Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».
классный час (4 класс)
Сценарий видеоролика «Дети войны».
Задачи:
- Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;
- Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война»;
- Обучать выразительному чтению;
- Способствовать воспитанию в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskaya_aktsiya_posvyashchennaya_dnyu_zashchitnika_otechestva.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 273 им. Л.Ю. Гладышевой
Колпинского района Санкт - Петербурга
Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества,
в рамках военно – патриотического направления,
Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти
Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».
Составил:
учитель начальных классов
Васильева Валентина Владимировна
2021 - 2022 гг.
Санкт – Петербург
Сценарий видеоролика «Дети войны».
Задачи:
- Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;
- Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война»;
- Обучать выразительному чтению;
- Способствовать воспитанию в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.
Начало съемок: на сцене импровизированная кровать и стул возле кровати. В кровати спит девочка, мама рядом на стуле вяжет.
Учитель выступающий в качестве режиссёра дают команду для начала съёмочного процесса: Камера, мотор, съёмка начинается.
Девочка, которой приснился сон. На заднем фоне демонстрируется фрагмент из фильма «Подкидыш»:
Ой, мамочка, какой я ночью сон видела. Представляешь она потерялась…
Мама: Кто, - она?..
Девочка: Ну, она, девочка, маленькая, наверное, как я, мне пять лет…
Мама: Да!
Девочка: Вот, и ей пять лет, как мне понимаешь, и она потерялась, девочка…
И ей помогают другие дети найтись…
Мама: Как это найтись?
Девочка: Мама, ты не понимаешь, найтись - значит домой вернуться, ой, мамочка…
И вот бегут, они бегут…
Мама: Кто бегут?
Девочка: Дети, держат её за руку, и бегут, бегут, бегут…
И тут…
Так страшно…, а они бегут и говорят война, и я проснулась.
Мама, а что такое ВОЙНА?!
Закадровый голос (на фоне музыки)
Ю. Левитан. «Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР».
Мама: Страшное слово ВОЙНА: оно разрушает и убивает то, что называется жизнью, миром, детством…
Видеоролик картины войны в Непокорённом Ленинграде под музыкальное сопровождение В. Кипелова «Непокорённый».
После видеоролика учащиеся читают по ролям стихотворение Елены Тащевой «На Минском шоссе».
Чтецы с 1 по 7: стихотворение разбито для прочтения среди 7 учащихся.
Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Ещё вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.
И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Всё время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.
Что значат взрывы, плач, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зелёной у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?
Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?
Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.
И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг,-
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.
Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И, чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.
Мама: Моя мама не любила рассказывать о войне, о том страшном времени, но темными вечерами всплакнет и скажет, как хорошо, что её сейчас нет.
А потом, как – то сама разговорилась: «Сколько детских жизней она унесла в первый, второй и все последующие страшные дни этой поистине ужасной катастрофы… Многие из этих детей были ещё в маленькой колыбельке, другие на руках у матерей, третьи сидели за школьными партами. Никто не знал, сколько она будет продолжаться, сколько унесёт с собой жизней людей и когда закончатся эти дни и годы, которые им предстояло пережить…»
Видеоролик «Дети Войны» под музыкальное сопровождение Милы Нитич «Дети Войны»
После видеоролика на экране появляется фото заставка «Дети войны» и под музыкальной сопровождение учащийся читает стихотворение.
Чтец 8: Виктор Яганов «Дети войны»
Кастрюля с пареной пшеницей
На самом краешке стола.
Три детских худеньких десницы –
Как неокрепших три крыла.
А за окном февральский ветер
Напоминает о весне.
И нету, кажется, на свете
Пшеницы пареной вкусней.
А самой старшей только восемь –
Для младших нянька день-деньской.
И если в дом войдут и спросят –
Ответит просто, не впервой:
– А мамка наша на заводе,
На фронте папка (третий год),
Как будто тоже на работе:
Закончит смену – и придёт.
Мама: А потом помолчала, и спросила, нет не меня, а так в пустоту: «Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Что он помнит? Что может рассказать? Многое…»
Девочка: Мама, мама, ты что, - плачешь, ты не плачь… (обнимает маму).
Мама: Знаешь, крошка моя, я смеялась в детстве, когда видела, что моя мама делает в словах ошибки, я говорила ей: «Ты такая большая, а пишешь с ошибками…» - и смеялась звонко, заливисто. Мне моя мама в ответ: Эх ты, дети войны… Они рано и быстро взрослели… Они учились читать по сводкам Совинформбюро и серым листам похоронок. Всё рядом: взрыв, школа, похоронка. Школьная жизнь, регулярная, занудная, по расписанию, оказывается такой необходимой. Воистину, нужно что-то потерять, чтобы как следует оценить.
Чтец 9: Владимир Портнов «Баллада о тетради»
Бумажные мешки, нарезав на тетради,
отец израненной рукою линовал.
И я сначала утюгом их гладил,
а уж потом задачки в них решал.
Но их разгладить было невозможно:
измятины, как рытвины дорог.
И как перо ни вел я осторожно,
без кляксы обойтись, увы, не мог.
В мешках возили почту на трехтонке,
в мечтах святых весь город писем ждал,
но чаще приходили похоронки.
Отец израненной рукой их раздавал.
Он становился с каждым днем мрачнее
и наконец осенним серым днем сказал:
«Нет сил... Пиши плотнее...
На фронт вернусь... Тетрадки экономь».
И много лет уже я без отца.
И много лет я берегу тетрадку,
хранящую мешка тугую складку,
не разлинованную до конца.
Чтец 10. Анатолий Передреев. «Я учился писать»
Я учился писать...
Мимо школы – колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт...
Я учился писать
Не спеша, с нажимом, с наклоном.
И скрипело стальное
Защитного цвета перо.
Я учился писать...
Лихорадочно били зенитки,
У войны отвоевывая
Островки тишины.
И таскал я в карманах
Тяжелые рваные слитки,
Как горячие метеориты войны.
Я учился писать...
Где-то плавились танки,
Где-то люди кричали,
Умирая в огне и дыму...
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать.
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою...
Я учился писать!..
Мама: А потом говорила мне: «Мы после учёбы на заводы бежали. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали Родину. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Они наравне со взрослыми выстаивали по 12-14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком… Вот, откуда тут будешь грамотно писать?!.» - и опять замолкала.
Чтец 11: Виктор Радкевич «Баллада о банке варенья»
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашёл,
Как только рабочую премию – банку варенья –
Пред нами, мальчишками, кто – то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины
Повеяло чем – то давно позабытом, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
…Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька,
Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
Ведущий за кадром: Появляется заставка Дневника Тани Савичевой.
Легенды ходят о мужественных защитниках Ленинграда. Находясь в блокадном кольце, в голоде и холоде, жители умирали, но не сдавались. О страшной трагедии тех дней рассказывают странички из дневника 11-летней Тани Савичевой.
Чтец 12:
В нём всего девять страниц. На шести из них – даты. За каждой датой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Леша. Мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.
Потерявшую сознание от голода Таню обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной Ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли.
1 июля 1944 года она умерла.
Минута молчания. Метроном.
Чтец 13 (читает на фоне музыки): Илья Малышев. Стихотворение о Тане
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только чёрные точки.
Пусто и тихо в промёрзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
« Маму и бабушку голод унёс.
Нет больше сил и нет больше слёз.
Умерли дядя, сестрёнка и брат
Смертью голодной…» Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник –
Детского сердца слёзы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!..»
Ведущий за кадром:
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим…
Видеозаставка: Р. Рождественский – Поэма Реквием.
Девочка: Мама, я всё поняла, война – это плохо, но ведь сейчас нет войны, ведь нет.
Мама: Нет доченька, войны нет.
Ведущий за кадром:
Да, много горя принесли война русскому народу. Наверное, не было в стране такой семьи, которой бы не коснулась война…
9 Мая 1945 года впервые праздновался День Победы.
Чтец 14: Игорь Еремин «Возвращение с войны»
Я ждал: отец придет героем,
Сияньем радуя наград
И тем торжественным настроем,
С каким хоть тут же на парад.
Так детство тешится придумкой,
А явь – на голову как снег
Вошел в калитку с тощей сумкой
Полузнакомый человек.
Его таким ни в коем разе
Не ждал я после проводин.
Была рука на перевязи
И орденок всего один.
И блеск в глазах его печальных
Лишь оттенял следы мытарств.
И густ был запах госпитальных
В одежду въевшихся лекарств.
И что в тот миг: любовь, иль жалость,
Иль оба эти чувства враз
Я ощутил?.. Но как-то сжалась
Душа, что слезы вдруг из глаз!
Чтец 15: Ну–ну сынок! - И, сам готовый
Вот-вот слезу пролить, отец
Привлек к себе рукой здоровой:
Не плачь, - сказал. – Войне конец!
И сумку подал, отвлекая
От грустных чувств… Мол, вот смотри,
Не бог весть сумочка какая,
Но есть в ней кое-что внутри.
Я за подарком брал подарок,
И каждый: фляжка на ремне,
Иль электрический фонарик –
Живой восторг рождал во мне.
И так он знать, в глаза бросался,
Что, поглядев со стороны,
Отец и сам заулыбался,
Помолодев, как до войны.
Чтец 16: Как будто б кто раздвинул шторки
И на него луч солнца лег.
И засиял на гимнастерке
Победным блеском орденок.
Потом и впрямь, как на параде,
Мы шли с ним улицей села.
И столько в каждом встречном взгляде
Я видел света и тепла!
К отцу соседи подходили.
Ну вот ведь жив, а ведь иных
Как в сорок первом проводили,
Так хоть бы весточка от них.
И обнимали за беседой,
Как будто брата своего,
И поздравляли - кто с победой,
Кто с возвращением его.
Чтец 17: Валерий Черкесов
На могилу отца не приду,
Потому что не знаю с рожденья,
Где, в каком он скончался году.
Безотцовское поколенье.
- Папа! – звал я ночами. Увы,
Не откликнулся, не появился,
Не погладил моей головы –
Словно с фронта не возвратился.
О война, ты аукнулась так
В наших судьбах и душах!
Невольно
Я сжимаю горячий кулак…
Больно, больно, отец!
Как нам больно.
Чтец 18: Виктор Яганов «Подарок»
Это история. Это не вспомнилось.
Был я тогда совсем ещё юный.
Мне тогда лишь три года исполнилось.
24-е было июня.
Всё позади: утраты и беды.
Всё впереди: дела и свершения.
Год 45-ый, Парад Победы
В день моего рождения.
Мама, какая была погода:
Пасмурно,
Дождь ли шёл травами сочными?
Только я сердцем верю охотно:
У всех на душе было ясно
И солнечно.
Свастика смерти – нет символа злее,
Свастика смерти – как знак покорения,
Пала к подножию Мавзолея,
К детским ногам моего поколения.
Родина-мать, прими обращение:
Спасибо, что нас сберегла,
Как побеги,
Спасибо за то,
Что ты в день рождения
Нам подарила Парад Победы.
Чтец 19: Дедушка. Неизвестный автор.
Когда-то давно мой дедушка
Был мальчишкой таким, как я.
Только детство у него было трудное,
Потому что была война.
Я знаю о ней по книжкам,
Я видел ее в кино -
А дедушка был мальчишкой:
Правда, это было давно.
Он рассказывал мне, как, бывало,
Игрушки откинув прочь,
Работал со старым и малый,
Чтоб солдатам на фронте помочь.
А еще он запомнил, как мама,
Чтобы деток своих спасти,
В тесто отруби добавляла
И пекла этот хлеб в печи.
А еще мне мой дед рассказывал,
Что из картофельной кожуры
Суп варили, и все очень радовались,
Это праздник был для детворы.
Я, конечно, парень неглупый,
Все сумею понять, но никак
Не могу я себе представить,
Чтобы дети жили вот так:
Я хочу тебе, дедушка, милый,
Дать конфеты и шоколад.
Хоть сейчас ты покушай вволю,
И пусть детство вернется назад!
Чтец 20:
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!
Ведущий за кадром: на экране слайд –шоу «Вечный огонь».
Каждый год 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застывают в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь. И пусть пламя Вечного огня, зажженного как символ памяти о жертвах фашизма, как символ скорби о погибших и величайшей гордости за беспримерное мужество, проявленное в боях, освещает наш путь к миру, будит нашу совесть, чтобы мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови!
Девочка: Мама давай порисуем, давай нарисуем небо, солнышко, лисья на деревьях, птиц, мама давай нарисуем мир.
Чтец 21: В этот момент девочка и мама показывают рисунок.
Я нарисую яркое солнце!
Я нарисую синее небо!
Я нарисую свет в оконце!
Я нарисую колосья хлеба!
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их увидеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан Земли!
Учитель выполняющий роль режиссёра: Уважаемые участники видеосъёмок, вы молодцы, видеоролик снят всем спасибо, все свободны.
Список используемых интернет ресурсов:
(нажмите Ctrl и щелкните ссылку)
- картинка дневника Тани Савичевой
- анимационная картинка вечного огня
- картинки победы в войне
- голос Левитана о начале войны скачать
- скачать тревожную музыку о начале войны
- скачать звук метронома
- https://www.youtube.com/watch?v=79hNP-rYusQ
- https://yandex.ru/images/search?text
- http://ya-zemlyak.ru/avtpoesia.asp?id_avt=490
- https://yandex.ru/images/search?text
- https://pandia.ru/text/77/414/94051.php
- https://pikabu.ru/story/vozvrashchenie_s_voynyi_2186506
- https://pikabu.ru/story/v_radkevich_ballada_o_banke_varenya_3325878
- https://www.liveinternet.ru/users/institytka/post310187369/
- https://www.stihi.ru/2008/06/03/1553
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Памяти юных героев посвящается» Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне
В результате мероприятия у детей усилится чувство патриотизма, сформируются гражданские качества личности школьников, более подробно познакомятся со славной боевой историей Великой Отечественной...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»
Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...
Беседа по патриотическому воспитанию «Дети-герои Великой Отечественной войны»
1. Воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки. 2. Обобщение знаний детей о ВОВ.3. Закрепить полученные знания детей о том, как защищал...
Участие в Международной акции "Бессмертные имена: вспомним героев Великой Отечественной войны"
Цель акции: воспитание у детей и молодежи ценностей патриотизма, нравственности, толерантности, формирование активной жизненной позиции....
Открытое мероприятие, посвященное Дню победы «Города –герои Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» (для детей 1-4 классов)
Открытое мероприятие, посвященное Дню победы «Города –герои Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» (для детей 1-4 классов)...
Квест-игра, посвященная Дню Великой Победы «Память о героях Великой Отечественной войны»
Квест-игра,посвященная Дню Великой Победы«Память о героях Великой Отечественной войны»...
Воспитательное мероприятие, посвященное годовщине начала Великой Отечественной войны "Эхо войны"
Данное мероприятие разработано для учащихся 1-4 классо для реализации патриотического воспитания школьников....