почему же Антошка и другие мальчики вскочили и с удовольствием побежали играть в футбол, а Анюта вздохнула и пошла читать книжку?

– Что бы вы ответили Рустаму на его замечание: «Мы столько разных дел делаем, а

для чего – не задумываемся»?

– Что вызвало у вас удивление?

– Над каким вопросом задумались ребята?

4 мин

-отвечают на вопросы (Коммуникативные УУД)

- высказывают  мнения

(Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

Определение темы и задач урока

– Давайте сравним ваш вопрос с авторским. На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? Определите тему урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?

– Давайте посмотрим на наши фотографии (на слайдах)

– Для чего люди совершают разные поступки?

     

       

4 мин

- определяют тему урока

(Ради чего человек совершает те или иные поступки? Что такое счастье? В чем заключается смысл жизни?) Используя ИКТ (Регулятивные УУД)

- определяют задачи Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД)

- детям вспоминают счастливые минуты, изображенные на фотографиях, свои чувства и переживания в те моменты, рассказывают о них одноклассникам.

(Личностные УУД

Коммуникативные УУД)

Решение проблемы, открытие новых знаний

Работа с текстом «Счастье – это когда...»

– Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? (Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.)

– А что об этом сказано в тексте?

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.

– Как вы думаете, счастье – это краткий момент или длительное состояние?

– Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть подсказка. (В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время. Потому что счастье – это чувство высшей радости.)

– Как в тексте объясняется, что такое мечты?

– Попробуйте своими словами сформулировать, что такое мечты.

– Почему человек очень радуется, если добился того, о чём мечтал? (Человек ставит цель и прикладывает много усилий, чтобы достичь этой цели.)

– Обратите внимание, что цели человека бывают направлены и на него самого, и на других людей.

– С какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен на себя или на других? Почему?

– Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: ради чего человек живёт? А спрашивали ли вы об этом родителей, бабушек, дедушек, друзей?

– Из текста мы узнаем ещё одну точку зрения.

11 мин

- высказывают предположения, делают выводы (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

Физкульт

минутка

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

1мин

-. выполняют упражнения

(Личностные УУД)

- Так ради чего человек живет?  

– Как вы понимаете значение выражения «смысл жизни»?

– Вспомним основной вопрос урока. (Ради чего человек совершает те или иные поступки?)

– Какой вывод мы можем сделать?

Один из возможных ответов таков: «Человек живёт, чтобы достигнуть своих целей, исполнить мечты». 

Работа с тестом «Ради чего живёт человек» на с. 32.

– Давайте сравним свой вывод с авторским. («Каждый человек ставит перед собой цели, мечтает и стремится к счастью. Со временем среди многих целей выделяется главная – смысл жизни».)

- комментированное чтение текста (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

Выполнение продуктивных заданий по теме

Работа с высказываниями.

– Скажите, кто бы мог произнести такие слова:

«Для меня счастье, когда ребёнок здоров!» (Мама, детский доктор.)

«Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!» (Учитель.)

«Счастье, когда тебе дарят собаку». (Малыш из книги А. Линдгрен или любой человек, мечтающий о собаке.)

«Для меня счастье – банка варенья». (Карлсон.)

«Я счастлива, когда начинаются каникулы!» (Девочка-школьница.)

4 мин

Ученики работают в  парах.

 - выполняют продуктивные задания по теме урока (с. 33).

Коммуникатив

ные  УУД(оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь);

регулятивные (оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей);

познавательные УУД(извлекать информацию из разных источников)

Итог урока

Блицопрос, обобщение.

– Внимательно слушайте и отвечайте одним-двумя словами на мои вопросы и высказывания:

«Их человек ставит для того, чтобы чего-то достичь». (Цели.)

«Девочка хочет получить пятёрку за урок. Это какая цель?» (Близкая.)

«Мальчик хочет стать президентом. А это какая цель?» (Далёкая.)

«Если девушка мечтает о новом платье, это цель для кого?» (Для себя.)

«Учёный работает над созданием нового лекарства. На кого направлена эта цель?» (На других.)

«Главная цель, ради которой человек готов действовать, развиваться, улучшать самого себя». (Смысл жизни.)

2 мин

-отвечают одним, двумя словами

-делают выводы (Регулятивные УУД)

Рефлексия

«Огонек общения». Работа в группах.

– Какие выводы вы сделали в ходе урока?

- Заставляют ли они о чём-то задуматься?

4 мин

- самооценка своей деятельности и выбор на следующий урок «Мудреца» (Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД )

Домашнее задание

Задание вариативное,  на с.33 - выберите один из вариантов домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: «Счастье и смысл жизни»

Конспект урока, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ Светская этика. (4-й класс) Урок по теме: «Зачем в школе нужны особые правила поведения?»

Это 1-ый урок  в системе уроков по теме: Глава 3:  «Какие правила морали особенно важны в школе?» Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей шк...

Программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс

Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле...