Сценарий "На войне детей не бывает"
методическая разработка (4 класс) по теме
Цель мероприятия
формирование чувства гордости за своё Отечество, любви к родному краю, уважения к людям, проживающим в нём
Задачи мероприятия:
сформировать эмоциональное неприятие явления «война»
сравнить жизнь современных детей и жизнь детей в годы Великой Отечественной войны
убедить учащихся, что малыши и подростки военной поры были лишены детства, чтобы детство было сейчас у каждого из ребят
использовать в характеристике военного детства материалы, собранные в результате проектной деятельности
Форма мероприятия – историко-литературная композиция.
Возраст участников: учащиеся начальной и основной школы.
Продолжительность мероприятия: 40-50 минут.
Оборудование:
музейные экспонаты и предметы (игрушки, деревянная подставка для ног, учебная модель автомата, учебная модель гранаты, метроном, 125 грамм ржаного хлеба, учебники военной поры, школьный колокольчик)
презентация «На войне детей не бывает»
музыкальное оформление - «Вокализ» и первая часть концерта для фортепиано с оркестром №2 до минор С.В.Рахманинова
Подготовительный этап является продолжительным.
1. Проектная деятельность.
Поисковые группы классов на основе разработанного вопросника собирают материал о земляках, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.
2. Подготовка сценария.
Сценарий строится на основе анализа жизни детей в тылу, на фронтах войны, в блокадном Ленинграде, на оккупированных территориях, в концлагерях. Он должен включать как подготовленные номера художественного чтения, исполнения песен, театрализацию, так и беседу по вопросам занятия. В сценарии используются сообщения о пионерах-героях, подготовленные ребятами.
3. Подготовка презентации.
В презентацию включаются фотографии военных лет, которые зафиксировали жизнь детей в годы Великой Отечественной войны; материалы проекта «На войне детей не бывает». Также в презентации используется изображение плаката И.Тоидзе «Родина- мать зовет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_na_voyne_detey_ne_byvaet.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОЛСТЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Материалы для участия в районном конкурсе авторских сценариев
«Детства яркие страницы»
Номинация « Сценарии, посвящённые школьным праздникам (Мероприятие, посвящённое Дню Победы)»
Автор-составитель:
Бибикова Надежда Ивановна, 46 лет
заместитель директора по воспитательной работе
«МБОУ Толстянская СОШ»
2 0 1 3 г о д
Текст сценария.
Историко-литературная композиция на тему: "На войне детей не бывает"
Слайд 1.
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет…
Вед. 1 У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки. Наш разговор сегодня – это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат (потерь) и радость надежд в ожидании победы.
Вед. 2
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память – наша совесть
Она как сила нам нужна!
Песня “А может, не было войны?” сл. и муз. А. Розенбаум.
Слайд 2.
Уч. 1
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Уч. 2
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!
Уч. 3
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез.
Слайд 3.
Уч. 4 1941год. Начало лета. Мальчишки и девчонки, наши сверстники, радовались наступившим каникулам. А выпускники прощались со школой.
(Звучит вальс, танцуют мальчик и девочка, потом слышится тихий гул самолета).
Мал. Показалось.
(Вальс продолжается. Неожиданно музыка обрывается. Гаснет свет, слышится разрыв бомб, зажигаются фонарики, имитируя свет прожекторов)
Дев.
Что случилось, скажи мне, ветер
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в садах?
Мал.
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
Слайд 4.
Уч. 5 Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война.
Вед. 1 Каждый год 22 июня в храмах готовятся к литургии, посвященной празднику ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ. Но тогда, в 1941, все было иначе…
(На фоне музыки “Священная война” (муз. А. Александрова, сл. Лебедева-Кумача)
Вед. 2 Из заявления советского правительства.
…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Красная армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. …Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
Слайд 5.
Уч. 6 Как, какими силами была одержана эта победа через 1418 страшных, мучительных дней? 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, искалечен-ных, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.
Уч. 7 Как внезапно ворвалась война в их детство и юность… Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!
Уч. 8 Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: “Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть”.
Уч. 1
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Уч. 2
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Слайд 6.
Вед. 1 1941-1942. Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разруше-ний. Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит “новый немецкий порядок”. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве.
Уч. 3 Единственной дорогой в осажденный город было Ладожское озеро. По льду озера была проложена ДОРОГА. По ней под непрекращающимися бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратно вывозили людей. Этот путь назвали “Дорогой жизни”. По нему было эвакуировано 33479 человек. Несмотря на мизерный паек хлеба, который составлял 250 г на работающего и 125 г на ребенка и ничего больше, кроме воды из Невы, люди выдержали. К началу января 1943 года, когда блокада была прорвана, от холода, голода и бомбежек погибло около миллиона ленинградцев.
Уч. 4 Трудно было всем, и дети не были исключением, потому что на войне детей не бывает. И те, что попали на войну, должны были расстаться с детством.
Вед. 2 Можно спросить, что помнят дети войны? Что поняли, увидели, запомнили? Что могут рассказать? Многое! Должны рассказать!
Уч. 5
В эти дни невеселые
Мы росли во дворах.
Годы были нешкольные,
Всюду слезы и страх
Апельсины, бананчики
Кушать мы не могли -
На картошки очисточках
Атаманы росли.
Уч. 6
Как сражалися знают
Наши деды, отцы
А кто знает, что дети их
Были жертвой войны?
Так написал спустя годы, став взрослым, бывший мальчик войны Ю.И.Дворкин
Вед. 1 Из отдельных воспоминаний. (Под звук метронома.)
Уч. 7 …Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…
Уч. 8 …Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: “Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел ”. А я все видел. И все помню…
Уч. 1 …Отца вытолкали на улицу, я бежала за ним босиком и кричала: “Папочка, папа!” А бабушка дома причитала. Она не смогла пережить смерть отца, плакала все тише и тише, и через две недели умерла, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме больше никого не осталось…
Уч. 2
Они их собрали, спокойно до боли,
Детишек и женщин… и выгнали в поле.
И яму себе эти женщины рыли,
Фашисты стояли, смотрели, шутили…
Затем возле ямы поставили в ряд
Измученных женщин и хилых ребят.
Уч. 3
У сына дрожали ручонки и зубки,
Он плакал в подоле ее выцветшей юбки.
Всю душу ее на куски разрывая,
Сын будто кричал уже все понимая:
Уч. 4
“Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!”
Нагнувшись, взяла его на руки мать,
Прижала к груди:
Уч. 5
“Ну не бойся, сейчас не будет на свете,
Мой маленький, нас… нет, больно не будет…
Закрой только глазки, не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем.
Нет, лучше от пули мы вместе умрем”
Уч. 6
Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…
Вдруг молния два осветила ствола
И лица упавших, белее, чем мел…
Уч. 7
И ветер вдруг взвизгнул, И гром загремел.
Пусть стонет земля, Пусть рыдает крича;
Как магма, слеза Будет пусть горяча
Слайд 7.
Уч. 8 В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.
Слайд 8.
Вед. 2 Среди 149 сгоревших в Хатыни - 75 детей. На мемориальной плите одного из сгоревших домов имена погибших. Одна семья:
Новицкий Александр Романович
Новицкая Александра
Новицкий Леня 15 лет
Новицкий Женя 13 лет
Новицкая Маша 11 лет
Новицкая Аня 9 лет
Новицкий Костя 5 лет
Новицкий Антон 4 года
Новицкий Миша 2 года
Вед. 1 Будто бы вставшие из пепла хатынцы обращаются к тебе, ко мне, ко всем живущим.
Группа уч-ся (хором). “Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в мире пожаров жизнь не умирала!”
Слайд 9. 8 сентября 1941 г. гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве. К началу января 1944 года, когда блокада была прорвана, от холода, голода и бомбежек погибло около миллиона ленинградцев, среди них было немало детей.
Слайд10. Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева вела свой дневник в года блокады. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Песня “Бабий яр” (А. Розенбаум)
Слайд 11.
Вед. 2 Мы много пережили в суровые годы войны. Мы видели опаленные города, стертые с лица земли селения, разрушенные старинные памятники, виселицы, рвы, наполненные трупами, грудных младенцев, раздавленных немецкими танками, расстрелянных женщин, стариков, детей. Повсюду гитлеровские палачи оставляли за собой кровавые следы. Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах Майданека, о печах Освенцима и других “фабриках смерти” в Польше, Эльзасе, Латвии, Голландии, о сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожженных, расстрелянных невинных мирных людей.
Слайд 12.
Уч. 1 Лагерь Нацвайер, где производились “научные опыты” над заключенными. Среди найденных документов дневной рапорт от 31 октября. Всего на этот день в лагере содержалось 18486 человек, в том числе детей, юношей и подростков до 20 лет – 2595.В крематорий лагеря попадали не только нетрудоспособные, но и здоровые. В то время, как первых здесь убивали и отправляли в печь просто в целях истребления, вторые играли роль подопытных кроликов: им прививались тиф, холера, чума, проказа и другие эпидемические болезни. Слайд 13. Лагерь давал немцам побочный доход от продажи пепла в специальных урнах ценою в 60 марок и получше - 120 марок. Что может быть циничнее и страшнее, чем земля, удобренная прахом наших сверстников!..
Песня «Песня о маленьком трубаче». Слова С.Крылова, музыка С.Никитина (обработка Д.Кабалевского)
Слайд 14.
Вед. 1 Трудно было подросткам и на территории Белгородской области.
Слайд 15. Только из Вейделевского района “убежало” на войну десятеро, став сынами полка.
Слайд 16.
Уч. 1 Среди них – Коля Власов, единственный в СССР полный кавалер ордена Славы. Когда Красная Армия освободила Белгород и Прохоровку, 14-летний паренек стал солдатом.10 октября 1944г. он совершил первый подвиг: прикрывая огнем трофейного пулемета группу захвата, уничтожил 31 фашиста, - Слава третьей степени. Всего через 40 дней в ночной разведке отчаянный мальчишка заглушил гранатой дзот немцев – Слава второй степени. 15 февраля 1945г, отстав от своих, Коля напал на огневую точку врага, забросал ее гранатами. Он убил 12 фашистов, а раненых связал веревкой и привел в штаб – Слава первой степени. До конца войны заработал еще и орден Отечественной войны.
Слайд 17.
Уч. 2 Для борьбы с немецкими парашютистами, шпионами и диверсантами, для выполнения других боевых заданий во всех районах нашей области в 1943г были созданы истребительные специальные батальоны из подростков. “Истребители” были вооружены винтовками. В 43 – 44 годах эти отряды были единственными, кто мог помочь НКВД в борьбе со шпионами и диверсантами. Слайд 18. В селе Теребрено Краснояружского района у школы установлен единственный в области памятник четырем погибшим 16-летним минерам.
Вед. 1 Сколько их, сынов и дочерей полка, трудно сказать. Вот только несколько имен:
Уч. 3 Валентин Пикуль – писатель. Во время войны юнга Северно-Морского флота.
Уч. 4 Виктор Иванов – писатель. Блокадник, связист
Уч. 5 Виктор Гехт. Связной 3-ей Гвардейской танковой армии.
Уч. 6 Владимир Шаталов, Константин Феоктистов – космонавты. Были сынами полка.
Слайд 19.
Уч. 6 Юноши и девушки старались сделать все от них зависящее, чтобы помочь в борьбе с оккупантами. Молодые девушки устремлялись в военные госпитали, чтобы помочь раненным. Многие из них погибали.
Слайд 20.
Вед. 2. По данным Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, в годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину.
Уч. 7 За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик. Посмертно.
Слайд 21.
Уч. 1 Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала у родственников в Белоруссии. Здесь она стала членом подпольной комсомольской организации "Юные мстители", а затем ушла в партизанский отряд. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки,
по заданию партизанского отряда вела разведку. Слайд 22.Однажды Зину задержали фашисты. На допросе, который вел сам начальник Витебского гестапо Краузе, юная героиня сумела схватить со стола пистолет и уложить фашиста на месте. Та же участь постигла ещё двоих гитлеровцев. Но патроны кончились. Её схватили, пытали, и , ничего не добившись, расстреляли.
Слайд 23.Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Слайд 24.
Уч. 2 Во многих боевых схватках участвовал новгородский партизан пионер Леня Голиков. 13 августа 1942г. он после долгого преследования гитлеровского генерала убил его и захватил очень ценные документы - карту оборонительных сооружений и чертеж новой мины. Слайд 25. 24 января 1943г. у села Станки Псковской области Леня погиб в жестоком бою с гитлеровским карательным отрядом. Юному пионеру посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 26.
Уч. 3 Двенадцатилетний белорусский партизан Марат Казей был разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Слайд 27. В мае 1944г. Марат, выполняя задание, натолкнулся на засаду врага. Не желая сдаваться, юный герой гранатой подорвал себя вместе с подбежавшими к нему гитлеровцами. Слайд 28. За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Слайд 29.
Уч. 4 Много геройских подвигов совершил Валя Котик, юный пионер из города Шепетовки. Однажды он вывел из строя связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве. Не раз Валя был ранен. Выздоравливал и вновь возвращался в партизанский отряд. Слайд 30. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. В феврале 1944г. он скончался от тяжелого ранения на руках товарищей. Слайд 31. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Слайд 32.
Уч. 8
Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
Вед. 1 Прошу всех присутствующих почтить память погибших минутой молчания.
Уч. 1 Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу наши сверстники проявляли чудеса трудового героизма, поэтому и награды получали, как и их сверстники-фронтовики.
Уч. 2 На одном из московских заводов работал фрезеровщиком Мазяш Валентин. Бригада под его руководством систематически перевыполняла нормы выработки. Завод увеличивал изготовление автоматов. При получении оружия на фронтах в упаковке, вместе с автоматами находили записки следующего содержания:
“Дядя красноармеец! Убей немца. Мы делаем автоматы хорошие”
Песня «Женька». Слова К.Ваншенкина, музыка Е.Жарковского.
Уч. 3 Наша землячка, Екатерина Сергеевна Кузнецова во время войны была еще ребенком. В атаку не ходила, не кричала “Ура!”, “За Родину!”. Она принимала участие в строительстве дороги Старый Оскол – Ржава. Рыла лопатой землю, насыпала ее на железнодорожные шпалы. Работала по 18 часов. Дорогу построили за 2 месяца.
Уч. 4 Не оставались в стороне и дошкольники. В редакцию газеты “Омская правда” пришло письмо: “Мне 6 лет. Гитлеровцы выгнали меня из города Сычевки Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдам их на танк.
Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его “Малютка””.
Уч. 5 На призыв девочки откликнулись. Танк “Малютка”, на который дети собрали деньги, был сделан, воевала на нем сержант 56-ой танковой бригады Екатерина Петлюк.
Вед. 2 “Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка “Малютка” 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии” Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И.Сталин
Май,1943 г.
Уч .6 История нашей державы теснейшим образом связана с духовной историей нашего народа. Долгожданная и выстраданная Победа только подтвердила это: радужным салютом прогремела она на светлой седмице – неделе празднования Христова Воскресения. Не было ни одного верующего человека, который не внес бы своего вклада в общее дело.
Слайд 33.
Уч. 7
Задохнулись канонады.
В мире тишина
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Все Лишь бы не забыть,
Уч. 8
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Были черными березы,
Долгими года.
Были выплаканы слезы -
Вдовьи – навсегда…
Вот опять пронзает лето солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Все. Эта память – верьте, люди –
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придет война.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историко- литературная композиция " На войне детей не бывает"
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла, чувство гордости за народ – победитель...
«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны
Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...
Классный час "На войне детей не бывает"
"На войне детей не бывает" В огне войны сгорело детство,Но не прошло бесследно, нет,И носим мы в себе наследство –И боль, и радость грозных лет…Вед. 1 У времени есть своя память – история. И пото...
Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».
Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...
Технологическая карта урока литературного чтения «Жизнь родителей в детях. Папы бывают разные. М. Дружинина «Ой, цветет калина…» К. Л. Валаханович «Папы бывают разные»» ( УМК "Школа России" , 2 класс)
Тема урока «Жизнь родителей в детях. Папы бывают разные. М. Дружинина «Ой, цветет калина…» К. Л. Валаханович «Папы бывают разные»» Тип урока: «открытие...
Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…
Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В преддверии 77-летия...
Методическая разработка историко-литературной композиции «На войне детей не бывает»
На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Судьба каждого из нас всё более зависит от того, насколько мы обладаем ...