Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse.doc | 45.5 КБ |
iskusstvo_v_religii.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленск
Конспект урока
по «Основам религиозных культур и светской этике»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
по теме «Искусство в религиозной культуре»
(4 класс)
Составил учитель начальных классов
Переслегина Юлия Геннадьевна
Смоленск
2017
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: «Искусство в религиозной культуре»
Тип урока: урок новых знаний
ТДЦ: формировать у младших школьников представления о многообразии проявлений искусства в различных религиях; формировать знания о связи видов искусств с религией; развивать логическое и ассоциативное мышление обучающихся; способствовать развитию коммуникативных способностей; способствовать формированию толерантности и уважительного отношения к религиозным культурам.
Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур» 4-5 класс/Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др., мультимедийное оборудование, презентация «Искусство в религии», раздаточный материал, демонстрационные карточки.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным и раздаточным материалом, схемой.
Словарик к уроку
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих духовно-общественное бытие.
Культура – абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.
Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Искусство – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Ход урока
1.Организационный момент
При входе в класс каждый ученик получает флажок разного цвета ( красного, зелёного, жёлтого, белого). Учащиеся делятся на группы в зависимости от цвета флажка.
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
2.Актуализация знаний
На доске карточки со словами: культура, искусство, религия.
- Давайте вспомним, что обозначает каждое слово.
Если вам трудно, обратитесь к словарикам, которые есть у каждого.
- Что такое культура? (ответы детей)
Слайд 1
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих духовно-общественное бытие.
Культура – абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.
- Что такое религия? (ответы детей)
Слайд 2
Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
- Что такое искусство? (ответы детей)
Слайд 3
Искусство – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
3.Постановка темы и цели урока
- Как бы вы расположили эти слова?
- Какое слово является общим для других? (культура)
Схема
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО РЕЛИГИЯ
- Как связано искусство и религия, мы узнаем сегодня на уроке.
Тема нашего урока «Искусство в религиозной культуре»
Мы познакомимся с предметами искусства, связанными с религиозными культурами и определим, существует ли связь между искусством и религией.
4.Изучение нового материала
Работа в группах с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями)
- Распределите карточки, лежащие у вас в конверте №1, на несколько групп: Иисус Христос, Синагога, Сиддихартха Гаутама, Мечеть, Библия, Моисей, Коран, Ступа, Танах, Церковь, Мухаммад, Трипитака.
- По какому принципу вы объединили слова в группы?
(1-й – 3 группы – основатели религий, священные книги, священные сооружения;
2-й – 4 группы – по принадлежности к той или иной религии: буддизм, иудаизм, христианство, ислам)
Проверка задания с использованием демонстрационных карточек на доске.
- У каждой группы в конверте №2 находятся иллюстрации.
Определите виды искусства, которые представлены на них.
Слайд 4 Виды искусства: архитектура, живопись, литература, музыка, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Физкультминутка
- Давайте посмотрим, как виды искусства представлены в различных религиях.
Просмотр презентации с комментариями и вопросами учителя.
Слайд 5 Архитектура (виды храмов различных религий)
5.Проверка домашнего задания
Сообщения учащихся «Храмы моего города»
- Как отражается каждый вид искусства в религии? (беседа)
Слайд 6,7 Живопись Христианство – иконы, ислам – каллиграфия, арабески
Слайд 8 Литература – священные книги мировых религий.
Слайд 9 Скульптура – скульптуры Будды
Слайд 10 Декоративно- прикладное искусство – утварь христианского храма, синагоги, мандалы.
6.Работа по учебнику
Каждая группа получает задание: прочитайте материал учебника, составьте рассказ по вопросам.
1 группа с. 34 – искусство в христианстве
Что такое икона?
Кого изображают на иконах?
С каким видом искусства связана иконопись?
2 группа с. 35 – искусство в исламе
Какие виды искусства получили развитие в исламе?
Почему в исламской культуре не изображают людей и животных?
Что такое арабески?
3 группа с. 36 – искусство в иудаизме
Какой вид искусства получил особое развитие в иудаизме?
Что украшает свиток Торы?
Какие светильники есть в синагоге?
4 группа с. 37 – искусство в буддизме
Какой вид искусства получил наибольшее развитие в буддизме?
Какие изображения Будды существуют?
Подведение итогов
Давайте снова, обратим внимание на нашу схему.
Схема
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО РЕЛИГИЯ
Чтобы вы изменили? Почему?
Связаны ли эти два понятия?
Какая связь между искусством и религиозными культурами?
Домашнее задание
Прочитайте материал учебника, расскажите родителям самое интересное. Найдите репродукции картин имеющих религиозные сюжеты.
Рефлексия
Закончи предложение:
На уроке я узнал, что….
Мне очень понравилось…
Оказывается, что…
Работа с одноклассниками это…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое культура? Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих духовно-общественное бытие. Культура – абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры
Что такое религия? Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Что такое искусство? И скусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Архитектура в религии
Живопись в христианской религии Икона
Литература в религии Священные книги
Ислам Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты . Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.
Каллиграфия в исламе как особый вид живописи
Каллиграфия в исламе согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая. Каллиграфические поздравления
Скульптура в буддизме
Арабеска Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданных на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".
Арабеска - орнамент
Мандала Ма́ндала («круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме , ритуальный предмет. Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева.
Мандала
Мандала
Иудаизм Йад -традиционная указка в виде руки, которую используют, чтобы не потерять читаемую в Торе строку. В течение многих веков еврейское искусство было связано с украшением синагог и созданием ритуальных предметов, которые использовались не только в синагоге, но и дома по субботам и праздникам, а также для совершения различных ритуалов. Изучение Торы - как большинство заповедей иудаизма , оберегается специальными оградами, возведенными мудрецами. Нельзя читать Тору, не произнеся особого благословения, до свитка можно дотронуться только указкой “ йадом ”, или “ мапот ” - пояском, перевязывающим свиток Торы, или краем “ талита ” и т. д.
Корона Торы
Семисвечник Ещё один древнейший символ иудаизма - семисвечник (он же - минора). По легенде, сам Господь повелел Моисею сделать золотой "светильник" с 7 ответвлениями, на каждом из которых должна была рассполагаться лампадка с горящим ладаном. Светить ломпадки должны были по ночам. Семисвечник символизирует присутствие Бога среди людей. Свет, даваемый лампадками - символическое одеяние Господа. В наши дни сокральное значение миноры несколько принижено. Семисвечник используется как противовес христианскому кресту в иудаизме. 7 - число совершенства. 7 ответвлений светильника обозначают Божью благодать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс: 4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс
Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии ...